Решение и предписание по делу № 46 о нарушении антимонопольного законодательства

Дата публикации: 21 июля 2009, 19:21

РЕШЕНИЕ

по делу № 46 о нарушении

антимонопольного законодательства

 29 января 2009 года                                                                       г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:                 Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены комиссии:                           

Максимов Н.В. – начальник отдела

контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Толмачева Е.Н. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

рассмотрев дело № 46 по признакам нарушения комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 в присутствии:

Ливенцевой Н.В. – представителя ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по доверенности от 12.12.2007,

Круглика А.В. – представителя комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района по доверенности б/н от 29.01.2009,

 УСТАНОВИЛА:

22 декабря 2008 года управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области было возбуждено дело № 46 в отношении комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в передаче по договору аренды от 08 сентября 2008 года № 83837 во временное владение и пользование ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» муниципального имущества без проведения публичных процедур (торгов).

В ходе рассмотрения материалов дела представители комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района Круглик А.В. и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» Ливенцева Н.В. подтвердили факт заключения договора аренды без проведения торгов, тем самым выразили свое согласие о нарушении антимонопольного законодательства в этой части.

Также Ливенцевой Н.В. представлено дополнительное соглашение № 2 к договору аренды № 13 недвижимого муниципального имущества, в пункте 1 которого стороны договора решили его расторгнуть.

Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив материалы дела и выслушав пояснения представителей комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл», приходит к следующему.

08 сентября 2008 года между комитетом по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» был заключен договор № 83837 на аренду нежилых помещений, согласно которому по акту-приему передачи было передано недвижимое имущество, являющееся муниципальной собственностью, общей площадью 16 кв.м., расположенное на техническом этаже здания по адресу: г. Невельск, ул. Победы, д. 13, ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» для размещения и эксплуатации оборудования базовой станции сотовой связи.

Срок действия договора установлен по 01 августа 2009 года.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления относится владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу п. 5 ч. 3 ст. 15 указанного Закона установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 9 раздела 2 Положения «О порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Невельский муниципальный район», утвержденного Решением Собрания Невельского муниципального района от 04.07.2006 № 75, комитет по управлению имуществом является уполномоченным органом администрации Невельского района осуществлять управление, владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности. Также Комитет от администрации заключает соответствующие договоры с хозяйствующими субъектами.

В пункте 1 раздела 6 Положения установлено, что предоставление объектов муниципальной собственности в аренду производится в порядке и на условиях, установленных Положением об аренде муниципальной собственности муниципального района, которое до настоящего момента не разработано и не принято Собранием Невельского муниципального района.

Вместе с тем, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является составной частью федерального законодательства и действия органов местного самоуправления по реализации своих правомочий в рамках статей 6 и 29 указанного Закона не должны противоречить положениям других федеральных законов, носящим запретительный характер, в том числе положениям Закона о защите конкуренции.

Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава четвертая Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дополнена статьей 17.1, регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с данной статьей, начиная с 02.07.2008 договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:

1)    актов Президента Российской Федерации, решений Правительства
Российской Федерации;

2) решения суда, вступившего в законную силу;

3)   федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения
этим имуществом.

Введение указанной нормы в действующее законодательство направлено на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса, к государственному и муниципальному имуществу.

Таким образом, как усматривается из материалов дела и не оспаривается представителями ответчиков, конкурс при передаче в аренду ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» нежилого помещения не проводился в соответствии с вышеуказанной нормой.

ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» оказывает услуги сотовой связи на территории Невельского муниципального района на том основании, что имеет в аренде соответствующее имущество, переданное ему в приоритетном порядке, без проведения процедур, призванных обеспечить конкуренцию на рынке.

Предоставление муниципального имущества хозяйствующим субъектам в любой форме (договор аренды, безвозмездного пользования и т.д.) без проведения торгов является по сути предоставлением отдельному хозяйствующему субъекту преимуществ, так как ему обеспечиваются более выгодные условия деятельности на товарном рынке. Все хозяйствующие субъекты должны иметь равный доступ к муниципальному имуществу для осуществления тех видов деятельности, в целях которой коммерческая организация создается.

В силу ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу ст. 153 ГК РФ сделка – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделка – это волеизъявление лиц, которые в ней участвуют.

Хозяйствующий субъект, вступивший в отношения с органом власти путем заключения сделки или совершения определенных действий, обязан помнить и соблюдать нормы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе, и антимонопольным.

Таким образом, передача муниципального имущества ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» путем заключения договора аренды была произведена комитетом по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района с нарушением Закона о защите конкуренции и может повлечь за собой ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В силу своей организационно-правовой формы, в соответствии со ст. 5 ГК РФ ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Распорядившись передать указанному Обществу муниципальное имущество без проведения публичных процедур комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района создал ему благоприятствующие условия деятельности. Следовательно, у ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» появились преимущества, более выгодные условия по сравнению с хозяйствующими субъектами, которые также могли бы использовать муниципальное имущество.

Из вышеизложенного следует, что действия комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района по передаче по договору аренды от 08 сентября 2008 года № 83837 во временное владение и пользование ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» муниципального имущества без проведения публичных процедур (торгов) нарушают ч. 1 ст. 15, ст. 16, ст. 17.1 Закона о конкуренции.

Действия комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по заключению договора аренды от 08 сентября 2008 года № 83837 нарушают требования статьи 16 Закона о конкуренции.

Представленное дополнительное соглашение от 20 января 2009 года № 2 к договору аренды № 13 недвижимого муниципального имущества от 08 сентября 2008 года, не является подтверждением факта устранения антимонопольного законодательства по следующим причинам:

1) Соглашение оформлено к договору аренды № 13 недвижимого муниципального имущества, а не к договору № 83837 на аренду нежилых помещений;

2) В п. 1 дополнительного соглашения стороны расторгают также договор аренды № 13 недвижимого муниципального имущества от 27 октября 2007 года, который не имеет никакого отношения к настоящему делу;

3) Поскольку помещение было передано ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по акту приема-передачи, то, соответственно, в случае расторжения договора аренды, оформляется акт возврата такого помещения, который за заседание Комиссии представлен не был.

В связи с чем, Комиссия данное соглашение расценивает лишь как намерение ответчиков к устранению установленных выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 РЕШИЛА:

1.   Признать комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района нарушившим часть 1 статьи 15, статью 17.1 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.   Признать комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ОАО «Сахалин Телеком Мобайл» нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления заключать соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

3.   Выдать комитету по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района обязательное для исполнения предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 Председатель комиссии                                                                   Г.Н. Тыченок

 Члены комиссии                                                                               Н.В. Максимов

                                                                                                         Е.Н. Толмачева

                                                                                                              

 Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решения антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-3/09

по делу № 46 об устранении нарушений

антимонопольного законодательства

 29 января 2009года                                                                              г. Южно-Сахалинск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

 Председатель комиссии:                         Тыченок Г.Н. –  руководитель 

Сахалинского  УФАС России;

 Члены комиссии:                                    Максимов Н.В. – начальник отдела

контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Толмачева Е.Н. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

на основании своего Решения от 29 января 2009 года по делу № 46 о нарушении комитетом по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» ч. 1 ст. 15, ст. 16, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.   Комитету по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района прекратить нарушение ч. 1 ст. 15, ст. 16, с. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

2.   В целях исполнения предписания комитету по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района в срок до 24 февраля 2009 года необходимо прекратить соглашение, нарушающее антимонопольное законодательство, а именно: договор на аренду нежилых помещений от 08 сентября 2008 года № 83837.

О выполнении пункта 2 настоящего предписания сообщить в срок до 01 марта 2009 года с приложением копий документов, подтверждающих факт исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 Председатель комиссии                                                                            Г.Н. Тыченок

 Члены комиссии                                                                                         Н.В. Максимов

                                                                                                                   Е.Н. Толмачева

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6660 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 46 о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6660 [type] => solution [language] => ru [created] => 1248146464 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 46 о нарушении

антимонопольного законодательства

 29 января 2009 года                                                                       г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:                 Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены комиссии:                           

Максимов Н.В. – начальник отдела

контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Толмачева Е.Н. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

рассмотрев дело № 46 по признакам нарушения комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 в присутствии:

Ливенцевой Н.В. – представителя ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по доверенности от 12.12.2007,

Круглика А.В. – представителя комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района по доверенности б/н от 29.01.2009,

 УСТАНОВИЛА:

22 декабря 2008 года управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области было возбуждено дело № 46 в отношении комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в передаче по договору аренды от 08 сентября 2008 года № 83837 во временное владение и пользование ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» муниципального имущества без проведения публичных процедур (торгов).

В ходе рассмотрения материалов дела представители комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района Круглик А.В. и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» Ливенцева Н.В. подтвердили факт заключения договора аренды без проведения торгов, тем самым выразили свое согласие о нарушении антимонопольного законодательства в этой части.

Также Ливенцевой Н.В. представлено дополнительное соглашение № 2 к договору аренды № 13 недвижимого муниципального имущества, в пункте 1 которого стороны договора решили его расторгнуть.

Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив материалы дела и выслушав пояснения представителей комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл», приходит к следующему.

08 сентября 2008 года между комитетом по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» был заключен договор № 83837 на аренду нежилых помещений, согласно которому по акту-приему передачи было передано недвижимое имущество, являющееся муниципальной собственностью, общей площадью 16 кв.м., расположенное на техническом этаже здания по адресу: г. Невельск, ул. Победы, д. 13, ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» для размещения и эксплуатации оборудования базовой станции сотовой связи.

Срок действия договора установлен по 01 августа 2009 года.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления относится владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу п. 5 ч. 3 ст. 15 указанного Закона установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 9 раздела 2 Положения «О порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Невельский муниципальный район», утвержденного Решением Собрания Невельского муниципального района от 04.07.2006 № 75, комитет по управлению имуществом является уполномоченным органом администрации Невельского района осуществлять управление, владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности. Также Комитет от администрации заключает соответствующие договоры с хозяйствующими субъектами.

В пункте 1 раздела 6 Положения установлено, что предоставление объектов муниципальной собственности в аренду производится в порядке и на условиях, установленных Положением об аренде муниципальной собственности муниципального района, которое до настоящего момента не разработано и не принято Собранием Невельского муниципального района.

Вместе с тем, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является составной частью федерального законодательства и действия органов местного самоуправления по реализации своих правомочий в рамках статей 6 и 29 указанного Закона не должны противоречить положениям других федеральных законов, носящим запретительный характер, в том числе положениям Закона о защите конкуренции.

Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава четвертая Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дополнена статьей 17.1, регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с данной статьей, начиная с 02.07.2008 договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:

1)    актов Президента Российской Федерации, решений Правительства
Российской Федерации;

2) решения суда, вступившего в законную силу;

3)   федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения
этим имуществом.

Введение указанной нормы в действующее законодательство направлено на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса, к государственному и муниципальному имуществу.

Таким образом, как усматривается из материалов дела и не оспаривается представителями ответчиков, конкурс при передаче в аренду ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» нежилого помещения не проводился в соответствии с вышеуказанной нормой.

ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» оказывает услуги сотовой связи на территории Невельского муниципального района на том основании, что имеет в аренде соответствующее имущество, переданное ему в приоритетном порядке, без проведения процедур, призванных обеспечить конкуренцию на рынке.

Предоставление муниципального имущества хозяйствующим субъектам в любой форме (договор аренды, безвозмездного пользования и т.д.) без проведения торгов является по сути предоставлением отдельному хозяйствующему субъекту преимуществ, так как ему обеспечиваются более выгодные условия деятельности на товарном рынке. Все хозяйствующие субъекты должны иметь равный доступ к муниципальному имуществу для осуществления тех видов деятельности, в целях которой коммерческая организация создается.

В силу ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу ст. 153 ГК РФ сделка – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделка – это волеизъявление лиц, которые в ней участвуют.

Хозяйствующий субъект, вступивший в отношения с органом власти путем заключения сделки или совершения определенных действий, обязан помнить и соблюдать нормы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе, и антимонопольным.

Таким образом, передача муниципального имущества ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» путем заключения договора аренды была произведена комитетом по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района с нарушением Закона о защите конкуренции и может повлечь за собой ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В силу своей организационно-правовой формы, в соответствии со ст. 5 ГК РФ ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Распорядившись передать указанному Обществу муниципальное имущество без проведения публичных процедур комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района создал ему благоприятствующие условия деятельности. Следовательно, у ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» появились преимущества, более выгодные условия по сравнению с хозяйствующими субъектами, которые также могли бы использовать муниципальное имущество.

Из вышеизложенного следует, что действия комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района по передаче по договору аренды от 08 сентября 2008 года № 83837 во временное владение и пользование ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» муниципального имущества без проведения публичных процедур (торгов) нарушают ч. 1 ст. 15, ст. 16, ст. 17.1 Закона о конкуренции.

Действия комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по заключению договора аренды от 08 сентября 2008 года № 83837 нарушают требования статьи 16 Закона о конкуренции.

Представленное дополнительное соглашение от 20 января 2009 года № 2 к договору аренды № 13 недвижимого муниципального имущества от 08 сентября 2008 года, не является подтверждением факта устранения антимонопольного законодательства по следующим причинам:

1) Соглашение оформлено к договору аренды № 13 недвижимого муниципального имущества, а не к договору № 83837 на аренду нежилых помещений;

2) В п. 1 дополнительного соглашения стороны расторгают также договор аренды № 13 недвижимого муниципального имущества от 27 октября 2007 года, который не имеет никакого отношения к настоящему делу;

3) Поскольку помещение было передано ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по акту приема-передачи, то, соответственно, в случае расторжения договора аренды, оформляется акт возврата такого помещения, который за заседание Комиссии представлен не был.

В связи с чем, Комиссия данное соглашение расценивает лишь как намерение ответчиков к устранению установленных выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 РЕШИЛА:

1.   Признать комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района нарушившим часть 1 статьи 15, статью 17.1 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.   Признать комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ОАО «Сахалин Телеком Мобайл» нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления заключать соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

3.   Выдать комитету по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района обязательное для исполнения предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 Председатель комиссии                                                                   Г.Н. Тыченок

 Члены комиссии                                                                               Н.В. Максимов

                                                                                                         Е.Н. Толмачева

                                                                                                              

 Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решения антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-3/09

по делу № 46 об устранении нарушений

антимонопольного законодательства

 29 января 2009года                                                                              г. Южно-Сахалинск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

 Председатель комиссии:                         Тыченок Г.Н. –  руководитель 

Сахалинского  УФАС России;

 Члены комиссии:                                    Максимов Н.В. – начальник отдела

контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Толмачева Е.Н. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

на основании своего Решения от 29 января 2009 года по делу № 46 о нарушении комитетом по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» ч. 1 ст. 15, ст. 16, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.   Комитету по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района прекратить нарушение ч. 1 ст. 15, ст. 16, с. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

2.   В целях исполнения предписания комитету по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района в срок до 24 февраля 2009 года необходимо прекратить соглашение, нарушающее антимонопольное законодательство, а именно: договор на аренду нежилых помещений от 08 сентября 2008 года № 83837.

О выполнении пункта 2 настоящего предписания сообщить в срок до 01 марта 2009 года с приложением копий документов, подтверждающих факт исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 Председатель комиссии                                                                            Г.Н. Тыченок

 Члены комиссии                                                                                         Н.В. Максимов

                                                                                                                   Е.Н. Толмачева

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 46 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

29 января 2009 года                                                                       г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:                 Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены комиссии:                           

Максимов Н.В. – начальник отдела

контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Толмачева Е.Н. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

рассмотрев дело № 46 по признакам нарушения комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

в присутствии:

Ливенцевой Н.В. – представителя ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по доверенности от 12.12.2007,

Круглика А.В. – представителя комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района по доверенности б/н от 29.01.2009,

 

УСТАНОВИЛА:

22 декабря 2008 года управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области было возбуждено дело № 46 в отношении комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по признакам нарушения ч. 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в передаче по договору аренды от 08 сентября 2008 года № 83837 во временное владение и пользование ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» муниципального имущества без проведения публичных процедур (торгов).

В ходе рассмотрения материалов дела представители комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района Круглик А.В. и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» Ливенцева Н.В. подтвердили факт заключения договора аренды без проведения торгов, тем самым выразили свое согласие о нарушении антимонопольного законодательства в этой части.

Также Ливенцевой Н.В. представлено дополнительное соглашение № 2 к договору аренды № 13 недвижимого муниципального имущества, в пункте 1 которого стороны договора решили его расторгнуть.

Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив материалы дела и выслушав пояснения представителей комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл», приходит к следующему.

08 сентября 2008 года между комитетом по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» был заключен договор № 83837 на аренду нежилых помещений, согласно которому по акту-приему передачи было передано недвижимое имущество, являющееся муниципальной собственностью, общей площадью 16 кв.м., расположенное на техническом этаже здания по адресу: г. Невельск, ул. Победы, д. 13, ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» для размещения и эксплуатации оборудования базовой станции сотовой связи.

Срок действия договора установлен по 01 августа 2009 года.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления относится владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу п. 5 ч. 3 ст. 15 указанного Закона установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 9 раздела 2 Положения «О порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Невельский муниципальный район», утвержденного Решением Собрания Невельского муниципального района от 04.07.2006 № 75, комитет по управлению имуществом является уполномоченным органом администрации Невельского района осуществлять управление, владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности. Также Комитет от администрации заключает соответствующие договоры с хозяйствующими субъектами.

В пункте 1 раздела 6 Положения установлено, что предоставление объектов муниципальной собственности в аренду производится в порядке и на условиях, установленных Положением об аренде муниципальной собственности муниципального района, которое до настоящего момента не разработано и не принято Собранием Невельского муниципального района.

Вместе с тем, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является составной частью федерального законодательства и действия органов местного самоуправления по реализации своих правомочий в рамках статей 6 и 29 указанного Закона не должны противоречить положениям других федеральных законов, носящим запретительный характер, в том числе положениям Закона о защите конкуренции.

Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава четвертая Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дополнена статьей 17.1, регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с данной статьей, начиная с 02.07.2008 договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:

1)    актов Президента Российской Федерации, решений Правительства
Российской Федерации;

2) решения суда, вступившего в законную силу;

3)   федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения
этим имуществом.

Введение указанной нормы в действующее законодательство направлено на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса, к государственному и муниципальному имуществу.

Таким образом, как усматривается из материалов дела и не оспаривается представителями ответчиков, конкурс при передаче в аренду ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» нежилого помещения не проводился в соответствии с вышеуказанной нормой.

ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» оказывает услуги сотовой связи на территории Невельского муниципального района на том основании, что имеет в аренде соответствующее имущество, переданное ему в приоритетном порядке, без проведения процедур, призванных обеспечить конкуренцию на рынке.

Предоставление муниципального имущества хозяйствующим субъектам в любой форме (договор аренды, безвозмездного пользования и т.д.) без проведения торгов является по сути предоставлением отдельному хозяйствующему субъекту преимуществ, так как ему обеспечиваются более выгодные условия деятельности на товарном рынке. Все хозяйствующие субъекты должны иметь равный доступ к муниципальному имуществу для осуществления тех видов деятельности, в целях которой коммерческая организация создается.

В силу ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу ст. 153 ГК РФ сделка – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделка – это волеизъявление лиц, которые в ней участвуют.

Хозяйствующий субъект, вступивший в отношения с органом власти путем заключения сделки или совершения определенных действий, обязан помнить и соблюдать нормы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе, и антимонопольным.

Таким образом, передача муниципального имущества ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» путем заключения договора аренды была произведена комитетом по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района с нарушением Закона о защите конкуренции и может повлечь за собой ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В силу своей организационно-правовой формы, в соответствии со ст. 5 ГК РФ ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Распорядившись передать указанному Обществу муниципальное имущество без проведения публичных процедур комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района создал ему благоприятствующие условия деятельности. Следовательно, у ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» появились преимущества, более выгодные условия по сравнению с хозяйствующими субъектами, которые также могли бы использовать муниципальное имущество.

Из вышеизложенного следует, что действия комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района по передаче по договору аренды от 08 сентября 2008 года № 83837 во временное владение и пользование ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» муниципального имущества без проведения публичных процедур (торгов) нарушают ч. 1 ст. 15, ст. 16, ст. 17.1 Закона о конкуренции.

Действия комитета по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по заключению договора аренды от 08 сентября 2008 года № 83837 нарушают требования статьи 16 Закона о конкуренции.

Представленное дополнительное соглашение от 20 января 2009 года № 2 к договору аренды № 13 недвижимого муниципального имущества от 08 сентября 2008 года, не является подтверждением факта устранения антимонопольного законодательства по следующим причинам:

1) Соглашение оформлено к договору аренды № 13 недвижимого муниципального имущества, а не к договору № 83837 на аренду нежилых помещений;

2) В п. 1 дополнительного соглашения стороны расторгают также договор аренды № 13 недвижимого муниципального имущества от 27 октября 2007 года, который не имеет никакого отношения к настоящему делу;

3) Поскольку помещение было передано ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» по акту приема-передачи, то, соответственно, в случае расторжения договора аренды, оформляется акт возврата такого помещения, который за заседание Комиссии представлен не был.

В связи с чем, Комиссия данное соглашение расценивает лишь как намерение ответчиков к устранению установленных выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1.   Признать комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района нарушившим часть 1 статьи 15, статью 17.1 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.   Признать комитет по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ОАО «Сахалин Телеком Мобайл» нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления заключать соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

3.   Выдать комитету по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района обязательное для исполнения предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                   Г.Н. Тыченок

 

Члены комиссии                                                                               Н.В. Максимов

                                                                                                         Е.Н. Толмачева

                                                                                                              

 Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решения антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-3/09

по делу № 46 об устранении нарушений

антимонопольного законодательства

 

29 января 2009года                                                                              г. Южно-Сахалинск

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  в составе:

 

Председатель комиссии:                         Тыченок Г.Н. –  руководитель 

Сахалинского  УФАС России;

 

Члены комиссии:                                    Максимов Н.В. – начальник отдела

контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Толмачева Е.Н. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

на основании своего Решения от 29 января 2009 года по делу № 46 о нарушении комитетом по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района и ЗАО «Сахалин Телеком Мобайл» ч. 1 ст. 15, ст. 16, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.   Комитету по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района прекратить нарушение ч. 1 ст. 15, ст. 16, с. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

2.   В целях исполнения предписания комитету по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района в срок до 24 февраля 2009 года необходимо прекратить соглашение, нарушающее антимонопольное законодательство, а именно: договор на аренду нежилых помещений от 08 сентября 2008 года № 83837.

О выполнении пункта 2 настоящего предписания сообщить в срок до 01 марта 2009 года с приложением копий документов, подтверждающих факт исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                            Г.Н. Тыченок

 

Члены комиссии                                                                                         Н.В. Максимов

                                                                                                                   Е.Н. Толмачева

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-21 07:21:04 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-21 07:21:04 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321541521 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )