Решение по делу № 08р-10/2011, возбужденному в отношении ООО «Снежинка» и ООО «Абсолют Компани»

Номер дела: № 08р-10/2011
Дата публикации: 10 февраля 2012, 17:49

Решение по делу № 08р-10/2011
о нарушении законодательства о рекламе
«01» сентября 2011                                                         г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2011
Решение изготовлено в полном объеме 01.09.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:    - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:    - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

рассмотрев дело № 08р-10/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Снежинка» (693005, г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 20б) и обществом с ограниченной ответственностью «Абсолют Компани» (693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, 72, склад №5А) (далее – ООО «Снежинка» и ООО «Абсолют Компани») п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),  выразившегося в распространении на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка», расположенного по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, д. 20б, рекламы алкогольной продукции (Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское),

в присутствии:
-<…> – генеральный директор ООО «Снежинка»
- в качестве слушателя ИП <…>
 -<…> – представитель ООО «Абсолют Компани» по доверенности от 15.07.2011 г.

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка», расположенного по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, д. 20б, распространяется реклама алкогольной продукции (Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское).
 По мнению Сахалинского УФАС России вышеуказанная реклама размещается с нарушениями п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе», а именно: с использованием технических средств стабильного территориального размещения, располагаемых на фасаде здания (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка»,   при отсутствии предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления алкоголя, которой должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В этой связи, 27.07.2011 Сахалинским УФАС России возбуждено дело № 08р-10/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с определением о возбуждении дела ООО¬ «Снежинка» представило в адрес Сахалинского УФАС России копии устава, решение единственного учредителя от 27.02.2009, приказ о назначении генерального директора ООО «Снежинка» от 27.02.2009, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 10.12.2009, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 01.03.2010, договор аренды нежилого здания от 10.01.2011, договор на размещение рекламы от 20.08.2010.
ООО «Абсолют Компани» представило копии устава, протокола № 01/2009 внеочередного общего собрания учредителей от 20.04.2009, выписку из ЕГРЮЛ № 3490 от 12.07.2011, договор на размещение рекламы от 20.08.2010, приказ о назначении генерального директора №1 от 20.04.2009, приказ о приеме на работу от 22.03.2011, приказ о назначении исполнительного директора от 22.03.2011, приказ о переводе работника на другую работу от 01.04.2008, должностную инструкцию коммерческого директора, свидетельство ОГРН от 24.04.2006, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 24.04.2006.
Из пояснений ООО «Снежинка» следует, что общество не знало о требованиях, предъявляемых ФЗ «О рекламе» при размещении и распространении рекламы алкогольной продукции, спорная реклама в добровольном порядке устранена в настоящее время не распространяется.
Из пояснений ООО «Абсолют Компани» следует, что в соответствии с пунктом 3 договора  от 20.08.2010 на размещение рекламы,  ООО «Абсолют Компани» предоставляет всю необходимую информацию, связанную с продукцией, а ООО «Снежинка» размещает рекламу внутри помещения, непосредственно в месте продажи рекламируемой продукции. ООО «Абсолют Компани» не располагает сведениями,  по какой причине данная реклама располагалась на фасаде здания (в оконных проемах).
На заседании Комиссии 19.08.2011 генеральный директор ООО «Снежинка» факт нарушения законодательства о рекламе не признала и пояснила, что спорную рекламу на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка» распространил собственник помещения (арендодатель по договору аренды нежилого здания от 10.01.2011). Договор на размещение рекламы от 20.08.2010 генеральный директор ООО «Снежинка» не подписывала. Данный договор был подписан собственником помещения. Генеральный директор ООО «Снежинка» пояснила, что осуществляет деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией, которая принадлежит ООО «Снежинка». ООО «Абсолют Компани» не имеет отношения к распространению спорной рекламы.
Представитель ООО «Абсолют Компани» <…> пояснил, что ООО «Абсолют Компани» продает алкогольную продукцию оптом и только тем, у кого есть лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. В рамках деятельности ООО «Абсолют Компани» проводятся различные маркетинговые мероприятия по продвижению алкогольной продукции. При появлении на рынке новой алкогольной продукции в местах продаж алкоголя проводятся дегустации, выставляются палеты, плакаты с торговым знаком компании. Реклама распространяется непосредственно в месте продажи рекламируемой продукции, то есть внутри магазина. Между ООО «Абсолют Компани» и контрагентом  обязательно заключается договор на размещение рекламы, поскольку ООО «Абсолют Компани» обязано по итогам предоставлять отчет поставщику о расходах маркетингового бюджета при продвижении алкогольной продукции поставщика.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также, заслушав объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Изображение алкогольной продукции Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское), размещенное на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка» носит рекламный характер, так как адресовано неопределенному кругу лиц и направленно на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Часть 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, которая размещается с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Как следует из материалов дела  реклама алкогольной продукции Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское, размещена на фасаде (в оконных проемах) супермаркета ООО «Снежинка», следовательно, размещается с нарушениями требований п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, которая распространяется без предупредительного сопровождения о вреде чрезмерного потребления алкоголя, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Сопровождающая надпись о вреде чрезмерного потребления алкоголя в спорной рекламе отсутствует, что не соответствует требованиям  ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе».
Комиссией также установлено, что договор на размещение рекламы от 20.08.2010 между ООО «Снежинка» и ООО «Абсолют Компани» согласно с  п. 3.1 заключен на размещение рекламы внутри помещения непосредственно в месте продажи рекламируемой продукции, иного договора о размещении наружной рекламы алкогольной продукции на внешнем фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка» не существует. ООО «Снежинка», осуществляя деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией, которая принадлежит ООО «Снежинка», по собственной инициативе разместила и распространила рекламу алкогольной продукции Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон  лицом, определившим объект рекламирования, а именно принадлежащий ООО «Снежинка» товар и осуществившим  распространение рекламы данного товара на внешнем фасаде (в оконных проемах) супермаркета является ООО «Снежинка».
Как следует из материалов дела, ООО «Абсолют Компани» не является рекламодателем спорной рекламы.
В рассматриваемом деле рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является ООО «Снежинка».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ  «О рекламе»  и  в  соответствии   с  пунктами   37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,



РЕШИЛА:

1.    Рассмотрение дела 08р-10/2011 в отношении ООО «Абсолют Компани» прекратить.

2.    Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, распространяемую на фасаде супермаркета «Снежинка», поскольку  в ней нарушены требования п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

3.    Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

4.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

stdClass Object ( [vid] => 7638 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 08р-10/2011, возбужденному в отношении ООО «Снежинка» и ООО «Абсолют Компани» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7638 [type] => solution [language] => ru [created] => 1328853035 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 08р-10/2011
о нарушении законодательства о рекламе
«01» сентября 2011                                                         г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2011
Решение изготовлено в полном объеме 01.09.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:    - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:    - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

рассмотрев дело № 08р-10/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Снежинка» (693005, г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 20б) и обществом с ограниченной ответственностью «Абсолют Компани» (693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, 72, склад №5А) (далее – ООО «Снежинка» и ООО «Абсолют Компани») п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),  выразившегося в распространении на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка», расположенного по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, д. 20б, рекламы алкогольной продукции (Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское),

в присутствии:
-<…> – генеральный директор ООО «Снежинка»
- в качестве слушателя ИП <…>
 -<…> – представитель ООО «Абсолют Компани» по доверенности от 15.07.2011 г.

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка», расположенного по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, д. 20б, распространяется реклама алкогольной продукции (Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское).
 По мнению Сахалинского УФАС России вышеуказанная реклама размещается с нарушениями п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе», а именно: с использованием технических средств стабильного территориального размещения, располагаемых на фасаде здания (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка»,   при отсутствии предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления алкоголя, которой должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В этой связи, 27.07.2011 Сахалинским УФАС России возбуждено дело № 08р-10/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с определением о возбуждении дела ООО¬ «Снежинка» представило в адрес Сахалинского УФАС России копии устава, решение единственного учредителя от 27.02.2009, приказ о назначении генерального директора ООО «Снежинка» от 27.02.2009, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 10.12.2009, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 01.03.2010, договор аренды нежилого здания от 10.01.2011, договор на размещение рекламы от 20.08.2010.
ООО «Абсолют Компани» представило копии устава, протокола № 01/2009 внеочередного общего собрания учредителей от 20.04.2009, выписку из ЕГРЮЛ № 3490 от 12.07.2011, договор на размещение рекламы от 20.08.2010, приказ о назначении генерального директора №1 от 20.04.2009, приказ о приеме на работу от 22.03.2011, приказ о назначении исполнительного директора от 22.03.2011, приказ о переводе работника на другую работу от 01.04.2008, должностную инструкцию коммерческого директора, свидетельство ОГРН от 24.04.2006, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 24.04.2006.
Из пояснений ООО «Снежинка» следует, что общество не знало о требованиях, предъявляемых ФЗ «О рекламе» при размещении и распространении рекламы алкогольной продукции, спорная реклама в добровольном порядке устранена в настоящее время не распространяется.
Из пояснений ООО «Абсолют Компани» следует, что в соответствии с пунктом 3 договора  от 20.08.2010 на размещение рекламы,  ООО «Абсолют Компани» предоставляет всю необходимую информацию, связанную с продукцией, а ООО «Снежинка» размещает рекламу внутри помещения, непосредственно в месте продажи рекламируемой продукции. ООО «Абсолют Компани» не располагает сведениями,  по какой причине данная реклама располагалась на фасаде здания (в оконных проемах).
На заседании Комиссии 19.08.2011 генеральный директор ООО «Снежинка» факт нарушения законодательства о рекламе не признала и пояснила, что спорную рекламу на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка» распространил собственник помещения (арендодатель по договору аренды нежилого здания от 10.01.2011). Договор на размещение рекламы от 20.08.2010 генеральный директор ООО «Снежинка» не подписывала. Данный договор был подписан собственником помещения. Генеральный директор ООО «Снежинка» пояснила, что осуществляет деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией, которая принадлежит ООО «Снежинка». ООО «Абсолют Компани» не имеет отношения к распространению спорной рекламы.
Представитель ООО «Абсолют Компани» <…> пояснил, что ООО «Абсолют Компани» продает алкогольную продукцию оптом и только тем, у кого есть лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. В рамках деятельности ООО «Абсолют Компани» проводятся различные маркетинговые мероприятия по продвижению алкогольной продукции. При появлении на рынке новой алкогольной продукции в местах продаж алкоголя проводятся дегустации, выставляются палеты, плакаты с торговым знаком компании. Реклама распространяется непосредственно в месте продажи рекламируемой продукции, то есть внутри магазина. Между ООО «Абсолют Компани» и контрагентом  обязательно заключается договор на размещение рекламы, поскольку ООО «Абсолют Компани» обязано по итогам предоставлять отчет поставщику о расходах маркетингового бюджета при продвижении алкогольной продукции поставщика.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также, заслушав объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Изображение алкогольной продукции Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское), размещенное на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка» носит рекламный характер, так как адресовано неопределенному кругу лиц и направленно на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Часть 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, которая размещается с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Как следует из материалов дела  реклама алкогольной продукции Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское, размещена на фасаде (в оконных проемах) супермаркета ООО «Снежинка», следовательно, размещается с нарушениями требований п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, которая распространяется без предупредительного сопровождения о вреде чрезмерного потребления алкоголя, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Сопровождающая надпись о вреде чрезмерного потребления алкоголя в спорной рекламе отсутствует, что не соответствует требованиям  ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе».
Комиссией также установлено, что договор на размещение рекламы от 20.08.2010 между ООО «Снежинка» и ООО «Абсолют Компани» согласно с  п. 3.1 заключен на размещение рекламы внутри помещения непосредственно в месте продажи рекламируемой продукции, иного договора о размещении наружной рекламы алкогольной продукции на внешнем фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка» не существует. ООО «Снежинка», осуществляя деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией, которая принадлежит ООО «Снежинка», по собственной инициативе разместила и распространила рекламу алкогольной продукции Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон  лицом, определившим объект рекламирования, а именно принадлежащий ООО «Снежинка» товар и осуществившим  распространение рекламы данного товара на внешнем фасаде (в оконных проемах) супермаркета является ООО «Снежинка».
Как следует из материалов дела, ООО «Абсолют Компани» не является рекламодателем спорной рекламы.
В рассматриваемом деле рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является ООО «Снежинка».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ  «О рекламе»  и  в  соответствии   с  пунктами   37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,



РЕШИЛА:

1.    Рассмотрение дела 08р-10/2011 в отношении ООО «Абсолют Компани» прекратить.

2.    Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, распространяемую на фасаде супермаркета «Снежинка», поскольку  в ней нарушены требования п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

3.    Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

4.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 08р-10/2011
о нарушении законодательства о рекламе
«01» сентября 2011                                                         г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2011
Решение изготовлено в полном объеме 01.09.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:    - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:    - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

рассмотрев дело № 08р-10/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Снежинка» (693005, г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 20б) и обществом с ограниченной ответственностью «Абсолют Компани» (693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, 72, склад №5А) (далее – ООО «Снежинка» и ООО «Абсолют Компани») п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),  выразившегося в распространении на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка», расположенного по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, д. 20б, рекламы алкогольной продукции (Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское),

в присутствии:
-<…> – генеральный директор ООО «Снежинка»
- в качестве слушателя ИП <…>
 -<…> – представитель ООО «Абсолют Компани» по доверенности от 15.07.2011 г.

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка», расположенного по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, д. 20б, распространяется реклама алкогольной продукции (Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское).
 По мнению Сахалинского УФАС России вышеуказанная реклама размещается с нарушениями п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе», а именно: с использованием технических средств стабильного территориального размещения, располагаемых на фасаде здания (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка»,   при отсутствии предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления алкоголя, которой должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В этой связи, 27.07.2011 Сахалинским УФАС России возбуждено дело № 08р-10/2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с определением о возбуждении дела ООО¬ «Снежинка» представило в адрес Сахалинского УФАС России копии устава, решение единственного учредителя от 27.02.2009, приказ о назначении генерального директора ООО «Снежинка» от 27.02.2009, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 10.12.2009, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 01.03.2010, договор аренды нежилого здания от 10.01.2011, договор на размещение рекламы от 20.08.2010.
ООО «Абсолют Компани» представило копии устава, протокола № 01/2009 внеочередного общего собрания учредителей от 20.04.2009, выписку из ЕГРЮЛ № 3490 от 12.07.2011, договор на размещение рекламы от 20.08.2010, приказ о назначении генерального директора №1 от 20.04.2009, приказ о приеме на работу от 22.03.2011, приказ о назначении исполнительного директора от 22.03.2011, приказ о переводе работника на другую работу от 01.04.2008, должностную инструкцию коммерческого директора, свидетельство ОГРН от 24.04.2006, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 24.04.2006.
Из пояснений ООО «Снежинка» следует, что общество не знало о требованиях, предъявляемых ФЗ «О рекламе» при размещении и распространении рекламы алкогольной продукции, спорная реклама в добровольном порядке устранена в настоящее время не распространяется.
Из пояснений ООО «Абсолют Компани» следует, что в соответствии с пунктом 3 договора  от 20.08.2010 на размещение рекламы,  ООО «Абсолют Компани» предоставляет всю необходимую информацию, связанную с продукцией, а ООО «Снежинка» размещает рекламу внутри помещения, непосредственно в месте продажи рекламируемой продукции. ООО «Абсолют Компани» не располагает сведениями,  по какой причине данная реклама располагалась на фасаде здания (в оконных проемах).
На заседании Комиссии 19.08.2011 генеральный директор ООО «Снежинка» факт нарушения законодательства о рекламе не признала и пояснила, что спорную рекламу на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка» распространил собственник помещения (арендодатель по договору аренды нежилого здания от 10.01.2011). Договор на размещение рекламы от 20.08.2010 генеральный директор ООО «Снежинка» не подписывала. Данный договор был подписан собственником помещения. Генеральный директор ООО «Снежинка» пояснила, что осуществляет деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией, которая принадлежит ООО «Снежинка». ООО «Абсолют Компани» не имеет отношения к распространению спорной рекламы.
Представитель ООО «Абсолют Компани» <…> пояснил, что ООО «Абсолют Компани» продает алкогольную продукцию оптом и только тем, у кого есть лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. В рамках деятельности ООО «Абсолют Компани» проводятся различные маркетинговые мероприятия по продвижению алкогольной продукции. При появлении на рынке новой алкогольной продукции в местах продаж алкоголя проводятся дегустации, выставляются палеты, плакаты с торговым знаком компании. Реклама распространяется непосредственно в месте продажи рекламируемой продукции, то есть внутри магазина. Между ООО «Абсолют Компани» и контрагентом  обязательно заключается договор на размещение рекламы, поскольку ООО «Абсолют Компани» обязано по итогам предоставлять отчет поставщику о расходах маркетингового бюджета при продвижении алкогольной продукции поставщика.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также, заслушав объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Изображение алкогольной продукции Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское), размещенное на фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка» носит рекламный характер, так как адресовано неопределенному кругу лиц и направленно на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Часть 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, которая размещается с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Как следует из материалов дела  реклама алкогольной продукции Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское, размещена на фасаде (в оконных проемах) супермаркета ООО «Снежинка», следовательно, размещается с нарушениями требований п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, которая распространяется без предупредительного сопровождения о вреде чрезмерного потребления алкоголя, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Сопровождающая надпись о вреде чрезмерного потребления алкоголя в спорной рекламе отсутствует, что не соответствует требованиям  ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе».
Комиссией также установлено, что договор на размещение рекламы от 20.08.2010 между ООО «Снежинка» и ООО «Абсолют Компани» согласно с  п. 3.1 заключен на размещение рекламы внутри помещения непосредственно в месте продажи рекламируемой продукции, иного договора о размещении наружной рекламы алкогольной продукции на внешнем фасаде (в оконных проемах) супермаркета «Снежинка» не существует. ООО «Снежинка», осуществляя деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией, которая принадлежит ООО «Снежинка», по собственной инициативе разместила и распространила рекламу алкогольной продукции Водка «ABSOLUT», «MARTINI», шампанское.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон  лицом, определившим объект рекламирования, а именно принадлежащий ООО «Снежинка» товар и осуществившим  распространение рекламы данного товара на внешнем фасаде (в оконных проемах) супермаркета является ООО «Снежинка».
Как следует из материалов дела, ООО «Абсолют Компани» не является рекламодателем спорной рекламы.
В рассматриваемом деле рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является ООО «Снежинка».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ  «О рекламе»  и  в  соответствии   с  пунктами   37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.    Рассмотрение дела 08р-10/2011 в отношении ООО «Абсолют Компани» прекратить.

2.    Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, распространяемую на фасаде супермаркета «Снежинка», поскольку  в ней нарушены требования п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

3.    Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

4.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08р-10/2011 [format] => [safe_value] => № 08р-10/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:
осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 05:49:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 05:49:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1328853035 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )