РЕШЕНИЕ по делу № 43

Дата публикации: 2 марта 2009, 20:51

Решение по делу №43

 17.02.2009                                                                                              Южно-Сахалинск

 Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

 

  Председатель:                                            - Тыченок Г.Н. – руководитель управления;

 

  Члены комиссии:                                       - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя

                                                                         управления;

 

                                                                       - Путрова С.И. – начальник отдела контроля

                                                                         монополистической деятельности,

                                                                         недобросовестной конкуренции и рекламы;

 

                                                                      - Силина О.М. – старший государственный

                                                                         инспектор отдела контроля

                                                                         монополистической деятельности,

                                                                         недобросовестной конкуренции и рекламы,

 

рассмотрев дело № 43, возбужденное в отношении ОАО «Управляющая коммунальная компания» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в тексте – Закон «О защите конкуренции»), запрещающего действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,

 

в присутствии:

Сидоренко В.С – заместителя генерального директора по экономике ОАО «Сахалинэнерго» по доверенности № 18-165 от 26.01.2009;

Дон К.В. – начальника юридического отдела ОП «Энергосбыт» ОАО «Сахалинэнерго» по доверенности № 18-76 от 11.01.2009;

Литвинчук М.А. – представителя ОАО «Управляющая коммунальная компания» по доверенности от 27.01.2009;

Шкодина В.С. – представителя ОАО «Управляющая коммунальная компания» по доверенности от 17.02.2009,

 

УСТАНОВИЛА:

 

23 сентября 2008 года в адрес Сахалинского УФАС России поступило заявление ОАО «Сахалинэнерго» на действия ОАО «Управляющая коммунальная компания».

Согласно заявлению ОАО «Управляющая коммунальная компания» осуществляет розничную продажу электроэнергии по заниженным тарифам, тем самым ограничивает конкуренцию.

При рассмотрении дела представители ОАО «Сахалинэнерго» пояснили, что ОАО «Управляющая коммунальная компания» продает электроэнергию иным хозяйствующим субъектом, кроме гарантирующего поставщика. Считают, что вся электроэнергия должна продаваться только гарантирующему поставщику, так как Сахалинская область относится к технологически изолированной территории.

Представители ОАО «Управляющая коммунальная компания» неправомерность действий представляемой организации не признали. Считают, что действующее законодательство предоставляет их компании право продавать электроэнергию иным потребителям, кроме ОАО «Сахалинэнерго».

Заслушав объяснения, изучив материалы дела № 43, Комиссия установила следующее.

Постановлением региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 19.11.2007 № 52/1 для потребителей ОАО «Управляющая коммунальная компания» установлен тариф на электрическую энергию – 2,15 руб.

ОАО «Управляющая коммунальная компания» заключены договоры энергоснабжения со следующими хозяйствующими субъектами: ЗАО «Мобиком-Хабаровск» (станция сотовой связи), ЧП Зак (хлебопекарня), ЧП Самойлов (цех по наладке промышленного оборудования), ЧП Смоляков (авторемонтная мастерская), ООО «Гилея» (лесопильный цех), ЧП Ткачев (услуги бани), ЧП Строчков (цех по изготовлению памятников), ОАО «РЖД» СП «Южно-Сахалинская дистанция электроснабжения Сахалинской железной дороги» (электроснабжения железнодорожной переправы), ЧП Пак (автостоянка), ООО «Анкор» (супермаркет), ООО «Талисман» (цех по изготовлению мебели).

Названные хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность на территории города Холмск и покупают электроэнергию по тарифу 2 рубля 15 копеек.

На данной территории так же осуществляет продажу электроэнергии ОАО «Сахалинэнерго».

Постановлением региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 19.11.2007 № 56/1 для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» установлен тариф на электроэнергию – 3 рубля 25 копеек.

Таким образом, потребители ОАО «Сахалинэнерго» покупают электроэнергию по более дорогому тарифу, чем потребители ОАО «Управляющая коммунальная компания».

Материалами дела установлено, что среди покупателей электроэнергии ОАО «Сахалинэнерго» на территории города Холмска есть покупатели осуществляющие аналогичные виды деятельности, что и покупатели электрической энергии ОАО «Управляющая коммунальная компания».

Таким образом, покупатели ОАО «Управляющая коммунальная компания»  поставлены в более выгодные условия, чем покупатели ОАО «Сахалинэнерго». 

В соответствии с пунктом 129 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее в тексте - Правила), производители (поставщики) электрической энергии, осуществляющие свою деятельность на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем или эксплуатирующие генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России, независимо от величины установленной генерирующей мощности генерирующих объектов продают электрическую энергию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты.

Данная норма права, учитывая особенности энергоснабжения на территории, технологическая изолированность электроэнергетических систем которой сопряжена с невозможностью беспрепятственного перетока электрической энергии вне границ этой территории и соответственно развития рынка энергоснабжения, устанавливает специальный режим продажи энергии, ограничивает право производителей (поставщиков) электроэнергии на ее свободную реализацию, предусматривая возможность продажи энергии гарантирующему поставщику.

Согласно п. 5 Перечня технологически изолированных территориальных энергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854, электроэнергетическая система Сахалинской области, территория которой является зоной диспетчерской ответственности открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" отнесена к технологически изолированной территориальной энергетической системе.

В связи с этим толкование ОАО «Управляющая коммунальная компания» пункта 129 Правил как допускающего продажу электрической энергии на территории технологически изолированной энергосистемы Сахалинской области другим лицам, противоречит буквальному толкованию и смыслу данной нормы права, то есть ОАО «Управляющая коммунальная компания» обязана продавать электроэнергию гарантирующему поставщику.

В соответствии с подпунктом 1.14 пункта 1 Постановления региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 23.10.2006 № 19-г «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии в Сахалинской области» ОАО «Сахалинэнерго» является гарантирующим поставщиком.

Таким образом, ОАО «Управляющая коммунальная компания» должно продавать электроэнергию ОАО «Сахалинэнерго».

По вопросу отсутствия технической возможности передачи электроэнергии от ОАО «Сахалинэнерго» до потребителей ОАО «Управляющая коммунальная компания» установлено следующее.

В соответствии с п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

Кроме того, как установлено, в летний период ОАО «Управляющая коммунальная компания» продает электроэнергию ОАО «Сахалинэнерго» своим потребителям, то есть, технологическая возможность передачи электроэнергии у ОАО «Управляющая коммунальная компания» имеется. Согласно пояснениям представителей ОАО «Управляющая коммунальная компания» при этом они используют тариф, установленный для ОАО «Сахалинэнерго», тем самым, нарушая и законодательство о ценообразовании.

Таким образом, продавая электроэнергию иным хозяйствующим субъектам с нарушением действующего законодательства, ОАО «Управляющая коммунальная компания» создает благоприятные условия для этих лиц. При этом, ОАО «Управляющая коммунальная компания» ставит в неравное положение иных хозяйствующих субъектов, которые не имеют возможности покупать электроэнергию по более дешевому тарифу в данных территориальных пределах.

В соответствии с п. 75 Правил договоры энергоснабжения заключенные до вступления в силу настоящих Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с настоящими Правилами. То есть, закон предусматривает продление ранее заключенных договоров, но только в том случае, если эти договоры не противоречат действующему законодательству.

Установив, что договоры на электроснабжение заключены с нарушением действующего законодательства, ОАО «Управляющая коммунальная компания» обязано было расторгнуть названные договоры.

Согласно п. 8 ст. 4 Закона дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в тексте – Закон «О защите конкуренции») доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

С учетом вышеизложенного, действия ОАО «Управляющая коммунальная компания» содержат признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 РЕШИЛА:

 1. Признать ОАО «Управляющая коммунальная компания» нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Управляющая коммунальная компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 14.31 КоАП РФ в отношении ОАО «Управляющая коммунальная компания».

 

 Председатель комиссии:                                                                           Г.Н. Тыченок

 Члены комиссии:                                                                                      А.Г. Могилевкин

                                                                                                                С.И. Путрова         

                                                                                                                О.М. Силина

 

stdClass Object ( [vid] => 6695 [uid] => 1 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 43 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6695 [type] => solution [language] => ru [created] => 1235976676 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу №43

 17.02.2009                                                                                              Южно-Сахалинск

 Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

 

  Председатель:                                            - Тыченок Г.Н. – руководитель управления;

 

  Члены комиссии:                                       - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя

                                                                         управления;

 

                                                                       - Путрова С.И. – начальник отдела контроля

                                                                         монополистической деятельности,

                                                                         недобросовестной конкуренции и рекламы;

 

                                                                      - Силина О.М. – старший государственный

                                                                         инспектор отдела контроля

                                                                         монополистической деятельности,

                                                                         недобросовестной конкуренции и рекламы,

 

рассмотрев дело № 43, возбужденное в отношении ОАО «Управляющая коммунальная компания» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в тексте – Закон «О защите конкуренции»), запрещающего действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,

 

в присутствии:

Сидоренко В.С – заместителя генерального директора по экономике ОАО «Сахалинэнерго» по доверенности № 18-165 от 26.01.2009;

Дон К.В. – начальника юридического отдела ОП «Энергосбыт» ОАО «Сахалинэнерго» по доверенности № 18-76 от 11.01.2009;

Литвинчук М.А. – представителя ОАО «Управляющая коммунальная компания» по доверенности от 27.01.2009;

Шкодина В.С. – представителя ОАО «Управляющая коммунальная компания» по доверенности от 17.02.2009,

 

УСТАНОВИЛА:

 

23 сентября 2008 года в адрес Сахалинского УФАС России поступило заявление ОАО «Сахалинэнерго» на действия ОАО «Управляющая коммунальная компания».

Согласно заявлению ОАО «Управляющая коммунальная компания» осуществляет розничную продажу электроэнергии по заниженным тарифам, тем самым ограничивает конкуренцию.

При рассмотрении дела представители ОАО «Сахалинэнерго» пояснили, что ОАО «Управляющая коммунальная компания» продает электроэнергию иным хозяйствующим субъектом, кроме гарантирующего поставщика. Считают, что вся электроэнергия должна продаваться только гарантирующему поставщику, так как Сахалинская область относится к технологически изолированной территории.

Представители ОАО «Управляющая коммунальная компания» неправомерность действий представляемой организации не признали. Считают, что действующее законодательство предоставляет их компании право продавать электроэнергию иным потребителям, кроме ОАО «Сахалинэнерго».

Заслушав объяснения, изучив материалы дела № 43, Комиссия установила следующее.

Постановлением региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 19.11.2007 № 52/1 для потребителей ОАО «Управляющая коммунальная компания» установлен тариф на электрическую энергию – 2,15 руб.

ОАО «Управляющая коммунальная компания» заключены договоры энергоснабжения со следующими хозяйствующими субъектами: ЗАО «Мобиком-Хабаровск» (станция сотовой связи), ЧП Зак (хлебопекарня), ЧП Самойлов (цех по наладке промышленного оборудования), ЧП Смоляков (авторемонтная мастерская), ООО «Гилея» (лесопильный цех), ЧП Ткачев (услуги бани), ЧП Строчков (цех по изготовлению памятников), ОАО «РЖД» СП «Южно-Сахалинская дистанция электроснабжения Сахалинской железной дороги» (электроснабжения железнодорожной переправы), ЧП Пак (автостоянка), ООО «Анкор» (супермаркет), ООО «Талисман» (цех по изготовлению мебели).

Названные хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность на территории города Холмск и покупают электроэнергию по тарифу 2 рубля 15 копеек.

На данной территории так же осуществляет продажу электроэнергии ОАО «Сахалинэнерго».

Постановлением региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 19.11.2007 № 56/1 для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» установлен тариф на электроэнергию – 3 рубля 25 копеек.

Таким образом, потребители ОАО «Сахалинэнерго» покупают электроэнергию по более дорогому тарифу, чем потребители ОАО «Управляющая коммунальная компания».

Материалами дела установлено, что среди покупателей электроэнергии ОАО «Сахалинэнерго» на территории города Холмска есть покупатели осуществляющие аналогичные виды деятельности, что и покупатели электрической энергии ОАО «Управляющая коммунальная компания».

Таким образом, покупатели ОАО «Управляющая коммунальная компания»  поставлены в более выгодные условия, чем покупатели ОАО «Сахалинэнерго». 

В соответствии с пунктом 129 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее в тексте - Правила), производители (поставщики) электрической энергии, осуществляющие свою деятельность на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем или эксплуатирующие генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России, независимо от величины установленной генерирующей мощности генерирующих объектов продают электрическую энергию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты.

Данная норма права, учитывая особенности энергоснабжения на территории, технологическая изолированность электроэнергетических систем которой сопряжена с невозможностью беспрепятственного перетока электрической энергии вне границ этой территории и соответственно развития рынка энергоснабжения, устанавливает специальный режим продажи энергии, ограничивает право производителей (поставщиков) электроэнергии на ее свободную реализацию, предусматривая возможность продажи энергии гарантирующему поставщику.

Согласно п. 5 Перечня технологически изолированных территориальных энергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854, электроэнергетическая система Сахалинской области, территория которой является зоной диспетчерской ответственности открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" отнесена к технологически изолированной территориальной энергетической системе.

В связи с этим толкование ОАО «Управляющая коммунальная компания» пункта 129 Правил как допускающего продажу электрической энергии на территории технологически изолированной энергосистемы Сахалинской области другим лицам, противоречит буквальному толкованию и смыслу данной нормы права, то есть ОАО «Управляющая коммунальная компания» обязана продавать электроэнергию гарантирующему поставщику.

В соответствии с подпунктом 1.14 пункта 1 Постановления региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 23.10.2006 № 19-г «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии в Сахалинской области» ОАО «Сахалинэнерго» является гарантирующим поставщиком.

Таким образом, ОАО «Управляющая коммунальная компания» должно продавать электроэнергию ОАО «Сахалинэнерго».

По вопросу отсутствия технической возможности передачи электроэнергии от ОАО «Сахалинэнерго» до потребителей ОАО «Управляющая коммунальная компания» установлено следующее.

В соответствии с п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

Кроме того, как установлено, в летний период ОАО «Управляющая коммунальная компания» продает электроэнергию ОАО «Сахалинэнерго» своим потребителям, то есть, технологическая возможность передачи электроэнергии у ОАО «Управляющая коммунальная компания» имеется. Согласно пояснениям представителей ОАО «Управляющая коммунальная компания» при этом они используют тариф, установленный для ОАО «Сахалинэнерго», тем самым, нарушая и законодательство о ценообразовании.

Таким образом, продавая электроэнергию иным хозяйствующим субъектам с нарушением действующего законодательства, ОАО «Управляющая коммунальная компания» создает благоприятные условия для этих лиц. При этом, ОАО «Управляющая коммунальная компания» ставит в неравное положение иных хозяйствующих субъектов, которые не имеют возможности покупать электроэнергию по более дешевому тарифу в данных территориальных пределах.

В соответствии с п. 75 Правил договоры энергоснабжения заключенные до вступления в силу настоящих Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с настоящими Правилами. То есть, закон предусматривает продление ранее заключенных договоров, но только в том случае, если эти договоры не противоречат действующему законодательству.

Установив, что договоры на электроснабжение заключены с нарушением действующего законодательства, ОАО «Управляющая коммунальная компания» обязано было расторгнуть названные договоры.

Согласно п. 8 ст. 4 Закона дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в тексте – Закон «О защите конкуренции») доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

С учетом вышеизложенного, действия ОАО «Управляющая коммунальная компания» содержат признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 РЕШИЛА:

 1. Признать ОАО «Управляющая коммунальная компания» нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Управляющая коммунальная компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 14.31 КоАП РФ в отношении ОАО «Управляющая коммунальная компания».

 

 Председатель комиссии:                                                                           Г.Н. Тыченок

 Члены комиссии:                                                                                      А.Г. Могилевкин

                                                                                                                С.И. Путрова         

                                                                                                                О.М. Силина

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу №43

 17.02.2009                                                                                              Южно-Сахалинск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

 

  Председатель:                                            - Тыченок Г.Н. – руководитель управления;

 

  Члены комиссии:                                       - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя

                                                                         управления;

 

                                                                       - Путрова С.И. – начальник отдела контроля

                                                                         монополистической деятельности,

                                                                         недобросовестной конкуренции и рекламы;

 

                                                                      - Силина О.М. – старший государственный

                                                                         инспектор отдела контроля

                                                                         монополистической деятельности,

                                                                         недобросовестной конкуренции и рекламы,

 

рассмотрев дело № 43, возбужденное в отношении ОАО «Управляющая коммунальная компания» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в тексте – Закон «О защите конкуренции»), запрещающего действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,

 

в присутствии:

Сидоренко В.С – заместителя генерального директора по экономике ОАО «Сахалинэнерго» по доверенности № 18-165 от 26.01.2009;

Дон К.В. – начальника юридического отдела ОП «Энергосбыт» ОАО «Сахалинэнерго» по доверенности № 18-76 от 11.01.2009;

Литвинчук М.А. – представителя ОАО «Управляющая коммунальная компания» по доверенности от 27.01.2009;

Шкодина В.С. – представителя ОАО «Управляющая коммунальная компания» по доверенности от 17.02.2009,

 

УСТАНОВИЛА:

 

23 сентября 2008 года в адрес Сахалинского УФАС России поступило заявление ОАО «Сахалинэнерго» на действия ОАО «Управляющая коммунальная компания».

Согласно заявлению ОАО «Управляющая коммунальная компания» осуществляет розничную продажу электроэнергии по заниженным тарифам, тем самым ограничивает конкуренцию.

При рассмотрении дела представители ОАО «Сахалинэнерго» пояснили, что ОАО «Управляющая коммунальная компания» продает электроэнергию иным хозяйствующим субъектом, кроме гарантирующего поставщика. Считают, что вся электроэнергия должна продаваться только гарантирующему поставщику, так как Сахалинская область относится к технологически изолированной территории.

Представители ОАО «Управляющая коммунальная компания» неправомерность действий представляемой организации не признали. Считают, что действующее законодательство предоставляет их компании право продавать электроэнергию иным потребителям, кроме ОАО «Сахалинэнерго».

Заслушав объяснения, изучив материалы дела № 43, Комиссия установила следующее.

Постановлением региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 19.11.2007 № 52/1 для потребителей ОАО «Управляющая коммунальная компания» установлен тариф на электрическую энергию – 2,15 руб.

ОАО «Управляющая коммунальная компания» заключены договоры энергоснабжения со следующими хозяйствующими субъектами: ЗАО «Мобиком-Хабаровск» (станция сотовой связи), ЧП Зак (хлебопекарня), ЧП Самойлов (цех по наладке промышленного оборудования), ЧП Смоляков (авторемонтная мастерская), ООО «Гилея» (лесопильный цех), ЧП Ткачев (услуги бани), ЧП Строчков (цех по изготовлению памятников), ОАО «РЖД» СП «Южно-Сахалинская дистанция электроснабжения Сахалинской железной дороги» (электроснабжения железнодорожной переправы), ЧП Пак (автостоянка), ООО «Анкор» (супермаркет), ООО «Талисман» (цех по изготовлению мебели).

Названные хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность на территории города Холмск и покупают электроэнергию по тарифу 2 рубля 15 копеек.

На данной территории так же осуществляет продажу электроэнергии ОАО «Сахалинэнерго».

Постановлением региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 19.11.2007 № 56/1 для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» установлен тариф на электроэнергию – 3 рубля 25 копеек.

Таким образом, потребители ОАО «Сахалинэнерго» покупают электроэнергию по более дорогому тарифу, чем потребители ОАО «Управляющая коммунальная компания».

Материалами дела установлено, что среди покупателей электроэнергии ОАО «Сахалинэнерго» на территории города Холмска есть покупатели осуществляющие аналогичные виды деятельности, что и покупатели электрической энергии ОАО «Управляющая коммунальная компания».

Таким образом, покупатели ОАО «Управляющая коммунальная компания»  поставлены в более выгодные условия, чем покупатели ОАО «Сахалинэнерго». 

В соответствии с пунктом 129 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее в тексте - Правила), производители (поставщики) электрической энергии, осуществляющие свою деятельность на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем или эксплуатирующие генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России, независимо от величины установленной генерирующей мощности генерирующих объектов продают электрическую энергию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты.

Данная норма права, учитывая особенности энергоснабжения на территории, технологическая изолированность электроэнергетических систем которой сопряжена с невозможностью беспрепятственного перетока электрической энергии вне границ этой территории и соответственно развития рынка энергоснабжения, устанавливает специальный режим продажи энергии, ограничивает право производителей (поставщиков) электроэнергии на ее свободную реализацию, предусматривая возможность продажи энергии гарантирующему поставщику.

Согласно п. 5 Перечня технологически изолированных территориальных энергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854, электроэнергетическая система Сахалинской области, территория которой является зоной диспетчерской ответственности открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" отнесена к технологически изолированной территориальной энергетической системе.

В связи с этим толкование ОАО «Управляющая коммунальная компания» пункта 129 Правил как допускающего продажу электрической энергии на территории технологически изолированной энергосистемы Сахалинской области другим лицам, противоречит буквальному толкованию и смыслу данной нормы права, то есть ОАО «Управляющая коммунальная компания» обязана продавать электроэнергию гарантирующему поставщику.

В соответствии с подпунктом 1.14 пункта 1 Постановления региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 23.10.2006 № 19-г «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии в Сахалинской области» ОАО «Сахалинэнерго» является гарантирующим поставщиком.

Таким образом, ОАО «Управляющая коммунальная компания» должно продавать электроэнергию ОАО «Сахалинэнерго».

По вопросу отсутствия технической возможности передачи электроэнергии от ОАО «Сахалинэнерго» до потребителей ОАО «Управляющая коммунальная компания» установлено следующее.

В соответствии с п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

Кроме того, как установлено, в летний период ОАО «Управляющая коммунальная компания» продает электроэнергию ОАО «Сахалинэнерго» своим потребителям, то есть, технологическая возможность передачи электроэнергии у ОАО «Управляющая коммунальная компания» имеется. Согласно пояснениям представителей ОАО «Управляющая коммунальная компания» при этом они используют тариф, установленный для ОАО «Сахалинэнерго», тем самым, нарушая и законодательство о ценообразовании.

Таким образом, продавая электроэнергию иным хозяйствующим субъектам с нарушением действующего законодательства, ОАО «Управляющая коммунальная компания» создает благоприятные условия для этих лиц. При этом, ОАО «Управляющая коммунальная компания» ставит в неравное положение иных хозяйствующих субъектов, которые не имеют возможности покупать электроэнергию по более дешевому тарифу в данных территориальных пределах.

В соответствии с п. 75 Правил договоры энергоснабжения заключенные до вступления в силу настоящих Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с настоящими Правилами. То есть, закон предусматривает продление ранее заключенных договоров, но только в том случае, если эти договоры не противоречат действующему законодательству.

Установив, что договоры на электроснабжение заключены с нарушением действующего законодательства, ОАО «Управляющая коммунальная компания» обязано было расторгнуть названные договоры.

Согласно п. 8 ст. 4 Закона дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в тексте – Закон «О защите конкуренции») доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

С учетом вышеизложенного, действия ОАО «Управляющая коммунальная компания» содержат признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Управляющая коммунальная компания» нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Управляющая коммунальная компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 14.31 КоАП РФ в отношении ОАО «Управляющая коммунальная компания».

 

 

Председатель комиссии:                                                                           Г.Н. Тыченок

 

Члены комиссии:                                                                                      А.Г. Могилевкин

                                                                                                                С.И. Путрова        

 

                                                                                                                О.М. Силина

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => естественные монополии [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-02 09:51:16 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-02 09:51:16 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321541521 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )