Решение и предписание по делу 08-07/2012, возбужденному в отношении ЗАО «Техосмотр» по факту нарушения ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции

Номер дела: 08-07/2012
Дата публикации: 21 августа 2012, 16:39

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-07/2012

 

                                     г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» июня 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «28» июня 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассмотрев дело № 08-07/2012, возбужденное в отношении ЗАО «Техосмотр» (115088, г. Москва, ул. 2-ой Южнопортовый проезд, д.18, стр. 1) по признакам нарушения части  1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), не допускающего недобросовестную конкуренцию, в том числе, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации,

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.02.2012 в Сахалинское УФАС России поступило на рассмотрение заявление генерального директора ООО «Сахалинский автомобильный диагностический центр» на действия ЗАО «Техосмотр» и ООО «Росгосстрах».

Из заявления следует, что ООО «Росгосстрах» при оказании услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств выдает талоны для прохождения технического осмотра транспортного средства в ЗАО «Техосмотр». При этом, фактически услуга по проведению технического осмотра ЗАО «Техосмотр» не оказывается, поскольку у данной компании пункт осмотра транспортных средств на территории г. Южно-Сахалинска отсутствует. Вместо этого, по адресу пункта техосмотра находится офис ООО «Росгосстрах».

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12.03.2012 № 36 сформирована инспекция, которой была проведена выездная внеплановая проверка в отношении ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр». Предметом проводимой проверки являлось соблюдение хозяйствующими субъектами требований Закона «О защите конкуренции».

По результатам проверки был составлен акт от 17.04.2012 № 1 АМЗ, в котором установлено, что в действиях указанных хозяйствующих субъектов имеются признаки недобросовестной конкуренции.

03.05.2012 приказом Сахалинского УФАС России возбуждено дело № 08-07/2012 в отношении ЗАО «Техосмотр» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», дело назначено к рассмотрению на 22.05.2012.

На заседании Комиссии 22.05.2012 в связи с неявкой на рассмотрение дела лица, участвующего в деле Комиссия решила отложить рассмотрение дела. Определением об отложении рассмотрения дела от 22.05.2012 дело назначено к рассмотрению на 19.06.2012.

На заседании Комиссии 19.06.2012 заявитель пояснил следующее.

В ООО «Автомобильный диагностический центр» обращаются клиенты, которые будучи заключившие договор в офисе филиала ООО «Росгосстрах» в Сахалинской области о проведении технического осмотра по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 3 не получают указанную услугу. Помимо этого клиентами были представлены предзаполненный талон технического осмотра, расписка, купон, квитанция об оплате, страховой полис. Фактически после внесения платы и получения сопутствующих документов прохождение технического осмотра транспортного средства не происходит. Данные недобросовестные действия ЗАО «Техосмотр» сказываются не только на безопасности участников дорожного движения, но и на других участников данного рынка. Таким образом, ООО «Автомобильный диагностический центр» не имеет возможности реализовывать на рынке диагностирования свои услуги.

Представитель ответчика пояснил, что не представлено доказательств, что фактический технический осмотр не осуществлялся и случаев обращения клиентов, заключивших договор на проведение технического осмотра в офисе ООО «Росгосстрах» о не осуществлении услуги по техническому осмотру не зафиксировано.

Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

Основным видом деятельности ЗАО «Техосмотр» является технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств.

В соответствии с договором <…>, заключенным между ООО «Росгосстрах» («Исполнитель») и ЗАО «Техосмотр» («Заказчик»), Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности прохождения по желанию последних технического осмотра на пунктах технического осмотра Заказчика.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения к Договору <…> в дополнение к обязанностям, перечисленных в договоре от <…>  ООО «Росгосстрах» (Исполнитель)  по поручению ЗАО «Техосмотр» (Заказчик) осуществляет по отношению к Клиентам заключение договора на проведение технического осмотра или выдачи Исполнителем направлений на проведение технического осмотра. В случае Заключения Клиентом с ЗАО «Техосмотр» договора на проведение технического осмотра и получения распоряжения от Клиента на оплату данных работ, в качестве документа, подтверждающего обязательства ЗАО «Техосмотр» проведения работ Исполнителем Клиенту может выдаваться предзаполненный бланк Талона технического осмотра установленного образца. Данный бланк не является документом, подтверждающим успешное прохождение процедуры технического осмотра соответствующего транспортного средства.

Соответственно, в рамках данного взаимодействия ООО «Росгосстрах» получает от ЗАО «Техосмотр» бланки талонов технического осмотра и от его имени за вознаграждение выполняет предварительную работу по оформлению необходимой документации по проведению технического осмотра. Передача для предзаполнения бланков талонов технического осмотра от оператора технического осмотра страховой организации законодательством не предусмотрена. Данные действия нарушают порядок обращения бланков технического осмотра и ограничивает конкуренцию как других операторов технического осмотра, так и страховых организаций.

Было установлено, что главным условием проведения процедуры оформления страхового полиса для клиента являлся факт оплаты ЗАО «Техосмотр» работ по техническому осмотру. Заплатив определенную сумму за его проведение, страховой агент осуществлял предзаполнение бланка талона технического осмотра, заполнял купон уведомления о прохождении технического осмотра и уже не дожидаясь фактического прохождения технического осмотра транспортного средства клиента и получения им полноценного действующего талона технического осмотра, оформлял клиенту страховой полис ОСАГО на соответствующий выбору клиента срок.

          Кроме того, пункт технического осмотра ЗАО «Техосмотр» располагался по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 3, куда клиенты направлялись для прохождения технического осмотра.

Фактически на данном пункте технический осмотр транспортных средств не осуществлялся. Что подтверждается пояснениями эксперта 1 категории ЗАО «Техосмотр» <...>, на данном пункте ЗАО «Техосмотр» не было специальной площадки для проведения технического осмотра. В связи с этим составлялся список клиентов, не прошедших технический осмотр по указанной причине, с целью дальнейшего его проведения по новому адресу.

Согласно договору аренды помещения <…> новый пункт проведения технического осмотра ЗАО «Техосмотр» располагается по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д.14. Согласно пояснениям заявителя, при обращении одного из страхователей в ЗАО «Техосмотр» для прохождения технического осмотра по данному адресу, сотрудники пояснили, что технический осмотр транспортных средств категории «С» не осуществляется. В связи с этим он не смог пройти технический осмотр транспортного средства согласно дате, указанной в договоре о проведении технического осмотра <...>

               Также в материалах дела имеются и другие документы, подтверждающие заключение ООО «Росгосстрах» договоров ОСАГО при отсутствии у страхователей талонов о прохождении технического осмотра, а именно: копии договоров ОСАГО, заключенных ООО «Росгосстрах» со страхователями на основании частично заполненных бланков талонов ТО. При наличии в предзаполненных бланках талонов технического осмотра указания оператора технического осмотра - ЗАО «Техосмотр», печати и номера в реестре операторов технического осмотра ЗАО «Техосмотр», отсутствовала предусмотренная законодательством подпись эксперта, свидетельствующая о прохождении технического осмотра.

          Для прохождения технического осмотра транспортного средства владелец транспортного средства затрачивает определенное время, а в случае обращения в ЗАО «Техосмотр» данная необходимость отсутствует.

Таким образом, потребитель имеет возможность получить полис ОСАГО без прохождения процедуры технического осмотра.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее-170-ФЗ) талон технического осмотра – документ, подтверждающий соответствие технического состояния транспортного средства обязательным требованием безопасности транспортных средств и допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Частями 1, 2 статьи 19 170-ФЗ устанавливается, что талон технического осмотра составляется на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей и выдается владельцу транспортного средства или его представителю оператором технического осмотра. В диагностическую карту вносится перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей. Этот перечень заверяется подписью технического состояния транспортного средства. Диагностическая карта должна содержать заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства. Талон технического осмотра является документом строгой отчетности.

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 40-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 40-ФЗ порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 40-ФЗ и Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила ОСАГО) обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) талон технического осмотра или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев).

Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за 6 месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа страховщиком в заключении договора обязательного страхования.

Таким образом, наличие талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, является обязательным условием при заключении договора обязательного страхования.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.11.2011 № 155н «О порядке обеспечения бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, а также учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков» (далее - Порядок № 155н) обеспечение операторов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра организует профессиональное объединение страховщиков (Российский союз автостраховщиков).

Согласно пункту 18 Порядка № 155-н передача оператором технического осмотра неиспользованных бланков профессиональному объединению страховщиков осуществляется на безвозмездной основе для их дальнейшего уничтожения.

В соответствии с пунктом 22 Порядка № 155-н предусмотрено, что учет бланков ведется по их наименованиям, сериям и номерам в Книге учета бланков талонов технического осмотра и международных сертификатов технического осмотра.

Согласно пункту 23 Порядка № 155н Книга учетов бланков регистрируется главным бухгалтером оператора технического осмотра и выдается под расписку работнику (работникам) оператора технического осмотра, ответственному (ответственным) за хранение, прием и передачу бланков.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию содержится в статье 14 закона «О защите конкуренции».

В данном случае приобретение преимуществ перед конкурентами возможно посредством привлечения  потребителей указанной услуги путем незаконного упрощения процедуры прохождения технического осмотра и получения полиса ОСАГО, что дает возможность увеличить объем реализации услуги и, соответственно, получаемую прибыль ЗАО «Техосмотр».

          Действия со стороны ЗАО «Техосмотр» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности могут причинить убытки, в частности уменьшить количество клиентов у других организаций, осуществляющих технический осмотр на территории Сахалинской области, которые в соответствии с законодательством надлежащим образом оказывают услуги по техническому осмотру транспортных средств.

  Такие действия ЗАО «Техосмотр» противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На основании вышеизложенного и с учетом материалов  дела № 08-07/2012 Комиссия приходит к выводу о том, что действия ЗАО «Техосмотр» подпадают под понятие недобросовестной конкуренции части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Ответчиком не были представлены Комиссии доказательства о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО «Техосмотр» предписания по делу № 08-07/2012.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Техосмотр» нарушившим часть 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ЗАО «Техосмотр» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08-07/2012

 

28 июня 2012 года                                                                              г.Южно-Сахалинск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28.06.2012 по делу № 08-08/2012 о нарушении ЗАО «Техосмотр» (115088, г. Москва, ул. 2-ой Южнопортовый проезд, д. 18, стр. 1) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ЗАО «Техосмотр» в срок до 16 июля 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженное в недобросовестной конкуренции, путем выдачи талонов технического осмотра без проведения технического осмотра транспортных средств и получения таким образом, преимуществ перед конкурентами, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, а именно:

- прекратить выдачу талонов технического осмотра транспортных средств без проведения технического осмотра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в адрес Сахалинского УФАС России в срок до 23 июля 2012 года.

stdClass Object ( [vid] => 7795 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу 08-07/2012, возбужденному в отношении ЗАО «Техосмотр» по факту нарушения ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7795 [type] => solution [language] => ru [created] => 1345523991 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-07/2012

 

                                     г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» июня 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «28» июня 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассмотрев дело № 08-07/2012, возбужденное в отношении ЗАО «Техосмотр» (115088, г. Москва, ул. 2-ой Южнопортовый проезд, д.18, стр. 1) по признакам нарушения части  1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), не допускающего недобросовестную конкуренцию, в том числе, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации,

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.02.2012 в Сахалинское УФАС России поступило на рассмотрение заявление генерального директора ООО «Сахалинский автомобильный диагностический центр» на действия ЗАО «Техосмотр» и ООО «Росгосстрах».

Из заявления следует, что ООО «Росгосстрах» при оказании услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств выдает талоны для прохождения технического осмотра транспортного средства в ЗАО «Техосмотр». При этом, фактически услуга по проведению технического осмотра ЗАО «Техосмотр» не оказывается, поскольку у данной компании пункт осмотра транспортных средств на территории г. Южно-Сахалинска отсутствует. Вместо этого, по адресу пункта техосмотра находится офис ООО «Росгосстрах».

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12.03.2012 № 36 сформирована инспекция, которой была проведена выездная внеплановая проверка в отношении ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр». Предметом проводимой проверки являлось соблюдение хозяйствующими субъектами требований Закона «О защите конкуренции».

По результатам проверки был составлен акт от 17.04.2012 № 1 АМЗ, в котором установлено, что в действиях указанных хозяйствующих субъектов имеются признаки недобросовестной конкуренции.

03.05.2012 приказом Сахалинского УФАС России возбуждено дело № 08-07/2012 в отношении ЗАО «Техосмотр» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», дело назначено к рассмотрению на 22.05.2012.

На заседании Комиссии 22.05.2012 в связи с неявкой на рассмотрение дела лица, участвующего в деле Комиссия решила отложить рассмотрение дела. Определением об отложении рассмотрения дела от 22.05.2012 дело назначено к рассмотрению на 19.06.2012.

На заседании Комиссии 19.06.2012 заявитель пояснил следующее.

В ООО «Автомобильный диагностический центр» обращаются клиенты, которые будучи заключившие договор в офисе филиала ООО «Росгосстрах» в Сахалинской области о проведении технического осмотра по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 3 не получают указанную услугу. Помимо этого клиентами были представлены предзаполненный талон технического осмотра, расписка, купон, квитанция об оплате, страховой полис. Фактически после внесения платы и получения сопутствующих документов прохождение технического осмотра транспортного средства не происходит. Данные недобросовестные действия ЗАО «Техосмотр» сказываются не только на безопасности участников дорожного движения, но и на других участников данного рынка. Таким образом, ООО «Автомобильный диагностический центр» не имеет возможности реализовывать на рынке диагностирования свои услуги.

Представитель ответчика пояснил, что не представлено доказательств, что фактический технический осмотр не осуществлялся и случаев обращения клиентов, заключивших договор на проведение технического осмотра в офисе ООО «Росгосстрах» о не осуществлении услуги по техническому осмотру не зафиксировано.

Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

Основным видом деятельности ЗАО «Техосмотр» является технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств.

В соответствии с договором <…>, заключенным между ООО «Росгосстрах» («Исполнитель») и ЗАО «Техосмотр» («Заказчик»), Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности прохождения по желанию последних технического осмотра на пунктах технического осмотра Заказчика.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения к Договору <…> в дополнение к обязанностям, перечисленных в договоре от <…>  ООО «Росгосстрах» (Исполнитель)  по поручению ЗАО «Техосмотр» (Заказчик) осуществляет по отношению к Клиентам заключение договора на проведение технического осмотра или выдачи Исполнителем направлений на проведение технического осмотра. В случае Заключения Клиентом с ЗАО «Техосмотр» договора на проведение технического осмотра и получения распоряжения от Клиента на оплату данных работ, в качестве документа, подтверждающего обязательства ЗАО «Техосмотр» проведения работ Исполнителем Клиенту может выдаваться предзаполненный бланк Талона технического осмотра установленного образца. Данный бланк не является документом, подтверждающим успешное прохождение процедуры технического осмотра соответствующего транспортного средства.

Соответственно, в рамках данного взаимодействия ООО «Росгосстрах» получает от ЗАО «Техосмотр» бланки талонов технического осмотра и от его имени за вознаграждение выполняет предварительную работу по оформлению необходимой документации по проведению технического осмотра. Передача для предзаполнения бланков талонов технического осмотра от оператора технического осмотра страховой организации законодательством не предусмотрена. Данные действия нарушают порядок обращения бланков технического осмотра и ограничивает конкуренцию как других операторов технического осмотра, так и страховых организаций.

Было установлено, что главным условием проведения процедуры оформления страхового полиса для клиента являлся факт оплаты ЗАО «Техосмотр» работ по техническому осмотру. Заплатив определенную сумму за его проведение, страховой агент осуществлял предзаполнение бланка талона технического осмотра, заполнял купон уведомления о прохождении технического осмотра и уже не дожидаясь фактического прохождения технического осмотра транспортного средства клиента и получения им полноценного действующего талона технического осмотра, оформлял клиенту страховой полис ОСАГО на соответствующий выбору клиента срок.

          Кроме того, пункт технического осмотра ЗАО «Техосмотр» располагался по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 3, куда клиенты направлялись для прохождения технического осмотра.

Фактически на данном пункте технический осмотр транспортных средств не осуществлялся. Что подтверждается пояснениями эксперта 1 категории ЗАО «Техосмотр» <...>, на данном пункте ЗАО «Техосмотр» не было специальной площадки для проведения технического осмотра. В связи с этим составлялся список клиентов, не прошедших технический осмотр по указанной причине, с целью дальнейшего его проведения по новому адресу.

Согласно договору аренды помещения <…> новый пункт проведения технического осмотра ЗАО «Техосмотр» располагается по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д.14. Согласно пояснениям заявителя, при обращении одного из страхователей в ЗАО «Техосмотр» для прохождения технического осмотра по данному адресу, сотрудники пояснили, что технический осмотр транспортных средств категории «С» не осуществляется. В связи с этим он не смог пройти технический осмотр транспортного средства согласно дате, указанной в договоре о проведении технического осмотра <...>

               Также в материалах дела имеются и другие документы, подтверждающие заключение ООО «Росгосстрах» договоров ОСАГО при отсутствии у страхователей талонов о прохождении технического осмотра, а именно: копии договоров ОСАГО, заключенных ООО «Росгосстрах» со страхователями на основании частично заполненных бланков талонов ТО. При наличии в предзаполненных бланках талонов технического осмотра указания оператора технического осмотра - ЗАО «Техосмотр», печати и номера в реестре операторов технического осмотра ЗАО «Техосмотр», отсутствовала предусмотренная законодательством подпись эксперта, свидетельствующая о прохождении технического осмотра.

          Для прохождения технического осмотра транспортного средства владелец транспортного средства затрачивает определенное время, а в случае обращения в ЗАО «Техосмотр» данная необходимость отсутствует.

Таким образом, потребитель имеет возможность получить полис ОСАГО без прохождения процедуры технического осмотра.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее-170-ФЗ) талон технического осмотра – документ, подтверждающий соответствие технического состояния транспортного средства обязательным требованием безопасности транспортных средств и допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Частями 1, 2 статьи 19 170-ФЗ устанавливается, что талон технического осмотра составляется на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей и выдается владельцу транспортного средства или его представителю оператором технического осмотра. В диагностическую карту вносится перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей. Этот перечень заверяется подписью технического состояния транспортного средства. Диагностическая карта должна содержать заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства. Талон технического осмотра является документом строгой отчетности.

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 40-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 40-ФЗ порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 40-ФЗ и Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила ОСАГО) обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) талон технического осмотра или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев).

Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за 6 месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа страховщиком в заключении договора обязательного страхования.

Таким образом, наличие талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, является обязательным условием при заключении договора обязательного страхования.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.11.2011 № 155н «О порядке обеспечения бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, а также учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков» (далее - Порядок № 155н) обеспечение операторов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра организует профессиональное объединение страховщиков (Российский союз автостраховщиков).

Согласно пункту 18 Порядка № 155-н передача оператором технического осмотра неиспользованных бланков профессиональному объединению страховщиков осуществляется на безвозмездной основе для их дальнейшего уничтожения.

В соответствии с пунктом 22 Порядка № 155-н предусмотрено, что учет бланков ведется по их наименованиям, сериям и номерам в Книге учета бланков талонов технического осмотра и международных сертификатов технического осмотра.

Согласно пункту 23 Порядка № 155н Книга учетов бланков регистрируется главным бухгалтером оператора технического осмотра и выдается под расписку работнику (работникам) оператора технического осмотра, ответственному (ответственным) за хранение, прием и передачу бланков.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию содержится в статье 14 закона «О защите конкуренции».

В данном случае приобретение преимуществ перед конкурентами возможно посредством привлечения  потребителей указанной услуги путем незаконного упрощения процедуры прохождения технического осмотра и получения полиса ОСАГО, что дает возможность увеличить объем реализации услуги и, соответственно, получаемую прибыль ЗАО «Техосмотр».

          Действия со стороны ЗАО «Техосмотр» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности могут причинить убытки, в частности уменьшить количество клиентов у других организаций, осуществляющих технический осмотр на территории Сахалинской области, которые в соответствии с законодательством надлежащим образом оказывают услуги по техническому осмотру транспортных средств.

  Такие действия ЗАО «Техосмотр» противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На основании вышеизложенного и с учетом материалов  дела № 08-07/2012 Комиссия приходит к выводу о том, что действия ЗАО «Техосмотр» подпадают под понятие недобросовестной конкуренции части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Ответчиком не были представлены Комиссии доказательства о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО «Техосмотр» предписания по делу № 08-07/2012.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Техосмотр» нарушившим часть 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ЗАО «Техосмотр» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08-07/2012

 

28 июня 2012 года                                                                              г.Южно-Сахалинск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28.06.2012 по делу № 08-08/2012 о нарушении ЗАО «Техосмотр» (115088, г. Москва, ул. 2-ой Южнопортовый проезд, д. 18, стр. 1) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ЗАО «Техосмотр» в срок до 16 июля 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженное в недобросовестной конкуренции, путем выдачи талонов технического осмотра без проведения технического осмотра транспортных средств и получения таким образом, преимуществ перед конкурентами, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, а именно:

- прекратить выдачу талонов технического осмотра транспортных средств без проведения технического осмотра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в адрес Сахалинского УФАС России в срок до 23 июля 2012 года.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-07/2012

 

                                     г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» июня 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «28» июня 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассмотрев дело № 08-07/2012, возбужденное в отношении ЗАО «Техосмотр» (115088, г. Москва, ул. 2-ой Южнопортовый проезд, д.18, стр. 1) по признакам нарушения части  1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), не допускающего недобросовестную конкуренцию, в том числе, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации,

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.02.2012 в Сахалинское УФАС России поступило на рассмотрение заявление генерального директора ООО «Сахалинский автомобильный диагностический центр» на действия ЗАО «Техосмотр» и ООО «Росгосстрах».

Из заявления следует, что ООО «Росгосстрах» при оказании услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств выдает талоны для прохождения технического осмотра транспортного средства в ЗАО «Техосмотр». При этом, фактически услуга по проведению технического осмотра ЗАО «Техосмотр» не оказывается, поскольку у данной компании пункт осмотра транспортных средств на территории г. Южно-Сахалинска отсутствует. Вместо этого, по адресу пункта техосмотра находится офис ООО «Росгосстрах».

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12.03.2012 № 36 сформирована инспекция, которой была проведена выездная внеплановая проверка в отношении ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр». Предметом проводимой проверки являлось соблюдение хозяйствующими субъектами требований Закона «О защите конкуренции».

По результатам проверки был составлен акт от 17.04.2012 № 1 АМЗ, в котором установлено, что в действиях указанных хозяйствующих субъектов имеются признаки недобросовестной конкуренции.

03.05.2012 приказом Сахалинского УФАС России возбуждено дело № 08-07/2012 в отношении ЗАО «Техосмотр» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», дело назначено к рассмотрению на 22.05.2012.

На заседании Комиссии 22.05.2012 в связи с неявкой на рассмотрение дела лица, участвующего в деле Комиссия решила отложить рассмотрение дела. Определением об отложении рассмотрения дела от 22.05.2012 дело назначено к рассмотрению на 19.06.2012.

На заседании Комиссии 19.06.2012 заявитель пояснил следующее.

В ООО «Автомобильный диагностический центр» обращаются клиенты, которые будучи заключившие договор в офисе филиала ООО «Росгосстрах» в Сахалинской области о проведении технического осмотра по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 3 не получают указанную услугу. Помимо этого клиентами были представлены предзаполненный талон технического осмотра, расписка, купон, квитанция об оплате, страховой полис. Фактически после внесения платы и получения сопутствующих документов прохождение технического осмотра транспортного средства не происходит. Данные недобросовестные действия ЗАО «Техосмотр» сказываются не только на безопасности участников дорожного движения, но и на других участников данного рынка. Таким образом, ООО «Автомобильный диагностический центр» не имеет возможности реализовывать на рынке диагностирования свои услуги.

Представитель ответчика пояснил, что не представлено доказательств, что фактический технический осмотр не осуществлялся и случаев обращения клиентов, заключивших договор на проведение технического осмотра в офисе ООО «Росгосстрах» о не осуществлении услуги по техническому осмотру не зафиксировано.

Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

Основным видом деятельности ЗАО «Техосмотр» является технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств.

В соответствии с договором <…>, заключенным между ООО «Росгосстрах» («Исполнитель») и ЗАО «Техосмотр» («Заказчик»), Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности прохождения по желанию последних технического осмотра на пунктах технического осмотра Заказчика.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения к Договору <…> в дополнение к обязанностям, перечисленных в договоре от <…>  ООО «Росгосстрах» (Исполнитель)  по поручению ЗАО «Техосмотр» (Заказчик) осуществляет по отношению к Клиентам заключение договора на проведение технического осмотра или выдачи Исполнителем направлений на проведение технического осмотра. В случае Заключения Клиентом с ЗАО «Техосмотр» договора на проведение технического осмотра и получения распоряжения от Клиента на оплату данных работ, в качестве документа, подтверждающего обязательства ЗАО «Техосмотр» проведения работ Исполнителем Клиенту может выдаваться предзаполненный бланк Талона технического осмотра установленного образца. Данный бланк не является документом, подтверждающим успешное прохождение процедуры технического осмотра соответствующего транспортного средства.

Соответственно, в рамках данного взаимодействия ООО «Росгосстрах» получает от ЗАО «Техосмотр» бланки талонов технического осмотра и от его имени за вознаграждение выполняет предварительную работу по оформлению необходимой документации по проведению технического осмотра. Передача для предзаполнения бланков талонов технического осмотра от оператора технического осмотра страховой организации законодательством не предусмотрена. Данные действия нарушают порядок обращения бланков технического осмотра и ограничивает конкуренцию как других операторов технического осмотра, так и страховых организаций.

Было установлено, что главным условием проведения процедуры оформления страхового полиса для клиента являлся факт оплаты ЗАО «Техосмотр» работ по техническому осмотру. Заплатив определенную сумму за его проведение, страховой агент осуществлял предзаполнение бланка талона технического осмотра, заполнял купон уведомления о прохождении технического осмотра и уже не дожидаясь фактического прохождения технического осмотра транспортного средства клиента и получения им полноценного действующего талона технического осмотра, оформлял клиенту страховой полис ОСАГО на соответствующий выбору клиента срок.

          Кроме того, пункт технического осмотра ЗАО «Техосмотр» располагался по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 3, куда клиенты направлялись для прохождения технического осмотра.

Фактически на данном пункте технический осмотр транспортных средств не осуществлялся. Что подтверждается пояснениями эксперта 1 категории ЗАО «Техосмотр» <...>, на данном пункте ЗАО «Техосмотр» не было специальной площадки для проведения технического осмотра. В связи с этим составлялся список клиентов, не прошедших технический осмотр по указанной причине, с целью дальнейшего его проведения по новому адресу.

Согласно договору аренды помещения <…> новый пункт проведения технического осмотра ЗАО «Техосмотр» располагается по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д.14. Согласно пояснениям заявителя, при обращении одного из страхователей в ЗАО «Техосмотр» для прохождения технического осмотра по данному адресу, сотрудники пояснили, что технический осмотр транспортных средств категории «С» не осуществляется. В связи с этим он не смог пройти технический осмотр транспортного средства согласно дате, указанной в договоре о проведении технического осмотра <...>

               Также в материалах дела имеются и другие документы, подтверждающие заключение ООО «Росгосстрах» договоров ОСАГО при отсутствии у страхователей талонов о прохождении технического осмотра, а именно: копии договоров ОСАГО, заключенных ООО «Росгосстрах» со страхователями на основании частично заполненных бланков талонов ТО. При наличии в предзаполненных бланках талонов технического осмотра указания оператора технического осмотра - ЗАО «Техосмотр», печати и номера в реестре операторов технического осмотра ЗАО «Техосмотр», отсутствовала предусмотренная законодательством подпись эксперта, свидетельствующая о прохождении технического осмотра.

          Для прохождения технического осмотра транспортного средства владелец транспортного средства затрачивает определенное время, а в случае обращения в ЗАО «Техосмотр» данная необходимость отсутствует.

Таким образом, потребитель имеет возможность получить полис ОСАГО без прохождения процедуры технического осмотра.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее-170-ФЗ) талон технического осмотра – документ, подтверждающий соответствие технического состояния транспортного средства обязательным требованием безопасности транспортных средств и допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Частями 1, 2 статьи 19 170-ФЗ устанавливается, что талон технического осмотра составляется на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей и выдается владельцу транспортного средства или его представителю оператором технического осмотра. В диагностическую карту вносится перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей. Этот перечень заверяется подписью технического состояния транспортного средства. Диагностическая карта должна содержать заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства. Талон технического осмотра является документом строгой отчетности.

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 40-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 40-ФЗ порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 40-ФЗ и Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила ОСАГО) обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) талон технического осмотра или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев).

Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за 6 месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа страховщиком в заключении договора обязательного страхования.

Таким образом, наличие талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, является обязательным условием при заключении договора обязательного страхования.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.11.2011 № 155н «О порядке обеспечения бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, а также учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков» (далее - Порядок № 155н) обеспечение операторов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра организует профессиональное объединение страховщиков (Российский союз автостраховщиков).

Согласно пункту 18 Порядка № 155-н передача оператором технического осмотра неиспользованных бланков профессиональному объединению страховщиков осуществляется на безвозмездной основе для их дальнейшего уничтожения.

В соответствии с пунктом 22 Порядка № 155-н предусмотрено, что учет бланков ведется по их наименованиям, сериям и номерам в Книге учета бланков талонов технического осмотра и международных сертификатов технического осмотра.

Согласно пункту 23 Порядка № 155н Книга учетов бланков регистрируется главным бухгалтером оператора технического осмотра и выдается под расписку работнику (работникам) оператора технического осмотра, ответственному (ответственным) за хранение, прием и передачу бланков.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию содержится в статье 14 закона «О защите конкуренции».

В данном случае приобретение преимуществ перед конкурентами возможно посредством привлечения  потребителей указанной услуги путем незаконного упрощения процедуры прохождения технического осмотра и получения полиса ОСАГО, что дает возможность увеличить объем реализации услуги и, соответственно, получаемую прибыль ЗАО «Техосмотр».

          Действия со стороны ЗАО «Техосмотр» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности могут причинить убытки, в частности уменьшить количество клиентов у других организаций, осуществляющих технический осмотр на территории Сахалинской области, которые в соответствии с законодательством надлежащим образом оказывают услуги по техническому осмотру транспортных средств.

  Такие действия ЗАО «Техосмотр» противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На основании вышеизложенного и с учетом материалов  дела № 08-07/2012 Комиссия приходит к выводу о том, что действия ЗАО «Техосмотр» подпадают под понятие недобросовестной конкуренции части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Ответчиком не были представлены Комиссии доказательства о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО «Техосмотр» предписания по делу № 08-07/2012.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Техосмотр» нарушившим часть 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ЗАО «Техосмотр» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08-07/2012

 

28 июня 2012 года                                                                              г.Южно-Сахалинск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28.06.2012 по делу № 08-08/2012 о нарушении ЗАО «Техосмотр» (115088, г. Москва, ул. 2-ой Южнопортовый проезд, д. 18, стр. 1) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ЗАО «Техосмотр» в срок до 16 июля 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженное в недобросовестной конкуренции, путем выдачи талонов технического осмотра без проведения технического осмотра транспортных средств и получения таким образом, преимуществ перед конкурентами, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, а именно:

- прекратить выдачу талонов технического осмотра транспортных средств без проведения технического осмотра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в адрес Сахалинского УФАС России в срок до 23 июля 2012 года.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 08-07/2012 [format] => [safe_value] => 08-07/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-21 04:39:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-21 04:39:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1345523991 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )