Решение по делу, возбужденному в отношении ЗАО «Аэропорт-Сервис» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции

Номер дела: 08-03/2014
Дата публикации: 11 марта 2014, 15:39

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 08-04/2014, возбужденное в отношении закрытого акционерного общества «Аэропорт-Сервис» (693014, г. Южно-Сахалинск, Аэропорт)  (далее – ЗАО «Аэропорт-Сервис», Ответчик) по признакам нарушения части  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), запрещающей злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением,

 

при участии:

 

- от Заявителя – […] по доверенности […] № […],

-от Ответчика – […] - генеральный директор на основании протокола общего собрания акционеров от […] № [..], […] по доверенности от […] № […], Куклицкий С.А. – по доверенности  от […] №  […],

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило заявление заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Юнайтед Карго Системс» (далее - ООО «Юнайтед Карго Системс», Заявитель) на действия ЗАО «Аэропорт-Сервис».

Поводом для обращения послужили неправомерные, по мнению Заявителя, действия со стороны ЗАО «Аэропорт-Сервис», выразившиеся в неоднократном блокировании отправки груза при наличии подтвержденного бронирования.

29.01.2014 приказом Сахалинского УФАС России возбуждено дело № 08-03/2014 в отношении ЗАО «Аэропорт-Сервис» по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», дело назначено к рассмотрению на 14.02.2014.

14.02.2014 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения к участию в деле лиц, участие которых в деле необходимо, Комиссия определила отложить рассмотрение дела. Определением об отложении рассмотрения дела от 14.02.2014 дело назначено на 28.02.2014.

28.02.2014 на заседании Комиссии представитель заявителя пояснила следующее.

При наличии подтвержденного бронирования авиакомпании ОАО «АК»Трансаэро», оформленных в полном объеме необходимых документов и сданного в соответствии со всеми требованиями грузом на терминал для отправки из Южно-Сахалинска в Москву, ЗАО «Аэропорт-Сервис» неоднократно блокировало отправку груза, в связи с чем, были  понесены материальные убытки. Представителями ООО «Юнайтед Карго Системс» неоднократно предпринимались попытки получить разъяснения у ЗАО «Аэропорт-Сервис» о причинах возврата груза. В качестве таких причин были названы следующие: неподтверждение полномочий агента, оформившего перевозку, а также использование агентом не оригинальных бланков  авианакладных. Накануне заседания Комиссии был оформлен груз к отправке с использованием оригинального бланка авианакладной, при этом груз также не был отправлен ЗАО «Аэропорт-Сервис». Уведомление о подтверждении полномочий в качестве агента ООО «Юнайтед Карго Системс» было направлено ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» в адрес ЗАО «Аэропорт-Сервис».

Представители ответчика пояснили следующее.

ООО «Юнайтед Карго Системс» не подтверждает свои полномочия как агента ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», как и не делает этого перевозчик. После подтверждения полномочий  агента груз будет отправлен.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, комиссия определила объявить перерыв в рассмотрении дела  до 05.03.2014.

На заседании комиссии 05.03.2014 представитель заявителя представила в материалы дела письмо ОАО «АК»Трансаэро» от 24.02.2014 № 02.07.06-012, в котором ЗАО «Аэропорт-Сервис» повторно уведомлено о полномочиях агента – ООО «Юнайтед Карго Системс» на продажу грузовых перевозок на рейсах ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», копии трех авианакладных на бланках нейтрального образца, согласно которым груз ООО «Юнайтед Карго Системс» был отправлен из Владивостока, Благовещенска, Хабаровска, что подтверждает возможность отправки груза с использованием данного образца авианакладной.

Представители ответчика пояснили следующее.

Повторное уведомление о полномочиях агента ООО «Юнайтед Карго Системс» от ОАО «АК»ТРАНСАЭРО» не поступало в адрес общества, как и первичное уведомление. Поскольку данные полномочия не подтверждены, в настоящее время ЗАО «Аэропорт-Сервис» вынуждено  нести финансовые риски, принимая груз ООО «Юнайтед Карго Системс» к отправке. Так, 03.03.2014 груз ООО «Юнайтед Карго Системс» был отправлен, что подтверждается грузовой ведомостью. На запросы ЗАО «Аэропорт-Сервис» относительно подтверждения агента ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» не отвечает. В настоящее время готовится дополнительное соглашение к имеющемуся договору с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», где будут оговорены условия относительно того, что появлении новых агентов, осуществляющих отправку груза, должен быть определенный пакет документов.

Изучив материалы дела, а также пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

В силу ст. 5 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее в тексте – Закон о естественных монополиях)  услуги в аэропортах являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.08.2005 № 378-т ЗАО «Аэропорт-Сервис» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел II  «Услуги аэропортов», под регистрационным номером 65/2/2.

Таким образом, ЗАО «Аэропорт-Сервис» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг аэропортов.

Между ЗАО «Аэропорт-Сервис» (исполнитель) и ОАО «Авиакомпания» ТРАНСАЭРО» (заказчик) заключен договор на выполнение коммерческого обслуживания воздушных судов, пассажиров, груза, почты, багажа в аэропорту Южно-Сахалинск от […] № […] (далее - договор № […]).

В соответствии с п. 1.2 договора № […]стороны обязуются выполнять все требования нормативно-правовых актов РФ, действующих в области гражданской авиации, в том числе, по безопасности, регулярности полетов, аэропортовому и наземному обслуживанию ВС, коммерческому обслуживанию пассажиров, почты грузов и багажа.

Согласно п.п. 2.1.1, 2.1.4 договора № […] исполнитель обязуется осуществлять на условиях и в пределах, установленных настоящим договором, в соответствии с нормами действующего законодательства РА, а также общепринятыми в гражданской авиации правилами, положениями, руководствами, наставлениями и инструкциями, установленными в аэропорту Южно-Сахалинск технологиями обслуживания ВС, внутренними стандартами исполнителя, коммерческое обслуживание пассажиров, груза почты и багажа в Аэропорту Южно-Сахалинск. Конкретные виды работ и услуг, составляющие обязательства исполнителя по осуществлению наземного обслуживания пассажиров, почты, грузов и багажа определяются в соответствии с установленными стандартами исполнителя, действующим законодательством РФ и обычно предъявляемым к данного вида работам в сфере гражданской авиации требованиями.

Согласно представленной Ответчиком технологии оформления груза при перевозке на внутренних воздушных линиях, утвержденных врио генерального директора ЗАО «Аэропорт-Сервис» […], основанием для приема груза к перевозке служат: устное заявление отправителя и письменное или устное распоряжение, переданное агентам по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок  начальником грузового склада. Перед сдачей груза на склад, грузоотправитель получает от информатора грузового склада «Заявку грузоотправителя». После заполнения вместе с ней и  грузом направляется в «Пункт досмотра груза и почты». После досмотра груза, инспектор по досмотру предоставляет на «Заявку грузоотправителя» свой личный штамп. Затем груз взвешивается и  ставится в специально отведенное место до загрузки его на борт воздушного судна. После взвешивания грузов и заполнения данных об этом в «Заявке грузоотправителя» агент по организации обслуживания почтово-грузовых перевозок подписывает ее, проставляет свой личный штамп и направляет в кассу для расчетов за перевозку груза и заполнения номерных экземпляров грузовых авианакладных. После отплаты за перевозку груза и оформления грузовых авианакладных, инспектор по досмотру проштамповывает каждый экземпляр ГАН. Затем наносится на грузовые места  транспортная маркировка, а данные с ГАН заносятся информатором в электронный носитель. Груз считается принятым к перевозке, с момента, когда отправитель сдал его агенту организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок, оплатил перевозку  и получил на руки грузовую авианакладную ОРИГИНАЛ 3 (для отправителя) о приеме груза.

В соответствии технологической картой оперативно-производственной деятельности грузового склада по приемке грузов к воздушной перевозке, утвержденной генеральным директором ЗАО «Аэропорт-Сервис» […], деятельность по приемке грузов в воздушной перевозке включают следующие производственные процессы: оформление заявки грузоотправителем; доставка грузоотправителем груза на грузовой склад; проверка груза агентом по организации обслуживания почтово-грузовых перевозок на наличие упаковки, маркировки, количество мест и наличие необходимых разрешений и сопроводительных документов, а также заполнения заявки и соответствия типа груза, указанного в заявке грузоотправителя; взвешивание и маркировка груза агентом по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок и выпуск акт приемки груза на склад; отправитель в агентстве авиакомпании, выполняющей перевозку его груза, оформляет номерную грузовую накладную, № который был указан в заявке грузоотправителя, на авианакладной должна быть подпись кассира (грузового агента) и четкий оттиск валидатора (штампа, печати) грузового агента; отправитель предоставляет информатору оформленную грузовую авианакладную, информатор производит окончательную тарификацию фактически оказанных отправителя услуг; агент на основании данных подбирает партии грузов на рейс по авианакладным и передает информацию о количестве мест и весе груза начальнику смены, который сообщает агенту по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок информацию о количестве груза возможного к перевозке и дает команду на его загрузку в воздушное судно, далее агент формирует и выпускает почтово-грузовую ведомость.

В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила) перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации сертификата соответствия (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

В соответствии с п.  20  Правил грузоотправитель при бронировании провозной емкости должен сообщить перевозчику или уполномоченному агенту информацию о данных грузоотправителя и грузополучателя,  наименовании груза,  предполагаемой дате отправки,  весе-брутто (далее -  вес)  и объеме груза,  габаритах каждого грузового места,  количестве грузовых мест,  условиях обращения с грузом,  свойствах груза,  требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке,  хранении и обработке.

Из положений п.п. 45, 49, 56, 63, 152 Правил  вытекает, что заключение договора перевозки удостоверяет грузовая накладная, которая является перевозочным документом, оформляемым перевозчиком либо уполномоченным агентом.

Согласно п. 57 Правил грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя по доверенности.

В соответствии с п.  160  Правил груз принимается к перевозке на следующих условиях: 1) габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку (выгрузку)  в воздушное судно,  его размещение в багажно-грузовых отсеках и крепление, в том числе и на/в средствах пакетирования;
2) вес,  размеры или объем груза не превышают норм,  установленных для определенного типа воздушного судна,  в том числе и при креплении их на/в средства пакетирования; 3) груз должен иметь исправную упаковку,  обеспечивающую возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке,  перевалке,  перегрузке,  транспортировке и хранении; 4) упаковка каждого грузового места должна иметь отправительскую и транспортную маркировку,  а груз,  требующий особых условий перевозки,  также специальную маркировку; 5) груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров,  членов экипажа воздушного судна,  на котором он перевозится,  а также для багажа или груза,  перевозимого совместно с ним; 6) грузоотправитель должен предоставить необходимые документы,  предусмотренные законодательством Российской Федерации,  законодательством страны,  на территории,  с территории или через территорию которой осуществляется перевозка,  международными договорами,  а также правилами перевозчика; 7) ввоз,  вывоз,  транзит или трансфер груза должны быть разрешены законами и правилами страны,  на территорию,  с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке.

Между ООО «Юнайтед Карго Системс» и ОАО «Авиакомпания Трансаэро» заключено агентское соглашение о продаже грузовых перевозок от […]№[…], согласно которому ООО «Юнайтед Карго Системс» является агентом по продажам грузовых перевозок на рейсы авиакомпании «Трансаэро». Согласно протокола № […] от […]к указанному соглашению в Южно-Сахалинске по адресу: г.  Южно-Сахалинск, Хомутово, здание торговой компании территории аэропорта открыт офис продаж грузовых перевозок на рейсы авиакомпания «ТРАНСАЭРО».

Как установлено антимонопольным органом, 15.10.2013, 22.10.2013, 26.10.2013 представитель ООО «Юнайтед Карго Системс» забронировал и оформил к отправке груз по грузовой накладной № […] на рейс № 104 ОАО «АК «ТРАНСАЭРО». Груз был сдан в грузовой терминал ЗАО «Аэропорт Сервис», но отправлен не был. Также,  22.11.2013, 18.02.2014 был забронирован и оформлен к отправке груз по грузовой накладной № […] на рейс № 104 ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», который не был отправлен на дату рейса.

В соответствии с п. 4.4 агентское соглашение о продаже грузовых перевозок от […] № […] агент использует для оформления продажи перевозок бланки авианакладных и другие перевозочные документы перевозчика (бланки строгой отчетности), причем эти документы остаются собственностью перевозчика.

Согласно Приложению № 4 к агентскому соглашению о продаже грузовых перевозок от […] № […] в качестве валидатора агента определена круглая печать ООО «Юнайтед Карго Системс».

Согласно письму ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» исх. от […] № […] в системе авиакомпании имеется информация по авианакладной № […] бронирование груза осуществлялось на 23, 25, 27 октября 2013 года на рейс UN 104 по маршруту Южно-Сахалинск-Москва. Перевозка груза до 31 октября не осуществлялась.

В ходе изучения авианакладных № […], № […] установлено, что авианакладная заявителя содержит все необходимые реквизиты - данные о грузе указаны в соответствии с заявкой грузоотправителя, имеется отметка представителя перевозчика о согласовании брони грузовой емкости, а также отметка валидатора агента перевозчика в виде круглой печати, накладная подписана.

Поскольку, грузовая накладная удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза с перевозчиком или его агентом, необходимость предоставления и оформления доверенности от отправителя груза на агента перевозчика не требуется.

Кроме того, заявки грузоотправителя от 15.10.2013(рейс UN 104 16.10.2013), от 22.10.2013 (рейс UN 104 23.10.2013), 26.10.2013 (рейс UN 104 27.10.2013)  содержат отметку о разрешении к принятию груза к перевозке  в виде подписи, кроме того, 15.10.2013  груз был досмотрен и принят на грузовой склад ЗАО «Аэропорт-Сервис», что подтверждается актом приемки груза на склад от 15.10.2013 № 6272.  Также заявки грузоотправителя 19.11.2013 (рейс UN 104 23.11.2013) , 18.02.2014 (рейс UN 104 19.02.2014) содержат отметку о разрешении принятии груза перевозки в виде подписи, кроме того, 18.02.2014 груз был досмотрен и принят на грузовой склад ЗАО «Аэропорт-Сервис», что подтверждается актом приемки груза на склад от […]№[…].  Таким образом,  груз уже был принят к обработке.

Ни действующим законодательством, на заключенным агентским соглашением о продаже грузовых перевозок от […]№[…], ни соглашением на коммерческое обслуживание грузов ЗАО «Аэропорт-Сервис» с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» не предусмотрены условия в силу которых, агент перевозчика или сам перевозчик обязаны поставить в известность оператора обслуживания грузов в аэропорту о наличии всех заключенных агентских соглашений на перевозку грузов.

Комиссия  Сахалинского УФАС России считает, что в силу действующих Правил при несоблюдении хотя бы одного из условий перевозки груза только перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке, а не оператор коммерческого обслуживания грузов в аэропорту.

С учетом изложенного,  ЗАО «Аэропорт-Сервис» не имел оснований для отказа  в отправке груза по заявкам ООО «Юнайтед Карго Системс».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», установлен запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что ЗАО «Аэропорт-Сервис» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в неоднократном отказе в отправке груза, оформленного ООО «Юнайтед Карго Системс», что выразилось в препятствии к доступу к услугам аэропорта и в осуществлении хозяйственной деятельности заявителя (деятельности по организации перевозок груза авиационным транспортом).

На заседании Комиссии Ответчик представил в материалы дела грузовую ведомость от 03.03.2014, свидетельствующую об отправке груза по авианакладной № […] из Южно-Сахалинска в Москву на рейс UN 104 ОАО «АК «ТРАСНАЭРО».

Данные действия ЗАО «Аэропорт-Сервис» свидетельствуют о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, что  в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции является основанием для прекращения рассмотрения данного дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела в отношении ЗАО «Аэропорт-Сервис» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

2. Признать ЗАО «Аэропорт-Сервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

  Решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 8330 [uid] => 5 [title] => Решение по делу, возбужденному в отношении ЗАО «Аэропорт-Сервис» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 1 [sticky] => 0 [nid] => 8329 [type] => solution [language] => ru [created] => 1394509388 [changed] => 1394509388 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1394509388 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 08-04/2014, возбужденное в отношении закрытого акционерного общества «Аэропорт-Сервис» (693014, г. Южно-Сахалинск, Аэропорт)  (далее – ЗАО «Аэропорт-Сервис», Ответчик) по признакам нарушения части  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), запрещающей злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением,

 

при участии:

 

- от Заявителя – […] по доверенности […] № […],

-от Ответчика – […] - генеральный директор на основании протокола общего собрания акционеров от […] № [..], […] по доверенности от […] № […], Куклицкий С.А. – по доверенности  от […] №  […],

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило заявление заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Юнайтед Карго Системс» (далее - ООО «Юнайтед Карго Системс», Заявитель) на действия ЗАО «Аэропорт-Сервис».

Поводом для обращения послужили неправомерные, по мнению Заявителя, действия со стороны ЗАО «Аэропорт-Сервис», выразившиеся в неоднократном блокировании отправки груза при наличии подтвержденного бронирования.

29.01.2014 приказом Сахалинского УФАС России возбуждено дело № 08-03/2014 в отношении ЗАО «Аэропорт-Сервис» по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», дело назначено к рассмотрению на 14.02.2014.

14.02.2014 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения к участию в деле лиц, участие которых в деле необходимо, Комиссия определила отложить рассмотрение дела. Определением об отложении рассмотрения дела от 14.02.2014 дело назначено на 28.02.2014.

28.02.2014 на заседании Комиссии представитель заявителя пояснила следующее.

При наличии подтвержденного бронирования авиакомпании ОАО «АК»Трансаэро», оформленных в полном объеме необходимых документов и сданного в соответствии со всеми требованиями грузом на терминал для отправки из Южно-Сахалинска в Москву, ЗАО «Аэропорт-Сервис» неоднократно блокировало отправку груза, в связи с чем, были  понесены материальные убытки. Представителями ООО «Юнайтед Карго Системс» неоднократно предпринимались попытки получить разъяснения у ЗАО «Аэропорт-Сервис» о причинах возврата груза. В качестве таких причин были названы следующие: неподтверждение полномочий агента, оформившего перевозку, а также использование агентом не оригинальных бланков  авианакладных. Накануне заседания Комиссии был оформлен груз к отправке с использованием оригинального бланка авианакладной, при этом груз также не был отправлен ЗАО «Аэропорт-Сервис». Уведомление о подтверждении полномочий в качестве агента ООО «Юнайтед Карго Системс» было направлено ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» в адрес ЗАО «Аэропорт-Сервис».

Представители ответчика пояснили следующее.

ООО «Юнайтед Карго Системс» не подтверждает свои полномочия как агента ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», как и не делает этого перевозчик. После подтверждения полномочий  агента груз будет отправлен.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, комиссия определила объявить перерыв в рассмотрении дела  до 05.03.2014.

На заседании комиссии 05.03.2014 представитель заявителя представила в материалы дела письмо ОАО «АК»Трансаэро» от 24.02.2014 № 02.07.06-012, в котором ЗАО «Аэропорт-Сервис» повторно уведомлено о полномочиях агента – ООО «Юнайтед Карго Системс» на продажу грузовых перевозок на рейсах ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», копии трех авианакладных на бланках нейтрального образца, согласно которым груз ООО «Юнайтед Карго Системс» был отправлен из Владивостока, Благовещенска, Хабаровска, что подтверждает возможность отправки груза с использованием данного образца авианакладной.

Представители ответчика пояснили следующее.

Повторное уведомление о полномочиях агента ООО «Юнайтед Карго Системс» от ОАО «АК»ТРАНСАЭРО» не поступало в адрес общества, как и первичное уведомление. Поскольку данные полномочия не подтверждены, в настоящее время ЗАО «Аэропорт-Сервис» вынуждено  нести финансовые риски, принимая груз ООО «Юнайтед Карго Системс» к отправке. Так, 03.03.2014 груз ООО «Юнайтед Карго Системс» был отправлен, что подтверждается грузовой ведомостью. На запросы ЗАО «Аэропорт-Сервис» относительно подтверждения агента ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» не отвечает. В настоящее время готовится дополнительное соглашение к имеющемуся договору с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», где будут оговорены условия относительно того, что появлении новых агентов, осуществляющих отправку груза, должен быть определенный пакет документов.

Изучив материалы дела, а также пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

В силу ст. 5 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее в тексте – Закон о естественных монополиях)  услуги в аэропортах являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.08.2005 № 378-т ЗАО «Аэропорт-Сервис» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел II  «Услуги аэропортов», под регистрационным номером 65/2/2.

Таким образом, ЗАО «Аэропорт-Сервис» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг аэропортов.

Между ЗАО «Аэропорт-Сервис» (исполнитель) и ОАО «Авиакомпания» ТРАНСАЭРО» (заказчик) заключен договор на выполнение коммерческого обслуживания воздушных судов, пассажиров, груза, почты, багажа в аэропорту Южно-Сахалинск от […] № […] (далее - договор № […]).

В соответствии с п. 1.2 договора № […]стороны обязуются выполнять все требования нормативно-правовых актов РФ, действующих в области гражданской авиации, в том числе, по безопасности, регулярности полетов, аэропортовому и наземному обслуживанию ВС, коммерческому обслуживанию пассажиров, почты грузов и багажа.

Согласно п.п. 2.1.1, 2.1.4 договора № […] исполнитель обязуется осуществлять на условиях и в пределах, установленных настоящим договором, в соответствии с нормами действующего законодательства РА, а также общепринятыми в гражданской авиации правилами, положениями, руководствами, наставлениями и инструкциями, установленными в аэропорту Южно-Сахалинск технологиями обслуживания ВС, внутренними стандартами исполнителя, коммерческое обслуживание пассажиров, груза почты и багажа в Аэропорту Южно-Сахалинск. Конкретные виды работ и услуг, составляющие обязательства исполнителя по осуществлению наземного обслуживания пассажиров, почты, грузов и багажа определяются в соответствии с установленными стандартами исполнителя, действующим законодательством РФ и обычно предъявляемым к данного вида работам в сфере гражданской авиации требованиями.

Согласно представленной Ответчиком технологии оформления груза при перевозке на внутренних воздушных линиях, утвержденных врио генерального директора ЗАО «Аэропорт-Сервис» […], основанием для приема груза к перевозке служат: устное заявление отправителя и письменное или устное распоряжение, переданное агентам по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок  начальником грузового склада. Перед сдачей груза на склад, грузоотправитель получает от информатора грузового склада «Заявку грузоотправителя». После заполнения вместе с ней и  грузом направляется в «Пункт досмотра груза и почты». После досмотра груза, инспектор по досмотру предоставляет на «Заявку грузоотправителя» свой личный штамп. Затем груз взвешивается и  ставится в специально отведенное место до загрузки его на борт воздушного судна. После взвешивания грузов и заполнения данных об этом в «Заявке грузоотправителя» агент по организации обслуживания почтово-грузовых перевозок подписывает ее, проставляет свой личный штамп и направляет в кассу для расчетов за перевозку груза и заполнения номерных экземпляров грузовых авианакладных. После отплаты за перевозку груза и оформления грузовых авианакладных, инспектор по досмотру проштамповывает каждый экземпляр ГАН. Затем наносится на грузовые места  транспортная маркировка, а данные с ГАН заносятся информатором в электронный носитель. Груз считается принятым к перевозке, с момента, когда отправитель сдал его агенту организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок, оплатил перевозку  и получил на руки грузовую авианакладную ОРИГИНАЛ 3 (для отправителя) о приеме груза.

В соответствии технологической картой оперативно-производственной деятельности грузового склада по приемке грузов к воздушной перевозке, утвержденной генеральным директором ЗАО «Аэропорт-Сервис» […], деятельность по приемке грузов в воздушной перевозке включают следующие производственные процессы: оформление заявки грузоотправителем; доставка грузоотправителем груза на грузовой склад; проверка груза агентом по организации обслуживания почтово-грузовых перевозок на наличие упаковки, маркировки, количество мест и наличие необходимых разрешений и сопроводительных документов, а также заполнения заявки и соответствия типа груза, указанного в заявке грузоотправителя; взвешивание и маркировка груза агентом по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок и выпуск акт приемки груза на склад; отправитель в агентстве авиакомпании, выполняющей перевозку его груза, оформляет номерную грузовую накладную, № который был указан в заявке грузоотправителя, на авианакладной должна быть подпись кассира (грузового агента) и четкий оттиск валидатора (штампа, печати) грузового агента; отправитель предоставляет информатору оформленную грузовую авианакладную, информатор производит окончательную тарификацию фактически оказанных отправителя услуг; агент на основании данных подбирает партии грузов на рейс по авианакладным и передает информацию о количестве мест и весе груза начальнику смены, который сообщает агенту по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок информацию о количестве груза возможного к перевозке и дает команду на его загрузку в воздушное судно, далее агент формирует и выпускает почтово-грузовую ведомость.

В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила) перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации сертификата соответствия (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

В соответствии с п.  20  Правил грузоотправитель при бронировании провозной емкости должен сообщить перевозчику или уполномоченному агенту информацию о данных грузоотправителя и грузополучателя,  наименовании груза,  предполагаемой дате отправки,  весе-брутто (далее -  вес)  и объеме груза,  габаритах каждого грузового места,  количестве грузовых мест,  условиях обращения с грузом,  свойствах груза,  требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке,  хранении и обработке.

Из положений п.п. 45, 49, 56, 63, 152 Правил  вытекает, что заключение договора перевозки удостоверяет грузовая накладная, которая является перевозочным документом, оформляемым перевозчиком либо уполномоченным агентом.

Согласно п. 57 Правил грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя по доверенности.

В соответствии с п.  160  Правил груз принимается к перевозке на следующих условиях: 1) габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку (выгрузку)  в воздушное судно,  его размещение в багажно-грузовых отсеках и крепление, в том числе и на/в средствах пакетирования;
2) вес,  размеры или объем груза не превышают норм,  установленных для определенного типа воздушного судна,  в том числе и при креплении их на/в средства пакетирования; 3) груз должен иметь исправную упаковку,  обеспечивающую возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке,  перевалке,  перегрузке,  транспортировке и хранении; 4) упаковка каждого грузового места должна иметь отправительскую и транспортную маркировку,  а груз,  требующий особых условий перевозки,  также специальную маркировку; 5) груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров,  членов экипажа воздушного судна,  на котором он перевозится,  а также для багажа или груза,  перевозимого совместно с ним; 6) грузоотправитель должен предоставить необходимые документы,  предусмотренные законодательством Российской Федерации,  законодательством страны,  на территории,  с территории или через территорию которой осуществляется перевозка,  международными договорами,  а также правилами перевозчика; 7) ввоз,  вывоз,  транзит или трансфер груза должны быть разрешены законами и правилами страны,  на территорию,  с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке.

Между ООО «Юнайтед Карго Системс» и ОАО «Авиакомпания Трансаэро» заключено агентское соглашение о продаже грузовых перевозок от […]№[…], согласно которому ООО «Юнайтед Карго Системс» является агентом по продажам грузовых перевозок на рейсы авиакомпании «Трансаэро». Согласно протокола № […] от […]к указанному соглашению в Южно-Сахалинске по адресу: г.  Южно-Сахалинск, Хомутово, здание торговой компании территории аэропорта открыт офис продаж грузовых перевозок на рейсы авиакомпания «ТРАНСАЭРО».

Как установлено антимонопольным органом, 15.10.2013, 22.10.2013, 26.10.2013 представитель ООО «Юнайтед Карго Системс» забронировал и оформил к отправке груз по грузовой накладной № […] на рейс № 104 ОАО «АК «ТРАНСАЭРО». Груз был сдан в грузовой терминал ЗАО «Аэропорт Сервис», но отправлен не был. Также,  22.11.2013, 18.02.2014 был забронирован и оформлен к отправке груз по грузовой накладной № […] на рейс № 104 ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», который не был отправлен на дату рейса.

В соответствии с п. 4.4 агентское соглашение о продаже грузовых перевозок от […] № […] агент использует для оформления продажи перевозок бланки авианакладных и другие перевозочные документы перевозчика (бланки строгой отчетности), причем эти документы остаются собственностью перевозчика.

Согласно Приложению № 4 к агентскому соглашению о продаже грузовых перевозок от […] № […] в качестве валидатора агента определена круглая печать ООО «Юнайтед Карго Системс».

Согласно письму ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» исх. от […] № […] в системе авиакомпании имеется информация по авианакладной № […] бронирование груза осуществлялось на 23, 25, 27 октября 2013 года на рейс UN 104 по маршруту Южно-Сахалинск-Москва. Перевозка груза до 31 октября не осуществлялась.

В ходе изучения авианакладных № […], № […] установлено, что авианакладная заявителя содержит все необходимые реквизиты - данные о грузе указаны в соответствии с заявкой грузоотправителя, имеется отметка представителя перевозчика о согласовании брони грузовой емкости, а также отметка валидатора агента перевозчика в виде круглой печати, накладная подписана.

Поскольку, грузовая накладная удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза с перевозчиком или его агентом, необходимость предоставления и оформления доверенности от отправителя груза на агента перевозчика не требуется.

Кроме того, заявки грузоотправителя от 15.10.2013(рейс UN 104 16.10.2013), от 22.10.2013 (рейс UN 104 23.10.2013), 26.10.2013 (рейс UN 104 27.10.2013)  содержат отметку о разрешении к принятию груза к перевозке  в виде подписи, кроме того, 15.10.2013  груз был досмотрен и принят на грузовой склад ЗАО «Аэропорт-Сервис», что подтверждается актом приемки груза на склад от 15.10.2013 № 6272.  Также заявки грузоотправителя 19.11.2013 (рейс UN 104 23.11.2013) , 18.02.2014 (рейс UN 104 19.02.2014) содержат отметку о разрешении принятии груза перевозки в виде подписи, кроме того, 18.02.2014 груз был досмотрен и принят на грузовой склад ЗАО «Аэропорт-Сервис», что подтверждается актом приемки груза на склад от […]№[…].  Таким образом,  груз уже был принят к обработке.

Ни действующим законодательством, на заключенным агентским соглашением о продаже грузовых перевозок от […]№[…], ни соглашением на коммерческое обслуживание грузов ЗАО «Аэропорт-Сервис» с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» не предусмотрены условия в силу которых, агент перевозчика или сам перевозчик обязаны поставить в известность оператора обслуживания грузов в аэропорту о наличии всех заключенных агентских соглашений на перевозку грузов.

Комиссия  Сахалинского УФАС России считает, что в силу действующих Правил при несоблюдении хотя бы одного из условий перевозки груза только перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке, а не оператор коммерческого обслуживания грузов в аэропорту.

С учетом изложенного,  ЗАО «Аэропорт-Сервис» не имел оснований для отказа  в отправке груза по заявкам ООО «Юнайтед Карго Системс».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», установлен запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что ЗАО «Аэропорт-Сервис» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в неоднократном отказе в отправке груза, оформленного ООО «Юнайтед Карго Системс», что выразилось в препятствии к доступу к услугам аэропорта и в осуществлении хозяйственной деятельности заявителя (деятельности по организации перевозок груза авиационным транспортом).

На заседании Комиссии Ответчик представил в материалы дела грузовую ведомость от 03.03.2014, свидетельствующую об отправке груза по авианакладной № […] из Южно-Сахалинска в Москву на рейс UN 104 ОАО «АК «ТРАСНАЭРО».

Данные действия ЗАО «Аэропорт-Сервис» свидетельствуют о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, что  в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции является основанием для прекращения рассмотрения данного дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела в отношении ЗАО «Аэропорт-Сервис» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

2. Признать ЗАО «Аэропорт-Сервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

  Решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 08-04/2014, возбужденное в отношении закрытого акционерного общества «Аэропорт-Сервис» (693014, г. Южно-Сахалинск, Аэропорт)  (далее – ЗАО «Аэропорт-Сервис», Ответчик) по признакам нарушения части  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), запрещающей злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением,

 

при участии:

 

- от Заявителя – […] по доверенности […] № […],

-от Ответчика – […] - генеральный директор на основании протокола общего собрания акционеров от […] № [..], […] по доверенности от […] № […], Куклицкий С.А. – по доверенности  от […] №  […],

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило заявление заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Юнайтед Карго Системс» (далее - ООО «Юнайтед Карго Системс», Заявитель) на действия ЗАО «Аэропорт-Сервис».

Поводом для обращения послужили неправомерные, по мнению Заявителя, действия со стороны ЗАО «Аэропорт-Сервис», выразившиеся в неоднократном блокировании отправки груза при наличии подтвержденного бронирования.

29.01.2014 приказом Сахалинского УФАС России возбуждено дело № 08-03/2014 в отношении ЗАО «Аэропорт-Сервис» по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», дело назначено к рассмотрению на 14.02.2014.

14.02.2014 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения к участию в деле лиц, участие которых в деле необходимо, Комиссия определила отложить рассмотрение дела. Определением об отложении рассмотрения дела от 14.02.2014 дело назначено на 28.02.2014.

28.02.2014 на заседании Комиссии представитель заявителя пояснила следующее.

При наличии подтвержденного бронирования авиакомпании ОАО «АК»Трансаэро», оформленных в полном объеме необходимых документов и сданного в соответствии со всеми требованиями грузом на терминал для отправки из Южно-Сахалинска в Москву, ЗАО «Аэропорт-Сервис» неоднократно блокировало отправку груза, в связи с чем, были  понесены материальные убытки. Представителями ООО «Юнайтед Карго Системс» неоднократно предпринимались попытки получить разъяснения у ЗАО «Аэропорт-Сервис» о причинах возврата груза. В качестве таких причин были названы следующие: неподтверждение полномочий агента, оформившего перевозку, а также использование агентом не оригинальных бланков  авианакладных. Накануне заседания Комиссии был оформлен груз к отправке с использованием оригинального бланка авианакладной, при этом груз также не был отправлен ЗАО «Аэропорт-Сервис». Уведомление о подтверждении полномочий в качестве агента ООО «Юнайтед Карго Системс» было направлено ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» в адрес ЗАО «Аэропорт-Сервис».

Представители ответчика пояснили следующее.

ООО «Юнайтед Карго Системс» не подтверждает свои полномочия как агента ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», как и не делает этого перевозчик. После подтверждения полномочий  агента груз будет отправлен.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, комиссия определила объявить перерыв в рассмотрении дела  до 05.03.2014.

На заседании комиссии 05.03.2014 представитель заявителя представила в материалы дела письмо ОАО «АК»Трансаэро» от 24.02.2014 № 02.07.06-012, в котором ЗАО «Аэропорт-Сервис» повторно уведомлено о полномочиях агента – ООО «Юнайтед Карго Системс» на продажу грузовых перевозок на рейсах ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», копии трех авианакладных на бланках нейтрального образца, согласно которым груз ООО «Юнайтед Карго Системс» был отправлен из Владивостока, Благовещенска, Хабаровска, что подтверждает возможность отправки груза с использованием данного образца авианакладной.

Представители ответчика пояснили следующее.

Повторное уведомление о полномочиях агента ООО «Юнайтед Карго Системс» от ОАО «АК»ТРАНСАЭРО» не поступало в адрес общества, как и первичное уведомление. Поскольку данные полномочия не подтверждены, в настоящее время ЗАО «Аэропорт-Сервис» вынуждено  нести финансовые риски, принимая груз ООО «Юнайтед Карго Системс» к отправке. Так, 03.03.2014 груз ООО «Юнайтед Карго Системс» был отправлен, что подтверждается грузовой ведомостью. На запросы ЗАО «Аэропорт-Сервис» относительно подтверждения агента ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» не отвечает. В настоящее время готовится дополнительное соглашение к имеющемуся договору с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», где будут оговорены условия относительно того, что появлении новых агентов, осуществляющих отправку груза, должен быть определенный пакет документов.

Изучив материалы дела, а также пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

В силу ст. 5 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее в тексте – Закон о естественных монополиях)  услуги в аэропортах являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.08.2005 № 378-т ЗАО «Аэропорт-Сервис» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел II  «Услуги аэропортов», под регистрационным номером 65/2/2.

Таким образом, ЗАО «Аэропорт-Сервис» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг аэропортов.

Между ЗАО «Аэропорт-Сервис» (исполнитель) и ОАО «Авиакомпания» ТРАНСАЭРО» (заказчик) заключен договор на выполнение коммерческого обслуживания воздушных судов, пассажиров, груза, почты, багажа в аэропорту Южно-Сахалинск от […] № […] (далее - договор № […]).

В соответствии с п. 1.2 договора № […]стороны обязуются выполнять все требования нормативно-правовых актов РФ, действующих в области гражданской авиации, в том числе, по безопасности, регулярности полетов, аэропортовому и наземному обслуживанию ВС, коммерческому обслуживанию пассажиров, почты грузов и багажа.

Согласно п.п. 2.1.1, 2.1.4 договора № […] исполнитель обязуется осуществлять на условиях и в пределах, установленных настоящим договором, в соответствии с нормами действующего законодательства РА, а также общепринятыми в гражданской авиации правилами, положениями, руководствами, наставлениями и инструкциями, установленными в аэропорту Южно-Сахалинск технологиями обслуживания ВС, внутренними стандартами исполнителя, коммерческое обслуживание пассажиров, груза почты и багажа в Аэропорту Южно-Сахалинск. Конкретные виды работ и услуг, составляющие обязательства исполнителя по осуществлению наземного обслуживания пассажиров, почты, грузов и багажа определяются в соответствии с установленными стандартами исполнителя, действующим законодательством РФ и обычно предъявляемым к данного вида работам в сфере гражданской авиации требованиями.

Согласно представленной Ответчиком технологии оформления груза при перевозке на внутренних воздушных линиях, утвержденных врио генерального директора ЗАО «Аэропорт-Сервис» […], основанием для приема груза к перевозке служат: устное заявление отправителя и письменное или устное распоряжение, переданное агентам по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок  начальником грузового склада. Перед сдачей груза на склад, грузоотправитель получает от информатора грузового склада «Заявку грузоотправителя». После заполнения вместе с ней и  грузом направляется в «Пункт досмотра груза и почты». После досмотра груза, инспектор по досмотру предоставляет на «Заявку грузоотправителя» свой личный штамп. Затем груз взвешивается и  ставится в специально отведенное место до загрузки его на борт воздушного судна. После взвешивания грузов и заполнения данных об этом в «Заявке грузоотправителя» агент по организации обслуживания почтово-грузовых перевозок подписывает ее, проставляет свой личный штамп и направляет в кассу для расчетов за перевозку груза и заполнения номерных экземпляров грузовых авианакладных. После отплаты за перевозку груза и оформления грузовых авианакладных, инспектор по досмотру проштамповывает каждый экземпляр ГАН. Затем наносится на грузовые места  транспортная маркировка, а данные с ГАН заносятся информатором в электронный носитель. Груз считается принятым к перевозке, с момента, когда отправитель сдал его агенту организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок, оплатил перевозку  и получил на руки грузовую авианакладную ОРИГИНАЛ 3 (для отправителя) о приеме груза.

В соответствии технологической картой оперативно-производственной деятельности грузового склада по приемке грузов к воздушной перевозке, утвержденной генеральным директором ЗАО «Аэропорт-Сервис» […], деятельность по приемке грузов в воздушной перевозке включают следующие производственные процессы: оформление заявки грузоотправителем; доставка грузоотправителем груза на грузовой склад; проверка груза агентом по организации обслуживания почтово-грузовых перевозок на наличие упаковки, маркировки, количество мест и наличие необходимых разрешений и сопроводительных документов, а также заполнения заявки и соответствия типа груза, указанного в заявке грузоотправителя; взвешивание и маркировка груза агентом по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок и выпуск акт приемки груза на склад; отправитель в агентстве авиакомпании, выполняющей перевозку его груза, оформляет номерную грузовую накладную, № который был указан в заявке грузоотправителя, на авианакладной должна быть подпись кассира (грузового агента) и четкий оттиск валидатора (штампа, печати) грузового агента; отправитель предоставляет информатору оформленную грузовую авианакладную, информатор производит окончательную тарификацию фактически оказанных отправителя услуг; агент на основании данных подбирает партии грузов на рейс по авианакладным и передает информацию о количестве мест и весе груза начальнику смены, который сообщает агенту по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок информацию о количестве груза возможного к перевозке и дает команду на его загрузку в воздушное судно, далее агент формирует и выпускает почтово-грузовую ведомость.

В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила) перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации сертификата соответствия (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

В соответствии с п.  20  Правил грузоотправитель при бронировании провозной емкости должен сообщить перевозчику или уполномоченному агенту информацию о данных грузоотправителя и грузополучателя,  наименовании груза,  предполагаемой дате отправки,  весе-брутто (далее -  вес)  и объеме груза,  габаритах каждого грузового места,  количестве грузовых мест,  условиях обращения с грузом,  свойствах груза,  требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке,  хранении и обработке.

Из положений п.п. 45, 49, 56, 63, 152 Правил  вытекает, что заключение договора перевозки удостоверяет грузовая накладная, которая является перевозочным документом, оформляемым перевозчиком либо уполномоченным агентом.

Согласно п. 57 Правил грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя по доверенности.

В соответствии с п.  160  Правил груз принимается к перевозке на следующих условиях: 1) габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку (выгрузку)  в воздушное судно,  его размещение в багажно-грузовых отсеках и крепление, в том числе и на/в средствах пакетирования;
2) вес,  размеры или объем груза не превышают норм,  установленных для определенного типа воздушного судна,  в том числе и при креплении их на/в средства пакетирования; 3) груз должен иметь исправную упаковку,  обеспечивающую возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке,  перевалке,  перегрузке,  транспортировке и хранении; 4) упаковка каждого грузового места должна иметь отправительскую и транспортную маркировку,  а груз,  требующий особых условий перевозки,  также специальную маркировку; 5) груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров,  членов экипажа воздушного судна,  на котором он перевозится,  а также для багажа или груза,  перевозимого совместно с ним; 6) грузоотправитель должен предоставить необходимые документы,  предусмотренные законодательством Российской Федерации,  законодательством страны,  на территории,  с территории или через территорию которой осуществляется перевозка,  международными договорами,  а также правилами перевозчика; 7) ввоз,  вывоз,  транзит или трансфер груза должны быть разрешены законами и правилами страны,  на территорию,  с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке.

Между ООО «Юнайтед Карго Системс» и ОАО «Авиакомпания Трансаэро» заключено агентское соглашение о продаже грузовых перевозок от […]№[…], согласно которому ООО «Юнайтед Карго Системс» является агентом по продажам грузовых перевозок на рейсы авиакомпании «Трансаэро». Согласно протокола № […] от […]к указанному соглашению в Южно-Сахалинске по адресу: г.  Южно-Сахалинск, Хомутово, здание торговой компании территории аэропорта открыт офис продаж грузовых перевозок на рейсы авиакомпания «ТРАНСАЭРО».

Как установлено антимонопольным органом, 15.10.2013, 22.10.2013, 26.10.2013 представитель ООО «Юнайтед Карго Системс» забронировал и оформил к отправке груз по грузовой накладной № […] на рейс № 104 ОАО «АК «ТРАНСАЭРО». Груз был сдан в грузовой терминал ЗАО «Аэропорт Сервис», но отправлен не был. Также,  22.11.2013, 18.02.2014 был забронирован и оформлен к отправке груз по грузовой накладной № […] на рейс № 104 ОАО «АК «ТРАНСАЭРО», который не был отправлен на дату рейса.

В соответствии с п. 4.4 агентское соглашение о продаже грузовых перевозок от […] № […] агент использует для оформления продажи перевозок бланки авианакладных и другие перевозочные документы перевозчика (бланки строгой отчетности), причем эти документы остаются собственностью перевозчика.

Согласно Приложению № 4 к агентскому соглашению о продаже грузовых перевозок от […] № […] в качестве валидатора агента определена круглая печать ООО «Юнайтед Карго Системс».

Согласно письму ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» исх. от […] № […] в системе авиакомпании имеется информация по авианакладной № […] бронирование груза осуществлялось на 23, 25, 27 октября 2013 года на рейс UN 104 по маршруту Южно-Сахалинск-Москва. Перевозка груза до 31 октября не осуществлялась.

В ходе изучения авианакладных № […], № […] установлено, что авианакладная заявителя содержит все необходимые реквизиты - данные о грузе указаны в соответствии с заявкой грузоотправителя, имеется отметка представителя перевозчика о согласовании брони грузовой емкости, а также отметка валидатора агента перевозчика в виде круглой печати, накладная подписана.

Поскольку, грузовая накладная удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза с перевозчиком или его агентом, необходимость предоставления и оформления доверенности от отправителя груза на агента перевозчика не требуется.

Кроме того, заявки грузоотправителя от 15.10.2013(рейс UN 104 16.10.2013), от 22.10.2013 (рейс UN 104 23.10.2013), 26.10.2013 (рейс UN 104 27.10.2013)  содержат отметку о разрешении к принятию груза к перевозке  в виде подписи, кроме того, 15.10.2013  груз был досмотрен и принят на грузовой склад ЗАО «Аэропорт-Сервис», что подтверждается актом приемки груза на склад от 15.10.2013 № 6272.  Также заявки грузоотправителя 19.11.2013 (рейс UN 104 23.11.2013) , 18.02.2014 (рейс UN 104 19.02.2014) содержат отметку о разрешении принятии груза перевозки в виде подписи, кроме того, 18.02.2014 груз был досмотрен и принят на грузовой склад ЗАО «Аэропорт-Сервис», что подтверждается актом приемки груза на склад от […]№[…].  Таким образом,  груз уже был принят к обработке.

Ни действующим законодательством, на заключенным агентским соглашением о продаже грузовых перевозок от […]№[…], ни соглашением на коммерческое обслуживание грузов ЗАО «Аэропорт-Сервис» с ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» не предусмотрены условия в силу которых, агент перевозчика или сам перевозчик обязаны поставить в известность оператора обслуживания грузов в аэропорту о наличии всех заключенных агентских соглашений на перевозку грузов.

Комиссия  Сахалинского УФАС России считает, что в силу действующих Правил при несоблюдении хотя бы одного из условий перевозки груза только перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке, а не оператор коммерческого обслуживания грузов в аэропорту.

С учетом изложенного,  ЗАО «Аэропорт-Сервис» не имел оснований для отказа  в отправке груза по заявкам ООО «Юнайтед Карго Системс».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», установлен запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что ЗАО «Аэропорт-Сервис» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в неоднократном отказе в отправке груза, оформленного ООО «Юнайтед Карго Системс», что выразилось в препятствии к доступу к услугам аэропорта и в осуществлении хозяйственной деятельности заявителя (деятельности по организации перевозок груза авиационным транспортом).

На заседании Комиссии Ответчик представил в материалы дела грузовую ведомость от 03.03.2014, свидетельствующую об отправке груза по авианакладной № […] из Южно-Сахалинска в Москву на рейс UN 104 ОАО «АК «ТРАСНАЭРО».

Данные действия ЗАО «Аэропорт-Сервис» свидетельствуют о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, что  в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции является основанием для прекращения рассмотрения данного дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела в отношении ЗАО «Аэропорт-Сервис» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

2. Признать ЗАО «Аэропорт-Сервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

  Решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 08-03/2014 [format] => [safe_value] => 08-03/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-11 03:39:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-11 03:39:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1394509388 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )