Министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области ограничивает конкуренцию на рынке выставочно-ярмарочной деятельности

 

13.04.2012 Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассмотрела заявление ООО «Сахалинский международный экспоцентр» на действия министерства инвестиций и внешних связей Сахалинской области по факту нарушения антимонопольного законодательства.

По итогам рассмотрения дела № 05-2/12 Комиссия Сахалинского УФАС России установила, что Постановлением Правительства Сахалинской области от 03.02.2012 № 54 утвержден План-календарь выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, финансируемых в 2012 году частично или полностью за счет средств бюджета Сахалинской области. Общая сумма бюджетных ассигнований составила 17 369 000 руб.

Согласно п. 2 указанного Постановления, органы исполнительной власти представляют в министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области  документы для организации проведения выставочно-ярмарочных мероприятий.

В силу ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Из изложенного следует, что потребности в организации выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий за счет средств областного бюджета является государственной нуждой Сахалинской области.

 Следовательно, выбор исполнителя на оказание услуг по организации выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий должен осуществляться исключительно путем проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.

Однако, 18.01.2011 и 09.02.2012 между Министерством и областным автономным учреждением «Сахалинский центр регионального маркетинга» (впоследствии переименованным в Сахалинское агентство проектов развития) заключены Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания областным автономным учреждением «Сахалинский центр регионального маркетинга», согласно которым министерство (учредитель) предоставляет учреждению субсидии для выполнения государственного задания на оказание услуг по организации проведения и обеспечению участия в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, а также иных мероприятиях в сфере международных связей, приграничного и межрегионального сотрудничества.

В связи с тем, что рынок выставочно-ярмарочной деятельности является конкурентным, выдача государственного задания для ОАУ «Сахалинский центр регионального маркетинга» и впоследствии для ОБУ «Сахалинское агентство проектов развития» в целях исполнения государственной нужды – организации проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, противоречит антимонопольному законодательству.

По результатам рассмотрения дела Министерство было признано нарушившим       ст. 15 Закона о защите конкуренции – необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, способными конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичной процедуры торгов при размещении заказов на оказание услуг по организации проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, и, в случае признания победителем торгов, оказать соответствующие возмездные услуги по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий.

ОБУ «Сахалинское агентство проектов развития» было признано нарушившим           ст. 16 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Для устранения допущенных нарушений министерству инвестиций и внешних связей Сахалинской области было выдано предписание об устранении допущенных нарушений.

Не согласившись с актами антимонопольного органа, Министерство обжаловало их в судебном порядке, однако решениями первой, апелляционной, кассационной инстанций решение и предписание антимонопольного органа были признаны законными.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за действия, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.

За  заключение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанным органом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий также предусмотрена административная ответственность.

В связи с чем, должностные лица министерства инвестиций и внешних связей Сахалинской области, подписавшие соглашения, привлечены к административной ответственности.