Решение по делу в отношении ООО "Мобайл"

Номер дела: 1
Дата публикации: 1 апреля 2008, 01:50
 
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
 
РЕШЕНИЕ
 
«27» марта 2008 года                                                                        г. Южно-Сахалинск
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:          - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;                                                                              
Члены Комиссии:          - Путрова С.И.- начальник отдела     антимонопольного контроля и рекламы;
- Пчелкина В.И. –государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
                                               - Якимидин О.А. – специалист-эксперт отдела
                                               антимонопольного контроля и рекламы,
 
рассмотрев дело № 2 по признакам нарушений пункта 4 и  пункта 15 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») обществом с ограниченной ответственностью «Мобайл», выразившихся в размещении ненадлежащей  рекламы акции, проводимой в салонах связи «Сотовый мир»,
 
в присутствии:
 заявителя – Е........ В. Н. (паспорт .........., выдан ........)
представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, общества с ограниченной ответственностью «Мобайл»:
- Салтыковой Е. В. (доверенность от 25.03.2008),
           
УСТАНОВИЛА:
 
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области 10 января 2008 года поступило заявление Елизарьева В.Н. о размещении в эфире Радио «105,5» ненадлежащей рекламы салона связи «Сотовый мир» следующего содержания: «Самсунг и Сотовый мир дарят новогодние подарки: с 15 декабря по 15 января покупателям телефона Самсунг в салонах Сотовый мир карта памяти на 1 Гб бесплатно. Нужные подарки в салонах Сотовый мир. Подробности акции в салонах Сотовый мир».
По мнению заявителя, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения телефона «Самсунг», так как в момент покупки в салоне связи «Сотовый мир» телефона «Самсунг» в выдаче бесплатной карты памяти ему было отказано.
30.01.2008 в отношении ООО «Мобайл» было возбуждено дело № 2 по признакам нарушений п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Определением от 13.03.2008 дело № 2 было отложено в связи с необходимостью получения Комиссией дополнительных доказательств по делу, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков иного нарушения рекламного законодательства Российской Федерации - ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Определением от 26.03.2008 в связи с получением мотивированного ходатайства ООО «Мобайл» (вх. № 111 от 26.03.2008) об отложении рассмотрения дела, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков нарушения ст. 9 ФЗ «О рекламе», дело было отложено на 27.03.2008.
На заседании Комиссии заявитель указанные требования в своем заявлении подтвердил, пояснив, что лишь при фактическом оформлении покупки телефона «Самсунг» сотрудники салона «Сотовый мир» сообщили, что в подарок флэш-карта дается только при покупке определенных моделей телефона. Таким образом, указанная реклама салона «Сотовый мир» вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно правил проведения данной акции.
Представитель ООО «Мобайл» пояснила, что в связи с тем, что в двадцатисекундном ролике нет возможности перечислить все фокусные модели телефона «Самсунг», при приобретении которых покупатель получит карту памяти в подарок, и был сделан акцент на то, что все подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир». В связи с проводимой акцией во всех салонах «Сотовый мир» были размещены плакаты, листовки с подробным списком фокусных моделей. 
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения заявителя и представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная реклама акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Недостоверная реклама не допускается.
В тексте размещенной ООО «Мобайл» рекламы не содержатся сведения ни о цене, ни о порядке оплаты, ни о размере скидок на рекламируемый товар. В размещенной рекламном ролике содержатся сведения о том, что в период с 15.12.2007 по 15.01.2008 в салонах «Сотовый мир» проводится акция, т.е. стимулирующее мероприятие.
Таким образом, в действиях ООО «Мобайл» отсутствует нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно ст. 9 ФЗ «О рекламе», в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. 
В рекламе стимулирующего мероприятия – акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», имеется ссылка на источник информации о правилах проведения данной акции по получению в подарок флэш-карты при покупке телефона «Самсунг» путем указания, что подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир», где потенциальный участник сможет ознакомиться с обязательной для предоставления потребителю информации и правилами участия.
Таким образом, в ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела № 2 нарушение ст. 9 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Мобайл» не подтвердилось.
Тем не менее, в соответствии с ч 7. ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Данная ч. 7 ст. 5 не допускает умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод об объекте рекламирования.
Отсутствие информации о том, что флэш-карта в подарок дается лишь при покупке определенных моделей телефона «Самсунг» является отсутствием существенной информации в указанной рекламе и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В связи с тем, что ООО «Мобайл» в рекламе салона «Сотовый мир» умалчивает об отдельных особенностях проводимой акции, у потребителя складывается искаженное представление о возможности получения флэш-карты в подарок при покупке любого телефона «Самсунг».
Распространение рекламы акции, проводимой в салоне «Сотовый мир», вводящей потребителей в заблуждение относительно рекламируемого объекта, в связи с отсутствием в ней части существенной информации, способно привести к неправильному выбору потребителем товара.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В данной рекламе салона «Сотовый мир» содержатся признаки нарушения данного пункта, так как указано, что покупатель при приобретении телефона «Самсунг» получает в подарок флэш-карту. Однако на деле покупателем, купившим телефон, выясняется, что флэш-карты выдаются только при покупке определенных моделей телефонов «Самсунг». Таким образом, в рекламе указаны  несоответствующие действительности сведения о правилах проведения акции в салоне «Сотовый мир».
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных п. 15 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», несет ответственность рекламодатель.
Рекламодателем, в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела и подтверждается Договором № 32 на оказание рекламных услуг по размещению от 07.12.2007 (далее – Договор), заключенного между ИП Ступиной С.И.  (Исполнитель) и ООО «Мобайл» (Заказчик), рекламодателем является ООО «Мобайл».
Согласно п. 5.7 представленного Договора, ООО «Мобайл» несет полную ответственность за соблюдение требований, предъявляемых действующим законодательством РФ к рекламе, гарантирует достоверность размещаемых материалов.
Таким образом, являясь рекламодателем, ООО «Мобайл» нарушило п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы акции, проводимой в салонах «Сотовый мир».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу салона связи «Сотовый мир» распространяемую в период с 15.12.2007 по 31.12.2007 в эфире Радио «105,5», поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
            2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Мобайл» не выдавать, в связи с тем, что в настоящее время данная реклама не распространяется в виду окончания акции 15.01.2008.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Мобайл» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии                                                                           А.Г. Могилевкин
 
Члены Комиссии                                                                                      С.И. Путрова
 
                                                                                                                          В.И. Пчелкина
 
                                                                                                                           О.А. Якимидин
stdClass Object ( [vid] => 7424 [uid] => 1 [title] => Решение по делу в отношении ООО "Мобайл" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7424 [type] => solution [language] => ru [created] => 1206957041 [changed] => 1390458624 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390458624 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
 
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
 
РЕШЕНИЕ
 
«27» марта 2008 года                                                                        г. Южно-Сахалинск
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:          - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;                                                                              
Члены Комиссии:          - Путрова С.И.- начальник отдела     антимонопольного контроля и рекламы;
- Пчелкина В.И. –государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
                                               - Якимидин О.А. – специалист-эксперт отдела
                                               антимонопольного контроля и рекламы,
 
рассмотрев дело № 2 по признакам нарушений пункта 4 и  пункта 15 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») обществом с ограниченной ответственностью «Мобайл», выразившихся в размещении ненадлежащей  рекламы акции, проводимой в салонах связи «Сотовый мир»,
 
в присутствии:
 заявителя – Е........ В. Н. (паспорт .........., выдан ........)
представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, общества с ограниченной ответственностью «Мобайл»:
- Салтыковой Е. В. (доверенность от 25.03.2008),
           
УСТАНОВИЛА:
 
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области 10 января 2008 года поступило заявление Елизарьева В.Н. о размещении в эфире Радио «105,5» ненадлежащей рекламы салона связи «Сотовый мир» следующего содержания: «Самсунг и Сотовый мир дарят новогодние подарки: с 15 декабря по 15 января покупателям телефона Самсунг в салонах Сотовый мир карта памяти на 1 Гб бесплатно. Нужные подарки в салонах Сотовый мир. Подробности акции в салонах Сотовый мир».
По мнению заявителя, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения телефона «Самсунг», так как в момент покупки в салоне связи «Сотовый мир» телефона «Самсунг» в выдаче бесплатной карты памяти ему было отказано.
30.01.2008 в отношении ООО «Мобайл» было возбуждено дело № 2 по признакам нарушений п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Определением от 13.03.2008 дело № 2 было отложено в связи с необходимостью получения Комиссией дополнительных доказательств по делу, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков иного нарушения рекламного законодательства Российской Федерации - ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Определением от 26.03.2008 в связи с получением мотивированного ходатайства ООО «Мобайл» (вх. № 111 от 26.03.2008) об отложении рассмотрения дела, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков нарушения ст. 9 ФЗ «О рекламе», дело было отложено на 27.03.2008.
На заседании Комиссии заявитель указанные требования в своем заявлении подтвердил, пояснив, что лишь при фактическом оформлении покупки телефона «Самсунг» сотрудники салона «Сотовый мир» сообщили, что в подарок флэш-карта дается только при покупке определенных моделей телефона. Таким образом, указанная реклама салона «Сотовый мир» вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно правил проведения данной акции.
Представитель ООО «Мобайл» пояснила, что в связи с тем, что в двадцатисекундном ролике нет возможности перечислить все фокусные модели телефона «Самсунг», при приобретении которых покупатель получит карту памяти в подарок, и был сделан акцент на то, что все подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир». В связи с проводимой акцией во всех салонах «Сотовый мир» были размещены плакаты, листовки с подробным списком фокусных моделей. 
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения заявителя и представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная реклама акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Недостоверная реклама не допускается.
В тексте размещенной ООО «Мобайл» рекламы не содержатся сведения ни о цене, ни о порядке оплаты, ни о размере скидок на рекламируемый товар. В размещенной рекламном ролике содержатся сведения о том, что в период с 15.12.2007 по 15.01.2008 в салонах «Сотовый мир» проводится акция, т.е. стимулирующее мероприятие.
Таким образом, в действиях ООО «Мобайл» отсутствует нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно ст. 9 ФЗ «О рекламе», в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. 
В рекламе стимулирующего мероприятия – акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», имеется ссылка на источник информации о правилах проведения данной акции по получению в подарок флэш-карты при покупке телефона «Самсунг» путем указания, что подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир», где потенциальный участник сможет ознакомиться с обязательной для предоставления потребителю информации и правилами участия.
Таким образом, в ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела № 2 нарушение ст. 9 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Мобайл» не подтвердилось.
Тем не менее, в соответствии с ч 7. ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Данная ч. 7 ст. 5 не допускает умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод об объекте рекламирования.
Отсутствие информации о том, что флэш-карта в подарок дается лишь при покупке определенных моделей телефона «Самсунг» является отсутствием существенной информации в указанной рекламе и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В связи с тем, что ООО «Мобайл» в рекламе салона «Сотовый мир» умалчивает об отдельных особенностях проводимой акции, у потребителя складывается искаженное представление о возможности получения флэш-карты в подарок при покупке любого телефона «Самсунг».
Распространение рекламы акции, проводимой в салоне «Сотовый мир», вводящей потребителей в заблуждение относительно рекламируемого объекта, в связи с отсутствием в ней части существенной информации, способно привести к неправильному выбору потребителем товара.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В данной рекламе салона «Сотовый мир» содержатся признаки нарушения данного пункта, так как указано, что покупатель при приобретении телефона «Самсунг» получает в подарок флэш-карту. Однако на деле покупателем, купившим телефон, выясняется, что флэш-карты выдаются только при покупке определенных моделей телефонов «Самсунг». Таким образом, в рекламе указаны  несоответствующие действительности сведения о правилах проведения акции в салоне «Сотовый мир».
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных п. 15 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», несет ответственность рекламодатель.
Рекламодателем, в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела и подтверждается Договором № 32 на оказание рекламных услуг по размещению от 07.12.2007 (далее – Договор), заключенного между ИП Ступиной С.И.  (Исполнитель) и ООО «Мобайл» (Заказчик), рекламодателем является ООО «Мобайл».
Согласно п. 5.7 представленного Договора, ООО «Мобайл» несет полную ответственность за соблюдение требований, предъявляемых действующим законодательством РФ к рекламе, гарантирует достоверность размещаемых материалов.
Таким образом, являясь рекламодателем, ООО «Мобайл» нарушило п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы акции, проводимой в салонах «Сотовый мир».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу салона связи «Сотовый мир» распространяемую в период с 15.12.2007 по 31.12.2007 в эфире Радио «105,5», поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
            2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Мобайл» не выдавать, в связи с тем, что в настоящее время данная реклама не распространяется в виду окончания акции 15.01.2008.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Мобайл» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии                                                                           А.Г. Могилевкин
 
Члены Комиссии                                                                                      С.И. Путрова
 
                                                                                                                          В.И. Пчелкина
 
                                                                                                                           О.А. Якимидин
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
 
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
 
РЕШЕНИЕ
 
«27» марта 2008 года                                                                        г. Южно-Сахалинск
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:          - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;                                                                              
Члены Комиссии:          - Путрова С.И.- начальник отдела     антимонопольного контроля и рекламы;
- Пчелкина В.И. –государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
                                               - Якимидин О.А. – специалист-эксперт отдела
                                               антимонопольного контроля и рекламы,
 
рассмотрев дело № 2 по признакам нарушений пункта 4 и  пункта 15 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») обществом с ограниченной ответственностью «Мобайл», выразившихся в размещении ненадлежащей  рекламы акции, проводимой в салонах связи «Сотовый мир»,
 
в присутствии:
 заявителя – Е........ В. Н. (паспорт .........., выдан ........)
представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, общества с ограниченной ответственностью «Мобайл»:
- Салтыковой Е. В. (доверенность от 25.03.2008),
           
УСТАНОВИЛА:
 
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области 10 января 2008 года поступило заявление Елизарьева В.Н. о размещении в эфире Радио «105,5» ненадлежащей рекламы салона связи «Сотовый мир» следующего содержания: «Самсунг и Сотовый мир дарят новогодние подарки: с 15 декабря по 15 января покупателям телефона Самсунг в салонах Сотовый мир карта памяти на 1 Гб бесплатно. Нужные подарки в салонах Сотовый мир. Подробности акции в салонах Сотовый мир».
По мнению заявителя, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения телефона «Самсунг», так как в момент покупки в салоне связи «Сотовый мир» телефона «Самсунг» в выдаче бесплатной карты памяти ему было отказано.
30.01.2008 в отношении ООО «Мобайл» было возбуждено дело № 2 по признакам нарушений п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Определением от 13.03.2008 дело № 2 было отложено в связи с необходимостью получения Комиссией дополнительных доказательств по делу, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков иного нарушения рекламного законодательства Российской Федерации - ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Определением от 26.03.2008 в связи с получением мотивированного ходатайства ООО «Мобайл» (вх. № 111 от 26.03.2008) об отложении рассмотрения дела, а также в связи с обнаружением в действиях ООО «Мобайл» признаков нарушения ст. 9 ФЗ «О рекламе», дело было отложено на 27.03.2008.
На заседании Комиссии заявитель указанные требования в своем заявлении подтвердил, пояснив, что лишь при фактическом оформлении покупки телефона «Самсунг» сотрудники салона «Сотовый мир» сообщили, что в подарок флэш-карта дается только при покупке определенных моделей телефона. Таким образом, указанная реклама салона «Сотовый мир» вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно правил проведения данной акции.
Представитель ООО «Мобайл» пояснила, что в связи с тем, что в двадцатисекундном ролике нет возможности перечислить все фокусные модели телефона «Самсунг», при приобретении которых покупатель получит карту памяти в подарок, и был сделан акцент на то, что все подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир». В связи с проводимой акцией во всех салонах «Сотовый мир» были размещены плакаты, листовки с подробным списком фокусных моделей. 
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения заявителя и представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная реклама акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Недостоверная реклама не допускается.
В тексте размещенной ООО «Мобайл» рекламы не содержатся сведения ни о цене, ни о порядке оплаты, ни о размере скидок на рекламируемый товар. В размещенной рекламном ролике содержатся сведения о том, что в период с 15.12.2007 по 15.01.2008 в салонах «Сотовый мир» проводится акция, т.е. стимулирующее мероприятие.
Таким образом, в действиях ООО «Мобайл» отсутствует нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно ст. 9 ФЗ «О рекламе», в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. 
В рекламе стимулирующего мероприятия – акции, проводимой в салонах «Сотовый мир», имеется ссылка на источник информации о правилах проведения данной акции по получению в подарок флэш-карты при покупке телефона «Самсунг» путем указания, что подробности акции можно получить в салонах «Сотовый мир», где потенциальный участник сможет ознакомиться с обязательной для предоставления потребителю информации и правилами участия.
Таким образом, в ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела № 2 нарушение ст. 9 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Мобайл» не подтвердилось.
Тем не менее, в соответствии с ч 7. ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Данная ч. 7 ст. 5 не допускает умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод об объекте рекламирования.
Отсутствие информации о том, что флэш-карта в подарок дается лишь при покупке определенных моделей телефона «Самсунг» является отсутствием существенной информации в указанной рекламе и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В связи с тем, что ООО «Мобайл» в рекламе салона «Сотовый мир» умалчивает об отдельных особенностях проводимой акции, у потребителя складывается искаженное представление о возможности получения флэш-карты в подарок при покупке любого телефона «Самсунг».
Распространение рекламы акции, проводимой в салоне «Сотовый мир», вводящей потребителей в заблуждение относительно рекламируемого объекта, в связи с отсутствием в ней части существенной информации, способно привести к неправильному выбору потребителем товара.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В данной рекламе салона «Сотовый мир» содержатся признаки нарушения данного пункта, так как указано, что покупатель при приобретении телефона «Самсунг» получает в подарок флэш-карту. Однако на деле покупателем, купившим телефон, выясняется, что флэш-карты выдаются только при покупке определенных моделей телефонов «Самсунг». Таким образом, в рекламе указаны  несоответствующие действительности сведения о правилах проведения акции в салоне «Сотовый мир».
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований, установленных п. 15 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», несет ответственность рекламодатель.
Рекламодателем, в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела и подтверждается Договором № 32 на оказание рекламных услуг по размещению от 07.12.2007 (далее – Договор), заключенного между ИП Ступиной С.И.  (Исполнитель) и ООО «Мобайл» (Заказчик), рекламодателем является ООО «Мобайл».
Согласно п. 5.7 представленного Договора, ООО «Мобайл» несет полную ответственность за соблюдение требований, предъявляемых действующим законодательством РФ к рекламе, гарантирует достоверность размещаемых материалов.
Таким образом, являясь рекламодателем, ООО «Мобайл» нарушило п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы акции, проводимой в салонах «Сотовый мир».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ненадлежащей рекламу салона связи «Сотовый мир» распространяемую в период с 15.12.2007 по 31.12.2007 в эфире Радио «105,5», поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
            2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Мобайл» не выдавать, в связи с тем, что в настоящее время данная реклама не распространяется в виду окончания акции 15.01.2008.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Мобайл» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии                                                                           А.Г. Могилевкин
 
Члены Комиссии                                                                                      С.И. Путрова
 
                                                                                                                          В.И. Пчелкина
 
                                                                                                                           О.А. Якимидин
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1 [format] => [safe_value] => 1 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО "Мобайл" нарушило законодательство о рекламе

[format] => full_html [safe_value] =>

ООО "Мобайл" нарушило законодательство о рекламе

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:
осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-03-31 13:50:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-03-31 13:50:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321541521 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )