Решение и предписание по делу № 08р-07/2011, возбужденному в отношении ОАО «АЛЬФА-БАНК»

Номер дела: № 08р-07/2011
Дата публикации: 10 февраля 2012, 17:47

Решение по делу № 08р-07/2011 о нарушении законодательства о рекламе

22 июля 2011 г.    г. Южно-Сахалинск


Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2011
Решение изготовлено в полном объеме 22.07.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

    Председатель Комиссии:     - Могилевкин А.Г. – временно исполняющий обязанности  руководителя управления;
 
Члены Комиссии:    - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

                                               - Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела
                                               контроля монополистической деятельности,
                                               недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 08р-07/2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «АЛЬФА-БАНК» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27)  (далее – ОАО «АЛЬФА-БАНК») ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы финансовой услуги,

в присутствии:
<…> - представителя ОАО «АЛЬФА-БАНК» по доверенности №5/1979Д от 22.07.2010 г.  

УСТАНОВИЛА:

Осуществляя в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы установлено следующее.
На рекламной конструкции, расположенной в г. Южно-Сахалинске по пр. Мира – пр. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира размещена реклама ОАО «АЛЬФА-БАНК» следующего содержания: «Заточены под Вас. Кредиты наличными от 14,99% на индивидуальных условиях. Специальные условия в честь юбилея. 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. www.alfabank.ru / 8-800-2000-000».
Данный текст написан крупным шрифтом и свободно воспринимается на значительном расстоянии.
Остальные условия по данному кредиту прописаны в нижней части рекламного щита нечитаемым мелким шрифтом.
Таким образом, в указанной рекламе кредита, предоставляемого ОАО «АЛЬФА-БАНК», процентная ставка по кредиту - 14,99% указана крупным шрифтом, а иные условия кредита были выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать указанную информацию. Информация, представленная в нижней части рекламного щита, прописана мелким шрифтом, который, по мнению антимонопольного органа, невозможно прочесть без специальных усилий и применения специальных средств.
Согласно дизайн-листу № Л-1576 к паспорту рекламного места по адресу: Мира-Победы ю/в, представленному владельцем рекламной конструкции ЗАО «Версайн» (вх.1667 от 01.04.2011),  рекламный щит (призматрон), расположенный по пр. Мира – ул. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, находится на расстоянии 4,5м от земли.
Учитывая такое размещение рекламоносителя антимонопольный орган посчитал, что:
- потребителю невозможно прочесть информацию, написанную в данной рекламе мелким шрифтом;
- несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, а именно крупно указанной процентной ставке по кредиту, форма предоставления остальных условий кредита такова, что они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют.  
Отсутствие каких-либо сведений об условиях приобретения товара/услуги не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Сахалинским УФАС России (исх.08-1181 от 24.03.2011) в адрес ОАО «АЛЬФА-БАНК» и в адрес операционного офиса «Сахалинский» филиала «Хабаровский» ОАО «АЛЬФА-БАНК» были направлены запросы о предоставлении мотивированных пояснений по факту размещения данной рекламы.
В своем письме (исх.160.1-08-16/357 от 06.04.2011) управляющий операционным офисом «Сахалинский» <…> представил полный текст рекламы банковского продукта «Персональный кредит»: «Заточены под Вас. Кредиты наличными от 14,99% на индивидуальных условиях. Специальные условия в честь юбилея. 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. www.alfabank.ru / 8-800-2000-000. Подробно с условиями «Персонального кредита» можно ознакомиться в отделениях АЛЬФА-БАНК, по тел.: 8 (495) 78-888-78 (для Москвы) и 8-800-2000-000 (для регионов), а также на сайте www.alfabank.ru. Указанная ставка действительна для корпоративных и зарплатных клиентов с подтвержденным ежемесячным доходом не менее 10 000 рублей после вычета налогов. Предложение не является офертой или приглашением делать оферты. ОАО «АЛЬФА-БАНК» оставляет за собой право на принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита. Условия кредитования определяются Банком индивидуально для каждого клиента. ОАО «АЛЬФА-БАНК». Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1326 от 29.01.1998 г.». Также <…> пояснил, что размещенная реклама банковского продукта «Персональный кредит» направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и формирование интереса со стороны потребителей. Основной задачей указанной рекламы является обеспечение прав потребителей на получение информации о рекламируемом продукте банка, что исключает случаи введения потребителя в заблуждение.
Частью 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не определено, какая информация относится к существенной, в связи с чем, по мнению ОАО «АЛЬФА-БАНК», существенной информаций является та информация, которая необходима для заключения гражданско-правового договора, в том числе кредитного. Ссылаясь на статью ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности», которой установлено, что в договоре, регулирующим отношения между кредитной организацией и клиентом, должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора, <…> поясняет, что указанные требования относятся к абстрактному договору «оказания банковских услуг» и охватывают различные виды договоров и, соответственно, как существенные условия кредитного договора, регулирующего отношения между банком и клиентом, не могут быть определены, поэтому основной задачей рекламы «Персональный кредит» является информирование потребителей о предоставлении банком указанного продукта. При этом, законодательство РФ о рекламе не содержит обязательных требований об указании в рекламе всех условий договора, которые регулируют отношения между кредитной организацией и клиентом.
Также  представитель ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> указывает на соблюдение ОАО «АЛЬФА-БАНК» при размещении рекламы ч. 1 ст. 435 и ч. 1 ст. 437 Гражданского кодекса РФ, так как в рекламе банковского продукта «Персональный кредит» прямо указано, что предложение не является офертой или приглашением делать оферты.
Требования п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», по мнению ОАО «АЛЬФА-БАНК» также соблюдены при размещении рекламы, так как банк указал в рекламе кредита, что условия кредитования определяются банком индивидуально для каждого заемщика.
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 26.05.2011 в отношении  ОАО «АЛЬФА-БАНК» по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 08р-07/2011, которое назначено к рассмотрению на 15.06.2011г.
15.06.2011 в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ОАО «АЛЬФА-БАНК» о месте и времени рассмотрения дела, дата рассмотрения дела перенесена на 30.06.2011 г.
26.06.2011 в Сахалинское УФАС России поступило ходатайство председателя правления ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> о переносе даты рассмотрения дела на 11.07.2011 в связи с невозможностью явки представителя ОАО «АЛЬФА-БАНК» на заседание 30.06.2011. Данное ходатайство Комиссией удовлетворено, рассмотрение дела отложено на 11.07.2011 (определение об отложении рассмотрения дела от 30.06.2011).
На заседании Комиссии 11.07.2011 представитель ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> факт нарушения законодательства о рекламе не признала и пояснила, что правовая позиция ОАО «АЛЬФА-БАНК» представлена в письменных пояснениях (исх.160.1-08-16/357 от 06.04.2011) и осталась неизменной.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также объяснения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Часть 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Информация о банковском продукте «Персональный кредит», включая условия его приобретения, размещенная на рекламной конструкции, носит рекламный характер, так как ориентирована на неопределенный круг лиц  и направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор рекламируемого банковского продукта.  
Из материалов дела следует, что информация о банковском продукте «Персональный кредит» на рекламной конструкции размещена следующим образом: текст «Заточены под Вас. Кредиты наличными от 14,99% на индивидуальных условиях» выполнен крупными буквами и читается на значительном расстоянии; текст «Специальные условия в честь юбилея. 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. www.alfabank.ru / 8-800-2000-000» выполнен меньшим шрифтом, однако также дающим возможность потребителю прочитать информацию со значительного расстояния; текст «подробно с условиями «Персонального кредита» можно ознакомиться в отделениях АЛЬФА-БАНК, по тел.: 8 (495) 78-888-78 (для Москвы) и 8-800-2000-000 (для регионов), а также на сайте www.alfabank.ru. Указанная ставка действительна для корпоративных и зарплатных клиентов с подтвержденным ежемесячным доходом не менее 10 000 рублей после вычета налогов. Предложение не является офертой или приглашением делать оферты. ОАО «АЛЬФА-БАНК» оставляет за собой право на принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита. Условия кредитования определяются Банком индивидуально для каждого клиента. ОАО «АЛЬФА-БАНК». Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1326 от 29.01.1998 г.» выполнен мелким нечитаемым шрифтом.
Согласно дизайн-листу № Л-1576 к паспорту рекламного места по адресу: Мира-Победы ю/в, представленному владельцем рекламной конструкции ЗАО «Версайн» (вх.1667 от 01.04.2011),  рекламный щит (призматрон), расположенный по пр. Мира – ул. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, находится на расстоянии 4,5 м. от земли.
С учетом высоты расположения текста, визуального сравнения с размером шрифта основной привлекательной информации, обычно ограниченного времени считывания информации, расположенной вдоль проезжих частей, восприятие потребителем информации, выполненной мелким шрифтом, является невозможным.  Информация об условиях кредита, выполненная мелким шрифтом, недоступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и нераспознаваема без применения специальных средств, что лишает потребителей возможности получить полный текст рекламы.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Между тем, информация, выполненная мелким шрифтом в рекламе банковского продукта «Персональный кредит», способна существенно снизить потребительский интерес к рекламируемому продукту, так как она содержит условия, существенно ограничивающие возможность потенциального потребителя воспользоваться данным банковским продуктом. Соответственно, потребители не могут не только получить информацию об ограничениях, в том числе по кругу потенциальных потребителей – ставкой в 14,99% могут воспользоваться только корпоративные и зарплатные клиенты с подтвержденным ежемесячным доходом не менее 10 000 рублей после вычета налогов – но и, как следствие, сделать вывод об иных условиях оказания финансовой услуги, влияющей на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Комиссия Сахалинского УФАС России не принимает доводы ОАО «АЛЬФА-БАНК» о том, что в связи с отсутствием в ФЗ «О рекламе» понятия существенной информации, под существенной информаций следует понимать ту информацию, которая необходима для заключения гражданско-правового договора, в том числе кредитного.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Понятие «существенная информация о рекламируемом товаре» не является равнозначным понятию «существенные условия договора».  
Исходя из понятий рекламы, объекта рекламирования, согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама адресована неопределенному кругу лиц и направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугой/товаром. При рекламе существенной является информация, не только направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования и привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.
Информация, указанная мелким нечитаемым шрифтом в рекламе банковского продукта «Персональный кредит», хотя формально и присутствует в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что данные сведения не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем, потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.     
Также Комиссия не принимает доводы ОАО «АЛЬФА-БАНК» об исполнении последним требований п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», путем указания в рекламе кредита ссылки на то, что условия кредитования определяются банком индивидуально для каждого заемщика а также имеется ссылка на сайт и номер телефона.
Так как включение ссылки на сайт и номер телефона  для уточнения подробностей о рекламируемом банковском продукте не может свидетельствовать о соблюдении им требования о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого банковского продукта.
В рекламе банковского продукта «Персональный кредит» крупным шрифтом указана процентная ставка по кредиту - 14,99% на индивидуальных условиях, специальные условия в честь юбилея 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. Иные условия кредита выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Как следует из материалов дела,  данными условиями ограничивается круг лиц, желающих воспользоваться, рекламируемой процентной ставкой, а также  в данных условиях отсутствуют все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Так, в размещенной рекламе отсутствуют такие условия, влияющие на фактическую стоимость кредита для заемщика, как минимальная сумма кредита, срок кредита, комиссии, информация о штрафных санкциях, о возможностях и условиях досрочного погашения кредита.
Указание в рекламе «Персональный кредит» ставки, определяющей размер начисляемых процентов, само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой банковской услуге, получить достаточные сведения о фактической стоимости кредита, в связи с чем способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, которую можно получить, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой.  
В силу с п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» информация о возможности уточнения подробностей, в том числе по указанному номеру телефона о рекламируемой банковской услуге/кредите не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при размещении рекламы банковского продукта «Персональный кредит» на  рекламном щите (призматрон), расположенном по пр. Мира – ул. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона «О рекламе», так как в ней отсутствуют:
- часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
- иные условия оказания финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, при этом в рекламе сообщается одно из условий финансовой услуги, а именно размер ставки, определяющей размер начисляемых процентов.
В ходе заседания Комиссии 11.07.2011 представитель ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> не смогла подтвердить информацию о том, что распространяется ли данная реклама на дату рассмотрения дела или нет, в связи с чем комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является ОАО «АЛЬФА-БАНК».      
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ  «О рекламе»  и  в  соответствии с пп. 37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.    Признать ненадлежащей рекламу банковского продукта «Персональный кредит» открытого акционерного общества «АЛЬФА-БАНК», распространяемую на рекламной конструкции, расположенной по адресу  г. Южно-Сахалинск по пр. Мира – пр. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона «О рекламе».

2.    Выдать открытому акционерному обществу «АЛЬФА-БАНК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



22» июля 2011 года                                               г. Южно-Сахалинск

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:


Председатель Комиссии:                       - Могилевкин А.Г. –временно исполняющий обязанности руководителя   управления;

Члены Комиссии:         - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

- Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы,

на основании своего решения от 22.07.2011 по делу № 08р-07/2011  о признании рекламы банковского продукта «Персональный кредит» открытого акционерного общества «АЛЬФА-БАНК» (далее – ОАО «АЛЬФА-БАНК») ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.    ОАО «АЛЬФА-БАНК»  (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27) в пятидневный срок с момента получения предписания, прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившегося в распространении рекламы банковского продукта «Персональный кредит» на рекламной конструкции, расположенной в г. Южно-Сахалинске по пр. Мира – пр. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ОАО «АЛЬФА-БАНК» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



 

stdClass Object ( [vid] => 7636 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 08р-07/2011, возбужденному в отношении ОАО «АЛЬФА-БАНК» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7636 [type] => solution [language] => ru [created] => 1328852908 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 08р-07/2011 о нарушении законодательства о рекламе

22 июля 2011 г.    г. Южно-Сахалинск


Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2011
Решение изготовлено в полном объеме 22.07.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

    Председатель Комиссии:     - Могилевкин А.Г. – временно исполняющий обязанности  руководителя управления;
 
Члены Комиссии:    - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

                                               - Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела
                                               контроля монополистической деятельности,
                                               недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 08р-07/2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «АЛЬФА-БАНК» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27)  (далее – ОАО «АЛЬФА-БАНК») ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы финансовой услуги,

в присутствии:
<…> - представителя ОАО «АЛЬФА-БАНК» по доверенности №5/1979Д от 22.07.2010 г.  

УСТАНОВИЛА:

Осуществляя в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы установлено следующее.
На рекламной конструкции, расположенной в г. Южно-Сахалинске по пр. Мира – пр. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира размещена реклама ОАО «АЛЬФА-БАНК» следующего содержания: «Заточены под Вас. Кредиты наличными от 14,99% на индивидуальных условиях. Специальные условия в честь юбилея. 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. www.alfabank.ru / 8-800-2000-000».
Данный текст написан крупным шрифтом и свободно воспринимается на значительном расстоянии.
Остальные условия по данному кредиту прописаны в нижней части рекламного щита нечитаемым мелким шрифтом.
Таким образом, в указанной рекламе кредита, предоставляемого ОАО «АЛЬФА-БАНК», процентная ставка по кредиту - 14,99% указана крупным шрифтом, а иные условия кредита были выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать указанную информацию. Информация, представленная в нижней части рекламного щита, прописана мелким шрифтом, который, по мнению антимонопольного органа, невозможно прочесть без специальных усилий и применения специальных средств.
Согласно дизайн-листу № Л-1576 к паспорту рекламного места по адресу: Мира-Победы ю/в, представленному владельцем рекламной конструкции ЗАО «Версайн» (вх.1667 от 01.04.2011),  рекламный щит (призматрон), расположенный по пр. Мира – ул. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, находится на расстоянии 4,5м от земли.
Учитывая такое размещение рекламоносителя антимонопольный орган посчитал, что:
- потребителю невозможно прочесть информацию, написанную в данной рекламе мелким шрифтом;
- несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, а именно крупно указанной процентной ставке по кредиту, форма предоставления остальных условий кредита такова, что они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют.  
Отсутствие каких-либо сведений об условиях приобретения товара/услуги не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Сахалинским УФАС России (исх.08-1181 от 24.03.2011) в адрес ОАО «АЛЬФА-БАНК» и в адрес операционного офиса «Сахалинский» филиала «Хабаровский» ОАО «АЛЬФА-БАНК» были направлены запросы о предоставлении мотивированных пояснений по факту размещения данной рекламы.
В своем письме (исх.160.1-08-16/357 от 06.04.2011) управляющий операционным офисом «Сахалинский» <…> представил полный текст рекламы банковского продукта «Персональный кредит»: «Заточены под Вас. Кредиты наличными от 14,99% на индивидуальных условиях. Специальные условия в честь юбилея. 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. www.alfabank.ru / 8-800-2000-000. Подробно с условиями «Персонального кредита» можно ознакомиться в отделениях АЛЬФА-БАНК, по тел.: 8 (495) 78-888-78 (для Москвы) и 8-800-2000-000 (для регионов), а также на сайте www.alfabank.ru. Указанная ставка действительна для корпоративных и зарплатных клиентов с подтвержденным ежемесячным доходом не менее 10 000 рублей после вычета налогов. Предложение не является офертой или приглашением делать оферты. ОАО «АЛЬФА-БАНК» оставляет за собой право на принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита. Условия кредитования определяются Банком индивидуально для каждого клиента. ОАО «АЛЬФА-БАНК». Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1326 от 29.01.1998 г.». Также <…> пояснил, что размещенная реклама банковского продукта «Персональный кредит» направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и формирование интереса со стороны потребителей. Основной задачей указанной рекламы является обеспечение прав потребителей на получение информации о рекламируемом продукте банка, что исключает случаи введения потребителя в заблуждение.
Частью 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не определено, какая информация относится к существенной, в связи с чем, по мнению ОАО «АЛЬФА-БАНК», существенной информаций является та информация, которая необходима для заключения гражданско-правового договора, в том числе кредитного. Ссылаясь на статью ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности», которой установлено, что в договоре, регулирующим отношения между кредитной организацией и клиентом, должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора, <…> поясняет, что указанные требования относятся к абстрактному договору «оказания банковских услуг» и охватывают различные виды договоров и, соответственно, как существенные условия кредитного договора, регулирующего отношения между банком и клиентом, не могут быть определены, поэтому основной задачей рекламы «Персональный кредит» является информирование потребителей о предоставлении банком указанного продукта. При этом, законодательство РФ о рекламе не содержит обязательных требований об указании в рекламе всех условий договора, которые регулируют отношения между кредитной организацией и клиентом.
Также  представитель ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> указывает на соблюдение ОАО «АЛЬФА-БАНК» при размещении рекламы ч. 1 ст. 435 и ч. 1 ст. 437 Гражданского кодекса РФ, так как в рекламе банковского продукта «Персональный кредит» прямо указано, что предложение не является офертой или приглашением делать оферты.
Требования п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», по мнению ОАО «АЛЬФА-БАНК» также соблюдены при размещении рекламы, так как банк указал в рекламе кредита, что условия кредитования определяются банком индивидуально для каждого заемщика.
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 26.05.2011 в отношении  ОАО «АЛЬФА-БАНК» по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 08р-07/2011, которое назначено к рассмотрению на 15.06.2011г.
15.06.2011 в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ОАО «АЛЬФА-БАНК» о месте и времени рассмотрения дела, дата рассмотрения дела перенесена на 30.06.2011 г.
26.06.2011 в Сахалинское УФАС России поступило ходатайство председателя правления ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> о переносе даты рассмотрения дела на 11.07.2011 в связи с невозможностью явки представителя ОАО «АЛЬФА-БАНК» на заседание 30.06.2011. Данное ходатайство Комиссией удовлетворено, рассмотрение дела отложено на 11.07.2011 (определение об отложении рассмотрения дела от 30.06.2011).
На заседании Комиссии 11.07.2011 представитель ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> факт нарушения законодательства о рекламе не признала и пояснила, что правовая позиция ОАО «АЛЬФА-БАНК» представлена в письменных пояснениях (исх.160.1-08-16/357 от 06.04.2011) и осталась неизменной.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также объяснения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Часть 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Информация о банковском продукте «Персональный кредит», включая условия его приобретения, размещенная на рекламной конструкции, носит рекламный характер, так как ориентирована на неопределенный круг лиц  и направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор рекламируемого банковского продукта.  
Из материалов дела следует, что информация о банковском продукте «Персональный кредит» на рекламной конструкции размещена следующим образом: текст «Заточены под Вас. Кредиты наличными от 14,99% на индивидуальных условиях» выполнен крупными буквами и читается на значительном расстоянии; текст «Специальные условия в честь юбилея. 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. www.alfabank.ru / 8-800-2000-000» выполнен меньшим шрифтом, однако также дающим возможность потребителю прочитать информацию со значительного расстояния; текст «подробно с условиями «Персонального кредита» можно ознакомиться в отделениях АЛЬФА-БАНК, по тел.: 8 (495) 78-888-78 (для Москвы) и 8-800-2000-000 (для регионов), а также на сайте www.alfabank.ru. Указанная ставка действительна для корпоративных и зарплатных клиентов с подтвержденным ежемесячным доходом не менее 10 000 рублей после вычета налогов. Предложение не является офертой или приглашением делать оферты. ОАО «АЛЬФА-БАНК» оставляет за собой право на принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита. Условия кредитования определяются Банком индивидуально для каждого клиента. ОАО «АЛЬФА-БАНК». Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1326 от 29.01.1998 г.» выполнен мелким нечитаемым шрифтом.
Согласно дизайн-листу № Л-1576 к паспорту рекламного места по адресу: Мира-Победы ю/в, представленному владельцем рекламной конструкции ЗАО «Версайн» (вх.1667 от 01.04.2011),  рекламный щит (призматрон), расположенный по пр. Мира – ул. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, находится на расстоянии 4,5 м. от земли.
С учетом высоты расположения текста, визуального сравнения с размером шрифта основной привлекательной информации, обычно ограниченного времени считывания информации, расположенной вдоль проезжих частей, восприятие потребителем информации, выполненной мелким шрифтом, является невозможным.  Информация об условиях кредита, выполненная мелким шрифтом, недоступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и нераспознаваема без применения специальных средств, что лишает потребителей возможности получить полный текст рекламы.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Между тем, информация, выполненная мелким шрифтом в рекламе банковского продукта «Персональный кредит», способна существенно снизить потребительский интерес к рекламируемому продукту, так как она содержит условия, существенно ограничивающие возможность потенциального потребителя воспользоваться данным банковским продуктом. Соответственно, потребители не могут не только получить информацию об ограничениях, в том числе по кругу потенциальных потребителей – ставкой в 14,99% могут воспользоваться только корпоративные и зарплатные клиенты с подтвержденным ежемесячным доходом не менее 10 000 рублей после вычета налогов – но и, как следствие, сделать вывод об иных условиях оказания финансовой услуги, влияющей на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Комиссия Сахалинского УФАС России не принимает доводы ОАО «АЛЬФА-БАНК» о том, что в связи с отсутствием в ФЗ «О рекламе» понятия существенной информации, под существенной информаций следует понимать ту информацию, которая необходима для заключения гражданско-правового договора, в том числе кредитного.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Понятие «существенная информация о рекламируемом товаре» не является равнозначным понятию «существенные условия договора».  
Исходя из понятий рекламы, объекта рекламирования, согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама адресована неопределенному кругу лиц и направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугой/товаром. При рекламе существенной является информация, не только направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования и привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.
Информация, указанная мелким нечитаемым шрифтом в рекламе банковского продукта «Персональный кредит», хотя формально и присутствует в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что данные сведения не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем, потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.     
Также Комиссия не принимает доводы ОАО «АЛЬФА-БАНК» об исполнении последним требований п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», путем указания в рекламе кредита ссылки на то, что условия кредитования определяются банком индивидуально для каждого заемщика а также имеется ссылка на сайт и номер телефона.
Так как включение ссылки на сайт и номер телефона  для уточнения подробностей о рекламируемом банковском продукте не может свидетельствовать о соблюдении им требования о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого банковского продукта.
В рекламе банковского продукта «Персональный кредит» крупным шрифтом указана процентная ставка по кредиту - 14,99% на индивидуальных условиях, специальные условия в честь юбилея 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. Иные условия кредита выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Как следует из материалов дела,  данными условиями ограничивается круг лиц, желающих воспользоваться, рекламируемой процентной ставкой, а также  в данных условиях отсутствуют все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Так, в размещенной рекламе отсутствуют такие условия, влияющие на фактическую стоимость кредита для заемщика, как минимальная сумма кредита, срок кредита, комиссии, информация о штрафных санкциях, о возможностях и условиях досрочного погашения кредита.
Указание в рекламе «Персональный кредит» ставки, определяющей размер начисляемых процентов, само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой банковской услуге, получить достаточные сведения о фактической стоимости кредита, в связи с чем способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, которую можно получить, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой.  
В силу с п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» информация о возможности уточнения подробностей, в том числе по указанному номеру телефона о рекламируемой банковской услуге/кредите не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при размещении рекламы банковского продукта «Персональный кредит» на  рекламном щите (призматрон), расположенном по пр. Мира – ул. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона «О рекламе», так как в ней отсутствуют:
- часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
- иные условия оказания финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, при этом в рекламе сообщается одно из условий финансовой услуги, а именно размер ставки, определяющей размер начисляемых процентов.
В ходе заседания Комиссии 11.07.2011 представитель ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> не смогла подтвердить информацию о том, что распространяется ли данная реклама на дату рассмотрения дела или нет, в связи с чем комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является ОАО «АЛЬФА-БАНК».      
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ  «О рекламе»  и  в  соответствии с пп. 37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.    Признать ненадлежащей рекламу банковского продукта «Персональный кредит» открытого акционерного общества «АЛЬФА-БАНК», распространяемую на рекламной конструкции, расположенной по адресу  г. Южно-Сахалинск по пр. Мира – пр. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона «О рекламе».

2.    Выдать открытому акционерному обществу «АЛЬФА-БАНК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



22» июля 2011 года                                               г. Южно-Сахалинск

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:


Председатель Комиссии:                       - Могилевкин А.Г. –временно исполняющий обязанности руководителя   управления;

Члены Комиссии:         - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

- Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы,

на основании своего решения от 22.07.2011 по делу № 08р-07/2011  о признании рекламы банковского продукта «Персональный кредит» открытого акционерного общества «АЛЬФА-БАНК» (далее – ОАО «АЛЬФА-БАНК») ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.    ОАО «АЛЬФА-БАНК»  (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27) в пятидневный срок с момента получения предписания, прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившегося в распространении рекламы банковского продукта «Персональный кредит» на рекламной конструкции, расположенной в г. Южно-Сахалинске по пр. Мира – пр. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ОАО «АЛЬФА-БАНК» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 08р-07/2011 о нарушении законодательства о рекламе

22 июля 2011 г.    г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2011
Решение изготовлено в полном объеме 22.07.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

    Председатель Комиссии:     - Могилевкин А.Г. – временно исполняющий обязанности  руководителя управления;
 
Члены Комиссии:    - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

                                               - Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела
                                               контроля монополистической деятельности,
                                               недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 08р-07/2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «АЛЬФА-БАНК» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27)  (далее – ОАО «АЛЬФА-БАНК») ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы финансовой услуги,

в присутствии:
<…> - представителя ОАО «АЛЬФА-БАНК» по доверенности №5/1979Д от 22.07.2010 г.  

УСТАНОВИЛА:

Осуществляя в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы установлено следующее.
На рекламной конструкции, расположенной в г. Южно-Сахалинске по пр. Мира – пр. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира размещена реклама ОАО «АЛЬФА-БАНК» следующего содержания: «Заточены под Вас. Кредиты наличными от 14,99% на индивидуальных условиях. Специальные условия в честь юбилея. 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. www.alfabank.ru / 8-800-2000-000».
Данный текст написан крупным шрифтом и свободно воспринимается на значительном расстоянии.
Остальные условия по данному кредиту прописаны в нижней части рекламного щита нечитаемым мелким шрифтом.
Таким образом, в указанной рекламе кредита, предоставляемого ОАО «АЛЬФА-БАНК», процентная ставка по кредиту - 14,99% указана крупным шрифтом, а иные условия кредита были выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать указанную информацию. Информация, представленная в нижней части рекламного щита, прописана мелким шрифтом, который, по мнению антимонопольного органа, невозможно прочесть без специальных усилий и применения специальных средств.
Согласно дизайн-листу № Л-1576 к паспорту рекламного места по адресу: Мира-Победы ю/в, представленному владельцем рекламной конструкции ЗАО «Версайн» (вх.1667 от 01.04.2011),  рекламный щит (призматрон), расположенный по пр. Мира – ул. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, находится на расстоянии 4,5м от земли.
Учитывая такое размещение рекламоносителя антимонопольный орган посчитал, что:
- потребителю невозможно прочесть информацию, написанную в данной рекламе мелким шрифтом;
- несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, а именно крупно указанной процентной ставке по кредиту, форма предоставления остальных условий кредита такова, что они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют.  
Отсутствие каких-либо сведений об условиях приобретения товара/услуги не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Сахалинским УФАС России (исх.08-1181 от 24.03.2011) в адрес ОАО «АЛЬФА-БАНК» и в адрес операционного офиса «Сахалинский» филиала «Хабаровский» ОАО «АЛЬФА-БАНК» были направлены запросы о предоставлении мотивированных пояснений по факту размещения данной рекламы.
В своем письме (исх.160.1-08-16/357 от 06.04.2011) управляющий операционным офисом «Сахалинский» <…> представил полный текст рекламы банковского продукта «Персональный кредит»: «Заточены под Вас. Кредиты наличными от 14,99% на индивидуальных условиях. Специальные условия в честь юбилея. 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. www.alfabank.ru / 8-800-2000-000. Подробно с условиями «Персонального кредита» можно ознакомиться в отделениях АЛЬФА-БАНК, по тел.: 8 (495) 78-888-78 (для Москвы) и 8-800-2000-000 (для регионов), а также на сайте www.alfabank.ru. Указанная ставка действительна для корпоративных и зарплатных клиентов с подтвержденным ежемесячным доходом не менее 10 000 рублей после вычета налогов. Предложение не является офертой или приглашением делать оферты. ОАО «АЛЬФА-БАНК» оставляет за собой право на принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита. Условия кредитования определяются Банком индивидуально для каждого клиента. ОАО «АЛЬФА-БАНК». Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1326 от 29.01.1998 г.». Также <…> пояснил, что размещенная реклама банковского продукта «Персональный кредит» направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и формирование интереса со стороны потребителей. Основной задачей указанной рекламы является обеспечение прав потребителей на получение информации о рекламируемом продукте банка, что исключает случаи введения потребителя в заблуждение.
Частью 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не определено, какая информация относится к существенной, в связи с чем, по мнению ОАО «АЛЬФА-БАНК», существенной информаций является та информация, которая необходима для заключения гражданско-правового договора, в том числе кредитного. Ссылаясь на статью ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности», которой установлено, что в договоре, регулирующим отношения между кредитной организацией и клиентом, должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора, <…> поясняет, что указанные требования относятся к абстрактному договору «оказания банковских услуг» и охватывают различные виды договоров и, соответственно, как существенные условия кредитного договора, регулирующего отношения между банком и клиентом, не могут быть определены, поэтому основной задачей рекламы «Персональный кредит» является информирование потребителей о предоставлении банком указанного продукта. При этом, законодательство РФ о рекламе не содержит обязательных требований об указании в рекламе всех условий договора, которые регулируют отношения между кредитной организацией и клиентом.
Также  представитель ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> указывает на соблюдение ОАО «АЛЬФА-БАНК» при размещении рекламы ч. 1 ст. 435 и ч. 1 ст. 437 Гражданского кодекса РФ, так как в рекламе банковского продукта «Персональный кредит» прямо указано, что предложение не является офертой или приглашением делать оферты.
Требования п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», по мнению ОАО «АЛЬФА-БАНК» также соблюдены при размещении рекламы, так как банк указал в рекламе кредита, что условия кредитования определяются банком индивидуально для каждого заемщика.
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 26.05.2011 в отношении  ОАО «АЛЬФА-БАНК» по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 08р-07/2011, которое назначено к рассмотрению на 15.06.2011г.
15.06.2011 в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ОАО «АЛЬФА-БАНК» о месте и времени рассмотрения дела, дата рассмотрения дела перенесена на 30.06.2011 г.
26.06.2011 в Сахалинское УФАС России поступило ходатайство председателя правления ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> о переносе даты рассмотрения дела на 11.07.2011 в связи с невозможностью явки представителя ОАО «АЛЬФА-БАНК» на заседание 30.06.2011. Данное ходатайство Комиссией удовлетворено, рассмотрение дела отложено на 11.07.2011 (определение об отложении рассмотрения дела от 30.06.2011).
На заседании Комиссии 11.07.2011 представитель ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> факт нарушения законодательства о рекламе не признала и пояснила, что правовая позиция ОАО «АЛЬФА-БАНК» представлена в письменных пояснениях (исх.160.1-08-16/357 от 06.04.2011) и осталась неизменной.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также объяснения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Часть 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Информация о банковском продукте «Персональный кредит», включая условия его приобретения, размещенная на рекламной конструкции, носит рекламный характер, так как ориентирована на неопределенный круг лиц  и направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор рекламируемого банковского продукта.  
Из материалов дела следует, что информация о банковском продукте «Персональный кредит» на рекламной конструкции размещена следующим образом: текст «Заточены под Вас. Кредиты наличными от 14,99% на индивидуальных условиях» выполнен крупными буквами и читается на значительном расстоянии; текст «Специальные условия в честь юбилея. 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. www.alfabank.ru / 8-800-2000-000» выполнен меньшим шрифтом, однако также дающим возможность потребителю прочитать информацию со значительного расстояния; текст «подробно с условиями «Персонального кредита» можно ознакомиться в отделениях АЛЬФА-БАНК, по тел.: 8 (495) 78-888-78 (для Москвы) и 8-800-2000-000 (для регионов), а также на сайте www.alfabank.ru. Указанная ставка действительна для корпоративных и зарплатных клиентов с подтвержденным ежемесячным доходом не менее 10 000 рублей после вычета налогов. Предложение не является офертой или приглашением делать оферты. ОАО «АЛЬФА-БАНК» оставляет за собой право на принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита. Условия кредитования определяются Банком индивидуально для каждого клиента. ОАО «АЛЬФА-БАНК». Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1326 от 29.01.1998 г.» выполнен мелким нечитаемым шрифтом.
Согласно дизайн-листу № Л-1576 к паспорту рекламного места по адресу: Мира-Победы ю/в, представленному владельцем рекламной конструкции ЗАО «Версайн» (вх.1667 от 01.04.2011),  рекламный щит (призматрон), расположенный по пр. Мира – ул. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, находится на расстоянии 4,5 м. от земли.
С учетом высоты расположения текста, визуального сравнения с размером шрифта основной привлекательной информации, обычно ограниченного времени считывания информации, расположенной вдоль проезжих частей, восприятие потребителем информации, выполненной мелким шрифтом, является невозможным.  Информация об условиях кредита, выполненная мелким шрифтом, недоступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и нераспознаваема без применения специальных средств, что лишает потребителей возможности получить полный текст рекламы.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Между тем, информация, выполненная мелким шрифтом в рекламе банковского продукта «Персональный кредит», способна существенно снизить потребительский интерес к рекламируемому продукту, так как она содержит условия, существенно ограничивающие возможность потенциального потребителя воспользоваться данным банковским продуктом. Соответственно, потребители не могут не только получить информацию об ограничениях, в том числе по кругу потенциальных потребителей – ставкой в 14,99% могут воспользоваться только корпоративные и зарплатные клиенты с подтвержденным ежемесячным доходом не менее 10 000 рублей после вычета налогов – но и, как следствие, сделать вывод об иных условиях оказания финансовой услуги, влияющей на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Комиссия Сахалинского УФАС России не принимает доводы ОАО «АЛЬФА-БАНК» о том, что в связи с отсутствием в ФЗ «О рекламе» понятия существенной информации, под существенной информаций следует понимать ту информацию, которая необходима для заключения гражданско-правового договора, в том числе кредитного.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Понятие «существенная информация о рекламируемом товаре» не является равнозначным понятию «существенные условия договора».  
Исходя из понятий рекламы, объекта рекламирования, согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама адресована неопределенному кругу лиц и направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугой/товаром. При рекламе существенной является информация, не только направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования и привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.
Информация, указанная мелким нечитаемым шрифтом в рекламе банковского продукта «Персональный кредит», хотя формально и присутствует в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что данные сведения не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем, потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.     
Также Комиссия не принимает доводы ОАО «АЛЬФА-БАНК» об исполнении последним требований п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», путем указания в рекламе кредита ссылки на то, что условия кредитования определяются банком индивидуально для каждого заемщика а также имеется ссылка на сайт и номер телефона.
Так как включение ссылки на сайт и номер телефона  для уточнения подробностей о рекламируемом банковском продукте не может свидетельствовать о соблюдении им требования о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого банковского продукта.
В рекламе банковского продукта «Персональный кредит» крупным шрифтом указана процентная ставка по кредиту - 14,99% на индивидуальных условиях, специальные условия в честь юбилея 20 лет АЛЬФА-БАНКУ. Иные условия кредита выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Как следует из материалов дела,  данными условиями ограничивается круг лиц, желающих воспользоваться, рекламируемой процентной ставкой, а также  в данных условиях отсутствуют все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Так, в размещенной рекламе отсутствуют такие условия, влияющие на фактическую стоимость кредита для заемщика, как минимальная сумма кредита, срок кредита, комиссии, информация о штрафных санкциях, о возможностях и условиях досрочного погашения кредита.
Указание в рекламе «Персональный кредит» ставки, определяющей размер начисляемых процентов, само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой банковской услуге, получить достаточные сведения о фактической стоимости кредита, в связи с чем способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, которую можно получить, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой.  
В силу с п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» информация о возможности уточнения подробностей, в том числе по указанному номеру телефона о рекламируемой банковской услуге/кредите не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при размещении рекламы банковского продукта «Персональный кредит» на  рекламном щите (призматрон), расположенном по пр. Мира – ул. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона «О рекламе», так как в ней отсутствуют:
- часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
- иные условия оказания финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, при этом в рекламе сообщается одно из условий финансовой услуги, а именно размер ставки, определяющей размер начисляемых процентов.
В ходе заседания Комиссии 11.07.2011 представитель ОАО «АЛЬФА-БАНК» <…> не смогла подтвердить информацию о том, что распространяется ли данная реклама на дату рассмотрения дела или нет, в связи с чем комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является ОАО «АЛЬФА-БАНК».      
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ  «О рекламе»  и  в  соответствии с пп. 37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.    Признать ненадлежащей рекламу банковского продукта «Персональный кредит» открытого акционерного общества «АЛЬФА-БАНК», распространяемую на рекламной конструкции, расположенной по адресу  г. Южно-Сахалинск по пр. Мира – пр. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона «О рекламе».

2.    Выдать открытому акционерному обществу «АЛЬФА-БАНК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

22» июля 2011 года                                               г. Южно-Сахалинск

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:                       - Могилевкин А.Г. –временно исполняющий обязанности руководителя   управления;

Члены Комиссии:         - Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

- Кулакова В.С. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы,

на основании своего решения от 22.07.2011 по делу № 08р-07/2011  о признании рекламы банковского продукта «Персональный кредит» открытого акционерного общества «АЛЬФА-БАНК» (далее – ОАО «АЛЬФА-БАНК») ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.    ОАО «АЛЬФА-БАНК»  (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27) в пятидневный срок с момента получения предписания, прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившегося в распространении рекламы банковского продукта «Персональный кредит» на рекламной конструкции, расположенной в г. Южно-Сахалинске по пр. Мира – пр. Победы, юго-восток, вдоль пр. Мира, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ОАО «АЛЬФА-БАНК» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08р-07/2011 [format] => [safe_value] => № 08р-07/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:
осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 05:47:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 05:47:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1328852908 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )