Решение по делу № 08р-11/2011, возбужденному в отношении ООО «Сила мысли» и ООО «За рулем»

Номер дела: № 08р-11/2011
Дата публикации: 10 февраля 2012, 17:51

Решение по делу № 08р-11/2011 о нарушении законодательства о рекламе

«12» сентября 2011                                                       г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 07.09.2011
Решение изготовлено в полном объеме 12.09.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:    - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:    - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

рассмотрев дело № 08р-11/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Сила Мысли» (693023, г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24) и обществом с ограниченной ответственностью «За рулем» (693021, г. Южно-Сахалинск, пл. р-н. Луговое, ул. Дружбы, 75) (далее – ООО «Сила Мысли» и ООО «За рулем»)  ч. 11 ст. 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),  выразившиеся в распространении в номере № 3 за июль 2011 на стр. 16 без письменного или устного разрешения личных данных гр. <…> с фотографией с целью рекламы школы безопасного вождения «За рулем»,

в присутствии:
-  <…> – генерального директора ООО «Сила Мысли»
-  <…> – генерального директора ООО «За рулем»
-  <…>– представителя ООО «За рулем» по доверенности от 05.09.2011г.


УСТАНОВИЛА:

13 июля 2011 г. в адрес Сахалинского УФАС России (вх. 4285) поступила жалоба гр. <…> (далее – Заявитель) на неправомерные, по мнению Заявителя, действия журнала «На улицах города», выразившиеся в распространении в номере № 3 за июль 2011 на стр. 16 без письменного или устного разрешения личных данных Заявителя с фотографией с целью рекламы школы безопасного вождения «За рулем». Также, 11 августа 2011 г. в Сахалинское УФАС России (вх. 4970) поступило обращение Следственного отдела по г. Южно-Сахалинску Сахалинской области с информацией о том, что по аналогичной жалобе гр. <…>, направленной в правоохранительные органы, проведена проверка, признаков  состава преступления,  предусмотренного Уголовным кодексом РФ не выявлено, однако, в распространяемой информации усматриваются признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, в связи с чем заявление направлено в Сахалинское УФАС России.
По мнению Сахалинского УФАС России реклама автошколы «За рулем» содержит признаки нарушения ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Часть 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
При размещении и распространении вышеуказанной рекламы нарушены требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, а именно:
ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерацией (ч. 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ), устанавливающей требование о том, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина;
ст. 36 ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1, устанавливающей требование о том, что  распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе;
ст. 7 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, устанавливающей требования о том,  что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При вышеуказанных обстоятельствах, распространение без согласия Заявителя персональных данных с фотографией гр. <…> в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 содержат признаки нарушения ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
В этой связи, определением от 15.08.2011 Сахалинским УФАС России возбуждено дело № 08р-11/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с определением о возбуждении дела ООО¬ «Сила Мысли» представило в адрес Сахалинского УФАС России копии устава, свидетельства о регистрации в средствах массовой информации от 19.10.2010 ПИ № ТУ65-078, протокола общего собрания учредителей ООО «Сила Мысли» № 2 об избрании на должность генерального директора от 11.05.2011, приказа № 2 о назначении генерального директора от 19.05.2011, договора между учредителем и главным редактором от 19.05.2011, протокола общего собрания учредителей ООО «Сила Мысли» № 3 о назначении главного редактора от 19.05.2011, приказа № 3 о назначении главным редактором от 19.05.2011, договора на размещение рекламы в журнале «На улицах города» от 10.06.2011 № 16 с приложением № 1, акта от 29.06.2011 № 32, выписки из ЕГРЮЛ от 19.05.2011 № 2386, экземпляр журнала «На улицах города» № 3 июль 2011, мотивированные пояснения (вх. 4655 от 28.07.2011).
ООО «За рулем» представило копии устава, решения учредителей ООО «За рулем» от 23.03.2010 № 1541, приказа от 23.03.2010 № 1 о вступлении в должность, выписки ЕГРЮЛ от 06.07.2011 № 3313, мотивированные пояснения (вх. 4947 от 10.08.2011).
Из пояснений ООО «Сила мысли» следует, в соответствии с п. 4.1 договора на размещение рекламы № 16 от 10.06.2011 при распространении рекламы редакция не несет ответственности перед третьими лицами за содержание размещенной рекламодателем рекламы. Спорная реклама создана исключительно из материалов представленных рекламодателем. ООО «Сила Мысли» не имеет возможности проверить, является ли представленная фотография изображением реального водительского удостоверения, выданного реальному гражданину, либо всего лишь изображением, созданным посредством электронных и иных технологий, на котором изображены данные абстрактного, не существующего в реальности лица с вымышленными реквизитами.
Из пояснений ООО «За рулем» следует, что ООО «За рулем» представило рекламораспространителю текст и фотографию нового водительского удостоверения в качестве образца. Редакция должна была заретушировать фотографию и данные гражданина, изображенного на нем. Окончательный вариант макета согласован не был.
На заседании Комиссии 07.09.2011 генеральный директор ООО «Сила Мысли» пояснил, что реклама тщательно разрабатывалась, при согласовании макета, первый вариант представленный ООО «Сила Мысли» рекламодателя не устроил,  в связи с чем ООО «За рулем» представило свой вариант макета, который был согласован в устной форме и выпущен в тираж. ООО «Сила Мысли» признало нарушение законодательства о рекламе, ссылаясь на незнания ФЗ «О рекламе». ООО «Сила Мысли» подписало мировое соглашение с <…> и возместило денежную сумму в размере 30 000 рублей за моральный вред, копия расписки в получении денег о возмещении морального вреда приобщена к материалам дела.   
Генеральный директор ООО «За рулем» пояснил, что между ООО «За рулем» и ООО «Сила Мысли» заключен договор на размещение рекламы в журнале «На улицах города» № 16 от 10.06.2011. ООО «За рулем» предоставило фотографию с образцом водительского удостоверения для размещения в макете рекламы, при этом, при согласовании макета ООО «За рулем» предупредило рекламораспространителя о  том, что фотография на водительском удостоверении должна быть заретуширована вместе с персональными данными гражданина. Окончательный вариант макета утвержден и подписан не был. Спорная реклама  в настоящее время не распространяется. В  качестве доказательства ООО «За рулем» приобщило к материалам дела журнал «На улицах города» № 4 за август 2011, в котором на стр. 16 реклама школы безопасного вождения «За рулем» размещена с использованием образца водительского удостоверения без фотографии и с абстрактными персональными данными. ООО «За рулем» считает, что данное нарушение произошло по вине ООО «Сила Мысли» аргументируя это тем, что рекламораспространитель является специализированной организацией в сфере рекламы и должно заботиться о том, чтобы размещаемая реклама была законная и достоверная.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также, заслушав объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, указанная в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 на стр. 16 носит рекламный характер, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (нового водительского удостоверения), которая формирует у потребителя желание воспользоваться услугами ООО «За рулем».
Часть 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно ст. 152.1 ГК РФ (ч. 1), устанавливающей требование о том, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина.
Согласно ст. 7 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, устанавливающей требования о том,  что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела № 08р-11/2011 и установлено Комиссией на заседании 07.09.2011 ни письменного, ни устного разрешения на размещение и распространение копии водительского удостоверения, принадлежащего гр. <…>, дано не было, следовательно, спорная реклама размещена и распространена с нарушениями ст.152.1 ГК РФ (ч. 1) и ст. 7 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
Кроме того, ст. 36 ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1, устанавливает требование о том, что  распространение рекламы в средствах массовой информации должно осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
Как следует из выше изложенного в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 на стр. 16 в рекламе школы безопасного вождения «За рулем» Сахалинским УФАС России установлено нарушение ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», следовательно, в спорной рекламе содержатся также признаки нарушения ст. 36 ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из договора на размещение рекламы № 16 от 10.06.2011 ООО «За Рулем» является рекламодателем спорной рекламы, а ООО «Сила Мысли» является рекламораспространителем.
Статьей 38 ФЗ «О рекламе» за нарушение требований, установленных ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», ответственность не установлена, следовательно, применение антимонопольным органом к субъектам рекламной деятельности в рассматриваемом случае ООО «За рулем» и ООО «Сила Мысли» мер административного воздействия за нарушение данной нормы невозможно.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ  «О рекламе»  и  в  соответствии   с  пунктами   37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,



РЕШИЛА:


1.    Признать ненадлежащей рекламу школы безопасного вождения «За рулем», распространяемую в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 стр. 16, поскольку  в ней нарушены требования ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2.    Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

stdClass Object ( [vid] => 7639 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 08р-11/2011, возбужденному в отношении ООО «Сила мысли» и ООО «За рулем» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7639 [type] => solution [language] => ru [created] => 1328853116 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 08р-11/2011 о нарушении законодательства о рекламе

«12» сентября 2011                                                       г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 07.09.2011
Решение изготовлено в полном объеме 12.09.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:    - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:    - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

рассмотрев дело № 08р-11/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Сила Мысли» (693023, г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24) и обществом с ограниченной ответственностью «За рулем» (693021, г. Южно-Сахалинск, пл. р-н. Луговое, ул. Дружбы, 75) (далее – ООО «Сила Мысли» и ООО «За рулем»)  ч. 11 ст. 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),  выразившиеся в распространении в номере № 3 за июль 2011 на стр. 16 без письменного или устного разрешения личных данных гр. <…> с фотографией с целью рекламы школы безопасного вождения «За рулем»,

в присутствии:
-  <…> – генерального директора ООО «Сила Мысли»
-  <…> – генерального директора ООО «За рулем»
-  <…>– представителя ООО «За рулем» по доверенности от 05.09.2011г.


УСТАНОВИЛА:

13 июля 2011 г. в адрес Сахалинского УФАС России (вх. 4285) поступила жалоба гр. <…> (далее – Заявитель) на неправомерные, по мнению Заявителя, действия журнала «На улицах города», выразившиеся в распространении в номере № 3 за июль 2011 на стр. 16 без письменного или устного разрешения личных данных Заявителя с фотографией с целью рекламы школы безопасного вождения «За рулем». Также, 11 августа 2011 г. в Сахалинское УФАС России (вх. 4970) поступило обращение Следственного отдела по г. Южно-Сахалинску Сахалинской области с информацией о том, что по аналогичной жалобе гр. <…>, направленной в правоохранительные органы, проведена проверка, признаков  состава преступления,  предусмотренного Уголовным кодексом РФ не выявлено, однако, в распространяемой информации усматриваются признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, в связи с чем заявление направлено в Сахалинское УФАС России.
По мнению Сахалинского УФАС России реклама автошколы «За рулем» содержит признаки нарушения ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Часть 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
При размещении и распространении вышеуказанной рекламы нарушены требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, а именно:
ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерацией (ч. 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ), устанавливающей требование о том, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина;
ст. 36 ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1, устанавливающей требование о том, что  распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе;
ст. 7 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, устанавливающей требования о том,  что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При вышеуказанных обстоятельствах, распространение без согласия Заявителя персональных данных с фотографией гр. <…> в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 содержат признаки нарушения ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
В этой связи, определением от 15.08.2011 Сахалинским УФАС России возбуждено дело № 08р-11/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с определением о возбуждении дела ООО¬ «Сила Мысли» представило в адрес Сахалинского УФАС России копии устава, свидетельства о регистрации в средствах массовой информации от 19.10.2010 ПИ № ТУ65-078, протокола общего собрания учредителей ООО «Сила Мысли» № 2 об избрании на должность генерального директора от 11.05.2011, приказа № 2 о назначении генерального директора от 19.05.2011, договора между учредителем и главным редактором от 19.05.2011, протокола общего собрания учредителей ООО «Сила Мысли» № 3 о назначении главного редактора от 19.05.2011, приказа № 3 о назначении главным редактором от 19.05.2011, договора на размещение рекламы в журнале «На улицах города» от 10.06.2011 № 16 с приложением № 1, акта от 29.06.2011 № 32, выписки из ЕГРЮЛ от 19.05.2011 № 2386, экземпляр журнала «На улицах города» № 3 июль 2011, мотивированные пояснения (вх. 4655 от 28.07.2011).
ООО «За рулем» представило копии устава, решения учредителей ООО «За рулем» от 23.03.2010 № 1541, приказа от 23.03.2010 № 1 о вступлении в должность, выписки ЕГРЮЛ от 06.07.2011 № 3313, мотивированные пояснения (вх. 4947 от 10.08.2011).
Из пояснений ООО «Сила мысли» следует, в соответствии с п. 4.1 договора на размещение рекламы № 16 от 10.06.2011 при распространении рекламы редакция не несет ответственности перед третьими лицами за содержание размещенной рекламодателем рекламы. Спорная реклама создана исключительно из материалов представленных рекламодателем. ООО «Сила Мысли» не имеет возможности проверить, является ли представленная фотография изображением реального водительского удостоверения, выданного реальному гражданину, либо всего лишь изображением, созданным посредством электронных и иных технологий, на котором изображены данные абстрактного, не существующего в реальности лица с вымышленными реквизитами.
Из пояснений ООО «За рулем» следует, что ООО «За рулем» представило рекламораспространителю текст и фотографию нового водительского удостоверения в качестве образца. Редакция должна была заретушировать фотографию и данные гражданина, изображенного на нем. Окончательный вариант макета согласован не был.
На заседании Комиссии 07.09.2011 генеральный директор ООО «Сила Мысли» пояснил, что реклама тщательно разрабатывалась, при согласовании макета, первый вариант представленный ООО «Сила Мысли» рекламодателя не устроил,  в связи с чем ООО «За рулем» представило свой вариант макета, который был согласован в устной форме и выпущен в тираж. ООО «Сила Мысли» признало нарушение законодательства о рекламе, ссылаясь на незнания ФЗ «О рекламе». ООО «Сила Мысли» подписало мировое соглашение с <…> и возместило денежную сумму в размере 30 000 рублей за моральный вред, копия расписки в получении денег о возмещении морального вреда приобщена к материалам дела.   
Генеральный директор ООО «За рулем» пояснил, что между ООО «За рулем» и ООО «Сила Мысли» заключен договор на размещение рекламы в журнале «На улицах города» № 16 от 10.06.2011. ООО «За рулем» предоставило фотографию с образцом водительского удостоверения для размещения в макете рекламы, при этом, при согласовании макета ООО «За рулем» предупредило рекламораспространителя о  том, что фотография на водительском удостоверении должна быть заретуширована вместе с персональными данными гражданина. Окончательный вариант макета утвержден и подписан не был. Спорная реклама  в настоящее время не распространяется. В  качестве доказательства ООО «За рулем» приобщило к материалам дела журнал «На улицах города» № 4 за август 2011, в котором на стр. 16 реклама школы безопасного вождения «За рулем» размещена с использованием образца водительского удостоверения без фотографии и с абстрактными персональными данными. ООО «За рулем» считает, что данное нарушение произошло по вине ООО «Сила Мысли» аргументируя это тем, что рекламораспространитель является специализированной организацией в сфере рекламы и должно заботиться о том, чтобы размещаемая реклама была законная и достоверная.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также, заслушав объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, указанная в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 на стр. 16 носит рекламный характер, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (нового водительского удостоверения), которая формирует у потребителя желание воспользоваться услугами ООО «За рулем».
Часть 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно ст. 152.1 ГК РФ (ч. 1), устанавливающей требование о том, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина.
Согласно ст. 7 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, устанавливающей требования о том,  что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела № 08р-11/2011 и установлено Комиссией на заседании 07.09.2011 ни письменного, ни устного разрешения на размещение и распространение копии водительского удостоверения, принадлежащего гр. <…>, дано не было, следовательно, спорная реклама размещена и распространена с нарушениями ст.152.1 ГК РФ (ч. 1) и ст. 7 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
Кроме того, ст. 36 ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1, устанавливает требование о том, что  распространение рекламы в средствах массовой информации должно осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
Как следует из выше изложенного в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 на стр. 16 в рекламе школы безопасного вождения «За рулем» Сахалинским УФАС России установлено нарушение ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», следовательно, в спорной рекламе содержатся также признаки нарушения ст. 36 ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из договора на размещение рекламы № 16 от 10.06.2011 ООО «За Рулем» является рекламодателем спорной рекламы, а ООО «Сила Мысли» является рекламораспространителем.
Статьей 38 ФЗ «О рекламе» за нарушение требований, установленных ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», ответственность не установлена, следовательно, применение антимонопольным органом к субъектам рекламной деятельности в рассматриваемом случае ООО «За рулем» и ООО «Сила Мысли» мер административного воздействия за нарушение данной нормы невозможно.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ  «О рекламе»  и  в  соответствии   с  пунктами   37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,



РЕШИЛА:


1.    Признать ненадлежащей рекламу школы безопасного вождения «За рулем», распространяемую в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 стр. 16, поскольку  в ней нарушены требования ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2.    Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 08р-11/2011 о нарушении законодательства о рекламе

«12» сентября 2011                                                       г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 07.09.2011
Решение изготовлено в полном объеме 12.09.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:    - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:    - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

рассмотрев дело № 08р-11/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Сила Мысли» (693023, г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24) и обществом с ограниченной ответственностью «За рулем» (693021, г. Южно-Сахалинск, пл. р-н. Луговое, ул. Дружбы, 75) (далее – ООО «Сила Мысли» и ООО «За рулем»)  ч. 11 ст. 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),  выразившиеся в распространении в номере № 3 за июль 2011 на стр. 16 без письменного или устного разрешения личных данных гр. <…> с фотографией с целью рекламы школы безопасного вождения «За рулем»,

в присутствии:
-  <…> – генерального директора ООО «Сила Мысли»
-  <…> – генерального директора ООО «За рулем»
-  <…>– представителя ООО «За рулем» по доверенности от 05.09.2011г.

УСТАНОВИЛА:

13 июля 2011 г. в адрес Сахалинского УФАС России (вх. 4285) поступила жалоба гр. <…> (далее – Заявитель) на неправомерные, по мнению Заявителя, действия журнала «На улицах города», выразившиеся в распространении в номере № 3 за июль 2011 на стр. 16 без письменного или устного разрешения личных данных Заявителя с фотографией с целью рекламы школы безопасного вождения «За рулем». Также, 11 августа 2011 г. в Сахалинское УФАС России (вх. 4970) поступило обращение Следственного отдела по г. Южно-Сахалинску Сахалинской области с информацией о том, что по аналогичной жалобе гр. <…>, направленной в правоохранительные органы, проведена проверка, признаков  состава преступления,  предусмотренного Уголовным кодексом РФ не выявлено, однако, в распространяемой информации усматриваются признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, в связи с чем заявление направлено в Сахалинское УФАС России.
По мнению Сахалинского УФАС России реклама автошколы «За рулем» содержит признаки нарушения ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Часть 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
При размещении и распространении вышеуказанной рекламы нарушены требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, а именно:
ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерацией (ч. 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ), устанавливающей требование о том, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина;
ст. 36 ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1, устанавливающей требование о том, что  распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе;
ст. 7 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, устанавливающей требования о том,  что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При вышеуказанных обстоятельствах, распространение без согласия Заявителя персональных данных с фотографией гр. <…> в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 содержат признаки нарушения ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
В этой связи, определением от 15.08.2011 Сахалинским УФАС России возбуждено дело № 08р-11/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с определением о возбуждении дела ООО¬ «Сила Мысли» представило в адрес Сахалинского УФАС России копии устава, свидетельства о регистрации в средствах массовой информации от 19.10.2010 ПИ № ТУ65-078, протокола общего собрания учредителей ООО «Сила Мысли» № 2 об избрании на должность генерального директора от 11.05.2011, приказа № 2 о назначении генерального директора от 19.05.2011, договора между учредителем и главным редактором от 19.05.2011, протокола общего собрания учредителей ООО «Сила Мысли» № 3 о назначении главного редактора от 19.05.2011, приказа № 3 о назначении главным редактором от 19.05.2011, договора на размещение рекламы в журнале «На улицах города» от 10.06.2011 № 16 с приложением № 1, акта от 29.06.2011 № 32, выписки из ЕГРЮЛ от 19.05.2011 № 2386, экземпляр журнала «На улицах города» № 3 июль 2011, мотивированные пояснения (вх. 4655 от 28.07.2011).
ООО «За рулем» представило копии устава, решения учредителей ООО «За рулем» от 23.03.2010 № 1541, приказа от 23.03.2010 № 1 о вступлении в должность, выписки ЕГРЮЛ от 06.07.2011 № 3313, мотивированные пояснения (вх. 4947 от 10.08.2011).
Из пояснений ООО «Сила мысли» следует, в соответствии с п. 4.1 договора на размещение рекламы № 16 от 10.06.2011 при распространении рекламы редакция не несет ответственности перед третьими лицами за содержание размещенной рекламодателем рекламы. Спорная реклама создана исключительно из материалов представленных рекламодателем. ООО «Сила Мысли» не имеет возможности проверить, является ли представленная фотография изображением реального водительского удостоверения, выданного реальному гражданину, либо всего лишь изображением, созданным посредством электронных и иных технологий, на котором изображены данные абстрактного, не существующего в реальности лица с вымышленными реквизитами.
Из пояснений ООО «За рулем» следует, что ООО «За рулем» представило рекламораспространителю текст и фотографию нового водительского удостоверения в качестве образца. Редакция должна была заретушировать фотографию и данные гражданина, изображенного на нем. Окончательный вариант макета согласован не был.
На заседании Комиссии 07.09.2011 генеральный директор ООО «Сила Мысли» пояснил, что реклама тщательно разрабатывалась, при согласовании макета, первый вариант представленный ООО «Сила Мысли» рекламодателя не устроил,  в связи с чем ООО «За рулем» представило свой вариант макета, который был согласован в устной форме и выпущен в тираж. ООО «Сила Мысли» признало нарушение законодательства о рекламе, ссылаясь на незнания ФЗ «О рекламе». ООО «Сила Мысли» подписало мировое соглашение с <…> и возместило денежную сумму в размере 30 000 рублей за моральный вред, копия расписки в получении денег о возмещении морального вреда приобщена к материалам дела.   
Генеральный директор ООО «За рулем» пояснил, что между ООО «За рулем» и ООО «Сила Мысли» заключен договор на размещение рекламы в журнале «На улицах города» № 16 от 10.06.2011. ООО «За рулем» предоставило фотографию с образцом водительского удостоверения для размещения в макете рекламы, при этом, при согласовании макета ООО «За рулем» предупредило рекламораспространителя о  том, что фотография на водительском удостоверении должна быть заретуширована вместе с персональными данными гражданина. Окончательный вариант макета утвержден и подписан не был. Спорная реклама  в настоящее время не распространяется. В  качестве доказательства ООО «За рулем» приобщило к материалам дела журнал «На улицах города» № 4 за август 2011, в котором на стр. 16 реклама школы безопасного вождения «За рулем» размещена с использованием образца водительского удостоверения без фотографии и с абстрактными персональными данными. ООО «За рулем» считает, что данное нарушение произошло по вине ООО «Сила Мысли» аргументируя это тем, что рекламораспространитель является специализированной организацией в сфере рекламы и должно заботиться о том, чтобы размещаемая реклама была законная и достоверная.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также, заслушав объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, указанная в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 на стр. 16 носит рекламный характер, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (нового водительского удостоверения), которая формирует у потребителя желание воспользоваться услугами ООО «За рулем».
Часть 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно ст. 152.1 ГК РФ (ч. 1), устанавливающей требование о том, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина.
Согласно ст. 7 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, устанавливающей требования о том,  что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела № 08р-11/2011 и установлено Комиссией на заседании 07.09.2011 ни письменного, ни устного разрешения на размещение и распространение копии водительского удостоверения, принадлежащего гр. <…>, дано не было, следовательно, спорная реклама размещена и распространена с нарушениями ст.152.1 ГК РФ (ч. 1) и ст. 7 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
Кроме того, ст. 36 ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1, устанавливает требование о том, что  распространение рекламы в средствах массовой информации должно осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
Как следует из выше изложенного в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 на стр. 16 в рекламе школы безопасного вождения «За рулем» Сахалинским УФАС России установлено нарушение ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», следовательно, в спорной рекламе содержатся также признаки нарушения ст. 36 ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из договора на размещение рекламы № 16 от 10.06.2011 ООО «За Рулем» является рекламодателем спорной рекламы, а ООО «Сила Мысли» является рекламораспространителем.
Статьей 38 ФЗ «О рекламе» за нарушение требований, установленных ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», ответственность не установлена, следовательно, применение антимонопольным органом к субъектам рекламной деятельности в рассматриваемом случае ООО «За рулем» и ООО «Сила Мысли» мер административного воздействия за нарушение данной нормы невозможно.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ  «О рекламе»  и  в  соответствии   с  пунктами   37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.    Признать ненадлежащей рекламу школы безопасного вождения «За рулем», распространяемую в журнале «На улицах города» № 3 за июль 2011 стр. 16, поскольку  в ней нарушены требования ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2.    Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08р-11/2011 [format] => [safe_value] => № 08р-11/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:
осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 05:51:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 05:51:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1328853116 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )