РЕШЕНИЕ № 05-23/12 в отношении городского собрания ГО «Город Южно-Сахалинск»

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 05-23/12
Дата публикации: 5 марта 2013, 15:36

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» сентября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «18» сентября 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от ответчика – Зубова И.А. по доверенности;

от заинтересованного лица – директор МУП «Бюро ритуальных услуг» городского округа «Город Южно-Сахалинск» Дубинин В.П.,

рассмотрев дело № 05-23/12 по признакам нарушения городским Собранием городского округа «Город Южно-Сахалинск» частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области был проведен анализ Порядка организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного Решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 21.04.2004 № 654/83-04-2 (в ред. Решения городского Собрания от 27.02.2008 № 990/47-08-3) «О порядке организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Порядок).

В результате анализа указанного нормативного правового акта Сахалинским УФАС России были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в п.п. 3.3., 3.9., 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.8., 7.10., абзацах 2, 9, 11 пункта 8.2., разделе 9 Порядка.

В связи с изложенным, в  соответствии с Приказом Сахалинского УФАС России  от  06.08.2012  № 141  по  собственной инициативе  было  возбуждено  дело № 05-23/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Собрание, ответчик), принявшего данный Порядок.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства в указанных выше положениях Порядка не признала, считает, что Порядок не противоречит законодательству.

Представитель заинтересованного лица доводы ответчика поддержал, также считает, что Порядок соответствует Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.   

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка муниципальные общественные кладбища внесены в реестр имущества городского округа «Город Южно-Сахалинск». Учет муниципальных общественных кладбищ осуществляет структурное подразделение администрации города, наделенное функциями по управлению муниципальной собственностью. Кладбища передаются на обслуживание специализированной службе по вопросам похоронного дела по договору.

Частями 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Согласно части 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 1 статьи 2 и части 3 статьи 17 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.

В силу пункта 3.9. указанного Порядка выделение земельного участка на муниципальных кладбищах под одно захоронение, а также с резервом одного места производится бесплатно специализированной службой в соответствии с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление хозяйствующим субъектом функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.

Согласно пункту 7.2. Порядка заказы на подготовку (копку) могил под погребение производятся не менее чем за 24 часа до захоронения в специализированной службе, обслуживающей кладбище, родными и близкими умершего, законным представителем либо организацией любой формы собственности, оказывающей ритуальные услуги, на основании свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГСа.

В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Согласно статье 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок.

Вместе с тем, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 данного Закона (статья 10 Закона о погребении).

Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, Законом о погребении предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Пунктом 7.2. Порядка специализированной службе передано исключительное право осуществлять деятельность по захоронению и погребению, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 7.3. Порядка установлено, что после проведения погребения лицу, оформляющему документы на захоронение, выдается администрацией кладбища «Удостоверение о захоронении».

Каждое захоронение регистрируется администрацией кладбища в книге установленной формы с указанием порядковых номеров участка захоронения и могилы (пункт 7.4. Порядка).

Надмогильные сооружения (памятники, оградки, цветники, цоколи и др.) на могилах устанавливаются по согласованию с администрацией специализированной службы, обслуживающей муниципальное кладбище (пункт 7.6. Порядка).

 

Установка надмогильных сооружений регистрируется администрацией кладбища в специальной книге с указанием участка, сектора и номера могилы, фамилии, имени, отчества захороненного, даты установки, габаритных размеров и материала сооружения (пункт 7.8. Порядка). Установка надмогильных сооружений за пределами отведенного земельного участка, а также с превышением установленных размеров запрещается. Лица, допустившие нарушения, обязаны устранить их за счет собственных сил и средств в течение одного месяца с момента предупреждения специализированной службой (пункт 7.10. Порядка). Абзацами 2, 9, 11 пункта 8.2. Порядка запрещается устанавливать, переделывать, снимать памятники и другие надмогильные сооружения без согласования со специализированной службой, обслуживающей кладбище; торговать цветами, предметами похоронного ритуала и материалами по благоустройству могил, если на это нет разрешения (договора) с администрацией специализированной службы, обслуживающей кладбище; проезд на территорию кладбища транспортных средств (кроме автокатафалка при производстве захоронения и автомобиля, оборудованного специальным знаком «инвалид») без согласования с администрацией кладбища и администрацией специализированной службы.

Из анализа вышеперечисленных пунктов следует, что специализированной службе по вопросам похоронного дела фактически переданы функции контрольно-распорядительного характера, в том числе: по регистрации захоронения с выдачей ответственному за захоронение лицу (организации) соответствующего удостоверения; по ведению реестра учета захоронений; по своевременной подготовке (копке) могил в соответствии со счетом-заказом; по выделению земельных участков под погребение; по обеспечению работы общественных туалетов, систематической уборке дорог общего пользования; по постоянному содержанию в надлежащем порядке братских могил и могил, находящихся под охраной государства; по соблюдению Правил пожарной безопасности и др. (раздел 9 Порядка).

Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи указанному хозяйствующему субъекту полномочий органа местного самоуправления, в том числе по содержанию кладбищ.

Содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения (функциям) органов местного самоуправления городского округа.

Таким образом, городское Собрание городского округа «Город Южно-Сахалинск» своим Решением от 21.04.2004 № 654/83-04-2 наделило МУП «Бюро ритуальных услуг» городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – МУП «БРУ») функциями органа местного самоуправления и создало преимущественные условия для данного хозяйствующего субъекта, что ущемляет права и законные интересы лиц, осуществляющих свою деятельность на том же рынке услуг.

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании распоряжения Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью от 04.04.2011 № 312-р «Об утверждении изменения в Устав муниципального унитарного предприятия «Бюро ритуальных услуг» муниципального образования «Город Южно-Сахалинск» специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» является муниципальное унитарное предприятие «Бюро ритуальных услуг».

Согласно пунктов 1.7., 2.1., 2.4. Устава МУП «БРУ» предприятие является коммерческой организацией, создано в целях оказания ритуальных услуг за плату.

Закон о погребении регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Согласно части 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы и Закон о погребении не ограничивает неспециализированные организации на занятие последним видом деятельности.

Кроме того, принятым городским Собранием нормативным актом специализированной службе предоставлены преимущества по осуществлению на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» деятельности по оказанию услуг по погребению по отношению к иным хозяйствующим субъектам, не имеющим статуса специализированной службы по похоронному делу.

Между тем, статьями 6, 9, 10, 12 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере. Специализированные же службы создаются органами местного самоуправления с целью реализации предусмотренных статьей 9 указанного Закона гарантий, которые заключаются в возможности бесплатного получения лицом, взявшим на себя обязанности по погребению, определенного указанной статьей перечня услуг, с последующим возмещением специализированной службе их стоимости в порядке, предусмотренном в части 3 данной статьи.

Таким образом, Порядком организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» специализированной службе переданы не только функции органа местного самоуправления, но и созданы преимущественные условия для данного хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичные услуги на товарном рынке ритуальных услуг, что противоречит не только статьям 18, 25 Закона о погребении, но и статье 15 Закона о защите конкуренции, а также статье 16 Закона о местном самоуправлении.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Как следует из статьи 34 Закона о местном самоуправлении структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно регламента городского Собрания города Южно-Сахалинска, утвержденного Решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 05.11.2009 № 5/1-09-4, городское Собрание является представительным органом городского округа «Город Южно-Сахалинск».

К вопросам местного значения городского округа, в силу пункта 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Также, такая обязанность органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска установлена в пункте 23 части 1 статьи 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятым Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3 (ред. от 18.04.2012).

Таким образом, принятым городским Собранием нормативным актом специализированной службе МУП «БРУ» предоставлены преимущества по осуществлению на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» деятельности по оказанию услуг по погребению по отношению к иным хозяйствующим субъектам, не имеющим статуса специализированной службы по похоронному делу.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; создание дискриминационных условий.

 В части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Порядок организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденный Решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 21.04.2004 № 654/83-04-2, содержит положения, а именно: пункты 3.3., 3.9., 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.8., 7.10., 8.2., раздел 9, противоречащие антимонопольному законодательству.

В действиях городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 8 части 1, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, Комиссия управления Федеральной антимонопольной  службы  по  Сахалинской   области, рассмотрев  материалы  дела № 05-23/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать городское Собрание городского округа «Город Южно-Сахалинск» нарушившим пункты 2, 8 части 1, часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии пунктов 3.3., 3.9., 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.8., 7.10., 8.2., раздела 9 Порядка организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного Решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 21.04.2004 № 654/83-04-2 (в ред. Решения городского Собрания от 27.02.2008 № 990/47-08-3) «О порядке организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», которые привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг, а также в наделении МУП «Бюро ритуальных услуг» городского округа «Город Южно-Сахалинск» функциями и правами органа местного самоуправления.

2. Выдать городскому Собранию городского округа «Город Южно-Сахалинск» предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по факту нарушения Закона о защите конкуренции.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 7908 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 05-23/12 в отношении городского собрания ГО «Город Южно-Сахалинск» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7908 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362454636 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» сентября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «18» сентября 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от ответчика – Зубова И.А. по доверенности;

от заинтересованного лица – директор МУП «Бюро ритуальных услуг» городского округа «Город Южно-Сахалинск» Дубинин В.П.,

рассмотрев дело № 05-23/12 по признакам нарушения городским Собранием городского округа «Город Южно-Сахалинск» частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области был проведен анализ Порядка организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного Решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 21.04.2004 № 654/83-04-2 (в ред. Решения городского Собрания от 27.02.2008 № 990/47-08-3) «О порядке организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Порядок).

В результате анализа указанного нормативного правового акта Сахалинским УФАС России были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в п.п. 3.3., 3.9., 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.8., 7.10., абзацах 2, 9, 11 пункта 8.2., разделе 9 Порядка.

В связи с изложенным, в  соответствии с Приказом Сахалинского УФАС России  от  06.08.2012  № 141  по  собственной инициативе  было  возбуждено  дело № 05-23/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Собрание, ответчик), принявшего данный Порядок.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства в указанных выше положениях Порядка не признала, считает, что Порядок не противоречит законодательству.

Представитель заинтересованного лица доводы ответчика поддержал, также считает, что Порядок соответствует Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.   

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка муниципальные общественные кладбища внесены в реестр имущества городского округа «Город Южно-Сахалинск». Учет муниципальных общественных кладбищ осуществляет структурное подразделение администрации города, наделенное функциями по управлению муниципальной собственностью. Кладбища передаются на обслуживание специализированной службе по вопросам похоронного дела по договору.

Частями 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Согласно части 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 1 статьи 2 и части 3 статьи 17 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.

В силу пункта 3.9. указанного Порядка выделение земельного участка на муниципальных кладбищах под одно захоронение, а также с резервом одного места производится бесплатно специализированной службой в соответствии с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление хозяйствующим субъектом функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.

Согласно пункту 7.2. Порядка заказы на подготовку (копку) могил под погребение производятся не менее чем за 24 часа до захоронения в специализированной службе, обслуживающей кладбище, родными и близкими умершего, законным представителем либо организацией любой формы собственности, оказывающей ритуальные услуги, на основании свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГСа.

В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Согласно статье 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок.

Вместе с тем, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 данного Закона (статья 10 Закона о погребении).

Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, Законом о погребении предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Пунктом 7.2. Порядка специализированной службе передано исключительное право осуществлять деятельность по захоронению и погребению, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 7.3. Порядка установлено, что после проведения погребения лицу, оформляющему документы на захоронение, выдается администрацией кладбища «Удостоверение о захоронении».

Каждое захоронение регистрируется администрацией кладбища в книге установленной формы с указанием порядковых номеров участка захоронения и могилы (пункт 7.4. Порядка).

Надмогильные сооружения (памятники, оградки, цветники, цоколи и др.) на могилах устанавливаются по согласованию с администрацией специализированной службы, обслуживающей муниципальное кладбище (пункт 7.6. Порядка).

 

Установка надмогильных сооружений регистрируется администрацией кладбища в специальной книге с указанием участка, сектора и номера могилы, фамилии, имени, отчества захороненного, даты установки, габаритных размеров и материала сооружения (пункт 7.8. Порядка). Установка надмогильных сооружений за пределами отведенного земельного участка, а также с превышением установленных размеров запрещается. Лица, допустившие нарушения, обязаны устранить их за счет собственных сил и средств в течение одного месяца с момента предупреждения специализированной службой (пункт 7.10. Порядка). Абзацами 2, 9, 11 пункта 8.2. Порядка запрещается устанавливать, переделывать, снимать памятники и другие надмогильные сооружения без согласования со специализированной службой, обслуживающей кладбище; торговать цветами, предметами похоронного ритуала и материалами по благоустройству могил, если на это нет разрешения (договора) с администрацией специализированной службы, обслуживающей кладбище; проезд на территорию кладбища транспортных средств (кроме автокатафалка при производстве захоронения и автомобиля, оборудованного специальным знаком «инвалид») без согласования с администрацией кладбища и администрацией специализированной службы.

Из анализа вышеперечисленных пунктов следует, что специализированной службе по вопросам похоронного дела фактически переданы функции контрольно-распорядительного характера, в том числе: по регистрации захоронения с выдачей ответственному за захоронение лицу (организации) соответствующего удостоверения; по ведению реестра учета захоронений; по своевременной подготовке (копке) могил в соответствии со счетом-заказом; по выделению земельных участков под погребение; по обеспечению работы общественных туалетов, систематической уборке дорог общего пользования; по постоянному содержанию в надлежащем порядке братских могил и могил, находящихся под охраной государства; по соблюдению Правил пожарной безопасности и др. (раздел 9 Порядка).

Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи указанному хозяйствующему субъекту полномочий органа местного самоуправления, в том числе по содержанию кладбищ.

Содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения (функциям) органов местного самоуправления городского округа.

Таким образом, городское Собрание городского округа «Город Южно-Сахалинск» своим Решением от 21.04.2004 № 654/83-04-2 наделило МУП «Бюро ритуальных услуг» городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – МУП «БРУ») функциями органа местного самоуправления и создало преимущественные условия для данного хозяйствующего субъекта, что ущемляет права и законные интересы лиц, осуществляющих свою деятельность на том же рынке услуг.

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании распоряжения Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью от 04.04.2011 № 312-р «Об утверждении изменения в Устав муниципального унитарного предприятия «Бюро ритуальных услуг» муниципального образования «Город Южно-Сахалинск» специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» является муниципальное унитарное предприятие «Бюро ритуальных услуг».

Согласно пунктов 1.7., 2.1., 2.4. Устава МУП «БРУ» предприятие является коммерческой организацией, создано в целях оказания ритуальных услуг за плату.

Закон о погребении регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Согласно части 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы и Закон о погребении не ограничивает неспециализированные организации на занятие последним видом деятельности.

Кроме того, принятым городским Собранием нормативным актом специализированной службе предоставлены преимущества по осуществлению на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» деятельности по оказанию услуг по погребению по отношению к иным хозяйствующим субъектам, не имеющим статуса специализированной службы по похоронному делу.

Между тем, статьями 6, 9, 10, 12 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере. Специализированные же службы создаются органами местного самоуправления с целью реализации предусмотренных статьей 9 указанного Закона гарантий, которые заключаются в возможности бесплатного получения лицом, взявшим на себя обязанности по погребению, определенного указанной статьей перечня услуг, с последующим возмещением специализированной службе их стоимости в порядке, предусмотренном в части 3 данной статьи.

Таким образом, Порядком организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» специализированной службе переданы не только функции органа местного самоуправления, но и созданы преимущественные условия для данного хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичные услуги на товарном рынке ритуальных услуг, что противоречит не только статьям 18, 25 Закона о погребении, но и статье 15 Закона о защите конкуренции, а также статье 16 Закона о местном самоуправлении.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Как следует из статьи 34 Закона о местном самоуправлении структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно регламента городского Собрания города Южно-Сахалинска, утвержденного Решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 05.11.2009 № 5/1-09-4, городское Собрание является представительным органом городского округа «Город Южно-Сахалинск».

К вопросам местного значения городского округа, в силу пункта 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Также, такая обязанность органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска установлена в пункте 23 части 1 статьи 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятым Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3 (ред. от 18.04.2012).

Таким образом, принятым городским Собранием нормативным актом специализированной службе МУП «БРУ» предоставлены преимущества по осуществлению на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» деятельности по оказанию услуг по погребению по отношению к иным хозяйствующим субъектам, не имеющим статуса специализированной службы по похоронному делу.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; создание дискриминационных условий.

 В части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Порядок организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденный Решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 21.04.2004 № 654/83-04-2, содержит положения, а именно: пункты 3.3., 3.9., 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.8., 7.10., 8.2., раздел 9, противоречащие антимонопольному законодательству.

В действиях городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 8 части 1, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, Комиссия управления Федеральной антимонопольной  службы  по  Сахалинской   области, рассмотрев  материалы  дела № 05-23/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать городское Собрание городского округа «Город Южно-Сахалинск» нарушившим пункты 2, 8 части 1, часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии пунктов 3.3., 3.9., 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.8., 7.10., 8.2., раздела 9 Порядка организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного Решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 21.04.2004 № 654/83-04-2 (в ред. Решения городского Собрания от 27.02.2008 № 990/47-08-3) «О порядке организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», которые привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг, а также в наделении МУП «Бюро ритуальных услуг» городского округа «Город Южно-Сахалинск» функциями и правами органа местного самоуправления.

2. Выдать городскому Собранию городского округа «Город Южно-Сахалинск» предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по факту нарушения Закона о защите конкуренции.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» сентября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «18» сентября 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от ответчика – Зубова И.А. по доверенности;

от заинтересованного лица – директор МУП «Бюро ритуальных услуг» городского округа «Город Южно-Сахалинск» Дубинин В.П.,

рассмотрев дело № 05-23/12 по признакам нарушения городским Собранием городского округа «Город Южно-Сахалинск» частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области был проведен анализ Порядка организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного Решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 21.04.2004 № 654/83-04-2 (в ред. Решения городского Собрания от 27.02.2008 № 990/47-08-3) «О порядке организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Порядок).

В результате анализа указанного нормативного правового акта Сахалинским УФАС России были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в п.п. 3.3., 3.9., 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.8., 7.10., абзацах 2, 9, 11 пункта 8.2., разделе 9 Порядка.

В связи с изложенным, в  соответствии с Приказом Сахалинского УФАС России  от  06.08.2012  № 141  по  собственной инициативе  было  возбуждено  дело № 05-23/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Собрание, ответчик), принявшего данный Порядок.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства в указанных выше положениях Порядка не признала, считает, что Порядок не противоречит законодательству.

Представитель заинтересованного лица доводы ответчика поддержал, также считает, что Порядок соответствует Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.   

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка муниципальные общественные кладбища внесены в реестр имущества городского округа «Город Южно-Сахалинск». Учет муниципальных общественных кладбищ осуществляет структурное подразделение администрации города, наделенное функциями по управлению муниципальной собственностью. Кладбища передаются на обслуживание специализированной службе по вопросам похоронного дела по договору.

Частями 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Согласно части 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 1 статьи 2 и части 3 статьи 17 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.

В силу пункта 3.9. указанного Порядка выделение земельного участка на муниципальных кладбищах под одно захоронение, а также с резервом одного места производится бесплатно специализированной службой в соответствии с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление хозяйствующим субъектом функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.

Согласно пункту 7.2. Порядка заказы на подготовку (копку) могил под погребение производятся не менее чем за 24 часа до захоронения в специализированной службе, обслуживающей кладбище, родными и близкими умершего, законным представителем либо организацией любой формы собственности, оказывающей ритуальные услуги, на основании свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГСа.

В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Согласно статье 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок.

Вместе с тем, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 данного Закона (статья 10 Закона о погребении).

Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, Законом о погребении предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Пунктом 7.2. Порядка специализированной службе передано исключительное право осуществлять деятельность по захоронению и погребению, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 7.3. Порядка установлено, что после проведения погребения лицу, оформляющему документы на захоронение, выдается администрацией кладбища «Удостоверение о захоронении».

Каждое захоронение регистрируется администрацией кладбища в книге установленной формы с указанием порядковых номеров участка захоронения и могилы (пункт 7.4. Порядка).

Надмогильные сооружения (памятники, оградки, цветники, цоколи и др.) на могилах устанавливаются по согласованию с администрацией специализированной службы, обслуживающей муниципальное кладбище (пункт 7.6. Порядка).

 

Установка надмогильных сооружений регистрируется администрацией кладбища в специальной книге с указанием участка, сектора и номера могилы, фамилии, имени, отчества захороненного, даты установки, габаритных размеров и материала сооружения (пункт 7.8. Порядка). Установка надмогильных сооружений за пределами отведенного земельного участка, а также с превышением установленных размеров запрещается. Лица, допустившие нарушения, обязаны устранить их за счет собственных сил и средств в течение одного месяца с момента предупреждения специализированной службой (пункт 7.10. Порядка). Абзацами 2, 9, 11 пункта 8.2. Порядка запрещается устанавливать, переделывать, снимать памятники и другие надмогильные сооружения без согласования со специализированной службой, обслуживающей кладбище; торговать цветами, предметами похоронного ритуала и материалами по благоустройству могил, если на это нет разрешения (договора) с администрацией специализированной службы, обслуживающей кладбище; проезд на территорию кладбища транспортных средств (кроме автокатафалка при производстве захоронения и автомобиля, оборудованного специальным знаком «инвалид») без согласования с администрацией кладбища и администрацией специализированной службы.

Из анализа вышеперечисленных пунктов следует, что специализированной службе по вопросам похоронного дела фактически переданы функции контрольно-распорядительного характера, в том числе: по регистрации захоронения с выдачей ответственному за захоронение лицу (организации) соответствующего удостоверения; по ведению реестра учета захоронений; по своевременной подготовке (копке) могил в соответствии со счетом-заказом; по выделению земельных участков под погребение; по обеспечению работы общественных туалетов, систематической уборке дорог общего пользования; по постоянному содержанию в надлежащем порядке братских могил и могил, находящихся под охраной государства; по соблюдению Правил пожарной безопасности и др. (раздел 9 Порядка).

Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи указанному хозяйствующему субъекту полномочий органа местного самоуправления, в том числе по содержанию кладбищ.

Содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения (функциям) органов местного самоуправления городского округа.

Таким образом, городское Собрание городского округа «Город Южно-Сахалинск» своим Решением от 21.04.2004 № 654/83-04-2 наделило МУП «Бюро ритуальных услуг» городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – МУП «БРУ») функциями органа местного самоуправления и создало преимущественные условия для данного хозяйствующего субъекта, что ущемляет права и законные интересы лиц, осуществляющих свою деятельность на том же рынке услуг.

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании распоряжения Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью от 04.04.2011 № 312-р «Об утверждении изменения в Устав муниципального унитарного предприятия «Бюро ритуальных услуг» муниципального образования «Город Южно-Сахалинск» специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» является муниципальное унитарное предприятие «Бюро ритуальных услуг».

Согласно пунктов 1.7., 2.1., 2.4. Устава МУП «БРУ» предприятие является коммерческой организацией, создано в целях оказания ритуальных услуг за плату.

Закон о погребении регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Согласно части 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы и Закон о погребении не ограничивает неспециализированные организации на занятие последним видом деятельности.

Кроме того, принятым городским Собранием нормативным актом специализированной службе предоставлены преимущества по осуществлению на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» деятельности по оказанию услуг по погребению по отношению к иным хозяйствующим субъектам, не имеющим статуса специализированной службы по похоронному делу.

Между тем, статьями 6, 9, 10, 12 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере. Специализированные же службы создаются органами местного самоуправления с целью реализации предусмотренных статьей 9 указанного Закона гарантий, которые заключаются в возможности бесплатного получения лицом, взявшим на себя обязанности по погребению, определенного указанной статьей перечня услуг, с последующим возмещением специализированной службе их стоимости в порядке, предусмотренном в части 3 данной статьи.

Таким образом, Порядком организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» специализированной службе переданы не только функции органа местного самоуправления, но и созданы преимущественные условия для данного хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичные услуги на товарном рынке ритуальных услуг, что противоречит не только статьям 18, 25 Закона о погребении, но и статье 15 Закона о защите конкуренции, а также статье 16 Закона о местном самоуправлении.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Как следует из статьи 34 Закона о местном самоуправлении структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно регламента городского Собрания города Южно-Сахалинска, утвержденного Решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 05.11.2009 № 5/1-09-4, городское Собрание является представительным органом городского округа «Город Южно-Сахалинск».

К вопросам местного значения городского округа, в силу пункта 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Также, такая обязанность органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска установлена в пункте 23 части 1 статьи 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятым Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3 (ред. от 18.04.2012).

Таким образом, принятым городским Собранием нормативным актом специализированной службе МУП «БРУ» предоставлены преимущества по осуществлению на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» деятельности по оказанию услуг по погребению по отношению к иным хозяйствующим субъектам, не имеющим статуса специализированной службы по похоронному делу.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; создание дискриминационных условий.

 В части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Порядок организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденный Решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 21.04.2004 № 654/83-04-2, содержит положения, а именно: пункты 3.3., 3.9., 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.8., 7.10., 8.2., раздел 9, противоречащие антимонопольному законодательству.

В действиях городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 8 части 1, части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, Комиссия управления Федеральной антимонопольной  службы  по  Сахалинской   области, рассмотрев  материалы  дела № 05-23/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать городское Собрание городского округа «Город Южно-Сахалинск» нарушившим пункты 2, 8 части 1, часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии пунктов 3.3., 3.9., 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.8., 7.10., 8.2., раздела 9 Порядка организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного Решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 21.04.2004 № 654/83-04-2 (в ред. Решения городского Собрания от 27.02.2008 № 990/47-08-3) «О порядке организации работ муниципальных общественных кладбищ и оказания ритуальных услуг на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», которые привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг, а также в наделении МУП «Бюро ритуальных услуг» городского округа «Город Южно-Сахалинск» функциями и правами органа местного самоуправления.

2. Выдать городскому Собранию городского округа «Город Южно-Сахалинск» предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по факту нарушения Закона о защите конкуренции.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-23/12 [format] => [safe_value] => 05-23/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 03:36:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 03:36:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362454636 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )