РЕШЕНИЕ № 05-14/12 в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска по заявлениям предпринимателей-перевозчиков

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 05-14/12
Дата публикации: 5 марта 2013, 13:00

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» августа 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «27» августа 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

            Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от заявителей – ИП Солиев О.С., ИП Власов О.В., ИП Пономарев Н.Н.,

Кабаков С.Е., Власов И.В., Ступачук В.В. - по доверенности;

от ответчика – Полякин А.Е., Танненберг Д.Ю., Сидорова Э.А. - по доверенности;

от лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах,

и.о. директора МУП «Транспортная компания» Каверзнев А.В.;

директор ООО «Автоколонна 1407» Борисов В.И., 

 

рассмотрев дело № 05-14/12 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01 и 25 июня 2012 года в Сахалинское УФАС России поступили заявления от индивидуальных предпринимателей: Солиева О.С., Алимжанова А.Х., Власова О.В., Пономарева Н.Н., Никитина И.В., Самойленко А.В., Баевского М.В. (далее – заявители, предприниматели), осуществляющих пассажирские перевозки автобусами малой вместимости по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск», на действия Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – Департамент, ответчик).

По мнению заявителей, Департамент уклоняется от проведения торгов по распределению маршрутов среди перевозчиков, оформления договоров на право перевозки с предпринимателями, а также навязывает им заключение договоров субподряда и договоров на услуги диспетчера, медицинского и технического предрейсового и послерейсового контроля с МУП «Транспортная компания» (далее – МУП «ТК»). Кроме того, только МУП «ТК», являющаяся равным участником рынка пассажирских перевозок, получила доступ к продаже проездных билетов. Все перечисленные действия Департамента, как полагают заявители, влекут за собой устранение конкуренции и ограничение доступа на указанный рынок иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

В своем заявлении предприниматели просили антимонопольный орган обязать Департамент провести конкурс по распределению автобусных маршрутов транспорта в городском округе «Город Южно-Сахалинск» и заключить с ними соответствующие договоры на оказание транспортных услуг населению.

В соответствии с Приказом Сахалинского УФАС России от 27.06.2012 № 113 было возбуждено дело № 05-14/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

В ходе рассмотрения дела предприниматели, их представители свои доводы поддержали, просили признать Департамент нарушившим антимонопольное законодательство.

Представители ответчика с доводами заявителей не согласились, считают, что Департамент не создает иным хозяйствующим субъектам препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров на территории г. Южно-Сахалинска, в связи с чем, Департаментом не допущены нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Из письменных пояснений ответчика по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств следует, что последний конкурс Департаментом был проведен в марте 2010 года и с каждым из заявителей по результатам конкурса были заключены соответствующие договоры, действующие до апреля 2013 года.

При этом Департамент отметил, что все заявители являются членами Общественного совета по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска (далее – Совет). ИП Солиев О.С., как представитель нескольких частных перевозчиков, в т.ч. и заявителей, принимал участие во всех заседаниях Совета и рабочей группы Совета, обсуждал возможное распределение маршрутов и голосовал за единое решение всех перевозчиков, осуществляющих деятельность на территории городского округа (копия протокола совещания рабочей группы перевозчиков по согласованию вариантов лотов маршрутной сети г. Южно-Сахалинска от 12.05.2012 г. приобщена к материалам дела).

Представитель заявителя с доводами ответчика не согласился, считает, что Департамент в нарушение закона конкурс на транспортное обслуживание населения немуниципальным автотранспортом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводит, распределение лотов на право осуществления перевозок осуществляет самостоятельно, что подтверждается письмом администрации города Южно-Сахалинска от 01.08.2012 № 030-06201 и договором № 11/07 на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 12.01.2012, заключенным Департаментом с ООО «Автоколонна 1407» (приобщены к материалам дела). Заключая договоры на право осуществления пассажирских перевозок без проведения конкурса, Департамент ограничивает доступ частным перевозчикам на маршруты города, что приводит к ограничению конкуренции.

 

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Приказом Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска от 28.01.2010 № 13 «О проведении открытого конкурса» был проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

По результатам данного конкурса 09.04.2010 года Департаментом были заключены договоры с хозяйствующими субъектами: ИП Солиев О.С., ИП Алимжанов А.Х., ИП Власов О.В., ИП Пономарев Н.Н., ИП Никитин И.В., ИП Самойленко А.В., ИП Баевский М.В. Срок действия договоров - 1 год с пролонгацией не более 2-х раз. 

Согласно пункту 1 названных типовых договоров организатор перевозок (Департамент) поручает, а Перевозчик (индивидуальный предприниматель) принимает на себя обязательства по осуществлению пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом, указанным в приложении № 1 к договору, по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В приложении № 1 к договору перечислены транспортные средства перевозчика, на которых он имеет право осуществлять пассажирские перевозки.

 Вместе с тем, как пояснили заявители, фактически, имеющиеся у них договоры являются недействующими, т.к. автобусы, перечисленные в приложении № 1 к договору, выбывают из эксплуатации из-за непригодности их для перевозки пассажиров.

  В связи с этим обстоятельством, предприниматели неоднократно обращались в Департамент с заявлениями о проведении открытого конкурса по распределению регулярных маршрутов городского автобусного сообщения между перевозчиками и заключения с ними договора на пассажирские перевозки.

Администрация города Южно-Сахалинска письмом (за подписью и.о. вице-мэра по городскому хозяйству А.М. Гринберга – начальника Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска) от 01.08.2012 № 030-06201 отказала, в частности, ИП Власову О.В. в заключении договора, указав, что в настоящее время лоты (группы маршрутов) для последующего распределения между перевозчиками формирует Общественный совет по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.    

К вопросам местного значения городского округа, согласно подпункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Также, такая обязанность органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска установлена в пункте 7 части 1 статьи 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятым Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3 (ред. от 18.04.2012).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 28.12.2011 № 2583 (далее – Положение о департаменте), Департамент является органом администрации города Южно-Сахалинска, уполномоченным на решение вопросов местного значения по организации работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере транспорта.

В силу пункта 3.5. Положения о департаменте последний, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет такие функции, как формирование нормативной базы для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с перечнем муниципальных услуг; привлечение необходимого транспорта сторонних организаций и предпринимателей в целях обеспечения условий для предоставления транспортных услуг населению; разработка и утверждение маршрутной сети и расписаний движения по маршрутам и контроль за их соблюдением; составление и ведение паспортов маршрутов, утверждение распределения маршрутов.

В пунктах 1  и   2   постановления   Мэра  города  Южно-Сахалинска  от 25.01.2010

№ 103 «О проведении открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» установлено, что в целях улучшения качества транспортного обслуживания населения необходимо привлекать автотранспорт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулярным перевозкам пассажиров на конкурсной основе; проводить открытые конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 1.4. Порядка по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.03.2010 № 532 (далее – Порядок), последний разработан в целях обеспечения равного доступа частным перевозчикам на маршруты городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно пункту 3.1. Порядка организатором транспортного обслуживания населения, организатором проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и заказчиком пассажирских перевозок является Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

В силу пункта 3.2. Порядка Департамент выполняет следующие функции в сфере транспортного обслуживания населения:

- рассматривает предложения по формированию оптимальной маршрутной сети, об открытии, изменении или закрытии муниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения;

- утверждает параметры маршрутной сети городского округа, а также паспорта автобусных маршрутов;

- проводит открытые конкурсы на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» на основании утвержденных Департаментом конкурсной документации и состава конкурсной комиссии;

- заключает с перевозчиками договоры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Таким образом, Департамент, являясь полномочным органом местного самоуправления городского округа «Город Южно-Сахалинск», и руководствуясь вышеуказанными нормами, должен был провести открытый конкурс на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и по результатам конкурса заключить соответствующие договоры с победителями.

При этом Комиссия отмечает, что условием конкурса должна быть предусмотрена не просто возможность осуществлять пассажирские перевозки, а право осуществлять их перевозчиками на конкретных городских маршрутах.   

Довод ответчика о том, что договоры с каждым из предпринимателей заключены по результатам конкурса, проведенного в марте 2010 года, и данные договоры в настоящее время являются действующими, не состоятелен по следующим основаниям.

В 2010 году Департаментом был проведен открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск», по результатам которого на конкурсной основе было привлечено 270 единиц транспортных средств для закрытия маршрутной сети городского округа «Город Южно-Сахалинск».

По результатам этого конкурса предприниматели не получили возможность осуществлять свою деятельность на определенных маршрутах маршрутной сети города Южно-Сахалинска.

На обозрение Комиссии был представлен Протокол совещания рабочей группы перевозчиков по согласованию вариантов лотов маршрутной сети г. Южно-Сахалинска от 12 мая 2011 года. В соответствии с названным Протоколом рабочая группа рекомендовала Совету по организации работы транспорта принять предлагаемое деление маршрутов городской сети на лоты для проведения конкурса среди операторов. До организации конкурса в целях отработки всех вопросов по обслуживанию лотов маршрутов произвести закрепление отдельных лотов следующим образом:

- Лот № 1 за ОАО «ПАТП-1»;

-Лот № 2 за МУП «Транспортная компания»;

-Лот № 3 за ООО «ПАТП-3»;

-Лот № 4 за ООО «Экспресс-Сервис» (примечание: в настоящее время ИП Со Кен Те);

- Лот № 5 за ИП Круглов В.М.;

- Лот № 6 за ООО «Автоколонна 1407».

Согласно пункту 1.2. Положения об Общественном совете по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 03.08.2011 № 1398 (далее – Положение), Совет не является юридическим лицом. Решения Совета носят рекомендательный характер (пункт 1.6. Положения).

Пунктом 2.2. Положения определено, что Совет дает рекомендации по формированию лотов (групп маршрутов) для последующего распределения между перевозчиками на конкурсной основе.

Как установлено Комиссией и не оспаривалось ответчиком, договоры на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» с вышеуказанными хозяйствующими субъектами заключены Департаментом без проведения открытого конкурса, на основании решения Общественного совета.

Согласно части 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (часть 4 статьи 447 ГК РФ).

При отсутствии в законе ограничений прав на оказание платных услуг пассажирских перевозок автомобильным транспортом, товарный рынок данных услуг признается равнодоступным для любых его участников. Названные договоры заключены без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом для заключения таких договоров, что противоречит требованиям закона.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. К таким запретам относится необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При этом незаконные действия Департамента выразились в принятии решения членом рабочей группы Танненбергом Д.Ю. - начальником отдела транспорта Департамента по вопросу распределения маршрутов городской сети между шестью операторами, а именно: ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ООО «Экспресс-Сервис» (примечание: в настоящее время ИП Со Кен Те), ИП Круглов В.М., ООО «Автоколонна 1407», а также в дальнейшем в заключении Департаментом с указанными хозяйствующими субъектами договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» без проведения соответствующего конкурса.

Довод заявителей о том, что МУП «ТК», являющаяся равным участником рынка пассажирских перевозок, получила доступ к продаже проездных билетов, Комиссией не принимается в виду следующего.

Пунктом 5 постановления Мэра города Южно-Сахалинска от 30.01.2009 N 81 (ред. от 04.08.2011) "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" установлено, что обеспечение изготовления проездных билетов, организация их реализации и распространения возложена на МУП «Транспортная компания».

Согласно пунктам 1 и 2 Порядка распределения доходов от реализации проездных билетов между организациями и индивидуальными предпринимателями, обслуживающими автобусные маршруты, утвержденного указанным постановлением, средства, поступающие от реализации проездных билетов, аккумулируются на счете МУП «Транспортная компания». Средства, полученные от реализации проездных билетов, за вычетом затрат на их изготовление, распространение, реализацию, подлежат распределению между перевозчиками в зависимости от удельного веса каждого перевозчика в общем объеме транспортной работы.

Данные вопросы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и Федеральном арбитражном суде Дальневосточного округа по заявлению индивидуального предпринимателя Юн Алексея Енхеевича.

Решением суда первой инстанции от 29.10.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении ВАС РФ от 31.05.2011 № ВАС-6535/11 указал, что оспариваемое постановление от 30.01.2009 N 81 принято администрацией в пределах полномочий, предоставленных подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными актами.

Таким образом, суд не нашел оснований для признания оспариваемого акта недействующим и определил в передаче дела N А59-2846/2010 Арбитражного суда Сахалинской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 29.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2011 по тому же делу отказать.

В остальной части указанные муниципальные правовые акты не были оспорены в судебном порядке и не были признаны недействительными.

В процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия пришла к выводу, что в действиях Департамента, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглов В.М., ООО «Автоколонна 1407» по заключению договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» содержатся признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В этой связи, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного вопроса и в соответствии с частями 1, 2 статьи 47.1. Закона о защите конкуренции Комиссия по делу № 05-14/12 определила выделить дело в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отдельное производство.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, в частности, индивидуальных предпринимателей: Солиева О.С., Алимжанова А.Х., Власова О.В., Пономарева Н.Н., Никитина И.В., Самойленко А.В., Баевского М.В. на рынке перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

2. Выдать Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по факту нарушения Закона о защите конкуренции.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме в арбитражный суд.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7899 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 05-14/12 в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска по заявлениям предпринимателей-перевозчиков [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7899 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362445278 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» августа 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «27» августа 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

            Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от заявителей – ИП Солиев О.С., ИП Власов О.В., ИП Пономарев Н.Н.,

Кабаков С.Е., Власов И.В., Ступачук В.В. - по доверенности;

от ответчика – Полякин А.Е., Танненберг Д.Ю., Сидорова Э.А. - по доверенности;

от лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах,

и.о. директора МУП «Транспортная компания» Каверзнев А.В.;

директор ООО «Автоколонна 1407» Борисов В.И., 

 

рассмотрев дело № 05-14/12 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01 и 25 июня 2012 года в Сахалинское УФАС России поступили заявления от индивидуальных предпринимателей: Солиева О.С., Алимжанова А.Х., Власова О.В., Пономарева Н.Н., Никитина И.В., Самойленко А.В., Баевского М.В. (далее – заявители, предприниматели), осуществляющих пассажирские перевозки автобусами малой вместимости по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск», на действия Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – Департамент, ответчик).

По мнению заявителей, Департамент уклоняется от проведения торгов по распределению маршрутов среди перевозчиков, оформления договоров на право перевозки с предпринимателями, а также навязывает им заключение договоров субподряда и договоров на услуги диспетчера, медицинского и технического предрейсового и послерейсового контроля с МУП «Транспортная компания» (далее – МУП «ТК»). Кроме того, только МУП «ТК», являющаяся равным участником рынка пассажирских перевозок, получила доступ к продаже проездных билетов. Все перечисленные действия Департамента, как полагают заявители, влекут за собой устранение конкуренции и ограничение доступа на указанный рынок иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

В своем заявлении предприниматели просили антимонопольный орган обязать Департамент провести конкурс по распределению автобусных маршрутов транспорта в городском округе «Город Южно-Сахалинск» и заключить с ними соответствующие договоры на оказание транспортных услуг населению.

В соответствии с Приказом Сахалинского УФАС России от 27.06.2012 № 113 было возбуждено дело № 05-14/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

В ходе рассмотрения дела предприниматели, их представители свои доводы поддержали, просили признать Департамент нарушившим антимонопольное законодательство.

Представители ответчика с доводами заявителей не согласились, считают, что Департамент не создает иным хозяйствующим субъектам препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров на территории г. Южно-Сахалинска, в связи с чем, Департаментом не допущены нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Из письменных пояснений ответчика по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств следует, что последний конкурс Департаментом был проведен в марте 2010 года и с каждым из заявителей по результатам конкурса были заключены соответствующие договоры, действующие до апреля 2013 года.

При этом Департамент отметил, что все заявители являются членами Общественного совета по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска (далее – Совет). ИП Солиев О.С., как представитель нескольких частных перевозчиков, в т.ч. и заявителей, принимал участие во всех заседаниях Совета и рабочей группы Совета, обсуждал возможное распределение маршрутов и голосовал за единое решение всех перевозчиков, осуществляющих деятельность на территории городского округа (копия протокола совещания рабочей группы перевозчиков по согласованию вариантов лотов маршрутной сети г. Южно-Сахалинска от 12.05.2012 г. приобщена к материалам дела).

Представитель заявителя с доводами ответчика не согласился, считает, что Департамент в нарушение закона конкурс на транспортное обслуживание населения немуниципальным автотранспортом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводит, распределение лотов на право осуществления перевозок осуществляет самостоятельно, что подтверждается письмом администрации города Южно-Сахалинска от 01.08.2012 № 030-06201 и договором № 11/07 на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 12.01.2012, заключенным Департаментом с ООО «Автоколонна 1407» (приобщены к материалам дела). Заключая договоры на право осуществления пассажирских перевозок без проведения конкурса, Департамент ограничивает доступ частным перевозчикам на маршруты города, что приводит к ограничению конкуренции.

 

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Приказом Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска от 28.01.2010 № 13 «О проведении открытого конкурса» был проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

По результатам данного конкурса 09.04.2010 года Департаментом были заключены договоры с хозяйствующими субъектами: ИП Солиев О.С., ИП Алимжанов А.Х., ИП Власов О.В., ИП Пономарев Н.Н., ИП Никитин И.В., ИП Самойленко А.В., ИП Баевский М.В. Срок действия договоров - 1 год с пролонгацией не более 2-х раз. 

Согласно пункту 1 названных типовых договоров организатор перевозок (Департамент) поручает, а Перевозчик (индивидуальный предприниматель) принимает на себя обязательства по осуществлению пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом, указанным в приложении № 1 к договору, по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В приложении № 1 к договору перечислены транспортные средства перевозчика, на которых он имеет право осуществлять пассажирские перевозки.

 Вместе с тем, как пояснили заявители, фактически, имеющиеся у них договоры являются недействующими, т.к. автобусы, перечисленные в приложении № 1 к договору, выбывают из эксплуатации из-за непригодности их для перевозки пассажиров.

  В связи с этим обстоятельством, предприниматели неоднократно обращались в Департамент с заявлениями о проведении открытого конкурса по распределению регулярных маршрутов городского автобусного сообщения между перевозчиками и заключения с ними договора на пассажирские перевозки.

Администрация города Южно-Сахалинска письмом (за подписью и.о. вице-мэра по городскому хозяйству А.М. Гринберга – начальника Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска) от 01.08.2012 № 030-06201 отказала, в частности, ИП Власову О.В. в заключении договора, указав, что в настоящее время лоты (группы маршрутов) для последующего распределения между перевозчиками формирует Общественный совет по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.    

К вопросам местного значения городского округа, согласно подпункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Также, такая обязанность органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска установлена в пункте 7 части 1 статьи 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятым Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3 (ред. от 18.04.2012).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 28.12.2011 № 2583 (далее – Положение о департаменте), Департамент является органом администрации города Южно-Сахалинска, уполномоченным на решение вопросов местного значения по организации работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере транспорта.

В силу пункта 3.5. Положения о департаменте последний, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет такие функции, как формирование нормативной базы для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с перечнем муниципальных услуг; привлечение необходимого транспорта сторонних организаций и предпринимателей в целях обеспечения условий для предоставления транспортных услуг населению; разработка и утверждение маршрутной сети и расписаний движения по маршрутам и контроль за их соблюдением; составление и ведение паспортов маршрутов, утверждение распределения маршрутов.

В пунктах 1  и   2   постановления   Мэра  города  Южно-Сахалинска  от 25.01.2010

№ 103 «О проведении открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» установлено, что в целях улучшения качества транспортного обслуживания населения необходимо привлекать автотранспорт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулярным перевозкам пассажиров на конкурсной основе; проводить открытые конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 1.4. Порядка по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.03.2010 № 532 (далее – Порядок), последний разработан в целях обеспечения равного доступа частным перевозчикам на маршруты городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно пункту 3.1. Порядка организатором транспортного обслуживания населения, организатором проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и заказчиком пассажирских перевозок является Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

В силу пункта 3.2. Порядка Департамент выполняет следующие функции в сфере транспортного обслуживания населения:

- рассматривает предложения по формированию оптимальной маршрутной сети, об открытии, изменении или закрытии муниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения;

- утверждает параметры маршрутной сети городского округа, а также паспорта автобусных маршрутов;

- проводит открытые конкурсы на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» на основании утвержденных Департаментом конкурсной документации и состава конкурсной комиссии;

- заключает с перевозчиками договоры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Таким образом, Департамент, являясь полномочным органом местного самоуправления городского округа «Город Южно-Сахалинск», и руководствуясь вышеуказанными нормами, должен был провести открытый конкурс на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и по результатам конкурса заключить соответствующие договоры с победителями.

При этом Комиссия отмечает, что условием конкурса должна быть предусмотрена не просто возможность осуществлять пассажирские перевозки, а право осуществлять их перевозчиками на конкретных городских маршрутах.   

Довод ответчика о том, что договоры с каждым из предпринимателей заключены по результатам конкурса, проведенного в марте 2010 года, и данные договоры в настоящее время являются действующими, не состоятелен по следующим основаниям.

В 2010 году Департаментом был проведен открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск», по результатам которого на конкурсной основе было привлечено 270 единиц транспортных средств для закрытия маршрутной сети городского округа «Город Южно-Сахалинск».

По результатам этого конкурса предприниматели не получили возможность осуществлять свою деятельность на определенных маршрутах маршрутной сети города Южно-Сахалинска.

На обозрение Комиссии был представлен Протокол совещания рабочей группы перевозчиков по согласованию вариантов лотов маршрутной сети г. Южно-Сахалинска от 12 мая 2011 года. В соответствии с названным Протоколом рабочая группа рекомендовала Совету по организации работы транспорта принять предлагаемое деление маршрутов городской сети на лоты для проведения конкурса среди операторов. До организации конкурса в целях отработки всех вопросов по обслуживанию лотов маршрутов произвести закрепление отдельных лотов следующим образом:

- Лот № 1 за ОАО «ПАТП-1»;

-Лот № 2 за МУП «Транспортная компания»;

-Лот № 3 за ООО «ПАТП-3»;

-Лот № 4 за ООО «Экспресс-Сервис» (примечание: в настоящее время ИП Со Кен Те);

- Лот № 5 за ИП Круглов В.М.;

- Лот № 6 за ООО «Автоколонна 1407».

Согласно пункту 1.2. Положения об Общественном совете по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 03.08.2011 № 1398 (далее – Положение), Совет не является юридическим лицом. Решения Совета носят рекомендательный характер (пункт 1.6. Положения).

Пунктом 2.2. Положения определено, что Совет дает рекомендации по формированию лотов (групп маршрутов) для последующего распределения между перевозчиками на конкурсной основе.

Как установлено Комиссией и не оспаривалось ответчиком, договоры на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» с вышеуказанными хозяйствующими субъектами заключены Департаментом без проведения открытого конкурса, на основании решения Общественного совета.

Согласно части 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (часть 4 статьи 447 ГК РФ).

При отсутствии в законе ограничений прав на оказание платных услуг пассажирских перевозок автомобильным транспортом, товарный рынок данных услуг признается равнодоступным для любых его участников. Названные договоры заключены без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом для заключения таких договоров, что противоречит требованиям закона.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. К таким запретам относится необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При этом незаконные действия Департамента выразились в принятии решения членом рабочей группы Танненбергом Д.Ю. - начальником отдела транспорта Департамента по вопросу распределения маршрутов городской сети между шестью операторами, а именно: ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ООО «Экспресс-Сервис» (примечание: в настоящее время ИП Со Кен Те), ИП Круглов В.М., ООО «Автоколонна 1407», а также в дальнейшем в заключении Департаментом с указанными хозяйствующими субъектами договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» без проведения соответствующего конкурса.

Довод заявителей о том, что МУП «ТК», являющаяся равным участником рынка пассажирских перевозок, получила доступ к продаже проездных билетов, Комиссией не принимается в виду следующего.

Пунктом 5 постановления Мэра города Южно-Сахалинска от 30.01.2009 N 81 (ред. от 04.08.2011) "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" установлено, что обеспечение изготовления проездных билетов, организация их реализации и распространения возложена на МУП «Транспортная компания».

Согласно пунктам 1 и 2 Порядка распределения доходов от реализации проездных билетов между организациями и индивидуальными предпринимателями, обслуживающими автобусные маршруты, утвержденного указанным постановлением, средства, поступающие от реализации проездных билетов, аккумулируются на счете МУП «Транспортная компания». Средства, полученные от реализации проездных билетов, за вычетом затрат на их изготовление, распространение, реализацию, подлежат распределению между перевозчиками в зависимости от удельного веса каждого перевозчика в общем объеме транспортной работы.

Данные вопросы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и Федеральном арбитражном суде Дальневосточного округа по заявлению индивидуального предпринимателя Юн Алексея Енхеевича.

Решением суда первой инстанции от 29.10.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении ВАС РФ от 31.05.2011 № ВАС-6535/11 указал, что оспариваемое постановление от 30.01.2009 N 81 принято администрацией в пределах полномочий, предоставленных подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными актами.

Таким образом, суд не нашел оснований для признания оспариваемого акта недействующим и определил в передаче дела N А59-2846/2010 Арбитражного суда Сахалинской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 29.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2011 по тому же делу отказать.

В остальной части указанные муниципальные правовые акты не были оспорены в судебном порядке и не были признаны недействительными.

В процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия пришла к выводу, что в действиях Департамента, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглов В.М., ООО «Автоколонна 1407» по заключению договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» содержатся признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В этой связи, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного вопроса и в соответствии с частями 1, 2 статьи 47.1. Закона о защите конкуренции Комиссия по делу № 05-14/12 определила выделить дело в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отдельное производство.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, в частности, индивидуальных предпринимателей: Солиева О.С., Алимжанова А.Х., Власова О.В., Пономарева Н.Н., Никитина И.В., Самойленко А.В., Баевского М.В. на рынке перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

2. Выдать Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по факту нарушения Закона о защите конкуренции.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме в арбитражный суд.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» августа 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «27» августа 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

            Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от заявителей – ИП Солиев О.С., ИП Власов О.В., ИП Пономарев Н.Н.,

Кабаков С.Е., Власов И.В., Ступачук В.В. - по доверенности;

от ответчика – Полякин А.Е., Танненберг Д.Ю., Сидорова Э.А. - по доверенности;

от лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах,

и.о. директора МУП «Транспортная компания» Каверзнев А.В.;

директор ООО «Автоколонна 1407» Борисов В.И., 

 

рассмотрев дело № 05-14/12 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01 и 25 июня 2012 года в Сахалинское УФАС России поступили заявления от индивидуальных предпринимателей: Солиева О.С., Алимжанова А.Х., Власова О.В., Пономарева Н.Н., Никитина И.В., Самойленко А.В., Баевского М.В. (далее – заявители, предприниматели), осуществляющих пассажирские перевозки автобусами малой вместимости по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск», на действия Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – Департамент, ответчик).

По мнению заявителей, Департамент уклоняется от проведения торгов по распределению маршрутов среди перевозчиков, оформления договоров на право перевозки с предпринимателями, а также навязывает им заключение договоров субподряда и договоров на услуги диспетчера, медицинского и технического предрейсового и послерейсового контроля с МУП «Транспортная компания» (далее – МУП «ТК»). Кроме того, только МУП «ТК», являющаяся равным участником рынка пассажирских перевозок, получила доступ к продаже проездных билетов. Все перечисленные действия Департамента, как полагают заявители, влекут за собой устранение конкуренции и ограничение доступа на указанный рынок иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

В своем заявлении предприниматели просили антимонопольный орган обязать Департамент провести конкурс по распределению автобусных маршрутов транспорта в городском округе «Город Южно-Сахалинск» и заключить с ними соответствующие договоры на оказание транспортных услуг населению.

В соответствии с Приказом Сахалинского УФАС России от 27.06.2012 № 113 было возбуждено дело № 05-14/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

В ходе рассмотрения дела предприниматели, их представители свои доводы поддержали, просили признать Департамент нарушившим антимонопольное законодательство.

Представители ответчика с доводами заявителей не согласились, считают, что Департамент не создает иным хозяйствующим субъектам препятствий в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров на территории г. Южно-Сахалинска, в связи с чем, Департаментом не допущены нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Из письменных пояснений ответчика по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств следует, что последний конкурс Департаментом был проведен в марте 2010 года и с каждым из заявителей по результатам конкурса были заключены соответствующие договоры, действующие до апреля 2013 года.

При этом Департамент отметил, что все заявители являются членами Общественного совета по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска (далее – Совет). ИП Солиев О.С., как представитель нескольких частных перевозчиков, в т.ч. и заявителей, принимал участие во всех заседаниях Совета и рабочей группы Совета, обсуждал возможное распределение маршрутов и голосовал за единое решение всех перевозчиков, осуществляющих деятельность на территории городского округа (копия протокола совещания рабочей группы перевозчиков по согласованию вариантов лотов маршрутной сети г. Южно-Сахалинска от 12.05.2012 г. приобщена к материалам дела).

Представитель заявителя с доводами ответчика не согласился, считает, что Департамент в нарушение закона конкурс на транспортное обслуживание населения немуниципальным автотранспортом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводит, распределение лотов на право осуществления перевозок осуществляет самостоятельно, что подтверждается письмом администрации города Южно-Сахалинска от 01.08.2012 № 030-06201 и договором № 11/07 на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 12.01.2012, заключенным Департаментом с ООО «Автоколонна 1407» (приобщены к материалам дела). Заключая договоры на право осуществления пассажирских перевозок без проведения конкурса, Департамент ограничивает доступ частным перевозчикам на маршруты города, что приводит к ограничению конкуренции.

 

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Приказом Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска от 28.01.2010 № 13 «О проведении открытого конкурса» был проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

По результатам данного конкурса 09.04.2010 года Департаментом были заключены договоры с хозяйствующими субъектами: ИП Солиев О.С., ИП Алимжанов А.Х., ИП Власов О.В., ИП Пономарев Н.Н., ИП Никитин И.В., ИП Самойленко А.В., ИП Баевский М.В. Срок действия договоров - 1 год с пролонгацией не более 2-х раз. 

Согласно пункту 1 названных типовых договоров организатор перевозок (Департамент) поручает, а Перевозчик (индивидуальный предприниматель) принимает на себя обязательства по осуществлению пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом, указанным в приложении № 1 к договору, по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В приложении № 1 к договору перечислены транспортные средства перевозчика, на которых он имеет право осуществлять пассажирские перевозки.

 Вместе с тем, как пояснили заявители, фактически, имеющиеся у них договоры являются недействующими, т.к. автобусы, перечисленные в приложении № 1 к договору, выбывают из эксплуатации из-за непригодности их для перевозки пассажиров.

  В связи с этим обстоятельством, предприниматели неоднократно обращались в Департамент с заявлениями о проведении открытого конкурса по распределению регулярных маршрутов городского автобусного сообщения между перевозчиками и заключения с ними договора на пассажирские перевозки.

Администрация города Южно-Сахалинска письмом (за подписью и.о. вице-мэра по городскому хозяйству А.М. Гринберга – начальника Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска) от 01.08.2012 № 030-06201 отказала, в частности, ИП Власову О.В. в заключении договора, указав, что в настоящее время лоты (группы маршрутов) для последующего распределения между перевозчиками формирует Общественный совет по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.    

К вопросам местного значения городского округа, согласно подпункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Также, такая обязанность органов местного самоуправления города Южно-Сахалинска установлена в пункте 7 части 1 статьи 8 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятым Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 № 180/13-06-3 (ред. от 18.04.2012).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 28.12.2011 № 2583 (далее – Положение о департаменте), Департамент является органом администрации города Южно-Сахалинска, уполномоченным на решение вопросов местного значения по организации работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере транспорта.

В силу пункта 3.5. Положения о департаменте последний, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет такие функции, как формирование нормативной базы для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с перечнем муниципальных услуг; привлечение необходимого транспорта сторонних организаций и предпринимателей в целях обеспечения условий для предоставления транспортных услуг населению; разработка и утверждение маршрутной сети и расписаний движения по маршрутам и контроль за их соблюдением; составление и ведение паспортов маршрутов, утверждение распределения маршрутов.

В пунктах 1  и   2   постановления   Мэра  города  Южно-Сахалинска  от 25.01.2010

№ 103 «О проведении открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» установлено, что в целях улучшения качества транспортного обслуживания населения необходимо привлекать автотранспорт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулярным перевозкам пассажиров на конкурсной основе; проводить открытые конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 1.4. Порядка по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.03.2010 № 532 (далее – Порядок), последний разработан в целях обеспечения равного доступа частным перевозчикам на маршруты городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Согласно пункту 3.1. Порядка организатором транспортного обслуживания населения, организатором проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и заказчиком пассажирских перевозок является Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

В силу пункта 3.2. Порядка Департамент выполняет следующие функции в сфере транспортного обслуживания населения:

- рассматривает предложения по формированию оптимальной маршрутной сети, об открытии, изменении или закрытии муниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения;

- утверждает параметры маршрутной сети городского округа, а также паспорта автобусных маршрутов;

- проводит открытые конкурсы на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» на основании утвержденных Департаментом конкурсной документации и состава конкурсной комиссии;

- заключает с перевозчиками договоры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Таким образом, Департамент, являясь полномочным органом местного самоуправления городского округа «Город Южно-Сахалинск», и руководствуясь вышеуказанными нормами, должен был провести открытый конкурс на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» и по результатам конкурса заключить соответствующие договоры с победителями.

При этом Комиссия отмечает, что условием конкурса должна быть предусмотрена не просто возможность осуществлять пассажирские перевозки, а право осуществлять их перевозчиками на конкретных городских маршрутах.   

Довод ответчика о том, что договоры с каждым из предпринимателей заключены по результатам конкурса, проведенного в марте 2010 года, и данные договоры в настоящее время являются действующими, не состоятелен по следующим основаниям.

В 2010 году Департаментом был проведен открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок привлеченным (немуниципальным) автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск», по результатам которого на конкурсной основе было привлечено 270 единиц транспортных средств для закрытия маршрутной сети городского округа «Город Южно-Сахалинск».

По результатам этого конкурса предприниматели не получили возможность осуществлять свою деятельность на определенных маршрутах маршрутной сети города Южно-Сахалинска.

На обозрение Комиссии был представлен Протокол совещания рабочей группы перевозчиков по согласованию вариантов лотов маршрутной сети г. Южно-Сахалинска от 12 мая 2011 года. В соответствии с названным Протоколом рабочая группа рекомендовала Совету по организации работы транспорта принять предлагаемое деление маршрутов городской сети на лоты для проведения конкурса среди операторов. До организации конкурса в целях отработки всех вопросов по обслуживанию лотов маршрутов произвести закрепление отдельных лотов следующим образом:

- Лот № 1 за ОАО «ПАТП-1»;

-Лот № 2 за МУП «Транспортная компания»;

-Лот № 3 за ООО «ПАТП-3»;

-Лот № 4 за ООО «Экспресс-Сервис» (примечание: в настоящее время ИП Со Кен Те);

- Лот № 5 за ИП Круглов В.М.;

- Лот № 6 за ООО «Автоколонна 1407».

Согласно пункту 1.2. Положения об Общественном совете по организации работы общественного транспорта при администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 03.08.2011 № 1398 (далее – Положение), Совет не является юридическим лицом. Решения Совета носят рекомендательный характер (пункт 1.6. Положения).

Пунктом 2.2. Положения определено, что Совет дает рекомендации по формированию лотов (групп маршрутов) для последующего распределения между перевозчиками на конкурсной основе.

Как установлено Комиссией и не оспаривалось ответчиком, договоры на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» с вышеуказанными хозяйствующими субъектами заключены Департаментом без проведения открытого конкурса, на основании решения Общественного совета.

Согласно части 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (часть 4 статьи 447 ГК РФ).

При отсутствии в законе ограничений прав на оказание платных услуг пассажирских перевозок автомобильным транспортом, товарный рынок данных услуг признается равнодоступным для любых его участников. Названные договоры заключены без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом для заключения таких договоров, что противоречит требованиям закона.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. К таким запретам относится необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При этом незаконные действия Департамента выразились в принятии решения членом рабочей группы Танненбергом Д.Ю. - начальником отдела транспорта Департамента по вопросу распределения маршрутов городской сети между шестью операторами, а именно: ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ООО «Экспресс-Сервис» (примечание: в настоящее время ИП Со Кен Те), ИП Круглов В.М., ООО «Автоколонна 1407», а также в дальнейшем в заключении Департаментом с указанными хозяйствующими субъектами договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» без проведения соответствующего конкурса.

Довод заявителей о том, что МУП «ТК», являющаяся равным участником рынка пассажирских перевозок, получила доступ к продаже проездных билетов, Комиссией не принимается в виду следующего.

Пунктом 5 постановления Мэра города Южно-Сахалинска от 30.01.2009 N 81 (ред. от 04.08.2011) "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" установлено, что обеспечение изготовления проездных билетов, организация их реализации и распространения возложена на МУП «Транспортная компания».

Согласно пунктам 1 и 2 Порядка распределения доходов от реализации проездных билетов между организациями и индивидуальными предпринимателями, обслуживающими автобусные маршруты, утвержденного указанным постановлением, средства, поступающие от реализации проездных билетов, аккумулируются на счете МУП «Транспортная компания». Средства, полученные от реализации проездных билетов, за вычетом затрат на их изготовление, распространение, реализацию, подлежат распределению между перевозчиками в зависимости от удельного веса каждого перевозчика в общем объеме транспортной работы.

Данные вопросы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и Федеральном арбитражном суде Дальневосточного округа по заявлению индивидуального предпринимателя Юн Алексея Енхеевича.

Решением суда первой инстанции от 29.10.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении ВАС РФ от 31.05.2011 № ВАС-6535/11 указал, что оспариваемое постановление от 30.01.2009 N 81 принято администрацией в пределах полномочий, предоставленных подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными актами.

Таким образом, суд не нашел оснований для признания оспариваемого акта недействующим и определил в передаче дела N А59-2846/2010 Арбитражного суда Сахалинской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 29.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2011 по тому же делу отказать.

В остальной части указанные муниципальные правовые акты не были оспорены в судебном порядке и не были признаны недействительными.

В процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия пришла к выводу, что в действиях Департамента, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглов В.М., ООО «Автоколонна 1407» по заключению договоров на право осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулярным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск» содержатся признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В этой связи, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного вопроса и в соответствии с частями 1, 2 статьи 47.1. Закона о защите конкуренции Комиссия по делу № 05-14/12 определила выделить дело в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «ПАТП-1», МУП «Транспортная компания», ООО Фирма «ПАТП-3», ИП Со Кен Те, ИП Круглова В.М., ООО «Автоколонна 1407» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отдельное производство.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, в частности, индивидуальных предпринимателей: Солиева О.С., Алимжанова А.Х., Власова О.В., Пономарева Н.Н., Никитина И.В., Самойленко А.В., Баевского М.В. на рынке перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

2. Выдать Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по факту нарушения Закона о защите конкуренции.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме в арбитражный суд.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-14/12 [format] => [safe_value] => 05-14/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 01:00:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 01:00:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362445278 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )