УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
«27» марта 2008 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Путрова С.И.- начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
- Пчелкина В.И. –государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
- Якимидин О.А. – специалист-эксперт отдела
антимонопольного контроля и рекламы,
рассмотрев дело № 2 по признакам нарушений пункта 4 и пункта 15 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») обществом с ограниченной ответственностью «Мобайл», выразившихся в размещении ненадлежащей рекламы акции, проводимой в салонах связи «Сотовый мир»,
в присутствии:
заявителя – Е........ В. Н. (паспорт .........., выдан ........)
представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, общества с ограниченной ответственностью «Мобайл»:
- Салтыковой Е. В. (доверенность от 25.03.2008),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области 10 января 2008 года поступило заявление Елизарьева В.Н. о размещении в эфире Радио «105,5» ненадлежащей рекламы салона связи «Сотовый мир» следующего содержания: «Самсунг и Сотовый мир дарят новогодние подарки: с 15 декабря по 15 января покупателям телефона Самсунг в салонах Сотовый мир карта памяти на 1 Гб бесплатно. Нужные подарки в салонах Сотовый мир. Подробности акции в салонах Сотовый мир».
По мнению заявителя, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения телефона «Самсунг», так как в момент покупки в салоне связи «Сотовый мир» телефона «Самсунг» в выдаче бесплатной карты памяти ему было отказано.
30.01.2008 в отношении ООО «Мобайл» было возбуждено дело № 2 по признакам нарушений п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Определением от 13.03.2008 дело № 2 было отложено в связи с необходимостью получения Комиссией дополнительных доказательств по делу, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков иного нарушения рекламного законодательства Российской Федерации - ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Определением от 26.03.2008 в связи с получением мотивированного ходатайства ООО «Мобайл» (вх. № 111 от 26.03.2008) об отложении рассмотрения дела, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков нарушения ст. 9 ФЗ «О рекламе», дело было отложено на 27.03.2008.
На заседании Комиссии заявитель указанные требования в своем заявлении подтвердил, пояснив, что лишь при фактическом оформлении покупки телефона «Самсунг» сотрудники салона «Сотовый мир» сообщили, что в подарок флэш-карта дается только при покупке определенных моделей телефона. Таким образом, указанная реклама салона «Сотовый мир» вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно правил проведения данной акции.
Представитель ООО «Мобайл» пояснила, что в связи с тем, что в двадцатисекундном ролике нет возможности перечислить все фокусные модели телефона «Самсунг», при приобретении которых покупатель получит карту памяти в подарок, и был сделан акцент на то, что все подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир». В связи с проводимой акцией во всех салонах «Сотовый мир» были размещены плакаты, листовки с подробным списком фокусных моделей.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения заявителя и представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная реклама акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Недостоверная реклама не допускается.
В тексте размещенной ООО «Мобайл» рекламы не содержатся сведения ни о цене, ни о порядке оплаты, ни о размере скидок на рекламируемый товар. В размещенной рекламном ролике содержатся сведения о том, что в период с 15.12.2007 по 15.01.2008 в салонах «Сотовый мир» проводится акция, т.е. стимулирующее мероприятие.
Таким образом, в действиях ООО «Мобайл» отсутствует нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно ст. 9 ФЗ «О рекламе», в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе стимулирующего мероприятия – акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», имеется ссылка на источник информации о правилах проведения данной акции по получению в подарок флэш-карты при покупке телефона «Самсунг» путем указания, что подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир», где потенциальный участник сможет ознакомиться с обязательной для предоставления потребителю информации и правилами участия.
Таким образом, в ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела № 2 нарушение ст. 9 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Мобайл» не подтвердилось.
Тем не менее, в соответствии с ч 7. ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Данная ч. 7 ст. 5 не допускает умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод об объекте рекламирования.
Отсутствие информации о том, что флэш-карта в подарок дается лишь при покупке определенных моделей телефона «Самсунг» является отсутствием существенной информации в указанной рекламе и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В связи с тем, что ООО «Мобайл» в рекламе салона «Сотовый мир» умалчивает об отдельных особенностях проводимой акции, у потребителя складывается искаженное представление о возможности получения флэш-карты в подарок при покупке любого телефона «Самсунг».
Распространение рекламы акции, проводимой в салоне «Сотовый мир», вводящей потребителей в заблуждение относительно рекламируемого объекта, в связи с отсутствием в ней части существенной информации, способно привести к неправильному выбору потребителем товара.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В данной рекламе салона «Сотовый мир» содержатся признаки нарушения данного пункта, так как указано, что покупатель при приобретении телефона «Самсунг» получает в подарок флэш-карту. Однако на деле покупателем, купившим телефон, выясняется, что флэш-карты выдаются только при покупке определенных моделей телефонов «Самсунг». Таким образом, в рекламе указаны несоответствующие действительности сведения о правилах проведения акции в салоне «Сотовый мир».
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных п. 15 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», несет ответственность рекламодатель.
Рекламодателем, в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела и подтверждается Договором № 32 на оказание рекламных услуг по размещению от 07.12.2007 (далее – Договор), заключенного между ИП Ступиной С.И. (Исполнитель) и ООО «Мобайл» (Заказчик), рекламодателем является ООО «Мобайл».
Согласно п. 5.7 представленного Договора, ООО «Мобайл» несет полную ответственность за соблюдение требований, предъявляемых действующим законодательством РФ к рекламе, гарантирует достоверность размещаемых материалов.
Таким образом, являясь рекламодателем, ООО «Мобайл» нарушило п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы акции, проводимой в салонах «Сотовый мир».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу салона связи «Сотовый мир» распространяемую в период с 15.12.2007 по 31.12.2007 в эфире Радио «105,5», поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Мобайл» не выдавать, в связи с тем, что в настоящее время данная реклама не распространяется в виду окончания акции 15.01.2008.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Мобайл» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии С.И. Путрова
В.И. Пчелкина
О.А. Якимидин
stdClass Object
(
[vid] => 7424
[uid] => 1
[title] => Решение по делу в отношении ООО "Мобайл"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7424
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1206957041
[changed] => 1390458624
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1390458624
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
«27» марта 2008 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Путрова С.И.- начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
- Пчелкина В.И. –государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
- Якимидин О.А. – специалист-эксперт отдела
антимонопольного контроля и рекламы,
рассмотрев дело № 2 по признакам нарушений пункта 4 и пункта 15 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») обществом с ограниченной ответственностью «Мобайл», выразившихся в размещении ненадлежащей рекламы акции, проводимой в салонах связи «Сотовый мир»,
в присутствии:
заявителя – Е........ В. Н. (паспорт .........., выдан ........)
представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, общества с ограниченной ответственностью «Мобайл»:
- Салтыковой Е. В. (доверенность от 25.03.2008),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области 10 января 2008 года поступило заявление Елизарьева В.Н. о размещении в эфире Радио «105,5» ненадлежащей рекламы салона связи «Сотовый мир» следующего содержания: «Самсунг и Сотовый мир дарят новогодние подарки: с 15 декабря по 15 января покупателям телефона Самсунг в салонах Сотовый мир карта памяти на 1 Гб бесплатно. Нужные подарки в салонах Сотовый мир. Подробности акции в салонах Сотовый мир».
По мнению заявителя, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения телефона «Самсунг», так как в момент покупки в салоне связи «Сотовый мир» телефона «Самсунг» в выдаче бесплатной карты памяти ему было отказано.
30.01.2008 в отношении ООО «Мобайл» было возбуждено дело № 2 по признакам нарушений п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Определением от 13.03.2008 дело № 2 было отложено в связи с необходимостью получения Комиссией дополнительных доказательств по делу, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков иного нарушения рекламного законодательства Российской Федерации - ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Определением от 26.03.2008 в связи с получением мотивированного ходатайства ООО «Мобайл» (вх. № 111 от 26.03.2008) об отложении рассмотрения дела, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков нарушения ст. 9 ФЗ «О рекламе», дело было отложено на 27.03.2008.
На заседании Комиссии заявитель указанные требования в своем заявлении подтвердил, пояснив, что лишь при фактическом оформлении покупки телефона «Самсунг» сотрудники салона «Сотовый мир» сообщили, что в подарок флэш-карта дается только при покупке определенных моделей телефона. Таким образом, указанная реклама салона «Сотовый мир» вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно правил проведения данной акции.
Представитель ООО «Мобайл» пояснила, что в связи с тем, что в двадцатисекундном ролике нет возможности перечислить все фокусные модели телефона «Самсунг», при приобретении которых покупатель получит карту памяти в подарок, и был сделан акцент на то, что все подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир». В связи с проводимой акцией во всех салонах «Сотовый мир» были размещены плакаты, листовки с подробным списком фокусных моделей.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения заявителя и представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная реклама акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Недостоверная реклама не допускается.
В тексте размещенной ООО «Мобайл» рекламы не содержатся сведения ни о цене, ни о порядке оплаты, ни о размере скидок на рекламируемый товар. В размещенной рекламном ролике содержатся сведения о том, что в период с 15.12.2007 по 15.01.2008 в салонах «Сотовый мир» проводится акция, т.е. стимулирующее мероприятие.
Таким образом, в действиях ООО «Мобайл» отсутствует нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно ст. 9 ФЗ «О рекламе», в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе стимулирующего мероприятия – акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», имеется ссылка на источник информации о правилах проведения данной акции по получению в подарок флэш-карты при покупке телефона «Самсунг» путем указания, что подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир», где потенциальный участник сможет ознакомиться с обязательной для предоставления потребителю информации и правилами участия.
Таким образом, в ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела № 2 нарушение ст. 9 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Мобайл» не подтвердилось.
Тем не менее, в соответствии с ч 7. ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Данная ч. 7 ст. 5 не допускает умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод об объекте рекламирования.
Отсутствие информации о том, что флэш-карта в подарок дается лишь при покупке определенных моделей телефона «Самсунг» является отсутствием существенной информации в указанной рекламе и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В связи с тем, что ООО «Мобайл» в рекламе салона «Сотовый мир» умалчивает об отдельных особенностях проводимой акции, у потребителя складывается искаженное представление о возможности получения флэш-карты в подарок при покупке любого телефона «Самсунг».
Распространение рекламы акции, проводимой в салоне «Сотовый мир», вводящей потребителей в заблуждение относительно рекламируемого объекта, в связи с отсутствием в ней части существенной информации, способно привести к неправильному выбору потребителем товара.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В данной рекламе салона «Сотовый мир» содержатся признаки нарушения данного пункта, так как указано, что покупатель при приобретении телефона «Самсунг» получает в подарок флэш-карту. Однако на деле покупателем, купившим телефон, выясняется, что флэш-карты выдаются только при покупке определенных моделей телефонов «Самсунг». Таким образом, в рекламе указаны несоответствующие действительности сведения о правилах проведения акции в салоне «Сотовый мир».
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных п. 15 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», несет ответственность рекламодатель.
Рекламодателем, в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела и подтверждается Договором № 32 на оказание рекламных услуг по размещению от 07.12.2007 (далее – Договор), заключенного между ИП Ступиной С.И. (Исполнитель) и ООО «Мобайл» (Заказчик), рекламодателем является ООО «Мобайл».
Согласно п. 5.7 представленного Договора, ООО «Мобайл» несет полную ответственность за соблюдение требований, предъявляемых действующим законодательством РФ к рекламе, гарантирует достоверность размещаемых материалов.
Таким образом, являясь рекламодателем, ООО «Мобайл» нарушило п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы акции, проводимой в салонах «Сотовый мир».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу салона связи «Сотовый мир» распространяемую в период с 15.12.2007 по 31.12.2007 в эфире Радио «105,5», поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Мобайл» не выдавать, в связи с тем, что в настоящее время данная реклама не распространяется в виду окончания акции 15.01.2008.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Мобайл» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии С.И. Путрова
В.И. Пчелкина
О.А. Якимидин
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
«27» марта 2008 года г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Путрова С.И.- начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
- Пчелкина В.И. –государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
- Якимидин О.А. – специалист-эксперт отдела
антимонопольного контроля и рекламы,
рассмотрев дело № 2 по признакам нарушений пункта 4 и пункта 15 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») обществом с ограниченной ответственностью «Мобайл», выразившихся в размещении ненадлежащей рекламы акции, проводимой в салонах связи «Сотовый мир»,
в присутствии:
заявителя – Е........ В. Н. (паспорт .........., выдан ........)
представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, общества с ограниченной ответственностью «Мобайл»:
- Салтыковой Е. В. (доверенность от 25.03.2008),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области 10 января 2008 года поступило заявление Елизарьева В.Н. о размещении в эфире Радио «105,5» ненадлежащей рекламы салона связи «Сотовый мир» следующего содержания: «Самсунг и Сотовый мир дарят новогодние подарки: с 15 декабря по 15 января покупателям телефона Самсунг в салонах Сотовый мир карта памяти на 1 Гб бесплатно. Нужные подарки в салонах Сотовый мир. Подробности акции в салонах Сотовый мир».
По мнению заявителя, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения телефона «Самсунг», так как в момент покупки в салоне связи «Сотовый мир» телефона «Самсунг» в выдаче бесплатной карты памяти ему было отказано.
30.01.2008 в отношении ООО «Мобайл» было возбуждено дело № 2 по признакам нарушений п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Определением от 13.03.2008 дело № 2 было отложено в связи с необходимостью получения Комиссией дополнительных доказательств по делу, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков иного нарушения рекламного законодательства Российской Федерации - ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Определением от 26.03.2008 в связи с получением мотивированного ходатайства ООО «Мобайл» (вх. № 111 от 26.03.2008) об отложении рассмотрения дела, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков нарушения ст. 9 ФЗ «О рекламе», дело было отложено на 27.03.2008.
На заседании Комиссии заявитель указанные требования в своем заявлении подтвердил, пояснив, что лишь при фактическом оформлении покупки телефона «Самсунг» сотрудники салона «Сотовый мир» сообщили, что в подарок флэш-карта дается только при покупке определенных моделей телефона. Таким образом, указанная реклама салона «Сотовый мир» вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно правил проведения данной акции.
Представитель ООО «Мобайл» пояснила, что в связи с тем, что в двадцатисекундном ролике нет возможности перечислить все фокусные модели телефона «Самсунг», при приобретении которых покупатель получит карту памяти в подарок, и был сделан акцент на то, что все подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир». В связи с проводимой акцией во всех салонах «Сотовый мир» были размещены плакаты, листовки с подробным списком фокусных моделей.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения заявителя и представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная реклама акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Недостоверная реклама не допускается.
В тексте размещенной ООО «Мобайл» рекламы не содержатся сведения ни о цене, ни о порядке оплаты, ни о размере скидок на рекламируемый товар. В размещенной рекламном ролике содержатся сведения о том, что в период с 15.12.2007 по 15.01.2008 в салонах «Сотовый мир» проводится акция, т.е. стимулирующее мероприятие.
Таким образом, в действиях ООО «Мобайл» отсутствует нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно ст. 9 ФЗ «О рекламе», в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе стимулирующего мероприятия – акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», имеется ссылка на источник информации о правилах проведения данной акции по получению в подарок флэш-карты при покупке телефона «Самсунг» путем указания, что подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир», где потенциальный участник сможет ознакомиться с обязательной для предоставления потребителю информации и правилами участия.
Таким образом, в ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела № 2 нарушение ст. 9 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Мобайл» не подтвердилось.
Тем не менее, в соответствии с ч 7. ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Данная ч. 7 ст. 5 не допускает умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод об объекте рекламирования.
Отсутствие информации о том, что флэш-карта в подарок дается лишь при покупке определенных моделей телефона «Самсунг» является отсутствием существенной информации в указанной рекламе и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В связи с тем, что ООО «Мобайл» в рекламе салона «Сотовый мир» умалчивает об отдельных особенностях проводимой акции, у потребителя складывается искаженное представление о возможности получения флэш-карты в подарок при покупке любого телефона «Самсунг».
Распространение рекламы акции, проводимой в салоне «Сотовый мир», вводящей потребителей в заблуждение относительно рекламируемого объекта, в связи с отсутствием в ней части существенной информации, способно привести к неправильному выбору потребителем товара.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В данной рекламе салона «Сотовый мир» содержатся признаки нарушения данного пункта, так как указано, что покупатель при приобретении телефона «Самсунг» получает в подарок флэш-карту. Однако на деле покупателем, купившим телефон, выясняется, что флэш-карты выдаются только при покупке определенных моделей телефонов «Самсунг». Таким образом, в рекламе указаны несоответствующие действительности сведения о правилах проведения акции в салоне «Сотовый мир».
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных п. 15 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», несет ответственность рекламодатель.
Рекламодателем, в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела и подтверждается Договором № 32 на оказание рекламных услуг по размещению от 07.12.2007 (далее – Договор), заключенного между ИП Ступиной С.И. (Исполнитель) и ООО «Мобайл» (Заказчик), рекламодателем является ООО «Мобайл».
Согласно п. 5.7 представленного Договора, ООО «Мобайл» несет полную ответственность за соблюдение требований, предъявляемых действующим законодательством РФ к рекламе, гарантирует достоверность размещаемых материалов.
Таким образом, являясь рекламодателем, ООО «Мобайл» нарушило п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы акции, проводимой в салонах «Сотовый мир».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу салона связи «Сотовый мир» распространяемую в период с 15.12.2007 по 31.12.2007 в эфире Радио «105,5», поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Мобайл» не выдавать, в связи с тем, что в настоящее время данная реклама не распространяется в виду окончания акции 15.01.2008.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Мобайл» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии С.И. Путрова
В.И. Пчелкина
О.А. Якимидин
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 1
[format] =>
[safe_value] => 1
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ООО "Мобайл" нарушило законодательство о рекламе
[format] => full_html
[safe_value] =>
ООО "Мобайл" нарушило законодательство о рекламе
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:
осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 32
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 32
[vid] => 1
[name] => реклама
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2008-03-31 13:50:00
[timezone] => Asia/Magadan
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2008-03-31 13:50:00
[timezone] => Asia/Magadan
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1321541521
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Сахалинское УФАС России
)