Сахалинским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обеспечению несения дежурства ЛРН, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в море за период 2007 г. – 1 полугодие 2009 г.

  Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области проведен анализ конкурентной среды на рынке услуг по обеспечению несения дежурства ЛРН, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в море. Анализ товарного рынка проводился в соответствии с    Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», утвержденным Приказом ФАС от 25 апреля 2006 г. № 108 (далее - Приказ № 108) и другими нормативными документами.
   Временные границы исследования конкурентной среды рынка услуг по обеспечению несения дежурства ЛРН, локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в море определены интервалом 2007 г. - 1 полугодие 2009 г. Географические границы рынка -  морская акватория, омывающая границы Сахалинской области.
   Продуктовые границы рынка определены в соответствии с пунктами 14, 15 Порядка  № 108  на основе условий заключенных договоров, предметом которых являются рассматриваемые услуги, а именно  услуги по обеспечению несения дежурства ЛРН, локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в море.
   При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке услуг, учитывались аварийно-спасательные формирования, получившие согласно сведениям, представленным Главным управлением МЧС России по Сахалинской области,  Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
   В ходе исследования рынка установлено, что на территории Сахалинской области услуги по обеспечению несения дежурства ЛРН, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и  нефтепродуктов в море в анализируемый период фактически оказывали три аварийно-спасательных формирования: ООО «Экошельф (2007 г. - 1 полугодие 2009 г.), ФГУП «СахБАСУ» (2007 г. - 1 полугодие 2009 г.), ООО «Центурион Групп» (1 полугодие 2009 г.).
   В результате проведенного анализа установлено, что рынок  является  высококонцентрированным, так как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке равна 100%, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана находится в пределах 5551-6480.
   Доминирующее положение на рынке с долей более 50% занимает ООО «Экошельф». Доля ФГУП «СахБАСУ» в 2007 г. составляла 22,8%, в 2008 г. - 33,4%, в 2009 г. - 26,3%. В ходе проведенного анализа установлено, что доли хозяйствующих субъектов менялись в рассматриваемый период незначительно.
   На основании с п. 1 части 3 статьи 5 Закона № 135-ФЗ, в  соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896 «Об утверждении правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов» включены в региональный Реестр:
- ООО «Экошельф» (ИНН 6501091715),  вид услуг - обеспечение несения дежурства ЛРН, локализация и ликвидация разливов нефти и  нефтепродуктов в море, географические границы рынка – морская акватория, омывающая границы Сахалинской области, доля рынка > 50%.
-  ФГУП «СахБАСУ» (ИНН 6504015494), вид услуг - обеспечение несения дежурства ЛРН, локализация и ликвидация разливов нефти и  нефтепродуктов в море, географические границы рынка - морская акватория, омывающая границы Сахалинской области, доля рынка < 50%.
   Основными барьерами входа на рынок являются административный и экономический. Административный барьер связан с необходимостью получения Свидетельства установленного образца на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, которое выдается по результатам аттестации, экономический – со  значительным размером финансовых вложений для покупки основных средств, и оборудования
   За исследуемый период (2007г. - 1 полугодие 2009 г.) жалоб на действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по несению дежурства ЛРН, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов  в море, в  адрес Сахалинского УФАС России не поступало.           УФАС России по Сахалинской области продолжит антимонопольный контроль за состоянием конкурентной среды на рынке данного вида услуг.