РЕШЕНИЕ № 05-34/12 в отношении Собрания Невельского городского округа

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 05-34/12
Дата публикации: 5 марта 2013, 15:47

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» ноября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «27» ноября 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г.- заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

в присутствии:

от ответчика: Насыпайко И.И. – председателя Собрания Невельского городского округа,

рассмотрев дело № 05-34/12 по признакам нарушения Собранием Невельского городского округа части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области было возбуждено дело № 05-34/12 в отношении Собрания Невельского городского округа (далее – Собрание, ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушение указанного закона выразилось в принятии муниципальных правовых актов, а именно: Порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195; Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 197; Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением   Собрания  Невельского городского округа от 07.07.2011  № 198, содержащих положения, противоречащие антимонопольному законодательству.

На заседании Комиссии представитель Собрания пояснил, что вышеперечисленные решения Собрания на момент вступления в силу соответствовали действующему федеральному законодательству.

Вместе с тем, ответчик признал, что в его действиях содержится нарушение антимонопольного законодательства, а также представил на обозрение Комиссии следующие документы: Решение Собрания Невельского городского округа от 13.11.2012 № 372 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195 «Об утверждении Порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ»; Решение Собрания Невельского городского округа от 13.11.2012 № 373 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 197 «Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ»; Решение Собрания Невельского городского округа от 13.11.2012 № 374 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 198 «Об утверждении Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ».

Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия установила следующее.

Сахалинским УФАС России был проведен анализ действующих нормативно-правовых актов Невельского городского округа, а именно: Порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного  решением   Собрания   Невельского   городского   округа от 07.07.2011 № 195 (далее Решение № 195); Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного  решением  Собрания  Невельского  городского округа от 07.07.2011 № 197 (далее – Решение № 197); Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 198 (далее – Решение № 198).

Согласно пункту 12 части 1 раздела 3 Решения № 195 Собрание Невельского городского округа устанавливает льготы в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии  с   пунктом   20   статьи   4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Согласно Федеральному закону от 17.07.2009 N 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственная или муниципальная преференция может предоставляться путем предоставления имущественных льгот. Со дня вступления в силу Федерального закона N 164-ФЗ налоговые льготы, за исключением установленных федеральными органами законодательной власти, а также льготы по арендной плате будут относиться к объектам государственной или муниципальной преференции.

Государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В частности, пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 3 раздела 9 Решения № 195 порядок и условия передачи объектов муниципальной собственности в доверительное управление определяются Собранием Невельского городского округа.   

На основании статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Порядок проведения конкурсов и аукционов установлен Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Порядок управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденный решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195, содержит положения, а именно: пункт 12 части 1 раздела 3, часть 3 раздела 9, противоречащие антимонопольному законодательству.

 

Согласно пункту 3.11 Решения № 197 после принятия решения об условиях приватизации объекта муниципальной собственности Комитет (доверительный управляющий) публикует информационное сообщение о продаже муниципального имущества (не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества) в средствах массовой информации, если иное не предусмотрено действующим законодательством о приватизации и настоящим Положением.

 В соответствии   с    частью   2   статьи   15 Федерального  закона от 21.12.2001   № 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет", официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Несоблюдение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления вышеуказанного порядка размещения и опубликования информации о проведении торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, будет содержать признаки нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, и является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Таким образом, пункт 3.11 указанного решения не соответствует антимонопольному законодательству в части размещения информационного сообщения о продаже муниципального имущества на официальном сайте торгов в сети «Интернет».

 

Часть 2.1.1 раздела 2 Решения № 198 содержит положения недействующей редакции Закона о защите конкуренции, а также в данный пункт не внесены изменения новой редакции статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Так, предоставление имущества в аренду без проведения торгов возможно:

- пункт 3 части 2.1.1 – государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям (искл.  Федеральным  законом  от 06.12.2011 N 401-ФЗ);

- пункт 7 части 2.1.1 – для размещения объектов почтовой связи, для размещения сетей связи (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 401 –ФЗ);

- отсутствуют пункты 14, 15, 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, введенные  Федеральным законом от 06.12.2011 № 401 –ФЗ.

 

Согласно части 5.2 раздела 5 Решения № 198 в случае, если для осуществления соответствующего вида деятельности необходимо наличие лицензии, имущество, предназначенное для обеспечения жизнедеятельности населения, может предоставляться в аренду лицам, имеющим такую лицензию.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Предоставление в аренду хозяйствующим субъектам муниципального имущества без проведения торгов является предоставлением преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам независимо от того, обладают они лицензией или нет, и, таким образом, приводит или может привести к ограничению конкуренции, т.е. является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с данной статьей органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает, что в действиях Собрания Невельского городского округа усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ответчиком по делу совершены следующие действия.

  В Порядок управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденный решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195; Положение о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденное  решением  Собрания   Невельского  городского округа от 07.07.2011 № 197; Положение об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденное решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 198, внесены изменения и дополнения с учетом замечаний Сахалинского УФАС России, отраженных в акте проверки администрации МО «Невельский городской округ» от 05.10.2012 № 35.

Таким образом, совершив указанные действия, ответчик по делу устранил нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи Собранию Невельского городского округа предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Собрание Невельского городского округа нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 

            2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Собранием Невельского городского округа нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7919 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 05-34/12 в отношении Собрания Невельского городского округа [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7919 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362455254 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» ноября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «27» ноября 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г.- заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

в присутствии:

от ответчика: Насыпайко И.И. – председателя Собрания Невельского городского округа,

рассмотрев дело № 05-34/12 по признакам нарушения Собранием Невельского городского округа части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области было возбуждено дело № 05-34/12 в отношении Собрания Невельского городского округа (далее – Собрание, ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушение указанного закона выразилось в принятии муниципальных правовых актов, а именно: Порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195; Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 197; Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением   Собрания  Невельского городского округа от 07.07.2011  № 198, содержащих положения, противоречащие антимонопольному законодательству.

На заседании Комиссии представитель Собрания пояснил, что вышеперечисленные решения Собрания на момент вступления в силу соответствовали действующему федеральному законодательству.

Вместе с тем, ответчик признал, что в его действиях содержится нарушение антимонопольного законодательства, а также представил на обозрение Комиссии следующие документы: Решение Собрания Невельского городского округа от 13.11.2012 № 372 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195 «Об утверждении Порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ»; Решение Собрания Невельского городского округа от 13.11.2012 № 373 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 197 «Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ»; Решение Собрания Невельского городского округа от 13.11.2012 № 374 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 198 «Об утверждении Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ».

Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия установила следующее.

Сахалинским УФАС России был проведен анализ действующих нормативно-правовых актов Невельского городского округа, а именно: Порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного  решением   Собрания   Невельского   городского   округа от 07.07.2011 № 195 (далее Решение № 195); Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного  решением  Собрания  Невельского  городского округа от 07.07.2011 № 197 (далее – Решение № 197); Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 198 (далее – Решение № 198).

Согласно пункту 12 части 1 раздела 3 Решения № 195 Собрание Невельского городского округа устанавливает льготы в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии  с   пунктом   20   статьи   4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Согласно Федеральному закону от 17.07.2009 N 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственная или муниципальная преференция может предоставляться путем предоставления имущественных льгот. Со дня вступления в силу Федерального закона N 164-ФЗ налоговые льготы, за исключением установленных федеральными органами законодательной власти, а также льготы по арендной плате будут относиться к объектам государственной или муниципальной преференции.

Государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В частности, пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 3 раздела 9 Решения № 195 порядок и условия передачи объектов муниципальной собственности в доверительное управление определяются Собранием Невельского городского округа.   

На основании статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Порядок проведения конкурсов и аукционов установлен Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Порядок управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденный решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195, содержит положения, а именно: пункт 12 части 1 раздела 3, часть 3 раздела 9, противоречащие антимонопольному законодательству.

 

Согласно пункту 3.11 Решения № 197 после принятия решения об условиях приватизации объекта муниципальной собственности Комитет (доверительный управляющий) публикует информационное сообщение о продаже муниципального имущества (не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества) в средствах массовой информации, если иное не предусмотрено действующим законодательством о приватизации и настоящим Положением.

 В соответствии   с    частью   2   статьи   15 Федерального  закона от 21.12.2001   № 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет", официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Несоблюдение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления вышеуказанного порядка размещения и опубликования информации о проведении торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, будет содержать признаки нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, и является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Таким образом, пункт 3.11 указанного решения не соответствует антимонопольному законодательству в части размещения информационного сообщения о продаже муниципального имущества на официальном сайте торгов в сети «Интернет».

 

Часть 2.1.1 раздела 2 Решения № 198 содержит положения недействующей редакции Закона о защите конкуренции, а также в данный пункт не внесены изменения новой редакции статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Так, предоставление имущества в аренду без проведения торгов возможно:

- пункт 3 части 2.1.1 – государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям (искл.  Федеральным  законом  от 06.12.2011 N 401-ФЗ);

- пункт 7 части 2.1.1 – для размещения объектов почтовой связи, для размещения сетей связи (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 401 –ФЗ);

- отсутствуют пункты 14, 15, 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, введенные  Федеральным законом от 06.12.2011 № 401 –ФЗ.

 

Согласно части 5.2 раздела 5 Решения № 198 в случае, если для осуществления соответствующего вида деятельности необходимо наличие лицензии, имущество, предназначенное для обеспечения жизнедеятельности населения, может предоставляться в аренду лицам, имеющим такую лицензию.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Предоставление в аренду хозяйствующим субъектам муниципального имущества без проведения торгов является предоставлением преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам независимо от того, обладают они лицензией или нет, и, таким образом, приводит или может привести к ограничению конкуренции, т.е. является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с данной статьей органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает, что в действиях Собрания Невельского городского округа усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ответчиком по делу совершены следующие действия.

  В Порядок управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденный решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195; Положение о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденное  решением  Собрания   Невельского  городского округа от 07.07.2011 № 197; Положение об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденное решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 198, внесены изменения и дополнения с учетом замечаний Сахалинского УФАС России, отраженных в акте проверки администрации МО «Невельский городской округ» от 05.10.2012 № 35.

Таким образом, совершив указанные действия, ответчик по делу устранил нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи Собранию Невельского городского округа предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Собрание Невельского городского округа нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 

            2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Собранием Невельского городского округа нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» ноября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «27» ноября 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г.- заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

в присутствии:

от ответчика: Насыпайко И.И. – председателя Собрания Невельского городского округа,

рассмотрев дело № 05-34/12 по признакам нарушения Собранием Невельского городского округа части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области было возбуждено дело № 05-34/12 в отношении Собрания Невельского городского округа (далее – Собрание, ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушение указанного закона выразилось в принятии муниципальных правовых актов, а именно: Порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195; Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 197; Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением   Собрания  Невельского городского округа от 07.07.2011  № 198, содержащих положения, противоречащие антимонопольному законодательству.

На заседании Комиссии представитель Собрания пояснил, что вышеперечисленные решения Собрания на момент вступления в силу соответствовали действующему федеральному законодательству.

Вместе с тем, ответчик признал, что в его действиях содержится нарушение антимонопольного законодательства, а также представил на обозрение Комиссии следующие документы: Решение Собрания Невельского городского округа от 13.11.2012 № 372 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195 «Об утверждении Порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ»; Решение Собрания Невельского городского округа от 13.11.2012 № 373 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 197 «Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ»; Решение Собрания Невельского городского округа от 13.11.2012 № 374 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 198 «Об утверждении Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ».

Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия установила следующее.

Сахалинским УФАС России был проведен анализ действующих нормативно-правовых актов Невельского городского округа, а именно: Порядка управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного  решением   Собрания   Невельского   городского   округа от 07.07.2011 № 195 (далее Решение № 195); Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного  решением  Собрания  Невельского  городского округа от 07.07.2011 № 197 (далее – Решение № 197); Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденного решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 198 (далее – Решение № 198).

Согласно пункту 12 части 1 раздела 3 Решения № 195 Собрание Невельского городского округа устанавливает льготы в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии  с   пунктом   20   статьи   4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Согласно Федеральному закону от 17.07.2009 N 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственная или муниципальная преференция может предоставляться путем предоставления имущественных льгот. Со дня вступления в силу Федерального закона N 164-ФЗ налоговые льготы, за исключением установленных федеральными органами законодательной власти, а также льготы по арендной плате будут относиться к объектам государственной или муниципальной преференции.

Государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В частности, пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 3 раздела 9 Решения № 195 порядок и условия передачи объектов муниципальной собственности в доверительное управление определяются Собранием Невельского городского округа.   

На основании статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Порядок проведения конкурсов и аукционов установлен Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Порядок управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденный решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195, содержит положения, а именно: пункт 12 части 1 раздела 3, часть 3 раздела 9, противоречащие антимонопольному законодательству.

 

Согласно пункту 3.11 Решения № 197 после принятия решения об условиях приватизации объекта муниципальной собственности Комитет (доверительный управляющий) публикует информационное сообщение о продаже муниципального имущества (не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества) в средствах массовой информации, если иное не предусмотрено действующим законодательством о приватизации и настоящим Положением.

 В соответствии   с    частью   2   статьи   15 Федерального  закона от 21.12.2001   № 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет", официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Несоблюдение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления вышеуказанного порядка размещения и опубликования информации о проведении торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, будет содержать признаки нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, и является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Таким образом, пункт 3.11 указанного решения не соответствует антимонопольному законодательству в части размещения информационного сообщения о продаже муниципального имущества на официальном сайте торгов в сети «Интернет».

 

Часть 2.1.1 раздела 2 Решения № 198 содержит положения недействующей редакции Закона о защите конкуренции, а также в данный пункт не внесены изменения новой редакции статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Так, предоставление имущества в аренду без проведения торгов возможно:

- пункт 3 части 2.1.1 – государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям (искл.  Федеральным  законом  от 06.12.2011 N 401-ФЗ);

- пункт 7 части 2.1.1 – для размещения объектов почтовой связи, для размещения сетей связи (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 401 –ФЗ);

- отсутствуют пункты 14, 15, 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, введенные  Федеральным законом от 06.12.2011 № 401 –ФЗ.

 

Согласно части 5.2 раздела 5 Решения № 198 в случае, если для осуществления соответствующего вида деятельности необходимо наличие лицензии, имущество, предназначенное для обеспечения жизнедеятельности населения, может предоставляться в аренду лицам, имеющим такую лицензию.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Предоставление в аренду хозяйствующим субъектам муниципального имущества без проведения торгов является предоставлением преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам независимо от того, обладают они лицензией или нет, и, таким образом, приводит или может привести к ограничению конкуренции, т.е. является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с данной статьей органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает, что в действиях Собрания Невельского городского округа усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ответчиком по делу совершены следующие действия.

  В Порядок управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденный решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 195; Положение о приватизации муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденное  решением  Собрания   Невельского  городского округа от 07.07.2011 № 197; Положение об аренде муниципального имущества муниципального образования «Невельский городской округ», утвержденное решением Собрания Невельского городского округа от 07.07.2011 № 198, внесены изменения и дополнения с учетом замечаний Сахалинского УФАС России, отраженных в акте проверки администрации МО «Невельский городской округ» от 05.10.2012 № 35.

Таким образом, совершив указанные действия, ответчик по делу устранил нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи Собранию Невельского городского округа предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Собрание Невельского городского округа нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 

            2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Собранием Невельского городского округа нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-34/12 [format] => [safe_value] => 05-34/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 03:47:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 03:47:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362455254 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )