решение по делу № 05-3/10

Номер дела: № 05-3/10
Дата публикации: 7 мая 2010, 10:41

7 мая 2010 года

г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 7 мая 2010 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело № 05-3/10 по признакам нарушения министерством здравоохранения Сахалинской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

26 февраля 2010 года в Сахалинское УФАС России поступило обращение первого заместителя прокурора Сахалинской области, из которого следует, что министерством здравоохранения Сахалинской области при проведении открытого аукциона на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан федеральной ответственности по бесплатным рецептам врачей (фельдшеров) на 2-е полугодие 2009 года установлены незаконные требования к месту, условиям и сроку поставки товара, нарушающие антимонопольное законодательство в части установления требований, которые влекут за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

На основании вышеуказанного обращения, приказом от 05.03.2010 № 32 Сахалинское УФАС России возбудило дело № 05-3/10 в отношении министерства здравоохранения Сахалинской области по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела представитель министерства здравоохранения Сахалинской области Г.Г. Степкина пояснила, что нарушений антимонопольного законодательства при проведении вышеуказанного аукциона допущено не было. На участие в аукционе были поданы заявки от различных организаций, что свидетельствует об отсутствии каких-либо ограничений конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к следующему.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

23.05.2009 государственным заказчиком – департаментом здравоохранения Сахалинской области был объявлен открытый аукцион на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан федеральной ответственности по бесплатным рецептам врачей (фельдшеров) на 2-е полугодие 2009 года, всего 16 лотов:

Лот № 1 – Поставка противовоспалительных лекарственных средств;

Лот № 2 – Поставка лекарственных средств влияющих на центральную нервную  систему;

Лот № 3 – Поставка противомикробных и противовирусных средств;

Лот № 4 – Поставка противоопухолевых лекарственных средств;

Лот № 5 – Поставка лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему и систему кроветворения;

Лот № 6 – Поставка лекарственных средств для лечения желудочно-кишечного тракта;

Лот № 7 – Поставка гормональных лекарственных средств и средств, влияющих на эндокринную систему;

Лот № 8 – Поставка лекарственных средств влияющих на органы дыхания;

Лот № 9 -  Поставка лекарственных средств влияющих на обмен веществ;

Лот № 10 – Поставка анальгезирующих лекарственных средств;

Лот № 11 – Поставка нейрососудистых лекарственных средств;

Лот № 12 – Поставка антибактериальных лекарственных средств;

Лот № 13 – Поставка иммунодепрессивных лекарственных средств;

Лот № 14 – Поставка сердечно-сосудистых лекарственных средств;

Лот № 15 – Поставка эндокринных лекарственных средств;

Лот № 16 – Поставка изделий медицинского назначения.

Извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте Сахалинской области по размещению заказов www.gz.adm.sakhalin.ru и опубликовано в официальном печатном издании – газете «С моЛОТка» (выпуск 17(117).

Документация об аукционе утверждена и.о. начальника департамента здравоохранения Сахалинской области Л.А. Вериной 21.05.2009.

В соответствии с протоколом № 15 рассмотрения заявок от 16.06.2009 на участие в аукционе по лотам №№ 1-4, 6-9 допущено ЗАО Хабаровский филиал «Роста», по лотам №№ 5, 10-16 допущено ГУ ОТП «Фармация», аукционы по указанным лотам признаны несостоявшимися.

06.07.2009 заключены государственные контракты по всем лотам открытого аукциона.

 

При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, перечисленные в ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов.

Согласно пункту 1 данной нормы закона участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Предметом проводимых торгов является поставка лекарственных средств.

На основании п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Фармацевтическая деятельность, согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», – это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

В силу подпункта «б» п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.

Из изложенного следует, что для подтверждения соответствия требованию  п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник должен представить в заявке лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности. Согласно пункту п. 4 указанного Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе:

а)   наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

б)  соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований ст. 29 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», правил оптовой торговли лекарственными средствами и установленных предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Требования к помещениям и оборудованию для оптовой торговли установлены в разделе IV Правил оптовой торговли лекарственными средствами, утвержденного приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2002 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения», где п. 4.10 определено, что площадь складских помещений основного производственного назначения должна соответствовать объему хранимого товара на единицу складской площади, но не менее 150 м2. Остальными пунктами указанного раздела предъявляются иные требования к помещениям и оборудованию для осуществления оптовой торговли лекарственными средствами.

Следовательно, участник размещения заказа, имеющий лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами, соответственно, имеет и необходимые помещения для хранения лекарственных средств, площадь которых соответствует требованиям законодательства в указанной части.

 

Отсылочная норма ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов обязывает заказчика указывать в документации об аукционе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Указанные сведения содержатся в п. 6 раздела II документации об аукционе – Информационной карте аукциона. Так, заказчиком установлено следующее:

1.   Поставка товара осуществляется в аптечные организации (предприятия) собственной аптечной сети Поставщика (наличие лицензии на фармацевтическую деятельность – оптовая торговля) или в аптечные организации (предприятия) на основании заключенных договоров (между Поставщиком и аптечными организациями) на оказание услуг по отпуску лекарственных средств, льготной категории граждан федеральной и региональной ответственности, проживающих в Сахалинской области (наличие лицензии на фармацевтическую деятельность – розничная торговля);

2.   Поставщик должен иметь собственный или привлеченный информационно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизированное  оформление льготных рецептов, ведение базы обращений за лекарственными средствами, печати рецептов на их приобретение, а также учет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам в населенных пунктах, указанных в Томе № 3 документации об аукционе;

3.   Поставщик для хранения запаса лекарственных средств должен располагать собственными либо принадлежащими привлеченной аптечной организации необходимыми площадями на территории Сахалинской области, отвечающие требованиям, установленными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок хранения лекарственных средств, и соответствующими перечню и объему поставляемых лекарственных средств;

 4.  Поставка Товара осуществляется двумя равными партиями. Срок поставки первой партии Товара до – 10 июля 2009 г., второй партии – до 30 ноября 2009 г.

 

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В частности, п. 2 ч. 1 указанной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В силу ст. 1 Закона о защите конкуренции целями последнего являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о размещении заказов участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Установление заказчиком требования о наличии у участника размещения заказа собственных либо принадлежащих привлеченной аптечной организации необходимых площадей на территории Сахалинской области, лишило возможности принять участие в данном аукционе хозяйствующих субъектов, которые находятся и осуществляют фармацевтическую деятельность по поставке лекарственных средств за пределами территории Сахалинской области. Таким образом, указанным требованием установлено необоснованное препятствие для осуществления деятельности по поставке лекарственных средств.

Кроме этого, предметом торгов является поставка лекарственных средств в аптечные учреждения, а не оказание услуг по их хранению. Хранение лекарственных средств до их поставки поставщик может осуществлять и на территории, где у него имеются соответствующие склады.

Помимо изложенного, в рамках предмета настоящего аукциона заказчиком установлено требование о наличии у поставщика собственного или привлеченного информационно-технического комплекса, обеспечивающего автоматизированное  оформление льготных рецептов, ведение базы обращений за лекарственными средствами, печати рецептов на их приобретение, а также учет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам в населенных пунктах.

Таким образом, на участника размещения заказа, помимо поставки товара, возложена обязанность по ведению учета лекарственных средств, что влечет также препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке поставки лекарственных средств.

Из вышеизложенного следует, что при проведении аукциона  на поставку лекарственных средств заказчиком установлены необоснованные препятствия лицам, желающим принять участие в данном аукционе. Участники размещения  заказа фактически лишены права принимать участие в данном аукционе, так как предмет торгов, помимо поставки лекарственных средств, включает также требование на оказание комплекса услуг: хранение лекарственных средств, осуществление автоматизированного оформления льготных рецептов, ведение базы обращений за лекарственными средствами, печати рецептов на их приобретение, а также учет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам в населенных пунктах Сахалинской области.

Вышеуказанные действия департамента создавали необоснованное препятствование хозяйствующим субъектам, осуществляющим фармацевтическую деятельность по поставке лекарственных средств, в том числе и находящимися за пределами Сахалинской области.

Таким образом, государственный заказчик, утвердив документацию об аукционе по вышеуказанному предмету, включая требования к поставщикам о наличии у них необходимого информационно-технического комплекса, а также складов на территории Сахалинской области для хранения лекарственных средств, нарушил п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные требования создают необоснованные препятствия для осуществления деятельности по поставке лекарственных средств хозяйствующими субъектами на указанном рынке.

В соответствии с постановлением губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 № 26 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области» с 01.01.2010 департамент здравоохранения Сахалинской области переименован в министерство здравоохранения Сахалинской области.

При таких обстоятельствах, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39,                    чч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.        Признать министерство здравоохранения Сахалинской области нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

2.        В связи с тем, что государственные контракты заключены, и срок действия указанных контрактов истек, предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 7572 [uid] => 5 [title] => решение по делу № 05-3/10 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7572 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324511052 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

7 мая 2010 года

г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 7 мая 2010 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело № 05-3/10 по признакам нарушения министерством здравоохранения Сахалинской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

26 февраля 2010 года в Сахалинское УФАС России поступило обращение первого заместителя прокурора Сахалинской области, из которого следует, что министерством здравоохранения Сахалинской области при проведении открытого аукциона на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан федеральной ответственности по бесплатным рецептам врачей (фельдшеров) на 2-е полугодие 2009 года установлены незаконные требования к месту, условиям и сроку поставки товара, нарушающие антимонопольное законодательство в части установления требований, которые влекут за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

На основании вышеуказанного обращения, приказом от 05.03.2010 № 32 Сахалинское УФАС России возбудило дело № 05-3/10 в отношении министерства здравоохранения Сахалинской области по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела представитель министерства здравоохранения Сахалинской области Г.Г. Степкина пояснила, что нарушений антимонопольного законодательства при проведении вышеуказанного аукциона допущено не было. На участие в аукционе были поданы заявки от различных организаций, что свидетельствует об отсутствии каких-либо ограничений конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к следующему.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

23.05.2009 государственным заказчиком – департаментом здравоохранения Сахалинской области был объявлен открытый аукцион на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан федеральной ответственности по бесплатным рецептам врачей (фельдшеров) на 2-е полугодие 2009 года, всего 16 лотов:

Лот № 1 – Поставка противовоспалительных лекарственных средств;

Лот № 2 – Поставка лекарственных средств влияющих на центральную нервную  систему;

Лот № 3 – Поставка противомикробных и противовирусных средств;

Лот № 4 – Поставка противоопухолевых лекарственных средств;

Лот № 5 – Поставка лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему и систему кроветворения;

Лот № 6 – Поставка лекарственных средств для лечения желудочно-кишечного тракта;

Лот № 7 – Поставка гормональных лекарственных средств и средств, влияющих на эндокринную систему;

Лот № 8 – Поставка лекарственных средств влияющих на органы дыхания;

Лот № 9 -  Поставка лекарственных средств влияющих на обмен веществ;

Лот № 10 – Поставка анальгезирующих лекарственных средств;

Лот № 11 – Поставка нейрососудистых лекарственных средств;

Лот № 12 – Поставка антибактериальных лекарственных средств;

Лот № 13 – Поставка иммунодепрессивных лекарственных средств;

Лот № 14 – Поставка сердечно-сосудистых лекарственных средств;

Лот № 15 – Поставка эндокринных лекарственных средств;

Лот № 16 – Поставка изделий медицинского назначения.

Извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте Сахалинской области по размещению заказов www.gz.adm.sakhalin.ru и опубликовано в официальном печатном издании – газете «С моЛОТка» (выпуск 17(117).

Документация об аукционе утверждена и.о. начальника департамента здравоохранения Сахалинской области Л.А. Вериной 21.05.2009.

В соответствии с протоколом № 15 рассмотрения заявок от 16.06.2009 на участие в аукционе по лотам №№ 1-4, 6-9 допущено ЗАО Хабаровский филиал «Роста», по лотам №№ 5, 10-16 допущено ГУ ОТП «Фармация», аукционы по указанным лотам признаны несостоявшимися.

06.07.2009 заключены государственные контракты по всем лотам открытого аукциона.

 

При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, перечисленные в ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов.

Согласно пункту 1 данной нормы закона участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Предметом проводимых торгов является поставка лекарственных средств.

На основании п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Фармацевтическая деятельность, согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», – это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

В силу подпункта «б» п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.

Из изложенного следует, что для подтверждения соответствия требованию  п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник должен представить в заявке лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности. Согласно пункту п. 4 указанного Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе:

а)   наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

б)  соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований ст. 29 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», правил оптовой торговли лекарственными средствами и установленных предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Требования к помещениям и оборудованию для оптовой торговли установлены в разделе IV Правил оптовой торговли лекарственными средствами, утвержденного приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2002 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения», где п. 4.10 определено, что площадь складских помещений основного производственного назначения должна соответствовать объему хранимого товара на единицу складской площади, но не менее 150 м2. Остальными пунктами указанного раздела предъявляются иные требования к помещениям и оборудованию для осуществления оптовой торговли лекарственными средствами.

Следовательно, участник размещения заказа, имеющий лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами, соответственно, имеет и необходимые помещения для хранения лекарственных средств, площадь которых соответствует требованиям законодательства в указанной части.

 

Отсылочная норма ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов обязывает заказчика указывать в документации об аукционе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Указанные сведения содержатся в п. 6 раздела II документации об аукционе – Информационной карте аукциона. Так, заказчиком установлено следующее:

1.   Поставка товара осуществляется в аптечные организации (предприятия) собственной аптечной сети Поставщика (наличие лицензии на фармацевтическую деятельность – оптовая торговля) или в аптечные организации (предприятия) на основании заключенных договоров (между Поставщиком и аптечными организациями) на оказание услуг по отпуску лекарственных средств, льготной категории граждан федеральной и региональной ответственности, проживающих в Сахалинской области (наличие лицензии на фармацевтическую деятельность – розничная торговля);

2.   Поставщик должен иметь собственный или привлеченный информационно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизированное  оформление льготных рецептов, ведение базы обращений за лекарственными средствами, печати рецептов на их приобретение, а также учет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам в населенных пунктах, указанных в Томе № 3 документации об аукционе;

3.   Поставщик для хранения запаса лекарственных средств должен располагать собственными либо принадлежащими привлеченной аптечной организации необходимыми площадями на территории Сахалинской области, отвечающие требованиям, установленными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок хранения лекарственных средств, и соответствующими перечню и объему поставляемых лекарственных средств;

 4.  Поставка Товара осуществляется двумя равными партиями. Срок поставки первой партии Товара до – 10 июля 2009 г., второй партии – до 30 ноября 2009 г.

 

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В частности, п. 2 ч. 1 указанной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В силу ст. 1 Закона о защите конкуренции целями последнего являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о размещении заказов участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Установление заказчиком требования о наличии у участника размещения заказа собственных либо принадлежащих привлеченной аптечной организации необходимых площадей на территории Сахалинской области, лишило возможности принять участие в данном аукционе хозяйствующих субъектов, которые находятся и осуществляют фармацевтическую деятельность по поставке лекарственных средств за пределами территории Сахалинской области. Таким образом, указанным требованием установлено необоснованное препятствие для осуществления деятельности по поставке лекарственных средств.

Кроме этого, предметом торгов является поставка лекарственных средств в аптечные учреждения, а не оказание услуг по их хранению. Хранение лекарственных средств до их поставки поставщик может осуществлять и на территории, где у него имеются соответствующие склады.

Помимо изложенного, в рамках предмета настоящего аукциона заказчиком установлено требование о наличии у поставщика собственного или привлеченного информационно-технического комплекса, обеспечивающего автоматизированное  оформление льготных рецептов, ведение базы обращений за лекарственными средствами, печати рецептов на их приобретение, а также учет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам в населенных пунктах.

Таким образом, на участника размещения заказа, помимо поставки товара, возложена обязанность по ведению учета лекарственных средств, что влечет также препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке поставки лекарственных средств.

Из вышеизложенного следует, что при проведении аукциона  на поставку лекарственных средств заказчиком установлены необоснованные препятствия лицам, желающим принять участие в данном аукционе. Участники размещения  заказа фактически лишены права принимать участие в данном аукционе, так как предмет торгов, помимо поставки лекарственных средств, включает также требование на оказание комплекса услуг: хранение лекарственных средств, осуществление автоматизированного оформления льготных рецептов, ведение базы обращений за лекарственными средствами, печати рецептов на их приобретение, а также учет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам в населенных пунктах Сахалинской области.

Вышеуказанные действия департамента создавали необоснованное препятствование хозяйствующим субъектам, осуществляющим фармацевтическую деятельность по поставке лекарственных средств, в том числе и находящимися за пределами Сахалинской области.

Таким образом, государственный заказчик, утвердив документацию об аукционе по вышеуказанному предмету, включая требования к поставщикам о наличии у них необходимого информационно-технического комплекса, а также складов на территории Сахалинской области для хранения лекарственных средств, нарушил п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные требования создают необоснованные препятствия для осуществления деятельности по поставке лекарственных средств хозяйствующими субъектами на указанном рынке.

В соответствии с постановлением губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 № 26 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области» с 01.01.2010 департамент здравоохранения Сахалинской области переименован в министерство здравоохранения Сахалинской области.

При таких обстоятельствах, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39,                    чч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.        Признать министерство здравоохранения Сахалинской области нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

2.        В связи с тем, что государственные контракты заключены, и срок действия указанных контрактов истек, предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

7 мая 2010 года

г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 7 мая 2010 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело № 05-3/10 по признакам нарушения министерством здравоохранения Сахалинской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

26 февраля 2010 года в Сахалинское УФАС России поступило обращение первого заместителя прокурора Сахалинской области, из которого следует, что министерством здравоохранения Сахалинской области при проведении открытого аукциона на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан федеральной ответственности по бесплатным рецептам врачей (фельдшеров) на 2-е полугодие 2009 года установлены незаконные требования к месту, условиям и сроку поставки товара, нарушающие антимонопольное законодательство в части установления требований, которые влекут за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

На основании вышеуказанного обращения, приказом от 05.03.2010 № 32 Сахалинское УФАС России возбудило дело № 05-3/10 в отношении министерства здравоохранения Сахалинской области по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела представитель министерства здравоохранения Сахалинской области Г.Г. Степкина пояснила, что нарушений антимонопольного законодательства при проведении вышеуказанного аукциона допущено не было. На участие в аукционе были поданы заявки от различных организаций, что свидетельствует об отсутствии каких-либо ограничений конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к следующему.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

23.05.2009 государственным заказчиком – департаментом здравоохранения Сахалинской области был объявлен открытый аукцион на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан федеральной ответственности по бесплатным рецептам врачей (фельдшеров) на 2-е полугодие 2009 года, всего 16 лотов:

Лот № 1 – Поставка противовоспалительных лекарственных средств;

Лот № 2 – Поставка лекарственных средств влияющих на центральную нервную  систему;

Лот № 3 – Поставка противомикробных и противовирусных средств;

Лот № 4 – Поставка противоопухолевых лекарственных средств;

Лот № 5 – Поставка лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему и систему кроветворения;

Лот № 6 – Поставка лекарственных средств для лечения желудочно-кишечного тракта;

Лот № 7 – Поставка гормональных лекарственных средств и средств, влияющих на эндокринную систему;

Лот № 8 – Поставка лекарственных средств влияющих на органы дыхания;

Лот № 9 -  Поставка лекарственных средств влияющих на обмен веществ;

Лот № 10 – Поставка анальгезирующих лекарственных средств;

Лот № 11 – Поставка нейрососудистых лекарственных средств;

Лот № 12 – Поставка антибактериальных лекарственных средств;

Лот № 13 – Поставка иммунодепрессивных лекарственных средств;

Лот № 14 – Поставка сердечно-сосудистых лекарственных средств;

Лот № 15 – Поставка эндокринных лекарственных средств;

Лот № 16 – Поставка изделий медицинского назначения.

Извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте Сахалинской области по размещению заказов www.gz.adm.sakhalin.ru и опубликовано в официальном печатном издании – газете «С моЛОТка» (выпуск 17(117).

Документация об аукционе утверждена и.о. начальника департамента здравоохранения Сахалинской области Л.А. Вериной 21.05.2009.

В соответствии с протоколом № 15 рассмотрения заявок от 16.06.2009 на участие в аукционе по лотам №№ 1-4, 6-9 допущено ЗАО Хабаровский филиал «Роста», по лотам №№ 5, 10-16 допущено ГУ ОТП «Фармация», аукционы по указанным лотам признаны несостоявшимися.

06.07.2009 заключены государственные контракты по всем лотам открытого аукциона.

 

При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, перечисленные в ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов.

Согласно пункту 1 данной нормы закона участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Предметом проводимых торгов является поставка лекарственных средств.

На основании п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Фармацевтическая деятельность, согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», – это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

В силу подпункта «б» п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.

Из изложенного следует, что для подтверждения соответствия требованию  п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник должен представить в заявке лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности. Согласно пункту п. 4 указанного Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе:

а)   наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

б)  соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований ст. 29 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», правил оптовой торговли лекарственными средствами и установленных предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Требования к помещениям и оборудованию для оптовой торговли установлены в разделе IV Правил оптовой торговли лекарственными средствами, утвержденного приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2002 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения», где п. 4.10 определено, что площадь складских помещений основного производственного назначения должна соответствовать объему хранимого товара на единицу складской площади, но не менее 150 м2. Остальными пунктами указанного раздела предъявляются иные требования к помещениям и оборудованию для осуществления оптовой торговли лекарственными средствами.

Следовательно, участник размещения заказа, имеющий лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами, соответственно, имеет и необходимые помещения для хранения лекарственных средств, площадь которых соответствует требованиям законодательства в указанной части.

 

Отсылочная норма ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов обязывает заказчика указывать в документации об аукционе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Указанные сведения содержатся в п. 6 раздела II документации об аукционе – Информационной карте аукциона. Так, заказчиком установлено следующее:

1.   Поставка товара осуществляется в аптечные организации (предприятия) собственной аптечной сети Поставщика (наличие лицензии на фармацевтическую деятельность – оптовая торговля) или в аптечные организации (предприятия) на основании заключенных договоров (между Поставщиком и аптечными организациями) на оказание услуг по отпуску лекарственных средств, льготной категории граждан федеральной и региональной ответственности, проживающих в Сахалинской области (наличие лицензии на фармацевтическую деятельность – розничная торговля);

2.   Поставщик должен иметь собственный или привлеченный информационно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизированное  оформление льготных рецептов, ведение базы обращений за лекарственными средствами, печати рецептов на их приобретение, а также учет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам в населенных пунктах, указанных в Томе № 3 документации об аукционе;

3.   Поставщик для хранения запаса лекарственных средств должен располагать собственными либо принадлежащими привлеченной аптечной организации необходимыми площадями на территории Сахалинской области, отвечающие требованиям, установленными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок хранения лекарственных средств, и соответствующими перечню и объему поставляемых лекарственных средств;

 4.  Поставка Товара осуществляется двумя равными партиями. Срок поставки первой партии Товара до – 10 июля 2009 г., второй партии – до 30 ноября 2009 г.

 

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В частности, п. 2 ч. 1 указанной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В силу ст. 1 Закона о защите конкуренции целями последнего являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о размещении заказов участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Установление заказчиком требования о наличии у участника размещения заказа собственных либо принадлежащих привлеченной аптечной организации необходимых площадей на территории Сахалинской области, лишило возможности принять участие в данном аукционе хозяйствующих субъектов, которые находятся и осуществляют фармацевтическую деятельность по поставке лекарственных средств за пределами территории Сахалинской области. Таким образом, указанным требованием установлено необоснованное препятствие для осуществления деятельности по поставке лекарственных средств.

Кроме этого, предметом торгов является поставка лекарственных средств в аптечные учреждения, а не оказание услуг по их хранению. Хранение лекарственных средств до их поставки поставщик может осуществлять и на территории, где у него имеются соответствующие склады.

Помимо изложенного, в рамках предмета настоящего аукциона заказчиком установлено требование о наличии у поставщика собственного или привлеченного информационно-технического комплекса, обеспечивающего автоматизированное  оформление льготных рецептов, ведение базы обращений за лекарственными средствами, печати рецептов на их приобретение, а также учет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам в населенных пунктах.

Таким образом, на участника размещения заказа, помимо поставки товара, возложена обязанность по ведению учета лекарственных средств, что влечет также препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке поставки лекарственных средств.

Из вышеизложенного следует, что при проведении аукциона  на поставку лекарственных средств заказчиком установлены необоснованные препятствия лицам, желающим принять участие в данном аукционе. Участники размещения  заказа фактически лишены права принимать участие в данном аукционе, так как предмет торгов, помимо поставки лекарственных средств, включает также требование на оказание комплекса услуг: хранение лекарственных средств, осуществление автоматизированного оформления льготных рецептов, ведение базы обращений за лекарственными средствами, печати рецептов на их приобретение, а также учет лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам в населенных пунктах Сахалинской области.

Вышеуказанные действия департамента создавали необоснованное препятствование хозяйствующим субъектам, осуществляющим фармацевтическую деятельность по поставке лекарственных средств, в том числе и находящимися за пределами Сахалинской области.

Таким образом, государственный заказчик, утвердив документацию об аукционе по вышеуказанному предмету, включая требования к поставщикам о наличии у них необходимого информационно-технического комплекса, а также складов на территории Сахалинской области для хранения лекарственных средств, нарушил п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные требования создают необоснованные препятствия для осуществления деятельности по поставке лекарственных средств хозяйствующими субъектами на указанном рынке.

В соответствии с постановлением губернатора Сахалинской области от 10.11.2009 № 26 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области» с 01.01.2010 департамент здравоохранения Сахалинской области переименован в министерство здравоохранения Сахалинской области.

При таких обстоятельствах, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39,                    чч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.        Признать министерство здравоохранения Сахалинской области нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

2.        В связи с тем, что государственные контракты заключены, и срок действия указанных контрактов истек, предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-3/10 [format] => [safe_value] => № 05-3/10 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

26 февраля 2010 года в Сахалинское УФАС России поступило обращение первого заместителя прокурора Сахалинской области, из которого следует, что министерством здравоохранения Сахалинской области при проведении открытого аукциона на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан федеральной ответственности по бесплатным рецептам врачей (фельдшеров) на 2-е полугодие 2009 года установлены незаконные требования к месту, условиям и сроку поставки товара, нарушающие антимонопольное законодательство в части установления требований, которые влекут за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

 

[format] => full_html [safe_value] =>

26 февраля 2010 года в Сахалинское УФАС России поступило обращение первого заместителя прокурора Сахалинской области, из которого следует, что министерством здравоохранения Сахалинской области при проведении открытого аукциона на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан федеральной ответственности по бесплатным рецептам врачей (фельдшеров) на 2-е полугодие 2009 года установлены незаконные требования к месту, условиям и сроку поставки товара, нарушающие антимонопольное законодательство в части установления требований, которые влекут за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-05-06 22:41:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-21 22:41:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324511052 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )