Решение по делу № 19

Дата публикации: 19 января 2011, 16:06

по делу № 19                                             г. Южно-Сахалинск

 
 
Резолютивная часть решения оглашена «28» декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено «18» января 2011 года.
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
 

        Председатель:              -
 
       Члены комиссии:           -
 
 
                                      -
 
Могилевкин А.Г. –и.о. руководителя управления;
 
Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
Ильченко Л.А. – старший государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
 

 
рассмотрев дело № 19, возбужденное в отношении ООО «Сахалинская Торговая Компания» (693013, г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, д. 123; 693003,   г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, д. 19 Б) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон «О защите конкуренции»), не допускающего недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации,
             
в присутствии:
представителя по доверенности ООО «Сахалинская Торговая Компания»; представителя по доверенности ООО «Гильдия»;
представителя по доверенности ООО «Розничная компания»
 
УСТАНОВИЛА:
 
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлен факт распространения рекламы супермаркета «Островной» на транспаранте–перетяжке, находящегося по ул. Пуркаева возле торгового центра «Плаза», в которой указано «Супермаркет «Островной» самые низкие цены*
*цены действительны на 01.07.2010, не являются фиксированными и распространяются на товары акции «Самые низкие цены»».
С целью установления достоверности вышеуказанной рекламы, антимонопольным органом был направлен запрос в ООО «Сахалинская Торговая Компания» (далее по тексту – Ответчик, ООО «СТК») (исх. № 08-4660 от 09.09.2010) и в дальнейшем, хозяйствующим субъектам-конкурентам (исх. № 08-5042 от 07.10.2010).
Согласно представленным ООО «СТК» сведениям, словосочетание «самые низкие цены» касается не всех цен на товары, продаваемых в супермаркете «Островной», а только цен на товары, которые участвовали в акции.
ООО «СТК» был представлен перечень товаров, участвовавших в акции, и цены на них, а также копия договора аренды транспаранта-перетяжки на собственных опорах № 49 от 01.07.2010, заключенный между ООО Рекламное агентство «Ирида-Сервис» (арендодатель) и ООО «СТК» (арендатор).
         После получения информации от ООО «СТК», антимонопольным органом были направлены запросы в адреса хозяйствующих субъектов-конкурентов: ООО «Русский рецепт», ООО «Гильдия», ООО «Розничная компания», супермаркет «Сочная Долина», о представлении информации о ценах, действовавших в период с 16.07.2010 по 15.09.2010 на перечень товаров, участвовавших в акции супермаркета «Островной».
Хозяйствующими субъектами была представлена следующая информация:
 
№ п/п
Перечень товаров, участвующих в акции
Цены на товары (руб.)
ООО «СТК»
ООО «Розничная компания»
ООО «Гильдия»
ООО «Русский рецепт»
С/м «Сочная Долина»
1
Макаронные изделия «Макфа»
29
27
22
22-35
Вернулось в связи с истечением срока хранения
2
Майонез «Золотой» 2 кг.
189
-
-
-
3
Зелёный горошек «Русь восточная»
20
-
20
22
4
Кукуруза «Русь восточная»
23
-
22
-
5
Говядина тушёная ОВА 1 сорт, 325 гр.
53
52
-
-
6
Свинина тушёная ОВА богатырская
44
-
-
47
7
Молоко цельное сгущенное «Тяжин», массовая доля жира 8,5%, 360 гр.
35
-
30
-
8
Соль йодированная, 1 кг
14
17
-
-
9
Сахар весовой, 1 кг.
38
-
40
53
10
Масло подсолнечное «Олейна», 1 литр
58
64
52
77
11
Рис круглый «Русь восточная», 800 гр.
39
42
37
45
12
Гречка «Русь восточная», 800 гр.
31
-
49
-
13
Корнишоны «Русь восточная», 500 гр.
30
34
27
-
Значение знака «-»: товар не реализуется хозяйствующим субъектом.
 
Исходя из представленной информации, в супермаркете «Островной» в период действия акции не на все виды товаров, участвовавших в акции,  были установлены самые низкие цены. В указанный период в ООО «Гильдия» цены были ниже, чем в супермаркете «Островной» на 6 наименований продовольственных товаров, в ООО «Розничная компания» - на 2 наименования.
02.12.2010 Сахалинским УФАС России в отношении ООО «СТК» было возбуждено дело № 19 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».
Определением от 02.12.2010 № 08-6071 о назначении дела № 19 о нарушении антимонопольного законодательства к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Гильдия» и ООО «Розничная компания».
23.12.2010 на заседании Комиссии представитель Ответчика пояснил, что на транспаранте–перетяжке была размещена достоверная информация, так как ООО «СТК» сотрудничает напрямую с поставщиками продовольственных товаров, что позволяет устанавливать минимальную наценку на продовольственные товары, кроме того, перед началом проведения акции, представителями ООО «СТК» проводился мониторинг цен у хозяйствующих субъектов-конкурентов, присутствующих на заседании Комиссии, по итогам которого и были установлены цены ниже, чем у хозяйствующих субъектов-конкурентов.
Информацию о проводимой акции, перечень товаров, участвующих в акции, и цены на них, покупатели могли узнать из буклетов, распространяемых в супермаркете «Островной».
Также представителем Ответчика указано, что во время проведения акции от покупателей не поступило ни одной жалобы о том, что их ввели в заблуждение относительно цен на товары.
Представить Комиссии пояснения по факту того, что во время действия акции в супермаркете «Островной» не на все виды товаров, участвовавших в акции,  действовали самые низкие цены, представитель Ответчика затруднился.
С целью предоставления возможности лицам, участвующим в деле, ознакомиться с материалами дела № 19 для последующей дачи мотивированных пояснений, Комиссия, посовещавшись на месте, решила объявить перерыв в рассмотрении дела до 28 декабря 2010 года 10 часов 30 минут.
После перерыва 28 декабря 2010 года на заседании Комиссии представитель ООО «СТК» также поддерживал позицию об отсутствии признаков недобросовестной конкуренции в действиях Ответчика.
Согласно дополнительным пояснениям представителя Ответчика, на транспаранте-перетяжке была размещена достоверная реклама. Фраза «самые низкие цены» выделена красным цветом и заканчивается значком «*», выполняющего роль сноски. Под сноской указано, что цены действительны на 01.07.2010, не являются фиксированными и распространяются на товары акции «самые низкие цены».
Представители ООО «Гильдия» и ООО «Розничная компания» на заседании Комиссии заявили требование о признании действий ООО «СТК» недобросовестной конкуренцией, так как реклама супермаркета «Островной» вводит в заблуждение потенциальных покупателей относительно цен на продовольственные товары.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссией Сахалинского УФАС России  установлено следующее.
ООО «СТК» зарегистрировано Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области 24.05.2005, и осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Сахалинской области посредством организации торговой сети (супермаркеты «Островной»).
Согласно копии договора аренды № 49 от 01.07.2010, заключенного между ООО Рекламное агентство «Ирида-Сервис» (арендодатель) и ООО «СТК» (арендатор), ООО «СТК» арендовало транспарант – перетяжку на период с 16.07.2010 по 15.09.2010 по улице Пуркаева, между проспектом  Мира и улицей Комсомольской.
На данном транспаранте-перетяжке ООО «СТК» была размещена реклама: «Супермаркет «Островной» самые низкие цены*»
*цены действительны на 01.07.2010, не являются фиксированными и распространяются на товары акции «Самые низкие цены»».
Следовательно, период действия акции «Самые низкие цены» супермаркета «Островной» с 16.07.2010 по 15.09.2010.
Как следует из представленной информации хозяйствующих субъектов-конкурентов в указанный период в ООО «Гильдия» цены были ниже, чем в супермаркете «Островной» на 6 наименований продовольственных товаров, участвующих в акции, в ООО «Розничная компания» - на 2 наименования, что подтверждается документами, представленными представителями хозяйствующих субъектов-конкурентов.
Кроме того, представителями ООО «СТК» не направлялись письма в адреса указанных хозяйствующих субъектов о представлении сведений о ценах, действовавших в торговых объектах, на перечень товаров, участвующих в акции.
Необходимо отметить, что примечания к фразе «Супермаркет «Островной» самые низкие цены» указаны мелким шрифтом по отношению к основному тексту, что позволяет сформировать у потенциальных покупателей ошибочное мнение о том, что в супермаркете «Островной» действуют самые низкие цены на все виды товаров, реализуемых супермаркетом, в то время как цена служит определяющим, базовым мотивом покупки для любого покупателя.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, размещение ООО «СТК» рекламы акции на транспаранте-перетяжке, проводимой в супермаркете «Островной», в которой содержится фраза «самые низкие цены» увеличивает привлекательность услуг супермаркета, тем самым оказывая влияние на потенциальных покупателей, и дает возможность хозяйствующему субъекту увеличить объем реализации продукции и, соответственно, получаемую прибыль.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Из содержания и смысла приведенных правовых норм следует, что для квалификации деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты являлись конкурентами, то есть находились в одном сегменте товарного рынка, действия лица, совершившего данное деяние, противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, совершенные действия причинили или могли бы причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта-конкурента.
Конечным итогом действий лица должно являться получение преимуществ, занятие более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.
Введение в заблуждение по смыслу Закона «О защите конкуренции» может иметь место со стороны недобросовестного хозяйствующего субъекта, как без умысла, так и намеренно.
Размещение ООО «СТК» рекламы на баннере супермаркета «Островной», в которой содержится фраза «самые низкие цены» увеличивает привлекательность услуг, оказываемых ООО «СТК», тем самым оказывая влияние на потенциальных покупателей, что может привести к оттоку покупателей от иных хозяйствующих субъектов-конкурентов  к ООО «СТК». При этом данная реклама содержит неточные сведения, которые могли причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам.
Таким образом, действия ООО «СТК» подпадают под понятие недобросовестной конкуренции.
         Комиссия учитывает, что на момент вынесения настоящего решения реклама, в которой содержится фраза «Супермаркет «Островной» самые низкие цены», демонтирована.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.   Признать ООО «Сахалинская Торговая Компания» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».
2. Предписание ООО «Сахалинская Торговая Компания» не выдавать в связи с устранением нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

stdClass Object ( [vid] => 6689 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 19 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6689 [type] => solution [language] => ru [created] => 1295402782 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

по делу № 19                                             г. Южно-Сахалинск

 
 
Резолютивная часть решения оглашена «28» декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено «18» января 2011 года.
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
 

        Председатель:              -
 
       Члены комиссии:           -
 
 
                                      -
 
Могилевкин А.Г. –и.о. руководителя управления;
 
Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
Ильченко Л.А. – старший государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
 

 
рассмотрев дело № 19, возбужденное в отношении ООО «Сахалинская Торговая Компания» (693013, г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, д. 123; 693003,   г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, д. 19 Б) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон «О защите конкуренции»), не допускающего недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации,
             
в присутствии:
представителя по доверенности ООО «Сахалинская Торговая Компания»; представителя по доверенности ООО «Гильдия»;
представителя по доверенности ООО «Розничная компания»
 
УСТАНОВИЛА:
 
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлен факт распространения рекламы супермаркета «Островной» на транспаранте–перетяжке, находящегося по ул. Пуркаева возле торгового центра «Плаза», в которой указано «Супермаркет «Островной» самые низкие цены*
*цены действительны на 01.07.2010, не являются фиксированными и распространяются на товары акции «Самые низкие цены»».
С целью установления достоверности вышеуказанной рекламы, антимонопольным органом был направлен запрос в ООО «Сахалинская Торговая Компания» (далее по тексту – Ответчик, ООО «СТК») (исх. № 08-4660 от 09.09.2010) и в дальнейшем, хозяйствующим субъектам-конкурентам (исх. № 08-5042 от 07.10.2010).
Согласно представленным ООО «СТК» сведениям, словосочетание «самые низкие цены» касается не всех цен на товары, продаваемых в супермаркете «Островной», а только цен на товары, которые участвовали в акции.
ООО «СТК» был представлен перечень товаров, участвовавших в акции, и цены на них, а также копия договора аренды транспаранта-перетяжки на собственных опорах № 49 от 01.07.2010, заключенный между ООО Рекламное агентство «Ирида-Сервис» (арендодатель) и ООО «СТК» (арендатор).
         После получения информации от ООО «СТК», антимонопольным органом были направлены запросы в адреса хозяйствующих субъектов-конкурентов: ООО «Русский рецепт», ООО «Гильдия», ООО «Розничная компания», супермаркет «Сочная Долина», о представлении информации о ценах, действовавших в период с 16.07.2010 по 15.09.2010 на перечень товаров, участвовавших в акции супермаркета «Островной».
Хозяйствующими субъектами была представлена следующая информация:
 
№ п/п
Перечень товаров, участвующих в акции
Цены на товары (руб.)
ООО «СТК»
ООО «Розничная компания»
ООО «Гильдия»
ООО «Русский рецепт»
С/м «Сочная Долина»
1
Макаронные изделия «Макфа»
29
27
22
22-35
Вернулось в связи с истечением срока хранения
2
Майонез «Золотой» 2 кг.
189
-
-
-
3
Зелёный горошек «Русь восточная»
20
-
20
22
4
Кукуруза «Русь восточная»
23
-
22
-
5
Говядина тушёная ОВА 1 сорт, 325 гр.
53
52
-
-
6
Свинина тушёная ОВА богатырская
44
-
-
47
7
Молоко цельное сгущенное «Тяжин», массовая доля жира 8,5%, 360 гр.
35
-
30
-
8
Соль йодированная, 1 кг
14
17
-
-
9
Сахар весовой, 1 кг.
38
-
40
53
10
Масло подсолнечное «Олейна», 1 литр
58
64
52
77
11
Рис круглый «Русь восточная», 800 гр.
39
42
37
45
12
Гречка «Русь восточная», 800 гр.
31
-
49
-
13
Корнишоны «Русь восточная», 500 гр.
30
34
27
-
Значение знака «-»: товар не реализуется хозяйствующим субъектом.
 
Исходя из представленной информации, в супермаркете «Островной» в период действия акции не на все виды товаров, участвовавших в акции,  были установлены самые низкие цены. В указанный период в ООО «Гильдия» цены были ниже, чем в супермаркете «Островной» на 6 наименований продовольственных товаров, в ООО «Розничная компания» - на 2 наименования.
02.12.2010 Сахалинским УФАС России в отношении ООО «СТК» было возбуждено дело № 19 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».
Определением от 02.12.2010 № 08-6071 о назначении дела № 19 о нарушении антимонопольного законодательства к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Гильдия» и ООО «Розничная компания».
23.12.2010 на заседании Комиссии представитель Ответчика пояснил, что на транспаранте–перетяжке была размещена достоверная информация, так как ООО «СТК» сотрудничает напрямую с поставщиками продовольственных товаров, что позволяет устанавливать минимальную наценку на продовольственные товары, кроме того, перед началом проведения акции, представителями ООО «СТК» проводился мониторинг цен у хозяйствующих субъектов-конкурентов, присутствующих на заседании Комиссии, по итогам которого и были установлены цены ниже, чем у хозяйствующих субъектов-конкурентов.
Информацию о проводимой акции, перечень товаров, участвующих в акции, и цены на них, покупатели могли узнать из буклетов, распространяемых в супермаркете «Островной».
Также представителем Ответчика указано, что во время проведения акции от покупателей не поступило ни одной жалобы о том, что их ввели в заблуждение относительно цен на товары.
Представить Комиссии пояснения по факту того, что во время действия акции в супермаркете «Островной» не на все виды товаров, участвовавших в акции,  действовали самые низкие цены, представитель Ответчика затруднился.
С целью предоставления возможности лицам, участвующим в деле, ознакомиться с материалами дела № 19 для последующей дачи мотивированных пояснений, Комиссия, посовещавшись на месте, решила объявить перерыв в рассмотрении дела до 28 декабря 2010 года 10 часов 30 минут.
После перерыва 28 декабря 2010 года на заседании Комиссии представитель ООО «СТК» также поддерживал позицию об отсутствии признаков недобросовестной конкуренции в действиях Ответчика.
Согласно дополнительным пояснениям представителя Ответчика, на транспаранте-перетяжке была размещена достоверная реклама. Фраза «самые низкие цены» выделена красным цветом и заканчивается значком «*», выполняющего роль сноски. Под сноской указано, что цены действительны на 01.07.2010, не являются фиксированными и распространяются на товары акции «самые низкие цены».
Представители ООО «Гильдия» и ООО «Розничная компания» на заседании Комиссии заявили требование о признании действий ООО «СТК» недобросовестной конкуренцией, так как реклама супермаркета «Островной» вводит в заблуждение потенциальных покупателей относительно цен на продовольственные товары.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссией Сахалинского УФАС России  установлено следующее.
ООО «СТК» зарегистрировано Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области 24.05.2005, и осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Сахалинской области посредством организации торговой сети (супермаркеты «Островной»).
Согласно копии договора аренды № 49 от 01.07.2010, заключенного между ООО Рекламное агентство «Ирида-Сервис» (арендодатель) и ООО «СТК» (арендатор), ООО «СТК» арендовало транспарант – перетяжку на период с 16.07.2010 по 15.09.2010 по улице Пуркаева, между проспектом  Мира и улицей Комсомольской.
На данном транспаранте-перетяжке ООО «СТК» была размещена реклама: «Супермаркет «Островной» самые низкие цены*»
*цены действительны на 01.07.2010, не являются фиксированными и распространяются на товары акции «Самые низкие цены»».
Следовательно, период действия акции «Самые низкие цены» супермаркета «Островной» с 16.07.2010 по 15.09.2010.
Как следует из представленной информации хозяйствующих субъектов-конкурентов в указанный период в ООО «Гильдия» цены были ниже, чем в супермаркете «Островной» на 6 наименований продовольственных товаров, участвующих в акции, в ООО «Розничная компания» - на 2 наименования, что подтверждается документами, представленными представителями хозяйствующих субъектов-конкурентов.
Кроме того, представителями ООО «СТК» не направлялись письма в адреса указанных хозяйствующих субъектов о представлении сведений о ценах, действовавших в торговых объектах, на перечень товаров, участвующих в акции.
Необходимо отметить, что примечания к фразе «Супермаркет «Островной» самые низкие цены» указаны мелким шрифтом по отношению к основному тексту, что позволяет сформировать у потенциальных покупателей ошибочное мнение о том, что в супермаркете «Островной» действуют самые низкие цены на все виды товаров, реализуемых супермаркетом, в то время как цена служит определяющим, базовым мотивом покупки для любого покупателя.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, размещение ООО «СТК» рекламы акции на транспаранте-перетяжке, проводимой в супермаркете «Островной», в которой содержится фраза «самые низкие цены» увеличивает привлекательность услуг супермаркета, тем самым оказывая влияние на потенциальных покупателей, и дает возможность хозяйствующему субъекту увеличить объем реализации продукции и, соответственно, получаемую прибыль.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Из содержания и смысла приведенных правовых норм следует, что для квалификации деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты являлись конкурентами, то есть находились в одном сегменте товарного рынка, действия лица, совершившего данное деяние, противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, совершенные действия причинили или могли бы причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта-конкурента.
Конечным итогом действий лица должно являться получение преимуществ, занятие более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.
Введение в заблуждение по смыслу Закона «О защите конкуренции» может иметь место со стороны недобросовестного хозяйствующего субъекта, как без умысла, так и намеренно.
Размещение ООО «СТК» рекламы на баннере супермаркета «Островной», в которой содержится фраза «самые низкие цены» увеличивает привлекательность услуг, оказываемых ООО «СТК», тем самым оказывая влияние на потенциальных покупателей, что может привести к оттоку покупателей от иных хозяйствующих субъектов-конкурентов  к ООО «СТК». При этом данная реклама содержит неточные сведения, которые могли причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам.
Таким образом, действия ООО «СТК» подпадают под понятие недобросовестной конкуренции.
         Комиссия учитывает, что на момент вынесения настоящего решения реклама, в которой содержится фраза «Супермаркет «Островной» самые низкие цены», демонтирована.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.   Признать ООО «Сахалинская Торговая Компания» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».
2. Предписание ООО «Сахалинская Торговая Компания» не выдавать в связи с устранением нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

по делу № 19                                             г. Южно-Сахалинск

 
 
Резолютивная часть решения оглашена «28» декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено «18» января 2011 года.
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
 

        Председатель:              -
 
       Члены комиссии:           -
 
 
                                      -
 
Могилевкин А.Г. –и.о. руководителя управления;
 
Терентьева Е.В. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
Ильченко Л.А. – старший государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
 
 
рассмотрев дело № 19, возбужденное в отношении ООО «Сахалинская Торговая Компания» (693013, г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, д. 123; 693003,   г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, д. 19 Б) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон «О защите конкуренции»), не допускающего недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации,
             
в присутствии:
представителя по доверенности ООО «Сахалинская Торговая Компания»; представителя по доверенности ООО «Гильдия»;
представителя по доверенности ООО «Розничная компания»
 
УСТАНОВИЛА:
 
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлен факт распространения рекламы супермаркета «Островной» на транспаранте–перетяжке, находящегося по ул. Пуркаева возле торгового центра «Плаза», в которой указано «Супермаркет «Островной» самые низкие цены*
*цены действительны на 01.07.2010, не являются фиксированными и распространяются на товары акции «Самые низкие цены»».
С целью установления достоверности вышеуказанной рекламы, антимонопольным органом был направлен запрос в ООО «Сахалинская Торговая Компания» (далее по тексту – Ответчик, ООО «СТК») (исх. № 08-4660 от 09.09.2010) и в дальнейшем, хозяйствующим субъектам-конкурентам (исх. № 08-5042 от 07.10.2010).
Согласно представленным ООО «СТК» сведениям, словосочетание «самые низкие цены» касается не всех цен на товары, продаваемых в супермаркете «Островной», а только цен на товары, которые участвовали в акции.
ООО «СТК» был представлен перечень товаров, участвовавших в акции, и цены на них, а также копия договора аренды транспаранта-перетяжки на собственных опорах № 49 от 01.07.2010, заключенный между ООО Рекламное агентство «Ирида-Сервис» (арендодатель) и ООО «СТК» (арендатор).
         После получения информации от ООО «СТК», антимонопольным органом были направлены запросы в адреса хозяйствующих субъектов-конкурентов: ООО «Русский рецепт», ООО «Гильдия», ООО «Розничная компания», супермаркет «Сочная Долина», о представлении информации о ценах, действовавших в период с 16.07.2010 по 15.09.2010 на перечень товаров, участвовавших в акции супермаркета «Островной».
Хозяйствующими субъектами была представлена следующая информация:
 
№ п/п
Перечень товаров, участвующих в акции
Цены на товары (руб.)
ООО «СТК»
ООО «Розничная компания»
ООО «Гильдия»
ООО «Русский рецепт»
С/м «Сочная Долина»
1
Макаронные изделия «Макфа»
29
27
22
22-35
Вернулось в связи с истечением срока хранения
2
Майонез «Золотой» 2 кг.
189
-
-
-
3
Зелёный горошек «Русь восточная»
20
-
20
22
4
Кукуруза «Русь восточная»
23
-
22
-
5
Говядина тушёная ОВА 1 сорт, 325 гр.
53
52
-
-
6
Свинина тушёная ОВА богатырская
44
-
-
47
7
Молоко цельное сгущенное «Тяжин», массовая доля жира 8,5%, 360 гр.
35
-
30
-
8
Соль йодированная, 1 кг
14
17
-
-
9
Сахар весовой, 1 кг.
38
-
40
53
10
Масло подсолнечное «Олейна», 1 литр
58
64
52
77
11
Рис круглый «Русь восточная», 800 гр.
39
42
37
45
12
Гречка «Русь восточная», 800 гр.
31
-
49
-
13
Корнишоны «Русь восточная», 500 гр.
30
34
27
-
Значение знака «-»: товар не реализуется хозяйствующим субъектом.
 
Исходя из представленной информации, в супермаркете «Островной» в период действия акции не на все виды товаров, участвовавших в акции,  были установлены самые низкие цены. В указанный период в ООО «Гильдия» цены были ниже, чем в супермаркете «Островной» на 6 наименований продовольственных товаров, в ООО «Розничная компания» - на 2 наименования.
02.12.2010 Сахалинским УФАС России в отношении ООО «СТК» было возбуждено дело № 19 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».
Определением от 02.12.2010 № 08-6071 о назначении дела № 19 о нарушении антимонопольного законодательства к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Гильдия» и ООО «Розничная компания».
23.12.2010 на заседании Комиссии представитель Ответчика пояснил, что на транспаранте–перетяжке была размещена достоверная информация, так как ООО «СТК» сотрудничает напрямую с поставщиками продовольственных товаров, что позволяет устанавливать минимальную наценку на продовольственные товары, кроме того, перед началом проведения акции, представителями ООО «СТК» проводился мониторинг цен у хозяйствующих субъектов-конкурентов, присутствующих на заседании Комиссии, по итогам которого и были установлены цены ниже, чем у хозяйствующих субъектов-конкурентов.
Информацию о проводимой акции, перечень товаров, участвующих в акции, и цены на них, покупатели могли узнать из буклетов, распространяемых в супермаркете «Островной».
Также представителем Ответчика указано, что во время проведения акции от покупателей не поступило ни одной жалобы о том, что их ввели в заблуждение относительно цен на товары.
Представить Комиссии пояснения по факту того, что во время действия акции в супермаркете «Островной» не на все виды товаров, участвовавших в акции,  действовали самые низкие цены, представитель Ответчика затруднился.
С целью предоставления возможности лицам, участвующим в деле, ознакомиться с материалами дела № 19 для последующей дачи мотивированных пояснений, Комиссия, посовещавшись на месте, решила объявить перерыв в рассмотрении дела до 28 декабря 2010 года 10 часов 30 минут.
После перерыва 28 декабря 2010 года на заседании Комиссии представитель ООО «СТК» также поддерживал позицию об отсутствии признаков недобросовестной конкуренции в действиях Ответчика.
Согласно дополнительным пояснениям представителя Ответчика, на транспаранте-перетяжке была размещена достоверная реклама. Фраза «самые низкие цены» выделена красным цветом и заканчивается значком «*», выполняющего роль сноски. Под сноской указано, что цены действительны на 01.07.2010, не являются фиксированными и распространяются на товары акции «самые низкие цены».
Представители ООО «Гильдия» и ООО «Розничная компания» на заседании Комиссии заявили требование о признании действий ООО «СТК» недобросовестной конкуренцией, так как реклама супермаркета «Островной» вводит в заблуждение потенциальных покупателей относительно цен на продовольственные товары.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссией Сахалинского УФАС России  установлено следующее.
ООО «СТК» зарегистрировано Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области 24.05.2005, и осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Сахалинской области посредством организации торговой сети (супермаркеты «Островной»).
Согласно копии договора аренды № 49 от 01.07.2010, заключенного между ООО Рекламное агентство «Ирида-Сервис» (арендодатель) и ООО «СТК» (арендатор), ООО «СТК» арендовало транспарант – перетяжку на период с 16.07.2010 по 15.09.2010 по улице Пуркаева, между проспектом  Мира и улицей Комсомольской.
На данном транспаранте-перетяжке ООО «СТК» была размещена реклама: «Супермаркет «Островной» самые низкие цены*»
*цены действительны на 01.07.2010, не являются фиксированными и распространяются на товары акции «Самые низкие цены»».
Следовательно, период действия акции «Самые низкие цены» супермаркета «Островной» с 16.07.2010 по 15.09.2010.
Как следует из представленной информации хозяйствующих субъектов-конкурентов в указанный период в ООО «Гильдия» цены были ниже, чем в супермаркете «Островной» на 6 наименований продовольственных товаров, участвующих в акции, в ООО «Розничная компания» - на 2 наименования, что подтверждается документами, представленными представителями хозяйствующих субъектов-конкурентов.
Кроме того, представителями ООО «СТК» не направлялись письма в адреса указанных хозяйствующих субъектов о представлении сведений о ценах, действовавших в торговых объектах, на перечень товаров, участвующих в акции.
Необходимо отметить, что примечания к фразе «Супермаркет «Островной» самые низкие цены» указаны мелким шрифтом по отношению к основному тексту, что позволяет сформировать у потенциальных покупателей ошибочное мнение о том, что в супермаркете «Островной» действуют самые низкие цены на все виды товаров, реализуемых супермаркетом, в то время как цена служит определяющим, базовым мотивом покупки для любого покупателя.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, размещение ООО «СТК» рекламы акции на транспаранте-перетяжке, проводимой в супермаркете «Островной», в которой содержится фраза «самые низкие цены» увеличивает привлекательность услуг супермаркета, тем самым оказывая влияние на потенциальных покупателей, и дает возможность хозяйствующему субъекту увеличить объем реализации продукции и, соответственно, получаемую прибыль.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Из содержания и смысла приведенных правовых норм следует, что для квалификации деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты являлись конкурентами, то есть находились в одном сегменте товарного рынка, действия лица, совершившего данное деяние, противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, совершенные действия причинили или могли бы причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта-конкурента.
Конечным итогом действий лица должно являться получение преимуществ, занятие более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.
Введение в заблуждение по смыслу Закона «О защите конкуренции» может иметь место со стороны недобросовестного хозяйствующего субъекта, как без умысла, так и намеренно.
Размещение ООО «СТК» рекламы на баннере супермаркета «Островной», в которой содержится фраза «самые низкие цены» увеличивает привлекательность услуг, оказываемых ООО «СТК», тем самым оказывая влияние на потенциальных покупателей, что может привести к оттоку покупателей от иных хозяйствующих субъектов-конкурентов  к ООО «СТК». При этом данная реклама содержит неточные сведения, которые могли причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам.
Таким образом, действия ООО «СТК» подпадают под понятие недобросовестной конкуренции.
         Комиссия учитывает, что на момент вынесения настоящего решения реклама, в которой содержится фраза «Супермаркет «Островной» самые низкие цены», демонтирована.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.   Признать ООО «Сахалинская Торговая Компания» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».
2. Предписание ООО «Сахалинская Торговая Компания» не выдавать в связи с устранением нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлен факт распространения рекламы супермаркета «Островной» на транспаранте–перетяжке, находящегося по ул. Пуркаева возле торгового центра «Плаза», в которой указано «Супермаркет «Островной» самые низкие цены*

[format] => full_html [safe_value] =>

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлен факт распространения рекламы супермаркета «Островной» на транспаранте–перетяжке, находящегося по ул. Пуркаева возле торгового центра «Плаза», в которой указано «Супермаркет «Островной» самые низкие цены*

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-19 05:06:22 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-19 05:06:22 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321541521 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )