РЕШЕНИЕ
по делу № 05-39/12 о нарушении антимонопольного законодательства
06 декабря 2012 года г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 06 декабря 2012 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Савчук К.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от ответчика – Сидоровой Э.А. по доверенности,
рассмотрев дело № 05-39/12 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска опубликовано извещение № 7/12 о проведении конкурсного отбора юридических лиц для предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Заказчик: Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.
Источник финансирования: средства бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Сумма субсидии: 172 161 690 рублей.
Сахалинским УФАС России по факту несоблюдения порядка размещения муниципального заказа было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Представитель Департамента городского хозяйства не согласился с фактом возбуждения дела, указав, что конкурсный отбор был проведен департаментом в соответствии со статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Также указал, что в данном случае положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» (далее – Закон о размещении заказов) являются неприменимыми, поскольку департаментом проводился конкурс на предоставление субсидий, а не в целях удовлетворения муниципальных нужд.
Также, представитель департамента сослался на Постановление администрации города Южно-Сахалинска 25.03.2011 № 445 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинска» на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Постановление № 445).
Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного закона вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из анализа вышеназванных норм следует, что выполнение работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети является муниципальными нуждами.
Понятие муниципальных нужд дано в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), а именно: под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 54 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Закон о размещении заказов устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, системное толкование вышеназванных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона об общих принципах местного самоуправления, Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что размещение муниципального заказа на выполнение работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети осуществляется только на основании положений, предусмотренных Законом о размещении заказов. Иной порядок размещения государственного и муниципального заказа федеральным законодательством не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
То есть, федеральным законодательством установлена обязанность заказчика использовать исключительно аукцион в электронной форме при размещении заказов на содержание и ремонт улично-дорожной сети.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта.
В нарушение вышеназванного порядка Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска был объявлен конкурсный отбор юридических лиц для предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
В извещении о проведении конкурсного отбора установлены критерии отбора юридических лиц, противоречащие части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании, не обремененных правами третьих лиц:
- производственных баз, расположенных в границах городского округа "Город Южно-Сахалинск", на территории которого находится объект, работы по содержанию и (или) ремонту которого выполняет юридическое лицо. В составе производственных баз должны быть теплые боксы для стоянки дорожной техники, необходимой для содержания автодорог, ремонтные мастерские, оборудованные для круглосуточной работы (смотровые ямы, станки токарные, сверлильные, сварочные посты и прочее), а также складские помещения;
- дорожной техники в количестве не менее установленного Нормативами потребности в дорожной технике для содержания и ремонта улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений;
б) наличие опыта выполнения юридическим лицом работ соответственно по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" не менее 3 лет с ежегодным объемом выполнения работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений (в тыс. руб.) не менее 40% от объемов, указанных в заявке на участие в отборе на получение субсидии;
г) наличие не менее трех дипломированных работников на постоянной основе по специальности, связанной с эксплуатацией дорожного хозяйства. А также обученного персонала, не менее 20% от численности машинистов дорожной специализированной техники, работающих на постоянной основе, со стажем не менее 3 лет по специальности;
д) наличие в штате предприятия круглосуточной диспетчерской службы, укомплектованной в соответствии с нормами трудового законодательства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что конкурсный отбор на предоставление субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, фактически представляет собой размещение заказов для муниципальных нужд. Заказчиком были установлены излишние требования к участникам размещения заказа. Критерии и порядок отбора, установленные департаментом в извещении о проведении конкурсного отбора, существенно снижают количество хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичной процедуры торгов при размещении заказов на содержание и ремонт улично-дорожной сети, и, в случае признания победителем торгов, оказать соответствующие возмездные услуги (выполнить работы).
Результатом незаконных действий департамента явилось заключение Соглашения № 7/12 на предоставление субсидии от 01.11.2012 с МУП «Завод строительных материалов им. М.А. Федотова».
Несоблюдение порядка размещения заказа для муниципальных нужд является нарушением Закона о размещении заказов, а также норм Закона о защите конкуренции, так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В действиях Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска по проведению конкурсного отбора юридических лиц для предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме этого, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для выдачи предписания Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска с указанием следующего перечня действий, включаемых в предписание и подлежащих исполнению:
- расторгнуть соглашение № 7/12 на предоставление субсидии от 01.11.2012 с МУП «Завод строительных материалов им. М.А. Федотова»;
- в случае исполнения обязательств по соглашению, представить подтверждающие документы об объемах и оплате выполненных работ;
- в случае возникновения муниципальных нужд на выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», осуществлять размещение муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-39/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска нарушившим пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
stdClass Object
(
[vid] => 7924
[uid] => 5
[title] => РЕШЕНИЕ № 05-39/12 в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7924
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1362455565
[changed] => 1368706295
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368706295
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 05-39/12 о нарушении антимонопольного законодательства
06 декабря 2012 года г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 06 декабря 2012 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Савчук К.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от ответчика – Сидоровой Э.А. по доверенности,
рассмотрев дело № 05-39/12 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска опубликовано извещение № 7/12 о проведении конкурсного отбора юридических лиц для предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Заказчик: Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.
Источник финансирования: средства бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Сумма субсидии: 172 161 690 рублей.
Сахалинским УФАС России по факту несоблюдения порядка размещения муниципального заказа было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Представитель Департамента городского хозяйства не согласился с фактом возбуждения дела, указав, что конкурсный отбор был проведен департаментом в соответствии со статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Также указал, что в данном случае положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» (далее – Закон о размещении заказов) являются неприменимыми, поскольку департаментом проводился конкурс на предоставление субсидий, а не в целях удовлетворения муниципальных нужд.
Также, представитель департамента сослался на Постановление администрации города Южно-Сахалинска 25.03.2011 № 445 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинска» на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Постановление № 445).
Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного закона вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из анализа вышеназванных норм следует, что выполнение работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети является муниципальными нуждами.
Понятие муниципальных нужд дано в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), а именно: под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 54 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Закон о размещении заказов устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, системное толкование вышеназванных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона об общих принципах местного самоуправления, Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что размещение муниципального заказа на выполнение работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети осуществляется только на основании положений, предусмотренных Законом о размещении заказов. Иной порядок размещения государственного и муниципального заказа федеральным законодательством не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
То есть, федеральным законодательством установлена обязанность заказчика использовать исключительно аукцион в электронной форме при размещении заказов на содержание и ремонт улично-дорожной сети.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта.
В нарушение вышеназванного порядка Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска был объявлен конкурсный отбор юридических лиц для предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
В извещении о проведении конкурсного отбора установлены критерии отбора юридических лиц, противоречащие части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании, не обремененных правами третьих лиц:
- производственных баз, расположенных в границах городского округа "Город Южно-Сахалинск", на территории которого находится объект, работы по содержанию и (или) ремонту которого выполняет юридическое лицо. В составе производственных баз должны быть теплые боксы для стоянки дорожной техники, необходимой для содержания автодорог, ремонтные мастерские, оборудованные для круглосуточной работы (смотровые ямы, станки токарные, сверлильные, сварочные посты и прочее), а также складские помещения;
- дорожной техники в количестве не менее установленного Нормативами потребности в дорожной технике для содержания и ремонта улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений;
б) наличие опыта выполнения юридическим лицом работ соответственно по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" не менее 3 лет с ежегодным объемом выполнения работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений (в тыс. руб.) не менее 40% от объемов, указанных в заявке на участие в отборе на получение субсидии;
г) наличие не менее трех дипломированных работников на постоянной основе по специальности, связанной с эксплуатацией дорожного хозяйства. А также обученного персонала, не менее 20% от численности машинистов дорожной специализированной техники, работающих на постоянной основе, со стажем не менее 3 лет по специальности;
д) наличие в штате предприятия круглосуточной диспетчерской службы, укомплектованной в соответствии с нормами трудового законодательства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что конкурсный отбор на предоставление субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, фактически представляет собой размещение заказов для муниципальных нужд. Заказчиком были установлены излишние требования к участникам размещения заказа. Критерии и порядок отбора, установленные департаментом в извещении о проведении конкурсного отбора, существенно снижают количество хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичной процедуры торгов при размещении заказов на содержание и ремонт улично-дорожной сети, и, в случае признания победителем торгов, оказать соответствующие возмездные услуги (выполнить работы).
Результатом незаконных действий департамента явилось заключение Соглашения № 7/12 на предоставление субсидии от 01.11.2012 с МУП «Завод строительных материалов им. М.А. Федотова».
Несоблюдение порядка размещения заказа для муниципальных нужд является нарушением Закона о размещении заказов, а также норм Закона о защите конкуренции, так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В действиях Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска по проведению конкурсного отбора юридических лиц для предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме этого, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для выдачи предписания Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска с указанием следующего перечня действий, включаемых в предписание и подлежащих исполнению:
- расторгнуть соглашение № 7/12 на предоставление субсидии от 01.11.2012 с МУП «Завод строительных материалов им. М.А. Федотова»;
- в случае исполнения обязательств по соглашению, представить подтверждающие документы об объемах и оплате выполненных работ;
- в случае возникновения муниципальных нужд на выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», осуществлять размещение муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-39/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска нарушившим пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 05-39/12 о нарушении антимонопольного законодательства
06 декабря 2012 года г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 06 декабря 2012 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Савчук К.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от ответчика – Сидоровой Э.А. по доверенности,
рассмотрев дело № 05-39/12 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска опубликовано извещение № 7/12 о проведении конкурсного отбора юридических лиц для предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Заказчик: Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.
Источник финансирования: средства бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Сумма субсидии: 172 161 690 рублей.
Сахалинским УФАС России по факту несоблюдения порядка размещения муниципального заказа было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Представитель Департамента городского хозяйства не согласился с фактом возбуждения дела, указав, что конкурсный отбор был проведен департаментом в соответствии со статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Также указал, что в данном случае положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» (далее – Закон о размещении заказов) являются неприменимыми, поскольку департаментом проводился конкурс на предоставление субсидий, а не в целях удовлетворения муниципальных нужд.
Также, представитель департамента сослался на Постановление администрации города Южно-Сахалинска 25.03.2011 № 445 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинска» на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Постановление № 445).
Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного закона вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из анализа вышеназванных норм следует, что выполнение работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети является муниципальными нуждами.
Понятие муниципальных нужд дано в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), а именно: под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 54 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Закон о размещении заказов устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, системное толкование вышеназванных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона об общих принципах местного самоуправления, Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что размещение муниципального заказа на выполнение работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети осуществляется только на основании положений, предусмотренных Законом о размещении заказов. Иной порядок размещения государственного и муниципального заказа федеральным законодательством не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
То есть, федеральным законодательством установлена обязанность заказчика использовать исключительно аукцион в электронной форме при размещении заказов на содержание и ремонт улично-дорожной сети.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта.
В нарушение вышеназванного порядка Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска был объявлен конкурсный отбор юридических лиц для предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
В извещении о проведении конкурсного отбора установлены критерии отбора юридических лиц, противоречащие части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании, не обремененных правами третьих лиц:
- производственных баз, расположенных в границах городского округа "Город Южно-Сахалинск", на территории которого находится объект, работы по содержанию и (или) ремонту которого выполняет юридическое лицо. В составе производственных баз должны быть теплые боксы для стоянки дорожной техники, необходимой для содержания автодорог, ремонтные мастерские, оборудованные для круглосуточной работы (смотровые ямы, станки токарные, сверлильные, сварочные посты и прочее), а также складские помещения;
- дорожной техники в количестве не менее установленного Нормативами потребности в дорожной технике для содержания и ремонта улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений;
б) наличие опыта выполнения юридическим лицом работ соответственно по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" не менее 3 лет с ежегодным объемом выполнения работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений (в тыс. руб.) не менее 40% от объемов, указанных в заявке на участие в отборе на получение субсидии;
г) наличие не менее трех дипломированных работников на постоянной основе по специальности, связанной с эксплуатацией дорожного хозяйства. А также обученного персонала, не менее 20% от численности машинистов дорожной специализированной техники, работающих на постоянной основе, со стажем не менее 3 лет по специальности;
д) наличие в штате предприятия круглосуточной диспетчерской службы, укомплектованной в соответствии с нормами трудового законодательства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что конкурсный отбор на предоставление субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, фактически представляет собой размещение заказов для муниципальных нужд. Заказчиком были установлены излишние требования к участникам размещения заказа. Критерии и порядок отбора, установленные департаментом в извещении о проведении конкурсного отбора, существенно снижают количество хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичной процедуры торгов при размещении заказов на содержание и ремонт улично-дорожной сети, и, в случае признания победителем торгов, оказать соответствующие возмездные услуги (выполнить работы).
Результатом незаконных действий департамента явилось заключение Соглашения № 7/12 на предоставление субсидии от 01.11.2012 с МУП «Завод строительных материалов им. М.А. Федотова».
Несоблюдение порядка размещения заказа для муниципальных нужд является нарушением Закона о размещении заказов, а также норм Закона о защите конкуренции, так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В действиях Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска по проведению конкурсного отбора юридических лиц для предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме этого, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для выдачи предписания Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска с указанием следующего перечня действий, включаемых в предписание и подлежащих исполнению:
- расторгнуть соглашение № 7/12 на предоставление субсидии от 01.11.2012 с МУП «Завод строительных материалов им. М.А. Федотова»;
- в случае исполнения обязательств по соглашению, представить подтверждающие документы об объемах и оплате выполненных работ;
- в случае возникновения муниципальных нужд на выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных дорожных сооружений на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», осуществлять размещение муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-39/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска нарушившим пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 05-39/12
[format] =>
[safe_value] => 05-39/12
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-03-05 03:52:00
[timezone] => Asia/Magadan
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-03-05 03:52:00
[timezone] => Asia/Magadan
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1362455565
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Сахалинское УФАС России
)