• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по состоянию конкуренции на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в границах Сахалинской области за 2009 - 2010 гг.

1. Общие положения
 
Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в соответствии с пунктом 2.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 (далее – План работы) проводит анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.
Аналитические исследования проводились в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральным законом от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон О защите конкуренции);
2. Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220).
3. Приказом ФАС РФ от 17.01.2007г. № 6 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов» (далее - Приказ № 6);
4. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007г. № 896 «Об утверждении правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» (далее – Постановление № 896);
5. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (ред. от 23.05.2006) «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации);
6. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. От 29.07.2010) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»
7. Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
Целью анализа является:
- оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению.
- установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по водоснабжению, водоотведению, с последующим включением таких хозяйствующих субъектов в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
 
При анализе состояния конкуренции основными источниками данных о составе хозяйствующих субъектов на товарном рынке являлись:
-                      Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области;
-                     Администрация г. Южно-Сахалинска;
-                    Региональная энергетическая комиссия;
Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являлись данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по водоснабжению и водоотведению.
 
 
2. Временной интервал исследования товарного рынка
 
В соответствии с целью проводимого исследования временной интервал исследования функционирования розничного рынка определен на основании сложившихся характеристик товарного рынка (проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды), а также согласно методическим рекомендациям ФАС России временной интервал определен 2009-2010 гг.
 
 
3. Продуктовые границы товарного рынка
 
Процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41.00 «Сбор, очистка и распределение воды»; услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90.00.1 «Удаление и обработка сточных вод».
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации:
«водоснабжение» - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды;
«водоотведение» - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Процесс водоотведения включает следующие стадии: сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.
Из вышеперечисленного следует, что водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем, что позволяет отнести услуги водоснабжения и услуги водоотведения к разным товарным рынкам.
Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга водоснабжения и услуга водоотведения.
 
 
4. Географические границы товарного рынка
 
Согласно Методическим рекомендациям по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению анализ проводится по каждому муниципальному образованию с населением более 100 тысяч жителей и административным центрам субъекта Российской Федерации.
По данным переписи на 01.01.2010 г. в Сахалинской области находится одно муниципальное образование с населением более 100 тысяч жителей – МО городской округ «Город Южно-Сахалинск».
Таким образом, географическими границами рассматриваемых товарных рынков признаются границы муниципального образования «Город Южно-Сахалинск».
 
5. Определение состава товарного рынка
 
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.
В случае если отдельные услуги, составляющие процесс водоснабжения или водоотведения (забор, подготовка, транспортировка и передача воды, сбор и транспортировка сточных вод), оказывали разные хозяйствующие субъекты, для целей настоящего анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, были включены лица, оказывающие услугу конечным потребителям.
Информация о составе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по водоснабжению, представлена в Таблице № 1.
Таблица № 1

 

№ пп

Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы

ИНН

ОГРН

Форма собственности

Юридический  адрес, местонахождение, телефон, Ф.И.О. руководителя

 
 

 

1

2

3

4

5

 

1

ООО "Сахалинский водоканал"

 

 

 

 

 
 

2

ОАО "Сахалинская коммунальная компания"

 

 

 

 

 

3

ОАО "Дальморнефтегеофизика"

 

 

 

 

 

4

ОАО "Российские железные дороги"

 

 

 

 

 

5

ЗАО "Стройдеталь"

 

 

 

 

 
 
 
Информация о составе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по водоотведению, представлена в Таблице № 2.
Таблица № 2

 

№ пп

Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы

ИНН

ОГРН

Форма собственности

Юридический  адрес, местонахождение, телефон, Ф.И.О. руководителя

 
 

 

1

2

3

4

5

 

1

ООО "Сахалинский водоканал"

 

 

 

 

 
 

2

ОАО "Сахалинская коммунальная компания"

 

 

 

 

 
 
 
6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
 
Оценка объема рынка водоснабжения осуществлялась на основании объема питьевой воды, реализованной конечным потребителям, выраженного в м3. Объем рынка водоснабжения определялся как сумма объемов питьевой воды, реализованной конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоснабжения.
Оценка объема рынка водоотведения осуществляется на основании объема сточных вод, отведенного на очистные сооружения, выраженного в м3. Объем рынка водоотведения определяется как сумма объемов сточных вод, отведенных на очистные сооружения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоотведения.
 
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по водоснабжению в 2009 году, представлена в Таблице № 3.
 
 
 
Таблица № 3

 

№ пп

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем питьевой воды, реализованной хозяйствующим субъектом, м3

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

 
 

Всего, в т.ч.

потребителям

 

населению, организациям, оказывающим услуги по управлению МКД

прочим

 

 

1

2

3

4

5

 

1

ООО "Сахалинский водоканал"

 

 

 

 

 

2

ОАО "Сахалинская коммунальная компания"

 

 

 

 

 

3

ОАО "Дальморнефтегеофизика"

 

 

 

 

 

4

ОАО "Российские железные дороги"

 

 

 

 

 

5

ЗАО "Стройдеталь"

 

 

 

 

 

итого

 

 

 

 

 

 
 
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по водоснабжению в 2010 году, представлена в Таблице № 4.
 
Таблица № 4

 

№ пп

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем питьевой воды, реализованной хозяйствующим субъектом, м3

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

 
 

Всего, в т.ч.

потребителям

 

населению, организациям, оказывающим услуги по управлению МКД

прочим

 

 

1

2

3

4

5

 

1

ООО "Сахалинский водоканал"

 

 

 

 

 

2

ОАО "Сахалинская коммунальная компания"

 

 

 

 

 

3

ОАО "Дальморнефтегеофизика"

 

 

 

 

 

4

ОАО "Российские железные дороги"

 

 

 

 

 

5

ЗАО "Стройдеталь"

 

 

 

 

 

итого

 

 

 

 

 

 
 
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по водоотведению в 2009 году, представлена в Таблице № 5.
Таблица № 5

 

№ пп

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем сточных вод, м3

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

 
 

Всего, в т.ч.

потребители

 

население, организации, оказывающим услуги по управлению МКД

прочие

 

 

1

2

3

4

5

 

1

ООО "Сахалинский водоканал"

 

 

 

 

 

2

ОАО "Сахалинская коммунальная компания"

 

 

 

 

 

итого

 

 

 

 

 

 
 
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по водоотведению в 2010 году, представлена в Таблице № 6.
Таблица № 6

 

№ пп

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем сточных вод, м3

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

 
 

Всего, в т.ч.

потребители

 

население, организации, оказывающим услуги по управлению МКД

прочие

 

 

1

2

3

4

5

 

1

ООО "Сахалинский водоканал"

 

 

 

 

 

2

ОАО "Сахалинская коммунальная компания"

 

 

 

 

 

итого

 

 

 

 

 

 
 
 
7. Определение уровня концентрации товарного рынка
 
Для определения уровня концентрации рынка услуг по водоснабжению, водоотведению рассчитывались
- коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый в данном случае для двух крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля -Гиршмана (HHI).(Таблица № 7,8)
Указанные коэффициенты рыночной концентрации (CR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля–Гиршмана (HHI), в свою очередь, рассчитывались исходя из данных по Таблицам 3, 4, 5, 6.
 
Таблица № 7
Показатели рыночной концентрации на рынке услуг по водоснабжению

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

Изменения

 
 
 
 

 

2009 год

2010 год

м3

 

ООО "Сахалинский водоканал"

 

 

 

 

ОАО "Сахалинская коммунальная компания"

 

 

 

 

CR

 

 

 

 

HHI

 

 

 

 
 
Коэффициенты рыночной концентрации в 2009 и 2010 году CR3 = * и * соответственно, индексы рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана HHI в 2009 и 2010 году = 8724 и 8518 соответственно, Такие показатели указывают на высокий уровень концентрации товарного данного рынка.
Таблица № 8
Показатели рыночной концентрации на рынке услуг по водоотведению

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

Изменения

 
 
 
 

 

2009 год

2010 год

м3

 

ООО "Сахалинский водоканал"

 

 

 

 

ОАО "Сахалинская коммунальная компания"

 

 

 

 

CR

 

 

 

 

HHI

 

 

 

 
 
Коэффициенты рыночной концентрации и в 2009 и в 2010 году CR3 = *, индексы рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана HHI в 2009 и 2010 году = * и * соответственно, Такие показатели указывают на высокий уровень концентрации товарного данного рынка.
 
 
8. Определение барьеров входа на товарный рынок.
 
 По итогам проведённого анализа рынков водоснабжения и водоотведения выявлены следующие барьеры:
 
1.   Административные: Рассматриваемые услуги водоснабжения и водоотведения оказываются с использованием водопроводных и канализационных сетей, являющихся муниципальной собственностью, таким образом, организациям необходимо участвовать в конкурсах на заключение договоров аренды муниципального имущества, а также высокие требования к качеству оказываемых услуг, установленные законодательством Российской Федерации.
2. Экономические: На данный момент сети, участвующие в процессе водоснабжения и водоотведения сильно изношены, требуются большие затраты на поддержание сетей в исправном состоянии, обслуживание и ремонт. Также присутствует низкая культура оплаты потреблённых услуг, несвоевременное внесение платы, ведущее к росту дебиторской задолженности и недостаточностью средств на текущие расходы. Нехватка специалистов достаточного уровня квалификации: эксплуатация водопроводных и канализационных сетей является специфическим видом деятельности, требующим определённого уровня квалификации и знаний специалистов, работающих в данной сфере.
 
 
 
 
9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.
 
Рынки услуг по водоснабжению и водоотведению в границах МО «город Южно-Сахалинск» в 2009 и 2010 году, исходя из показателей уровня рыночной концентрации и наличия барьеров входа на товарный рынок, отнесены к рынкам с неразвитой конкуренцией. Тенденций к развитию конкуренции на данных рынках нет.
 
По итогам анализа ООО «Сахалинский водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах МО «город Южно-Сахалинск» с долей в 2009 году * в 2010 – * по водоснабжению и с долей в 2009 году * в 2010 – * по водоотведению.
ООО «Сахалинский водоканал» ранее был признан доминирующим субъектом и Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области №45-П от 21.06.2005, был включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.
 
Сахалинское УФАС России продолжает антимонопольный контроль за поведением хозяйствующих субъектов на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в географических границах Сахалинской области.