В пгт. Тымовское незаконно взималась плата за повторный ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии

Поводом для возбуждения дела послужило заявление на действия муниципального унитарного предприятия «Тепловик» (далее – МУП «Тепловик»), выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, взимании с собственников многоквартирных домов в пгт. Тымовское платы за повторный ввод эксплуатацию прибор учета потребления тепловой энергии

Установлено, что МУП «Тепловик» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке теплоснабжения..

МУП «Тепловик» по 01.01.2013 оказывал услугу по повторному вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии на возмездной основе, плата за которую составляла 775 руб. 38 коп.

Согласно пп. 7.4, 7.5, 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 №Вк-4936(далее –Правила учета тепловой энергии) узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию. Вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем. Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт

Правила учета тепловой энергии содержат определение потребителя тепловой энергии – это юридическое и физическое лицо, которому принадлежат и теплоснабжающие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации.

Таким образом, в понятие «потребитель» следует включать не только лицо, использующее тепловую энергию или теплоноситель, но и лицо, оказывающее коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению.

Положения указанных норм Правил учета тепловой энергии свидетельствуют именно об обязанности ресурсоснабжающей организации осуществить процедуры приводящие к готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации.

В обязанности потребителя, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 не входит опломбирование, ввод в эксплуатацию приборов учета, как и повторный ввод в эксплуатацию за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и ст. 13 Закона об энергосбережении.

Таким образом, 31.07.2013 Комиссия Сахалинского УФАС России признала МУП «Тепловик» нарушившим требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем взимания с жильцов многоквартирных домов пгт. Тымовское платы за повторный ввод в эксплуатацию прибор учета потребления тепловой энергии перед отопительным сезоном.

 

Справка:

1. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

3. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.