Пятый арбитражный апелляционной суд признал незаконным случай, когда заказчик в своем положении о закупках устанавливает неограниченное право на закупку у единственного поставщика.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

23 марта 2023 года в Пятом арбитражном апелляционном суде завершилось рассмотрение дела о признании недействительным и возложении обязанности исключить пункт из положения о закупке товаров, работ, услуг, который сформулирован таким образом, что закупка у единственного поставщика допускается в случае, если у заказчика возникла потребность в капитальном строительстве (реконструкции), капитальном ремонте объектов сельскохозяйственного назначения и приобретении оборудования для объектов сельскохозяйственного назначения, и как следствие позволяет осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур.

Антимонопольный орган, ссылаясь на положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» принципиально настаивал на необходимости проведения конкурентных процедур. Заказчики не должны совершать действий, которые способны к необоснованному ограничению числа участников закупки.

Суды посчитали, что закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.

Однако подобные обстоятельства, оправдывающие необходимость отмеченного вида закупки у единственного поставщика, в оспариваемом пункте Положения о закупке в качестве требуемого по закону условия применения неконкурентного способа закупки не определены.