РЕШЕНИЕ № 05-24-12 в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска и предпринимателей-перевозчиков пассажиров

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 05-24-12
Дата публикации: 5 марта 2013, 15:37

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-24/12 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «29» октября 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от ответчиков – Полякин А.Е. по доверенности от 04.10.2012, Сидорова Э.А. по доверенности от 04.10.2012; Каверзнев А.В., Борисевич А.Е. по доверенности от 04.10.2012; Лукин Н.Ф.; ИП Круглов В.М.; Ганзюк Л.П. по доверенности от 06.09.2012,

рассмотрев дело № 05-24/12 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Кругловым В.М., ООО   «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения дела № 05-14/12 был установлен факт заключения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – Департамент) договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» с ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Кругловым В.М., ООО «Автоколонна 1407».

При заключении данных договоров не был проведен отбор перевозчиков, в виде открытого конкурса, в целях обеспечения состязательности хозяйствующих субъектов. Действия Департамента и вышеназванных хозяйствующих субъектов привели к заключению антиконкурентного соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Сахалинским УФАС России было возбуждено дело, выделено в отдельное производство, делу присвоен номер № 05-24/12.

Определением от 04.10.2012 Комиссией был привлечен ИП Юн А.Е. в качестве ответчика по делу № 05-24/12.

Представители ответчиков считают, что в их действиях отсутствуют признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, полагают, что соглашение (договор) не является антиконкурентным и не заключено с целью ограничения доступа на рынок других хозяйствующих субъектов.

В рамках рассмотрения дела ответчиками по делу представлены следующие пояснения по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств.

Так, МУП «Транспортная компания» указало, что краткосрочный договор № 32/07 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 01.02.2012 был заключен по предложению Департамента с целью осуществления бесперебойной работы общественного транспорта по регулярным маршрутам города Южно-Сахалинска. Кроме того, одним из условий указанного договора являлось то, что срок его действия ограничивался датой вступления в силу договора с победителем очередного конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск». Следовательно, данная сделка не несет за собой ограничение конкуренции, не ограничивает доступ на рынок пассажирских перевозок других хозсубъектов, а является лишь временной мерой, направленной на обеспечение потребности населения в общественном транспорте, до проведения конкурса на право осуществления перевозок.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Автоколонна 1407», данным Обществом действительно был заключен с Департаментом договор № 11/07 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 12.01.2012 на период подготовки и проведения очередного конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск». Причем, с февраля 2011 года велась активная подготовка к очередному конкурсу: разработаны и утверждены Советом по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска критерии допуска к участию в конкурсе операторов перевозок, допуска транспортных средств к участию в конкурсе и т.д. Однако до настоящего времени конкурс Департаментом не проведен.

По мнению ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (далее – ОАО «ПАТП -1» Общество в установленном законом порядке оказывает населению города Южно-Сахалинска услуги по перевозке пассажиров на основании соответствующей лицензии и договора № 260/07 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 15.12.2011, заключенного с Департаментом. ОАО «ПАТП-1» полагает, что не допускало нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

ИП Юн А.Е. также не согласен с тем, что в его действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Из письменных пояснений ответчика ИП Юн А.Е. от 12.10.2012 года следует, что по результатам проведенного конкурса в марте 2010 года ИП Юн А.Е. был заключен договор с Департаментом городского хозяйства на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск». Однако данным договором не предусмотрено указание по каким маршрутам следовало бы осуществлять пассажирские перевозки.

ИП Юн А.Е. 14.03.2012 года обратился в адрес Департамента с предложением открыть маршрут № 67. В результате данного обращения был заключен договор № 08/12 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 24.04.2012 без какого-либо конкурса.

По мнению ИП Круглова В.М. он работает на основании заключенного договора с Департаментом законно, нарушение антимонопольного законодательства в его действиях отсутствует. Вместе с тем, он готов участвовать в открытом конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам города Южно-Сахалинска.

Как пояснили представители Департамента на заседании Комиссии, последний конкурс Департаментом был проведен в марте 2010 года и с каждым из заявителей по результатам конкурса были заключены договоры, действующие до апреля 2013 года.

Соглашения, заключенные с семью операторами, которые стали предметом разбирательства по данному делу, возникли в результате работы Общественного совета по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска (далее – Совет). Совет определил основных операторов для осуществления перевозок по маршрутной сети г. Южно-Сахалинска, разбитой на лоты, а Департамент заключил с ними соответствующие договоры.  

Несмотря на то, что законодательством требование о проведении конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа не установлено, Департамент в настоящее время готовит конкурсную документацию, и указанный конкурс будет обязательно проведен. Однако, в связи с тем, что с 1 января 2013 года в конкурсной документации необходимо будет учесть требование об оснащении всех транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, системой ГЛОНАСС, Департамент планирует провести конкурс не ранее начала следующего года и подвести итоги конкурса в марте 2013 года.

Комиссия, выслушав доводы ответчиков по делу и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Протоколом совещания рабочей группы перевозчиков по согласованию вариантов лотов маршрутной сети г. Южно-Сахалинска от 12 мая 2011 года рабочая группа рекомендовала Совету по организации работы транспорта принять предлагаемое деление маршрутов городской сети на лоты для проведения конкурса среди операторов. До организации конкурса в целях отработки всех вопросов по обслуживанию лотов маршрутов произвести закрепление отдельных лотов следующим образом:

- Лот № 1 за ОАО «ПАТП-1»;

-Лот № 2 за МУП «Транспортная компания»;

-Лот № 3 за ООО «ПАТП-3»;

-Лот № 4 за ООО «Экспресс-Сервис» (примечание: в настоящее время ИП Со Кен Те);

- Лот № 5 за ИП Круглов В.М.;

- Лот № 6 за ООО «Автоколонна 1407».

Согласно пункту 1.2 Положения об Общественном совете по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 03.08.2011 № 1398 (далее – Положение), Совет не является юридическим лицом. Решения Совета носят рекомендательный характер (пункт 1.6. Положения).

Пунктом 2.2 Положения определено, что Совет дает рекомендации по формированию лотов (групп маршрутов) для последующего распределения между перевозчиками на конкурсной основе.

Как установлено Комиссией и не оспаривалось ответчиками, договоры на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» с вышеуказанными хозяйствующими субъектами заключены Департаментом без проведения открытого конкурса, на основании решения Общественного совета.

Как пояснили представители Департамента на заседании Комиссии, кроме перечисленных шести операторов, договор на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» также заключен и с ИП Юн А.Е.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.    

К вопросам местного значения городского округа, согласно подпункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Также, такая обязанность органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска установлена в пункте 7 части 1 статьи 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятым Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3 (ред. от 29.08.2012).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 28.12.2011 № 2583 (далее – Положение о департаменте), Департамент является органом администрации города Южно-Сахалинска, уполномоченным на решение вопросов местного значения по организации работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере транспорта.

В силу пункта 3.5 Положения о департаменте последний, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет такие функции, как формирование нормативной базы для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с перечнем муниципальных услуг; привлечение необходимого транспорта сторонних организаций и предпринимателей в целях обеспечения условий для предоставления транспортных услуг населению; разработка и утверждение маршрутной сети и расписаний движения по маршрутам и контроль за их соблюдением; составление и ведение паспортов маршрутов, утверждение распределения маршрутов.

В пунктах 1  и   2   постановления   Мэра  города  Южно-Сахалинска  от 25.01.2010

№ 103 «О проведении открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» установлено, что в целях улучшения качества транспортного обслуживания населения необходимо привлекать автотранспорт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулярным перевозкам пассажиров на конкурсной основе; проводить открытые конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.03.2010 № 532 (далее – Порядок), последний разработан в целях обеспечения равного доступа частным перевозчикам на маршруты городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно пункту 3.1 Порядка организатором транспортного обслуживания населения, организатором проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и заказчиком пассажирских перевозок является Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

В силу пункта 3.2 Порядка Департамент выполняет следующие функции в сфере транспортного обслуживания населения:

- рассматривает предложения по формированию оптимальной маршрутной сети, об открытии, изменении или закрытии муниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения;

- утверждает параметры маршрутной сети городского округа, а также паспорта автобусных маршрутов;

- проводит открытые конкурсы на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» на основании утвержденных Департаментом конкурсной документации и состава конкурсной комиссии;

- заключает с перевозчиками договоры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно части 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (часть 4 статьи 447 ГК РФ).

При отсутствии в законе ограничений прав на оказание платных услуг пассажирских перевозок автомобильным транспортом, товарный рынок данных услуг признается равнодоступным для любых его участников.

Таким образом, Департамент, являясь полномочным органом местного самоуправления городского округа «Город Южно-Сахалинск», и руководствуясь вышеуказанными нормами, должен был провести открытый конкурс на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и по результатам конкурса заключить соответствующие договоры с победителями.

Комиссией установлено, что в 2010 году Департаментом был проведен открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск», по результатам которого на конкурсной основе было привлечено 270 единиц транспортных средств для закрытия маршрутной сети городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Однако по результатам этого конкурса предприниматели не получили возможность осуществлять свою деятельность на определенных маршрутах маршрутной сети города Южно-Сахалинска.

Данная возможность Департаментом была предоставлена лишь семи хозяйствующим  субъектам,  путем  заключения  договоров с ОАО «ПАТП-1» (договор № 260/07 от 15.12.2011), МУП «Транспортная компания» (договор № 32/07 от 01.02.2012), ООО Фирма «ПАТП-3» (договор № 15/07 от 19.01.2012), ИП Со Кен Те (договор № 26/07 от 01.02.2012), ИП Кругловым В.М. (договор № 238/07 от 02.12.2011), ООО «Автоколонна 1407»   (договор   № 11/07   от   12.01.2012),  ИП Юн А.Е.  (договор № 08/12 от 24.04.2012).

Названные договоры заключены без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом для заключения таких договоров, что противоречит требованиям закона.

Как пояснили представители ответчиков на заседании Комиссии, маршруты, переданные Департаментом в соответствии с договорами на обслуживание основным операторам, являются исторически сложившимися у данных компаний.

Представленные пояснения лиц, участвующих в настоящем деле, свидетельствуют о разделе рынка пассажирских перевозок на территории города Южно-Сахалинска.

По мнению Комиссии, указанные действия ответчиков являются сговором, т.е. договоренностью участников рынка по перевозкам пассажиров с целью раздела товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглов В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. в сложившейся ситуации не конкурируют ни между собой, ни с другими участниками рынка, что в итоге привело к устранению конкуренции.

В случае проведения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска конкурсных процедур, каждый из претендентов вынужден был бы соответствовать условиям и критериям конкурса, тем самым, в результате улучшить качество своей продукции (услуг).

Указанные факты приводят или могут привести к негативным последствиям экономической ситуации на рынке пассажирских перевозок, что в соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции не допустимо.

Антимонопольным органом установлено, что на территории города Южно-Сахалинска практическую деятельность по пассажирским перевозкам осуществляют не менее семи предпринимателей, имеющих лицензии на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.    

Таким образом, в действиях Департамента, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. содержатся нарушения пункта 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещающему соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Департамент перед заключением договоров с операторами, а именно: ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Кругловым В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. не разместил извещение о необходимости их заключения в средствах массовой информации, в связи с чем, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке перевозки пассажиров, в том числе и те, кто ранее обращался в Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска с предложением о заключении соответствующего договора, не были проинформированы о необходимости обслуживания регулярных маршрутов в городе Южно-Сахалинске и были лишены права претендовать на заключение договора.

Таким образом, доступ на рынок по оказанию услуг по перевозкам пассажиров на маршрутах городской сети был закрыт для других перевозчиков, имеющих соответствующую лицензию.

В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Незаконные   действия   Департамента и  других   ответчиков   по делу № 05-24/12 выразились в принятии решения о распределении маршрутов городской сети среди операторов, а также в дальнейшем в заключении Департаментом с данными хозяйствующими субъектами договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» без проведения соответствующего конкурса.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии  с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 1 статьи 420, пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора (то есть, соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей) возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими федеральными законами или договором.

Достижение соглашения заключается как в достижении договоренности, которая содержится в протоколе рабочей группы перевозчиков от 12 мая 2011 года, так и в договорах.  

Подписание договоров ответчиками по настоящему делу свидетельствует о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

Оценив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. нарушения пунктов 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. нарушившими пункты 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска предписание о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по факту нарушения Закона о защите конкуренции.

stdClass Object ( [vid] => 7909 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 05-24-12 в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска и предпринимателей-перевозчиков пассажиров [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7909 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362454699 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-24/12 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «29» октября 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от ответчиков – Полякин А.Е. по доверенности от 04.10.2012, Сидорова Э.А. по доверенности от 04.10.2012; Каверзнев А.В., Борисевич А.Е. по доверенности от 04.10.2012; Лукин Н.Ф.; ИП Круглов В.М.; Ганзюк Л.П. по доверенности от 06.09.2012,

рассмотрев дело № 05-24/12 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Кругловым В.М., ООО   «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения дела № 05-14/12 был установлен факт заключения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – Департамент) договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» с ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Кругловым В.М., ООО «Автоколонна 1407».

При заключении данных договоров не был проведен отбор перевозчиков, в виде открытого конкурса, в целях обеспечения состязательности хозяйствующих субъектов. Действия Департамента и вышеназванных хозяйствующих субъектов привели к заключению антиконкурентного соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Сахалинским УФАС России было возбуждено дело, выделено в отдельное производство, делу присвоен номер № 05-24/12.

Определением от 04.10.2012 Комиссией был привлечен ИП Юн А.Е. в качестве ответчика по делу № 05-24/12.

Представители ответчиков считают, что в их действиях отсутствуют признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, полагают, что соглашение (договор) не является антиконкурентным и не заключено с целью ограничения доступа на рынок других хозяйствующих субъектов.

В рамках рассмотрения дела ответчиками по делу представлены следующие пояснения по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств.

Так, МУП «Транспортная компания» указало, что краткосрочный договор № 32/07 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 01.02.2012 был заключен по предложению Департамента с целью осуществления бесперебойной работы общественного транспорта по регулярным маршрутам города Южно-Сахалинска. Кроме того, одним из условий указанного договора являлось то, что срок его действия ограничивался датой вступления в силу договора с победителем очередного конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск». Следовательно, данная сделка не несет за собой ограничение конкуренции, не ограничивает доступ на рынок пассажирских перевозок других хозсубъектов, а является лишь временной мерой, направленной на обеспечение потребности населения в общественном транспорте, до проведения конкурса на право осуществления перевозок.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Автоколонна 1407», данным Обществом действительно был заключен с Департаментом договор № 11/07 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 12.01.2012 на период подготовки и проведения очередного конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск». Причем, с февраля 2011 года велась активная подготовка к очередному конкурсу: разработаны и утверждены Советом по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска критерии допуска к участию в конкурсе операторов перевозок, допуска транспортных средств к участию в конкурсе и т.д. Однако до настоящего времени конкурс Департаментом не проведен.

По мнению ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (далее – ОАО «ПАТП -1» Общество в установленном законом порядке оказывает населению города Южно-Сахалинска услуги по перевозке пассажиров на основании соответствующей лицензии и договора № 260/07 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 15.12.2011, заключенного с Департаментом. ОАО «ПАТП-1» полагает, что не допускало нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

ИП Юн А.Е. также не согласен с тем, что в его действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Из письменных пояснений ответчика ИП Юн А.Е. от 12.10.2012 года следует, что по результатам проведенного конкурса в марте 2010 года ИП Юн А.Е. был заключен договор с Департаментом городского хозяйства на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск». Однако данным договором не предусмотрено указание по каким маршрутам следовало бы осуществлять пассажирские перевозки.

ИП Юн А.Е. 14.03.2012 года обратился в адрес Департамента с предложением открыть маршрут № 67. В результате данного обращения был заключен договор № 08/12 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 24.04.2012 без какого-либо конкурса.

По мнению ИП Круглова В.М. он работает на основании заключенного договора с Департаментом законно, нарушение антимонопольного законодательства в его действиях отсутствует. Вместе с тем, он готов участвовать в открытом конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам города Южно-Сахалинска.

Как пояснили представители Департамента на заседании Комиссии, последний конкурс Департаментом был проведен в марте 2010 года и с каждым из заявителей по результатам конкурса были заключены договоры, действующие до апреля 2013 года.

Соглашения, заключенные с семью операторами, которые стали предметом разбирательства по данному делу, возникли в результате работы Общественного совета по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска (далее – Совет). Совет определил основных операторов для осуществления перевозок по маршрутной сети г. Южно-Сахалинска, разбитой на лоты, а Департамент заключил с ними соответствующие договоры.  

Несмотря на то, что законодательством требование о проведении конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа не установлено, Департамент в настоящее время готовит конкурсную документацию, и указанный конкурс будет обязательно проведен. Однако, в связи с тем, что с 1 января 2013 года в конкурсной документации необходимо будет учесть требование об оснащении всех транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, системой ГЛОНАСС, Департамент планирует провести конкурс не ранее начала следующего года и подвести итоги конкурса в марте 2013 года.

Комиссия, выслушав доводы ответчиков по делу и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Протоколом совещания рабочей группы перевозчиков по согласованию вариантов лотов маршрутной сети г. Южно-Сахалинска от 12 мая 2011 года рабочая группа рекомендовала Совету по организации работы транспорта принять предлагаемое деление маршрутов городской сети на лоты для проведения конкурса среди операторов. До организации конкурса в целях отработки всех вопросов по обслуживанию лотов маршрутов произвести закрепление отдельных лотов следующим образом:

- Лот № 1 за ОАО «ПАТП-1»;

-Лот № 2 за МУП «Транспортная компания»;

-Лот № 3 за ООО «ПАТП-3»;

-Лот № 4 за ООО «Экспресс-Сервис» (примечание: в настоящее время ИП Со Кен Те);

- Лот № 5 за ИП Круглов В.М.;

- Лот № 6 за ООО «Автоколонна 1407».

Согласно пункту 1.2 Положения об Общественном совете по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 03.08.2011 № 1398 (далее – Положение), Совет не является юридическим лицом. Решения Совета носят рекомендательный характер (пункт 1.6. Положения).

Пунктом 2.2 Положения определено, что Совет дает рекомендации по формированию лотов (групп маршрутов) для последующего распределения между перевозчиками на конкурсной основе.

Как установлено Комиссией и не оспаривалось ответчиками, договоры на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» с вышеуказанными хозяйствующими субъектами заключены Департаментом без проведения открытого конкурса, на основании решения Общественного совета.

Как пояснили представители Департамента на заседании Комиссии, кроме перечисленных шести операторов, договор на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» также заключен и с ИП Юн А.Е.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.    

К вопросам местного значения городского округа, согласно подпункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Также, такая обязанность органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска установлена в пункте 7 части 1 статьи 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятым Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3 (ред. от 29.08.2012).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 28.12.2011 № 2583 (далее – Положение о департаменте), Департамент является органом администрации города Южно-Сахалинска, уполномоченным на решение вопросов местного значения по организации работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере транспорта.

В силу пункта 3.5 Положения о департаменте последний, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет такие функции, как формирование нормативной базы для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с перечнем муниципальных услуг; привлечение необходимого транспорта сторонних организаций и предпринимателей в целях обеспечения условий для предоставления транспортных услуг населению; разработка и утверждение маршрутной сети и расписаний движения по маршрутам и контроль за их соблюдением; составление и ведение паспортов маршрутов, утверждение распределения маршрутов.

В пунктах 1  и   2   постановления   Мэра  города  Южно-Сахалинска  от 25.01.2010

№ 103 «О проведении открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» установлено, что в целях улучшения качества транспортного обслуживания населения необходимо привлекать автотранспорт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулярным перевозкам пассажиров на конкурсной основе; проводить открытые конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.03.2010 № 532 (далее – Порядок), последний разработан в целях обеспечения равного доступа частным перевозчикам на маршруты городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно пункту 3.1 Порядка организатором транспортного обслуживания населения, организатором проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и заказчиком пассажирских перевозок является Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

В силу пункта 3.2 Порядка Департамент выполняет следующие функции в сфере транспортного обслуживания населения:

- рассматривает предложения по формированию оптимальной маршрутной сети, об открытии, изменении или закрытии муниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения;

- утверждает параметры маршрутной сети городского округа, а также паспорта автобусных маршрутов;

- проводит открытые конкурсы на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» на основании утвержденных Департаментом конкурсной документации и состава конкурсной комиссии;

- заключает с перевозчиками договоры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно части 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (часть 4 статьи 447 ГК РФ).

При отсутствии в законе ограничений прав на оказание платных услуг пассажирских перевозок автомобильным транспортом, товарный рынок данных услуг признается равнодоступным для любых его участников.

Таким образом, Департамент, являясь полномочным органом местного самоуправления городского округа «Город Южно-Сахалинск», и руководствуясь вышеуказанными нормами, должен был провести открытый конкурс на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и по результатам конкурса заключить соответствующие договоры с победителями.

Комиссией установлено, что в 2010 году Департаментом был проведен открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск», по результатам которого на конкурсной основе было привлечено 270 единиц транспортных средств для закрытия маршрутной сети городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Однако по результатам этого конкурса предприниматели не получили возможность осуществлять свою деятельность на определенных маршрутах маршрутной сети города Южно-Сахалинска.

Данная возможность Департаментом была предоставлена лишь семи хозяйствующим  субъектам,  путем  заключения  договоров с ОАО «ПАТП-1» (договор № 260/07 от 15.12.2011), МУП «Транспортная компания» (договор № 32/07 от 01.02.2012), ООО Фирма «ПАТП-3» (договор № 15/07 от 19.01.2012), ИП Со Кен Те (договор № 26/07 от 01.02.2012), ИП Кругловым В.М. (договор № 238/07 от 02.12.2011), ООО «Автоколонна 1407»   (договор   № 11/07   от   12.01.2012),  ИП Юн А.Е.  (договор № 08/12 от 24.04.2012).

Названные договоры заключены без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом для заключения таких договоров, что противоречит требованиям закона.

Как пояснили представители ответчиков на заседании Комиссии, маршруты, переданные Департаментом в соответствии с договорами на обслуживание основным операторам, являются исторически сложившимися у данных компаний.

Представленные пояснения лиц, участвующих в настоящем деле, свидетельствуют о разделе рынка пассажирских перевозок на территории города Южно-Сахалинска.

По мнению Комиссии, указанные действия ответчиков являются сговором, т.е. договоренностью участников рынка по перевозкам пассажиров с целью раздела товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглов В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. в сложившейся ситуации не конкурируют ни между собой, ни с другими участниками рынка, что в итоге привело к устранению конкуренции.

В случае проведения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска конкурсных процедур, каждый из претендентов вынужден был бы соответствовать условиям и критериям конкурса, тем самым, в результате улучшить качество своей продукции (услуг).

Указанные факты приводят или могут привести к негативным последствиям экономической ситуации на рынке пассажирских перевозок, что в соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции не допустимо.

Антимонопольным органом установлено, что на территории города Южно-Сахалинска практическую деятельность по пассажирским перевозкам осуществляют не менее семи предпринимателей, имеющих лицензии на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.    

Таким образом, в действиях Департамента, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. содержатся нарушения пункта 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещающему соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Департамент перед заключением договоров с операторами, а именно: ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Кругловым В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. не разместил извещение о необходимости их заключения в средствах массовой информации, в связи с чем, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке перевозки пассажиров, в том числе и те, кто ранее обращался в Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска с предложением о заключении соответствующего договора, не были проинформированы о необходимости обслуживания регулярных маршрутов в городе Южно-Сахалинске и были лишены права претендовать на заключение договора.

Таким образом, доступ на рынок по оказанию услуг по перевозкам пассажиров на маршрутах городской сети был закрыт для других перевозчиков, имеющих соответствующую лицензию.

В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Незаконные   действия   Департамента и  других   ответчиков   по делу № 05-24/12 выразились в принятии решения о распределении маршрутов городской сети среди операторов, а также в дальнейшем в заключении Департаментом с данными хозяйствующими субъектами договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» без проведения соответствующего конкурса.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии  с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 1 статьи 420, пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора (то есть, соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей) возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими федеральными законами или договором.

Достижение соглашения заключается как в достижении договоренности, которая содержится в протоколе рабочей группы перевозчиков от 12 мая 2011 года, так и в договорах.  

Подписание договоров ответчиками по настоящему делу свидетельствует о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

Оценив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. нарушения пунктов 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. нарушившими пункты 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска предписание о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по факту нарушения Закона о защите конкуренции.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-24/12 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «29» октября 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от ответчиков – Полякин А.Е. по доверенности от 04.10.2012, Сидорова Э.А. по доверенности от 04.10.2012; Каверзнев А.В., Борисевич А.Е. по доверенности от 04.10.2012; Лукин Н.Ф.; ИП Круглов В.М.; Ганзюк Л.П. по доверенности от 06.09.2012,

рассмотрев дело № 05-24/12 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Кругловым В.М., ООО   «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения дела № 05-14/12 был установлен факт заключения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – Департамент) договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» с ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Кругловым В.М., ООО «Автоколонна 1407».

При заключении данных договоров не был проведен отбор перевозчиков, в виде открытого конкурса, в целях обеспечения состязательности хозяйствующих субъектов. Действия Департамента и вышеназванных хозяйствующих субъектов привели к заключению антиконкурентного соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Сахалинским УФАС России было возбуждено дело, выделено в отдельное производство, делу присвоен номер № 05-24/12.

Определением от 04.10.2012 Комиссией был привлечен ИП Юн А.Е. в качестве ответчика по делу № 05-24/12.

Представители ответчиков считают, что в их действиях отсутствуют признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, полагают, что соглашение (договор) не является антиконкурентным и не заключено с целью ограничения доступа на рынок других хозяйствующих субъектов.

В рамках рассмотрения дела ответчиками по делу представлены следующие пояснения по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств.

Так, МУП «Транспортная компания» указало, что краткосрочный договор № 32/07 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 01.02.2012 был заключен по предложению Департамента с целью осуществления бесперебойной работы общественного транспорта по регулярным маршрутам города Южно-Сахалинска. Кроме того, одним из условий указанного договора являлось то, что срок его действия ограничивался датой вступления в силу договора с победителем очередного конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск». Следовательно, данная сделка не несет за собой ограничение конкуренции, не ограничивает доступ на рынок пассажирских перевозок других хозсубъектов, а является лишь временной мерой, направленной на обеспечение потребности населения в общественном транспорте, до проведения конкурса на право осуществления перевозок.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Автоколонна 1407», данным Обществом действительно был заключен с Департаментом договор № 11/07 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 12.01.2012 на период подготовки и проведения очередного конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск». Причем, с февраля 2011 года велась активная подготовка к очередному конкурсу: разработаны и утверждены Советом по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска критерии допуска к участию в конкурсе операторов перевозок, допуска транспортных средств к участию в конкурсе и т.д. Однако до настоящего времени конкурс Департаментом не проведен.

По мнению ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (далее – ОАО «ПАТП -1» Общество в установленном законом порядке оказывает населению города Южно-Сахалинска услуги по перевозке пассажиров на основании соответствующей лицензии и договора № 260/07 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 15.12.2011, заключенного с Департаментом. ОАО «ПАТП-1» полагает, что не допускало нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

ИП Юн А.Е. также не согласен с тем, что в его действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Из письменных пояснений ответчика ИП Юн А.Е. от 12.10.2012 года следует, что по результатам проведенного конкурса в марте 2010 года ИП Юн А.Е. был заключен договор с Департаментом городского хозяйства на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск». Однако данным договором не предусмотрено указание по каким маршрутам следовало бы осуществлять пассажирские перевозки.

ИП Юн А.Е. 14.03.2012 года обратился в адрес Департамента с предложением открыть маршрут № 67. В результате данного обращения был заключен договор № 08/12 «На право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 24.04.2012 без какого-либо конкурса.

По мнению ИП Круглова В.М. он работает на основании заключенного договора с Департаментом законно, нарушение антимонопольного законодательства в его действиях отсутствует. Вместе с тем, он готов участвовать в открытом конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам города Южно-Сахалинска.

Как пояснили представители Департамента на заседании Комиссии, последний конкурс Департаментом был проведен в марте 2010 года и с каждым из заявителей по результатам конкурса были заключены договоры, действующие до апреля 2013 года.

Соглашения, заключенные с семью операторами, которые стали предметом разбирательства по данному делу, возникли в результате работы Общественного совета по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска (далее – Совет). Совет определил основных операторов для осуществления перевозок по маршрутной сети г. Южно-Сахалинска, разбитой на лоты, а Департамент заключил с ними соответствующие договоры.  

Несмотря на то, что законодательством требование о проведении конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа не установлено, Департамент в настоящее время готовит конкурсную документацию, и указанный конкурс будет обязательно проведен. Однако, в связи с тем, что с 1 января 2013 года в конкурсной документации необходимо будет учесть требование об оснащении всех транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, системой ГЛОНАСС, Департамент планирует провести конкурс не ранее начала следующего года и подвести итоги конкурса в марте 2013 года.

Комиссия, выслушав доводы ответчиков по делу и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Протоколом совещания рабочей группы перевозчиков по согласованию вариантов лотов маршрутной сети г. Южно-Сахалинска от 12 мая 2011 года рабочая группа рекомендовала Совету по организации работы транспорта принять предлагаемое деление маршрутов городской сети на лоты для проведения конкурса среди операторов. До организации конкурса в целях отработки всех вопросов по обслуживанию лотов маршрутов произвести закрепление отдельных лотов следующим образом:

- Лот № 1 за ОАО «ПАТП-1»;

-Лот № 2 за МУП «Транспортная компания»;

-Лот № 3 за ООО «ПАТП-3»;

-Лот № 4 за ООО «Экспресс-Сервис» (примечание: в настоящее время ИП Со Кен Те);

- Лот № 5 за ИП Круглов В.М.;

- Лот № 6 за ООО «Автоколонна 1407».

Согласно пункту 1.2 Положения об Общественном совете по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 03.08.2011 № 1398 (далее – Положение), Совет не является юридическим лицом. Решения Совета носят рекомендательный характер (пункт 1.6. Положения).

Пунктом 2.2 Положения определено, что Совет дает рекомендации по формированию лотов (групп маршрутов) для последующего распределения между перевозчиками на конкурсной основе.

Как установлено Комиссией и не оспаривалось ответчиками, договоры на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» с вышеуказанными хозяйствующими субъектами заключены Департаментом без проведения открытого конкурса, на основании решения Общественного совета.

Как пояснили представители Департамента на заседании Комиссии, кроме перечисленных шести операторов, договор на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» также заключен и с ИП Юн А.Е.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.    

К вопросам местного значения городского округа, согласно подпункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Также, такая обязанность органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска установлена в пункте 7 части 1 статьи 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятым Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3 (ред. от 29.08.2012).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 28.12.2011 № 2583 (далее – Положение о департаменте), Департамент является органом администрации города Южно-Сахалинска, уполномоченным на решение вопросов местного значения по организации работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере транспорта.

В силу пункта 3.5 Положения о департаменте последний, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет такие функции, как формирование нормативной базы для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с перечнем муниципальных услуг; привлечение необходимого транспорта сторонних организаций и предпринимателей в целях обеспечения условий для предоставления транспортных услуг населению; разработка и утверждение маршрутной сети и расписаний движения по маршрутам и контроль за их соблюдением; составление и ведение паспортов маршрутов, утверждение распределения маршрутов.

В пунктах 1  и   2   постановления   Мэра  города  Южно-Сахалинска  от 25.01.2010

№ 103 «О проведении открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» установлено, что в целях улучшения качества транспортного обслуживания населения необходимо привлекать автотранспорт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулярным перевозкам пассажиров на конкурсной основе; проводить открытые конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.03.2010 № 532 (далее – Порядок), последний разработан в целях обеспечения равного доступа частным перевозчикам на маршруты городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно пункту 3.1 Порядка организатором транспортного обслуживания населения, организатором проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и заказчиком пассажирских перевозок является Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

В силу пункта 3.2 Порядка Департамент выполняет следующие функции в сфере транспортного обслуживания населения:

- рассматривает предложения по формированию оптимальной маршрутной сети, об открытии, изменении или закрытии муниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения;

- утверждает параметры маршрутной сети городского округа, а также паспорта автобусных маршрутов;

- проводит открытые конкурсы на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» на основании утвержденных Департаментом конкурсной документации и состава конкурсной комиссии;

- заключает с перевозчиками договоры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно части 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (часть 4 статьи 447 ГК РФ).

При отсутствии в законе ограничений прав на оказание платных услуг пассажирских перевозок автомобильным транспортом, товарный рынок данных услуг признается равнодоступным для любых его участников.

Таким образом, Департамент, являясь полномочным органом местного самоуправления городского округа «Город Южно-Сахалинск», и руководствуясь вышеуказанными нормами, должен был провести открытый конкурс на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и по результатам конкурса заключить соответствующие договоры с победителями.

Комиссией установлено, что в 2010 году Департаментом был проведен открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск», по результатам которого на конкурсной основе было привлечено 270 единиц транспортных средств для закрытия маршрутной сети городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Однако по результатам этого конкурса предприниматели не получили возможность осуществлять свою деятельность на определенных маршрутах маршрутной сети города Южно-Сахалинска.

Данная возможность Департаментом была предоставлена лишь семи хозяйствующим  субъектам,  путем  заключения  договоров с ОАО «ПАТП-1» (договор № 260/07 от 15.12.2011), МУП «Транспортная компания» (договор № 32/07 от 01.02.2012), ООО Фирма «ПАТП-3» (договор № 15/07 от 19.01.2012), ИП Со Кен Те (договор № 26/07 от 01.02.2012), ИП Кругловым В.М. (договор № 238/07 от 02.12.2011), ООО «Автоколонна 1407»   (договор   № 11/07   от   12.01.2012),  ИП Юн А.Е.  (договор № 08/12 от 24.04.2012).

Названные договоры заключены без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом для заключения таких договоров, что противоречит требованиям закона.

Как пояснили представители ответчиков на заседании Комиссии, маршруты, переданные Департаментом в соответствии с договорами на обслуживание основным операторам, являются исторически сложившимися у данных компаний.

Представленные пояснения лиц, участвующих в настоящем деле, свидетельствуют о разделе рынка пассажирских перевозок на территории города Южно-Сахалинска.

По мнению Комиссии, указанные действия ответчиков являются сговором, т.е. договоренностью участников рынка по перевозкам пассажиров с целью раздела товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглов В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. в сложившейся ситуации не конкурируют ни между собой, ни с другими участниками рынка, что в итоге привело к устранению конкуренции.

В случае проведения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска конкурсных процедур, каждый из претендентов вынужден был бы соответствовать условиям и критериям конкурса, тем самым, в результате улучшить качество своей продукции (услуг).

Указанные факты приводят или могут привести к негативным последствиям экономической ситуации на рынке пассажирских перевозок, что в соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции не допустимо.

Антимонопольным органом установлено, что на территории города Южно-Сахалинска практическую деятельность по пассажирским перевозкам осуществляют не менее семи предпринимателей, имеющих лицензии на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.    

Таким образом, в действиях Департамента, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. содержатся нарушения пункта 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещающему соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Департамент перед заключением договоров с операторами, а именно: ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Кругловым В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. не разместил извещение о необходимости их заключения в средствах массовой информации, в связи с чем, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке перевозки пассажиров, в том числе и те, кто ранее обращался в Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска с предложением о заключении соответствующего договора, не были проинформированы о необходимости обслуживания регулярных маршрутов в городе Южно-Сахалинске и были лишены права претендовать на заключение договора.

Таким образом, доступ на рынок по оказанию услуг по перевозкам пассажиров на маршрутах городской сети был закрыт для других перевозчиков, имеющих соответствующую лицензию.

В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Незаконные   действия   Департамента и  других   ответчиков   по делу № 05-24/12 выразились в принятии решения о распределении маршрутов городской сети среди операторов, а также в дальнейшем в заключении Департаментом с данными хозяйствующими субъектами договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» без проведения соответствующего конкурса.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии  с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 1 статьи 420, пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора (то есть, соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей) возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими федеральными законами или договором.

Достижение соглашения заключается как в достижении договоренности, которая содержится в протоколе рабочей группы перевозчиков от 12 мая 2011 года, так и в договорах.  

Подписание договоров ответчиками по настоящему делу свидетельствует о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

Оценив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. нарушения пунктов 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407», ИП Юн А.Е. нарушившими пункты 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска предписание о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по факту нарушения Закона о защите конкуренции.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-24-12 [format] => [safe_value] => 05-24-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 03:37:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 03:37:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362454699 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )