по делу № 219/11-т

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: № 219/11-т
Дата публикации: 24 октября 2011, 11:04

 

по делу № 219/11-т о нарушении законодательства о размещении заказов

 

21 октября 2011 года

г. Южно-Сахалинск

 

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

 

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Савчук К.В. – главный государственный  инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Кормановский А.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

 

 

в присутствии:

Ли А.С., Яншиной Е.Н. – представителей отдела капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска,

 

рассмотрев дело № 219/11-т о нарушении отделом капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска (далее – заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Строительство малоэтажных жилых домов по ул. Долинская в г. Южно-Сахалинске»  (извещение № 0161300000111000511),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14 октября 2011 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО «Профистрой» (далее – заявитель и/или участник размещения заказа) от 13.10.2011 исх. № 310 о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.

Заявитель полагает, что заказчик в нарушение Закона о размещении заказов:

- не разместил на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) локально-сметный расчет по предмету аукциона;

- типовой проект строительства малоэтажных жилых домов по ул. Долинской в г. Южно-Сахалинске размещен не в полном объеме;

- на чертежах некорректно прописаны знаки, символизирующие размер;

- необоснованно требует копию свидетельства о допуске к работам, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- неправомерно установлено требование о подтверждении участником размещения заказа выполнения работ в соответствии с подклассом ОКДП;

- искусственно занижает срок выполнения работ.

 Представители отдела капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска с доводами жалобы не согласились, пояснив, что расчеты по строительству 6-ти трехэтажных 21 квартирных домов оформлены локально-сметным расчетом, составленным в текущих ценах в сметно-нормативной базе 2001 года (в редакции 2009 года, приказ Минстрой Сахалинской области от 13.11.2010 № 146-1), с применением индексов удорожания на основании регионального сборника по ценообразованию в строительстве для применения в Сахалинской области на 2 квартал 2011 года, разработанного ООО «Сахалинский региональный центр по ценообразованию в строительстве», и стоимостью 1 кв.м. общей площади жилья в соответствии с постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 28.09.2011 № 1758, № 1759. По поводу отсутствия чертежей наружных инженерных сетей, общего плана благоустройства, генплана, представитель заказчика  пояснил, что на аукцион размещены только работы на строительство жилых домов без прокладки наружных инженерных сетей, без благоустройства, в связи с чем такие сведения не были размещены на официальном сайте. Причины указания знака «?» на чертежах вместо знаков, символизирующих размер, представитель заказчика пояснить не смог, полагает, что знаки символизирующие размер отсутствуют. По доводам заявителя о расхождении технического задания с типовым проектом представитель заказчика пояснил, что в первую очередь участнику размещения заказа необходимо руководствоваться техническим заданием. Относительно требования, установленного в документации об аукционе, о предоставлении копии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ – жилищно-гражданское строительство, представитель заказчика пояснил, что это требование установлено приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиями, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, а доводы заявителя ошибочны. Касательно доводов заявителя о неправомерном установлении требования о подтверждении участником размещения заказа выполнения работ в соответствии с подклассом ОКДП 4520502 представитель заказчика пояснил, что указание на ОКДП 4520502 не является нарушением Закона о размещении заказов. Относительно доводов жалобы по поводу занижения сроков выполнения строительства представитель пояснил, что установленный срок является реальным для исполнения.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

Муниципальным заказчиком – отделом капитального строительства администрации г. Южно-Сахалинска (далее – заказчик) был объявлен открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Строительство малоэтажных жилых домов по ул. Долинская в г. Южно-Сахалинске» (извещение № 0161300000111000511). Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 194 110 030 рублей.

Извещения о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте 12.09.2011 и электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ» www.sberbank-ast.ru.

В связи с внесением изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме 22.09.2011 на официальном сайте размещена новая редакция  извещение о проведении открытого аукциона.

30 сентября 2011 года были внесены изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме, извещение о проведении открытого аукциона в редакции № 3 от 30.09.2011 размещено на официальном сайте.

С учетом изменений, внесенных в документацию об аукционе 30.09.2011, начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 208 541 000 рублей.

Документация об аукционе с изменениями по предмету торгов утверждена председателем ликвидационной комиссии отдела капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска Т.Г. Юриным 30.09.2011.

Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе определена на 17.10.2011.

Согласно протоколу № 0161300000111000511Р рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 18.11.2011, аукционная комиссия приняла единогласное решение о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся ввиду того, что единственному участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в аукционе, отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по причине несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об аукционе..

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны,  осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия признает жалобу заявителя частично обоснованной  по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 данного закона.

В силу ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с п. 7 раздела 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 16.02.2008 № 87, для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, является обязательным наличие в составе проектной организации раздела 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства».

Пунктом 30 раздела II вышеуказанного Положения установлено, что сметная документация, предусмотренная в п. 28 данного Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

В п. 3.16 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, указано, что локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании рабочей документации, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

В соответствии с п. 4.71 вышеуказанной Методики сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

На официальном сайте 30.09.2011 размещена документация об аукционе, в составе которой содержатся локальный сметный расчет № 01-01-01 и сводный сметный расчет № 01-01.

Из изложенного следует, что локальные сметные расчеты (сметы) определяют цену работ и должны содержаться в обязательном порядке в составе проектной документации. Между тем, локальные сметные расчеты определяют стоимость работ исходя из начальной (максимальной) цены контракта, которая будет пропорционально снижена по всем позициям такого расчета, с учетом предложения участника торгов, поэтому не включение в локально сметный расчет сведений о строительных работах и не размещение его на официальном сайте никаким образом не препятствует формированию ценового предложения участнику размещения заказа, так как имеется проектная документация, определяющая объем работ, сводный сметный расчет, определяющий сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Кроме этого, обязанности размещать проектно-сметную документацию на официальном сайте совместно с документацией об аукционе у заказчика не имеется.

Таким образом, жалоба в указанной части является необоснованной.

Утверждение заявителя о том, что на чертежах некорректно прописаны различные знаки, не относится к нарушениям в сфере законодательства о размещении заказов, в связи с чем не может быть рассмотрено Комиссией по существу.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов установлено, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4, 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень видов работ), утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.

Раздел III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в который входит пп. 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Пунктом 22 раздела 2 документации об аукционе установлено требование о предоставление в заявке копии свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, а именно: - жилищно-гражданское строительство (пп. 33.3 п. 33 Раздел III Перечня видов работ, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

Пунктом 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 установлено, что перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Из анализа п. 7 раздела 2 и п. 5 технического задания документации об аукционе следует, что необходимо выполнить работы по строительству шести трехэтажных 21 квартирных домов. В составе документации об аукционе, размещенной на официальном сайте, содержится типовой проект с чертежом        21-квартирной блок секции (дома), отвечающий всем признакам, перечисленным в п. 2 вышеназванного приказа, а именно: объект строительства состоит из одной трех этажной блок-секции, на каждом этаже которой находятся семь квартир и помещения общего пользования, имеется один подъезд с выходом на территорию общего пользования.

При таких обстоятельствах, заказчик, установив в п. 22 документации об аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, на такие виды работ, как жилищно-гражданское строительство, тем самым нарушил ч. 4     ст. 11 Закона о размещении заказов, так как на строительство объектов, указанных в документации об аукционе по предмету: выполнение работ по объекту «Строительство малоэтажных жилых домов по ул. Долинская в г. Южно-Сахалинске» свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией, не требуется.

Таким образом, жалоба в указанной части является обоснованной.

Частью 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе наряду с предусмотренными ч.ч. 3, 4 данной статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 данного закона

Согласно ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион.

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 07.07.2011 № 273.

Вышеназванная номенклатура составлена с учетом всех позиций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 (далее - ОКДП). При этом, данная Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков имеет разделение видов товаров, работ, услуг исключительно по группам.

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков содержит группу   № 221 «Работы по строительству, реконструкции, капитальному  ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек» (код ОКДП 4500000 кроме 4560000, 4590000).

В примечании к группе № 221 Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков указано, что в целях установления участникам размещения заказа требования выполнения ими за последние пять лет работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов, работы, включенные в группу № 221, следует классифицировать в следующие подгруппы:

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам;

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным;

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Из изложенного следует, что Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков содержит разделения видов работ только по группам, а применительно к работам, включенным в группу № 221, устанавливает необходимость заказчику классифицировать её в соответствии с тремя подгруппами, без указания на отдельные подклассы ОКДП.

Пунктом 21 раздела 2 документации об аукционе установлено требование к участнику размещения заказов о выполнение за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 07.06.2011 № 273, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится аукцион – подгруппа 4520502 «Строительство «под ключ» жилых зданий прочих». При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).

В данном случае, подкласс ОКДП 4520502 «Строительство «под ключ» жилых зданий прочих» входит в класс 4500000 ОКДП.

Таким образом, поскольку подкласс ОКДП 4520502 входит в класс 4500000 ОКДП, который, в свою очередь, определяет группу работ № 221 и соответствующую ей подгруппу: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным, в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, постольку заказчик должен установить в документации об аукционе требование о выполнении работ по группе № 221 «работы по строительству, реконструкции, капитальному  ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек», подгруппе «работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным» Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков. Однако в данном случае заказчик фактически установил требование не в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, а в соответствии с ОКДП.

При таких обстоятельствах, поскольку в документации об аукционе установлено требование о подтверждении участником размещения заказа выполнения работ в соответствии с подклассом ОКДП 4520502, а не по группе      № 221 и соответствующей подгруппе Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, заказчик нарушил ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов.

Таким образом, жалоба в указанной части является обоснованной.

Кроме этого, сам классификатор ОКДП не является Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, в соответствии с которой заказчик обязан установить требование о выполнении работ по группам и подгруппам, так как классификатор разработан и предназначен для использования и применения в иных целях и случаях, не связанных с отнесением работ (товаров, услуг) к каким-либо группам, подгруппам.

Вышеуказанные действия заказчика ведут к ограничению количества участников размещения заказа и заранее исключают возможность участия в аукционе и признании победителем аукциона участников размещения заказа, обладающих опытом работы по другим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Утверждение заявителя о том, что заказчик искусственно занижает сроки выполнения строительных работ, не относится к нарушениям в сфере законодательства о размещении заказов, в связи с чем не может быть рассмотрено Комиссией по существу. Рассмотрение жалобы в указанной части не входит в компетенцию Сахалинского УФАС России.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,

РЕШИЛА:

 

1.   Жалобу ООО «Профистрой» признать частично обоснованной.

2.   Признать государственного заказчика нарушившим ч.ч. 2.1, 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.

3.   В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения не влияют на права и законные интересы участников размещения заказа, не влекут изменения результатов открытого аукциона в электронной форме, Комиссия решила не выдавать государственному заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 7527 [uid] => 5 [title] => по делу № 219/11-т [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7527 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323389146 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

по делу № 219/11-т о нарушении законодательства о размещении заказов

 

21 октября 2011 года

г. Южно-Сахалинск

 

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

 

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Савчук К.В. – главный государственный  инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Кормановский А.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

 

 

в присутствии:

Ли А.С., Яншиной Е.Н. – представителей отдела капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска,

 

рассмотрев дело № 219/11-т о нарушении отделом капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска (далее – заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Строительство малоэтажных жилых домов по ул. Долинская в г. Южно-Сахалинске»  (извещение № 0161300000111000511),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14 октября 2011 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО «Профистрой» (далее – заявитель и/или участник размещения заказа) от 13.10.2011 исх. № 310 о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.

Заявитель полагает, что заказчик в нарушение Закона о размещении заказов:

- не разместил на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) локально-сметный расчет по предмету аукциона;

- типовой проект строительства малоэтажных жилых домов по ул. Долинской в г. Южно-Сахалинске размещен не в полном объеме;

- на чертежах некорректно прописаны знаки, символизирующие размер;

- необоснованно требует копию свидетельства о допуске к работам, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- неправомерно установлено требование о подтверждении участником размещения заказа выполнения работ в соответствии с подклассом ОКДП;

- искусственно занижает срок выполнения работ.

 Представители отдела капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска с доводами жалобы не согласились, пояснив, что расчеты по строительству 6-ти трехэтажных 21 квартирных домов оформлены локально-сметным расчетом, составленным в текущих ценах в сметно-нормативной базе 2001 года (в редакции 2009 года, приказ Минстрой Сахалинской области от 13.11.2010 № 146-1), с применением индексов удорожания на основании регионального сборника по ценообразованию в строительстве для применения в Сахалинской области на 2 квартал 2011 года, разработанного ООО «Сахалинский региональный центр по ценообразованию в строительстве», и стоимостью 1 кв.м. общей площади жилья в соответствии с постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 28.09.2011 № 1758, № 1759. По поводу отсутствия чертежей наружных инженерных сетей, общего плана благоустройства, генплана, представитель заказчика  пояснил, что на аукцион размещены только работы на строительство жилых домов без прокладки наружных инженерных сетей, без благоустройства, в связи с чем такие сведения не были размещены на официальном сайте. Причины указания знака «?» на чертежах вместо знаков, символизирующих размер, представитель заказчика пояснить не смог, полагает, что знаки символизирующие размер отсутствуют. По доводам заявителя о расхождении технического задания с типовым проектом представитель заказчика пояснил, что в первую очередь участнику размещения заказа необходимо руководствоваться техническим заданием. Относительно требования, установленного в документации об аукционе, о предоставлении копии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ – жилищно-гражданское строительство, представитель заказчика пояснил, что это требование установлено приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиями, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, а доводы заявителя ошибочны. Касательно доводов заявителя о неправомерном установлении требования о подтверждении участником размещения заказа выполнения работ в соответствии с подклассом ОКДП 4520502 представитель заказчика пояснил, что указание на ОКДП 4520502 не является нарушением Закона о размещении заказов. Относительно доводов жалобы по поводу занижения сроков выполнения строительства представитель пояснил, что установленный срок является реальным для исполнения.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

Муниципальным заказчиком – отделом капитального строительства администрации г. Южно-Сахалинска (далее – заказчик) был объявлен открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Строительство малоэтажных жилых домов по ул. Долинская в г. Южно-Сахалинске» (извещение № 0161300000111000511). Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 194 110 030 рублей.

Извещения о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте 12.09.2011 и электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ» www.sberbank-ast.ru.

В связи с внесением изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме 22.09.2011 на официальном сайте размещена новая редакция  извещение о проведении открытого аукциона.

30 сентября 2011 года были внесены изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме, извещение о проведении открытого аукциона в редакции № 3 от 30.09.2011 размещено на официальном сайте.

С учетом изменений, внесенных в документацию об аукционе 30.09.2011, начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 208 541 000 рублей.

Документация об аукционе с изменениями по предмету торгов утверждена председателем ликвидационной комиссии отдела капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска Т.Г. Юриным 30.09.2011.

Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе определена на 17.10.2011.

Согласно протоколу № 0161300000111000511Р рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 18.11.2011, аукционная комиссия приняла единогласное решение о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся ввиду того, что единственному участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в аукционе, отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по причине несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об аукционе..

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны,  осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия признает жалобу заявителя частично обоснованной  по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 данного закона.

В силу ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с п. 7 раздела 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 16.02.2008 № 87, для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, является обязательным наличие в составе проектной организации раздела 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства».

Пунктом 30 раздела II вышеуказанного Положения установлено, что сметная документация, предусмотренная в п. 28 данного Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

В п. 3.16 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, указано, что локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании рабочей документации, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

В соответствии с п. 4.71 вышеуказанной Методики сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

На официальном сайте 30.09.2011 размещена документация об аукционе, в составе которой содержатся локальный сметный расчет № 01-01-01 и сводный сметный расчет № 01-01.

Из изложенного следует, что локальные сметные расчеты (сметы) определяют цену работ и должны содержаться в обязательном порядке в составе проектной документации. Между тем, локальные сметные расчеты определяют стоимость работ исходя из начальной (максимальной) цены контракта, которая будет пропорционально снижена по всем позициям такого расчета, с учетом предложения участника торгов, поэтому не включение в локально сметный расчет сведений о строительных работах и не размещение его на официальном сайте никаким образом не препятствует формированию ценового предложения участнику размещения заказа, так как имеется проектная документация, определяющая объем работ, сводный сметный расчет, определяющий сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Кроме этого, обязанности размещать проектно-сметную документацию на официальном сайте совместно с документацией об аукционе у заказчика не имеется.

Таким образом, жалоба в указанной части является необоснованной.

Утверждение заявителя о том, что на чертежах некорректно прописаны различные знаки, не относится к нарушениям в сфере законодательства о размещении заказов, в связи с чем не может быть рассмотрено Комиссией по существу.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов установлено, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4, 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень видов работ), утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.

Раздел III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в который входит пп. 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Пунктом 22 раздела 2 документации об аукционе установлено требование о предоставление в заявке копии свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, а именно: - жилищно-гражданское строительство (пп. 33.3 п. 33 Раздел III Перечня видов работ, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

Пунктом 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 установлено, что перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Из анализа п. 7 раздела 2 и п. 5 технического задания документации об аукционе следует, что необходимо выполнить работы по строительству шести трехэтажных 21 квартирных домов. В составе документации об аукционе, размещенной на официальном сайте, содержится типовой проект с чертежом        21-квартирной блок секции (дома), отвечающий всем признакам, перечисленным в п. 2 вышеназванного приказа, а именно: объект строительства состоит из одной трех этажной блок-секции, на каждом этаже которой находятся семь квартир и помещения общего пользования, имеется один подъезд с выходом на территорию общего пользования.

При таких обстоятельствах, заказчик, установив в п. 22 документации об аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, на такие виды работ, как жилищно-гражданское строительство, тем самым нарушил ч. 4     ст. 11 Закона о размещении заказов, так как на строительство объектов, указанных в документации об аукционе по предмету: выполнение работ по объекту «Строительство малоэтажных жилых домов по ул. Долинская в г. Южно-Сахалинске» свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией, не требуется.

Таким образом, жалоба в указанной части является обоснованной.

Частью 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе наряду с предусмотренными ч.ч. 3, 4 данной статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 данного закона

Согласно ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион.

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 07.07.2011 № 273.

Вышеназванная номенклатура составлена с учетом всех позиций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 (далее - ОКДП). При этом, данная Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков имеет разделение видов товаров, работ, услуг исключительно по группам.

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков содержит группу   № 221 «Работы по строительству, реконструкции, капитальному  ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек» (код ОКДП 4500000 кроме 4560000, 4590000).

В примечании к группе № 221 Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков указано, что в целях установления участникам размещения заказа требования выполнения ими за последние пять лет работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов, работы, включенные в группу № 221, следует классифицировать в следующие подгруппы:

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам;

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным;

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Из изложенного следует, что Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков содержит разделения видов работ только по группам, а применительно к работам, включенным в группу № 221, устанавливает необходимость заказчику классифицировать её в соответствии с тремя подгруппами, без указания на отдельные подклассы ОКДП.

Пунктом 21 раздела 2 документации об аукционе установлено требование к участнику размещения заказов о выполнение за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 07.06.2011 № 273, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится аукцион – подгруппа 4520502 «Строительство «под ключ» жилых зданий прочих». При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).

В данном случае, подкласс ОКДП 4520502 «Строительство «под ключ» жилых зданий прочих» входит в класс 4500000 ОКДП.

Таким образом, поскольку подкласс ОКДП 4520502 входит в класс 4500000 ОКДП, который, в свою очередь, определяет группу работ № 221 и соответствующую ей подгруппу: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным, в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, постольку заказчик должен установить в документации об аукционе требование о выполнении работ по группе № 221 «работы по строительству, реконструкции, капитальному  ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек», подгруппе «работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным» Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков. Однако в данном случае заказчик фактически установил требование не в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, а в соответствии с ОКДП.

При таких обстоятельствах, поскольку в документации об аукционе установлено требование о подтверждении участником размещения заказа выполнения работ в соответствии с подклассом ОКДП 4520502, а не по группе      № 221 и соответствующей подгруппе Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, заказчик нарушил ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов.

Таким образом, жалоба в указанной части является обоснованной.

Кроме этого, сам классификатор ОКДП не является Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, в соответствии с которой заказчик обязан установить требование о выполнении работ по группам и подгруппам, так как классификатор разработан и предназначен для использования и применения в иных целях и случаях, не связанных с отнесением работ (товаров, услуг) к каким-либо группам, подгруппам.

Вышеуказанные действия заказчика ведут к ограничению количества участников размещения заказа и заранее исключают возможность участия в аукционе и признании победителем аукциона участников размещения заказа, обладающих опытом работы по другим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Утверждение заявителя о том, что заказчик искусственно занижает сроки выполнения строительных работ, не относится к нарушениям в сфере законодательства о размещении заказов, в связи с чем не может быть рассмотрено Комиссией по существу. Рассмотрение жалобы в указанной части не входит в компетенцию Сахалинского УФАС России.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,

РЕШИЛА:

 

1.   Жалобу ООО «Профистрой» признать частично обоснованной.

2.   Признать государственного заказчика нарушившим ч.ч. 2.1, 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.

3.   В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения не влияют на права и законные интересы участников размещения заказа, не влекут изменения результатов открытого аукциона в электронной форме, Комиссия решила не выдавать государственному заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

по делу № 219/11-т о нарушении законодательства о размещении заказов

 

21 октября 2011 года

г. Южно-Сахалинск

 

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

 

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Савчук К.В. – главный государственный  инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Кормановский А.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

 

 

в присутствии:

Ли А.С., Яншиной Е.Н. – представителей отдела капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска,

 

рассмотрев дело № 219/11-т о нарушении отделом капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска (далее – заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Строительство малоэтажных жилых домов по ул. Долинская в г. Южно-Сахалинске»  (извещение № 0161300000111000511),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14 октября 2011 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО «Профистрой» (далее – заявитель и/или участник размещения заказа) от 13.10.2011 исх. № 310 о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.

Заявитель полагает, что заказчик в нарушение Закона о размещении заказов:

- не разместил на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) локально-сметный расчет по предмету аукциона;

- типовой проект строительства малоэтажных жилых домов по ул. Долинской в г. Южно-Сахалинске размещен не в полном объеме;

- на чертежах некорректно прописаны знаки, символизирующие размер;

- необоснованно требует копию свидетельства о допуске к работам, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- неправомерно установлено требование о подтверждении участником размещения заказа выполнения работ в соответствии с подклассом ОКДП;

- искусственно занижает срок выполнения работ.

 Представители отдела капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска с доводами жалобы не согласились, пояснив, что расчеты по строительству 6-ти трехэтажных 21 квартирных домов оформлены локально-сметным расчетом, составленным в текущих ценах в сметно-нормативной базе 2001 года (в редакции 2009 года, приказ Минстрой Сахалинской области от 13.11.2010 № 146-1), с применением индексов удорожания на основании регионального сборника по ценообразованию в строительстве для применения в Сахалинской области на 2 квартал 2011 года, разработанного ООО «Сахалинский региональный центр по ценообразованию в строительстве», и стоимостью 1 кв.м. общей площади жилья в соответствии с постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 28.09.2011 № 1758, № 1759. По поводу отсутствия чертежей наружных инженерных сетей, общего плана благоустройства, генплана, представитель заказчика  пояснил, что на аукцион размещены только работы на строительство жилых домов без прокладки наружных инженерных сетей, без благоустройства, в связи с чем такие сведения не были размещены на официальном сайте. Причины указания знака «?» на чертежах вместо знаков, символизирующих размер, представитель заказчика пояснить не смог, полагает, что знаки символизирующие размер отсутствуют. По доводам заявителя о расхождении технического задания с типовым проектом представитель заказчика пояснил, что в первую очередь участнику размещения заказа необходимо руководствоваться техническим заданием. Относительно требования, установленного в документации об аукционе, о предоставлении копии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ – жилищно-гражданское строительство, представитель заказчика пояснил, что это требование установлено приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиями, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, а доводы заявителя ошибочны. Касательно доводов заявителя о неправомерном установлении требования о подтверждении участником размещения заказа выполнения работ в соответствии с подклассом ОКДП 4520502 представитель заказчика пояснил, что указание на ОКДП 4520502 не является нарушением Закона о размещении заказов. Относительно доводов жалобы по поводу занижения сроков выполнения строительства представитель пояснил, что установленный срок является реальным для исполнения.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

Муниципальным заказчиком – отделом капитального строительства администрации г. Южно-Сахалинска (далее – заказчик) был объявлен открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Строительство малоэтажных жилых домов по ул. Долинская в г. Южно-Сахалинске» (извещение № 0161300000111000511). Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 194 110 030 рублей.

Извещения о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте 12.09.2011 и электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ» www.sberbank-ast.ru.

В связи с внесением изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме 22.09.2011 на официальном сайте размещена новая редакция  извещение о проведении открытого аукциона.

30 сентября 2011 года были внесены изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме, извещение о проведении открытого аукциона в редакции № 3 от 30.09.2011 размещено на официальном сайте.

С учетом изменений, внесенных в документацию об аукционе 30.09.2011, начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 208 541 000 рублей.

Документация об аукционе с изменениями по предмету торгов утверждена председателем ликвидационной комиссии отдела капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска Т.Г. Юриным 30.09.2011.

Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе определена на 17.10.2011.

Согласно протоколу № 0161300000111000511Р рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 18.11.2011, аукционная комиссия приняла единогласное решение о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся ввиду того, что единственному участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в аукционе, отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по причине несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об аукционе..

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны,  осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия признает жалобу заявителя частично обоснованной  по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 данного закона.

В силу ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с п. 7 раздела 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 16.02.2008 № 87, для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, является обязательным наличие в составе проектной организации раздела 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства».

Пунктом 30 раздела II вышеуказанного Положения установлено, что сметная документация, предусмотренная в п. 28 данного Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

В п. 3.16 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, указано, что локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании рабочей документации, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

В соответствии с п. 4.71 вышеуказанной Методики сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

На официальном сайте 30.09.2011 размещена документация об аукционе, в составе которой содержатся локальный сметный расчет № 01-01-01 и сводный сметный расчет № 01-01.

Из изложенного следует, что локальные сметные расчеты (сметы) определяют цену работ и должны содержаться в обязательном порядке в составе проектной документации. Между тем, локальные сметные расчеты определяют стоимость работ исходя из начальной (максимальной) цены контракта, которая будет пропорционально снижена по всем позициям такого расчета, с учетом предложения участника торгов, поэтому не включение в локально сметный расчет сведений о строительных работах и не размещение его на официальном сайте никаким образом не препятствует формированию ценового предложения участнику размещения заказа, так как имеется проектная документация, определяющая объем работ, сводный сметный расчет, определяющий сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Кроме этого, обязанности размещать проектно-сметную документацию на официальном сайте совместно с документацией об аукционе у заказчика не имеется.

Таким образом, жалоба в указанной части является необоснованной.

Утверждение заявителя о том, что на чертежах некорректно прописаны различные знаки, не относится к нарушениям в сфере законодательства о размещении заказов, в связи с чем не может быть рассмотрено Комиссией по существу.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов установлено, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4, 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень видов работ), утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.

Раздел III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в который входит пп. 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Пунктом 22 раздела 2 документации об аукционе установлено требование о предоставление в заявке копии свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, а именно: - жилищно-гражданское строительство (пп. 33.3 п. 33 Раздел III Перечня видов работ, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

Пунктом 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 установлено, что перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Из анализа п. 7 раздела 2 и п. 5 технического задания документации об аукционе следует, что необходимо выполнить работы по строительству шести трехэтажных 21 квартирных домов. В составе документации об аукционе, размещенной на официальном сайте, содержится типовой проект с чертежом        21-квартирной блок секции (дома), отвечающий всем признакам, перечисленным в п. 2 вышеназванного приказа, а именно: объект строительства состоит из одной трех этажной блок-секции, на каждом этаже которой находятся семь квартир и помещения общего пользования, имеется один подъезд с выходом на территорию общего пользования.

При таких обстоятельствах, заказчик, установив в п. 22 документации об аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, на такие виды работ, как жилищно-гражданское строительство, тем самым нарушил ч. 4     ст. 11 Закона о размещении заказов, так как на строительство объектов, указанных в документации об аукционе по предмету: выполнение работ по объекту «Строительство малоэтажных жилых домов по ул. Долинская в г. Южно-Сахалинске» свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией, не требуется.

Таким образом, жалоба в указанной части является обоснованной.

Частью 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе наряду с предусмотренными ч.ч. 3, 4 данной статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 данного закона

Согласно ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион.

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 07.07.2011 № 273.

Вышеназванная номенклатура составлена с учетом всех позиций Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 (далее - ОКДП). При этом, данная Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков имеет разделение видов товаров, работ, услуг исключительно по группам.

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков содержит группу   № 221 «Работы по строительству, реконструкции, капитальному  ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек» (код ОКДП 4500000 кроме 4560000, 4590000).

В примечании к группе № 221 Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков указано, что в целях установления участникам размещения заказа требования выполнения ими за последние пять лет работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов, работы, включенные в группу № 221, следует классифицировать в следующие подгруппы:

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам;

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным;

-   работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Из изложенного следует, что Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков содержит разделения видов работ только по группам, а применительно к работам, включенным в группу № 221, устанавливает необходимость заказчику классифицировать её в соответствии с тремя подгруппами, без указания на отдельные подклассы ОКДП.

Пунктом 21 раздела 2 документации об аукционе установлено требование к участнику размещения заказов о выполнение за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 07.06.2011 № 273, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится аукцион – подгруппа 4520502 «Строительство «под ключ» жилых зданий прочих». При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).

В данном случае, подкласс ОКДП 4520502 «Строительство «под ключ» жилых зданий прочих» входит в класс 4500000 ОКДП.

Таким образом, поскольку подкласс ОКДП 4520502 входит в класс 4500000 ОКДП, который, в свою очередь, определяет группу работ № 221 и соответствующую ей подгруппу: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным, в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, постольку заказчик должен установить в документации об аукционе требование о выполнении работ по группе № 221 «работы по строительству, реконструкции, капитальному  ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек», подгруппе «работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным» Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков. Однако в данном случае заказчик фактически установил требование не в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, а в соответствии с ОКДП.

При таких обстоятельствах, поскольку в документации об аукционе установлено требование о подтверждении участником размещения заказа выполнения работ в соответствии с подклассом ОКДП 4520502, а не по группе      № 221 и соответствующей подгруппе Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, заказчик нарушил ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов.

Таким образом, жалоба в указанной части является обоснованной.

Кроме этого, сам классификатор ОКДП не является Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, в соответствии с которой заказчик обязан установить требование о выполнении работ по группам и подгруппам, так как классификатор разработан и предназначен для использования и применения в иных целях и случаях, не связанных с отнесением работ (товаров, услуг) к каким-либо группам, подгруппам.

Вышеуказанные действия заказчика ведут к ограничению количества участников размещения заказа и заранее исключают возможность участия в аукционе и признании победителем аукциона участников размещения заказа, обладающих опытом работы по другим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Утверждение заявителя о том, что заказчик искусственно занижает сроки выполнения строительных работ, не относится к нарушениям в сфере законодательства о размещении заказов, в связи с чем не может быть рассмотрено Комиссией по существу. Рассмотрение жалобы в указанной части не входит в компетенцию Сахалинского УФАС России.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,

РЕШИЛА:

 

1.   Жалобу ООО «Профистрой» признать частично обоснованной.

2.   Признать государственного заказчика нарушившим ч.ч. 2.1, 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.

3.   В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения не влияют на права и законные интересы участников размещения заказа, не влекут изменения результатов открытого аукциона в электронной форме, Комиссия решила не выдавать государственному заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 219/11-т [format] => [safe_value] => № 219/11-т ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

4 октября 2011 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО «Профистрой» (далее – заявитель и/или участник размещения заказа) от 13.10.2011 исх. № 310 о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.

[format] => full_html [safe_value] =>

4 октября 2011 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО «Профистрой» (далее – заявитель и/или участник размещения заказа) от 13.10.2011 исх. № 310 о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

Постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов.

Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-23 23:04:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-20 23:04:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323389146 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )