РЕШЕНИЕ № 05-33-12 в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска по жалобе ООО «Север»

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 05-33-12
Дата публикации: 5 марта 2013, 15:46

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-33/12 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» декабря 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «26» декабря 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от заявителя – Плотников Е.А. (приказ от 01.07.2010 № 1-Л), Зубакина М.А. (по доверенности от 03.12.2012 № 36);

от ответчиков – Ким Е.Е. (по доверенности от 18.12.2012 № 07/1-999юр), Литейкина Е.В. (по доверенности от 18.12.2012 № 07/1-998юр), Погорельцев А.А. (приказ от 28.12.2011 № 1),

рассмотрев дело № 05-33/12 по признакам нарушения управлением жилищной политики департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ООО  УК   «УправДом»   положений    Федерального  закона  от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Сахалинское УФАС России поступило заявление ООО «Север» (далее также - заявитель), осуществляющего деятельность в сфере управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, на действия Управления жилищной политики администрации города Южно-Сахалинска (далее – Управление, ответчик), выразившиеся в осуществлении согласованных действий с ООО «УправДом» (далее также - управляющая компания, общество) и направленные на устранение с рынка оказания услуг управления многоквартирными домами ООО «Север».

По мнению заявителя, Управление, представляя муниципалитет – собственника значительной части помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «Север», инициирует проведение общих собраний собственников, в повестку дня которых включаются вопросы о расторжении договора управления с ООО «Север» и избрания в качестве управляющей компании ООО «УправДом».

В своем заявлении ООО «Север» просило антимонопольный орган признать действия органа местного самоуправления по выбору Управляющей компании ООО «УправДом» незаконными, противоречащими требованиям Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Приказом Сахалинского УФАС России от 23.10.2012 № 209 было возбуждено дело № 05-33/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации города Южно-Сахалинска в лице Управления жилищной политики и ООО УК «УправДом».

Определением от 03.12.2012 Комиссией было привлечено к участию в деле в качестве ответчика Управление жилищной политики Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

Основанием для замены ответчика администрации города Южно-Сахалинска в лице Управления жилищной политики на Управление жилищной политики Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска послужили изменения в структуре администрации города Южно-Сахалинска.

 В соответствии с частью 2 постановления администрации города Южно-Сахалинска от 30.07.2012 № 1615 «О внесении изменений в постановление администрации города от 25.10.2011 № 1974 «О структуре администрации города Южно-Сахалинска и штатном расписании аппарата администрации» правопреемником по всем обязательствам Управления жилищной политики определен Департамент городского хозяйства, обладающий правами юридического лица.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя свои требования поддержал, просил признать Управление нарушившим антимонопольное законодательство.

Представители ответчиков с доводами заявителя не согласились по следующим основаниям.

В 2011 году в адрес структурных подразделений администрации города: Управления жилищной политики, Департамента городского хозяйства, Отдела по управлению территорий «Новоалександровск» поступали многочисленные обращения собственников и нанимателей по вопросам неисполнения управляющей компанией ООО «Север» условий управления и, как следствие, неудовлетворительной работы по текущему содержанию общего имущества многоквартирного дома.

           В связи с этим, Управлением было принято решение инициировать общие собрания собственников по вопросу смены управляющей компании.

По поводу выбора управляющей компании ООО УК «Управдом» ответчик пояснил, что Управлением 10.02.2012 были направлены в управляющие организации, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Южно-Сахалинске, предложения об участии в общих собраниях собственников с предложением своих услуг. В связи с территориальной отдаленностью многоквартирных домов, которые расположены в пл. р-н Новоалександровск, ни одна управляющая компания, находящаяся на территории г. Южно-Сахалинска, не проявила интереса к управлению указанными домами, кроме управляющей компании ООО УК «УправДом», которая располагается на территории пл/р Новоалександровск.

Кроме того, Управление считает, что администрация города как собственник части жилых помещений в доме № 10-А по ул. Горького имела основания для выбора новой управляющей организации, в связи с чем Департаментом не допущены нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Из письменных пояснений ООО Управляющая компания «УправДом» по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств следует, что 10.02.2012 в адрес общества поступило предложение от Управления о принятии участия в общих собраниях собственников многоквартирных домов в пл/р Новоалександровск для оказания услуг по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

По итогам проведенных собраний собственники многоквартирных домов, расположенных по адресам: пл/р Ново-Александровск, ул. 2-я Красносельская, 4, 8, 12, 18, 22, 22-а, 28-а, 32; пер. Горького 10, 22; пер. Железнодорожный, 13; ул. 2-я Институтская, 15; ул. 30 лет Победы, 14, выбрали управляющую компанию ООО УК «УправДом».

К управлению многоквартирным домом № 10-А по пер. Горького общество не приступало.

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу, изучив материалы дела, установила следующее.

10.02.2012 Управлением были направлены письма в управляющие компании, а именно: ООО «ЖЭУ-3», ООО «ЖЭУ-10», ООО УК «ЖЭУ-1», ООО «ЖЭУ-7», ООО «ЖЭУ-14», ООО «ЖЭУ-2», МУП «ЖЭУ-10», ООО УК «УправДом» по вопросу участия в общих собраниях собственников помещений с предложением своих услуг по управлению многоквартирными домами, расположенными в пл/р «Новоалександровск.

20.02.2012, 24.02.2012, 27.02.2012, 11.03.2012 состоялись собрания представителей собственников помещений в многоквартирных домах, на повестку дня которого были поставлены, в том числе, вопросы о расторжении договора управления с управляющей компанией ООО «Север», о выборе способа управления многоквартирным домом, выбор управляющей компании. Инициатором проведения внеочередного общего собрания собственников помещений являлось Управление, как собственник жилых помещений в многоквартирных домах. На собрании присутствовали представители Управления (по доверенности), а также другие жители, являющиеся собственниками квартир.     

Как следует из протокола от 11.03.2012 № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очного голосования в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 2-я Институтская, д. 15, Управление является собственником кв. № 2, общая площадь помещения 46 кв.м. (50 % - доля в общем имуществе); протокола от 27.02.2012 № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме   очного   голосования    в  многоквартирном доме,  расположенном   по   адресу:  г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 30-лет Победы, д. 14, Управление является собственником  кв. № № 1, 3, 5, 8, 9, 11, 13, 18, общая площадь помещения 326,5 кв.м. (37, 45 % - доля в общем имуществе); протокола от 24.02.2012  № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме  очного     голосования      в    многоквартирном    доме,  расположенном   по   адресу: г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 2-я Красносельская, д. 32, Управление является собственником кв. №№ 8, 9, общая площадь помещения 68,7 кв.м. (10,6 % - доля в общем имуществе); протокола от 20.02.2012  № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очного голосования в многоквартирном доме, расположенном   по   адресу: г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 2-я Красносельская, д. 4, Управление является собственником кв. №№ 4, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 16, 21, 30, 35, общая площадь помещения 514,10 кв.м. (34,3 % - доля в общем имуществе).

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.   

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

   В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (часть 2 статьи 45 ЖК РФ).

По смыслу части 1 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, поставленным на голосование, принимаются решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (часть 1 статьи 48 ЖК РФ).

Согласно частям 4 и 5 статьи 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Таким образом, Комиссией установлено и подтверждается материалами дела, что часть помещений, расположенных в многоквартирных домах в пл. р-н Новоалександровск, являются муниципальной собственностью. При проведении указанных собраний собственников помещений Управление выступало равно как и иные лица, обладающие правом собственности на помещения в многоквартирных домах. Действия Управления, как и действия иных собственников по проведению собраний и выбору управляющей организации, были направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования своим имуществом, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, на решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких домах.

Сложившиеся в рассматриваемом случае правоотношения регламентированы нормами жилищного законодательства и вытекают из гражданско-правовой основы регулирования. При этом Управление реализацию своих публично-правовых полномочий как орган власти не осуществляла, административные методы воздействия на участников правовых отношений (иных собственников помещений в многоквартирных домах) в своих действиях не использовала. Голосование Управления в пользу одной управляющей организации не противоречит действующему законодательству, которым установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

Кроме того, основанием для проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах и выбора новой управляющей организации послужило неисполнение ООО «Север» принятых на себя обязательств по договору управления многоквартирным домом. Это обстоятельство подтверждается также жалобами граждан, проживающими в многоквартирных домах по ул. 2-я Красносельская, д. 22, 28-А, 30, 32, ул. 30 лет Победы, д. 14, 16, 17, 18, направленные в различные государственные контролирующие органы.    

В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

На основании части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами или договором (статья 450).

   Кроме того, часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

   Таким образом, односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора управления с ООО «Север» ни Жилищному кодексу, ни Гражданскому кодексу не противоречит.

В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Комиссией установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: пл/р Новоалександровск, ул. Горького, 10-А осуществляет ООО «Север».

Таким образом, в действиях Управления отсутствуют признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Довод ООО «Север» о том, что не все собственники помещений были уведомлены о дате, времени и месте проведения собрания Комиссия считает необоснованным.

На основании части 6 статьи 46 ЖК РФ решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Кодекса, вправе обжаловать в суд собственник помещения в многоквартирном доме в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование этого собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Таким образом, законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, может быть проверена исключительно в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу,  что в действиях Управления и ООО УК «УправДом» отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-33/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управления жилищной политики Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска и ООО УК «УправДом» рассмотрение дела прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 7918 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 05-33-12 в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска по жалобе ООО «Север» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7918 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362455207 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-33/12 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» декабря 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «26» декабря 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от заявителя – Плотников Е.А. (приказ от 01.07.2010 № 1-Л), Зубакина М.А. (по доверенности от 03.12.2012 № 36);

от ответчиков – Ким Е.Е. (по доверенности от 18.12.2012 № 07/1-999юр), Литейкина Е.В. (по доверенности от 18.12.2012 № 07/1-998юр), Погорельцев А.А. (приказ от 28.12.2011 № 1),

рассмотрев дело № 05-33/12 по признакам нарушения управлением жилищной политики департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ООО  УК   «УправДом»   положений    Федерального  закона  от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Сахалинское УФАС России поступило заявление ООО «Север» (далее также - заявитель), осуществляющего деятельность в сфере управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, на действия Управления жилищной политики администрации города Южно-Сахалинска (далее – Управление, ответчик), выразившиеся в осуществлении согласованных действий с ООО «УправДом» (далее также - управляющая компания, общество) и направленные на устранение с рынка оказания услуг управления многоквартирными домами ООО «Север».

По мнению заявителя, Управление, представляя муниципалитет – собственника значительной части помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «Север», инициирует проведение общих собраний собственников, в повестку дня которых включаются вопросы о расторжении договора управления с ООО «Север» и избрания в качестве управляющей компании ООО «УправДом».

В своем заявлении ООО «Север» просило антимонопольный орган признать действия органа местного самоуправления по выбору Управляющей компании ООО «УправДом» незаконными, противоречащими требованиям Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Приказом Сахалинского УФАС России от 23.10.2012 № 209 было возбуждено дело № 05-33/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации города Южно-Сахалинска в лице Управления жилищной политики и ООО УК «УправДом».

Определением от 03.12.2012 Комиссией было привлечено к участию в деле в качестве ответчика Управление жилищной политики Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

Основанием для замены ответчика администрации города Южно-Сахалинска в лице Управления жилищной политики на Управление жилищной политики Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска послужили изменения в структуре администрации города Южно-Сахалинска.

 В соответствии с частью 2 постановления администрации города Южно-Сахалинска от 30.07.2012 № 1615 «О внесении изменений в постановление администрации города от 25.10.2011 № 1974 «О структуре администрации города Южно-Сахалинска и штатном расписании аппарата администрации» правопреемником по всем обязательствам Управления жилищной политики определен Департамент городского хозяйства, обладающий правами юридического лица.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя свои требования поддержал, просил признать Управление нарушившим антимонопольное законодательство.

Представители ответчиков с доводами заявителя не согласились по следующим основаниям.

В 2011 году в адрес структурных подразделений администрации города: Управления жилищной политики, Департамента городского хозяйства, Отдела по управлению территорий «Новоалександровск» поступали многочисленные обращения собственников и нанимателей по вопросам неисполнения управляющей компанией ООО «Север» условий управления и, как следствие, неудовлетворительной работы по текущему содержанию общего имущества многоквартирного дома.

           В связи с этим, Управлением было принято решение инициировать общие собрания собственников по вопросу смены управляющей компании.

По поводу выбора управляющей компании ООО УК «Управдом» ответчик пояснил, что Управлением 10.02.2012 были направлены в управляющие организации, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Южно-Сахалинске, предложения об участии в общих собраниях собственников с предложением своих услуг. В связи с территориальной отдаленностью многоквартирных домов, которые расположены в пл. р-н Новоалександровск, ни одна управляющая компания, находящаяся на территории г. Южно-Сахалинска, не проявила интереса к управлению указанными домами, кроме управляющей компании ООО УК «УправДом», которая располагается на территории пл/р Новоалександровск.

Кроме того, Управление считает, что администрация города как собственник части жилых помещений в доме № 10-А по ул. Горького имела основания для выбора новой управляющей организации, в связи с чем Департаментом не допущены нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Из письменных пояснений ООО Управляющая компания «УправДом» по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств следует, что 10.02.2012 в адрес общества поступило предложение от Управления о принятии участия в общих собраниях собственников многоквартирных домов в пл/р Новоалександровск для оказания услуг по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

По итогам проведенных собраний собственники многоквартирных домов, расположенных по адресам: пл/р Ново-Александровск, ул. 2-я Красносельская, 4, 8, 12, 18, 22, 22-а, 28-а, 32; пер. Горького 10, 22; пер. Железнодорожный, 13; ул. 2-я Институтская, 15; ул. 30 лет Победы, 14, выбрали управляющую компанию ООО УК «УправДом».

К управлению многоквартирным домом № 10-А по пер. Горького общество не приступало.

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу, изучив материалы дела, установила следующее.

10.02.2012 Управлением были направлены письма в управляющие компании, а именно: ООО «ЖЭУ-3», ООО «ЖЭУ-10», ООО УК «ЖЭУ-1», ООО «ЖЭУ-7», ООО «ЖЭУ-14», ООО «ЖЭУ-2», МУП «ЖЭУ-10», ООО УК «УправДом» по вопросу участия в общих собраниях собственников помещений с предложением своих услуг по управлению многоквартирными домами, расположенными в пл/р «Новоалександровск.

20.02.2012, 24.02.2012, 27.02.2012, 11.03.2012 состоялись собрания представителей собственников помещений в многоквартирных домах, на повестку дня которого были поставлены, в том числе, вопросы о расторжении договора управления с управляющей компанией ООО «Север», о выборе способа управления многоквартирным домом, выбор управляющей компании. Инициатором проведения внеочередного общего собрания собственников помещений являлось Управление, как собственник жилых помещений в многоквартирных домах. На собрании присутствовали представители Управления (по доверенности), а также другие жители, являющиеся собственниками квартир.     

Как следует из протокола от 11.03.2012 № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очного голосования в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 2-я Институтская, д. 15, Управление является собственником кв. № 2, общая площадь помещения 46 кв.м. (50 % - доля в общем имуществе); протокола от 27.02.2012 № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме   очного   голосования    в  многоквартирном доме,  расположенном   по   адресу:  г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 30-лет Победы, д. 14, Управление является собственником  кв. № № 1, 3, 5, 8, 9, 11, 13, 18, общая площадь помещения 326,5 кв.м. (37, 45 % - доля в общем имуществе); протокола от 24.02.2012  № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме  очного     голосования      в    многоквартирном    доме,  расположенном   по   адресу: г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 2-я Красносельская, д. 32, Управление является собственником кв. №№ 8, 9, общая площадь помещения 68,7 кв.м. (10,6 % - доля в общем имуществе); протокола от 20.02.2012  № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очного голосования в многоквартирном доме, расположенном   по   адресу: г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 2-я Красносельская, д. 4, Управление является собственником кв. №№ 4, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 16, 21, 30, 35, общая площадь помещения 514,10 кв.м. (34,3 % - доля в общем имуществе).

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.   

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

   В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (часть 2 статьи 45 ЖК РФ).

По смыслу части 1 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, поставленным на голосование, принимаются решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (часть 1 статьи 48 ЖК РФ).

Согласно частям 4 и 5 статьи 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Таким образом, Комиссией установлено и подтверждается материалами дела, что часть помещений, расположенных в многоквартирных домах в пл. р-н Новоалександровск, являются муниципальной собственностью. При проведении указанных собраний собственников помещений Управление выступало равно как и иные лица, обладающие правом собственности на помещения в многоквартирных домах. Действия Управления, как и действия иных собственников по проведению собраний и выбору управляющей организации, были направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования своим имуществом, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, на решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких домах.

Сложившиеся в рассматриваемом случае правоотношения регламентированы нормами жилищного законодательства и вытекают из гражданско-правовой основы регулирования. При этом Управление реализацию своих публично-правовых полномочий как орган власти не осуществляла, административные методы воздействия на участников правовых отношений (иных собственников помещений в многоквартирных домах) в своих действиях не использовала. Голосование Управления в пользу одной управляющей организации не противоречит действующему законодательству, которым установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

Кроме того, основанием для проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах и выбора новой управляющей организации послужило неисполнение ООО «Север» принятых на себя обязательств по договору управления многоквартирным домом. Это обстоятельство подтверждается также жалобами граждан, проживающими в многоквартирных домах по ул. 2-я Красносельская, д. 22, 28-А, 30, 32, ул. 30 лет Победы, д. 14, 16, 17, 18, направленные в различные государственные контролирующие органы.    

В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

На основании части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами или договором (статья 450).

   Кроме того, часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

   Таким образом, односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора управления с ООО «Север» ни Жилищному кодексу, ни Гражданскому кодексу не противоречит.

В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Комиссией установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: пл/р Новоалександровск, ул. Горького, 10-А осуществляет ООО «Север».

Таким образом, в действиях Управления отсутствуют признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Довод ООО «Север» о том, что не все собственники помещений были уведомлены о дате, времени и месте проведения собрания Комиссия считает необоснованным.

На основании части 6 статьи 46 ЖК РФ решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Кодекса, вправе обжаловать в суд собственник помещения в многоквартирном доме в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование этого собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Таким образом, законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, может быть проверена исключительно в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу,  что в действиях Управления и ООО УК «УправДом» отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-33/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управления жилищной политики Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска и ООО УК «УправДом» рассмотрение дела прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-33/12 о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» декабря 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «26» декабря 2012 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

           Шутенко Н.А. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти (далее – Комиссия),

при участии:

от заявителя – Плотников Е.А. (приказ от 01.07.2010 № 1-Л), Зубакина М.А. (по доверенности от 03.12.2012 № 36);

от ответчиков – Ким Е.Е. (по доверенности от 18.12.2012 № 07/1-999юр), Литейкина Е.В. (по доверенности от 18.12.2012 № 07/1-998юр), Погорельцев А.А. (приказ от 28.12.2011 № 1),

рассмотрев дело № 05-33/12 по признакам нарушения управлением жилищной политики департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ООО  УК   «УправДом»   положений    Федерального  закона  от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Сахалинское УФАС России поступило заявление ООО «Север» (далее также - заявитель), осуществляющего деятельность в сфере управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, на действия Управления жилищной политики администрации города Южно-Сахалинска (далее – Управление, ответчик), выразившиеся в осуществлении согласованных действий с ООО «УправДом» (далее также - управляющая компания, общество) и направленные на устранение с рынка оказания услуг управления многоквартирными домами ООО «Север».

По мнению заявителя, Управление, представляя муниципалитет – собственника значительной части помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «Север», инициирует проведение общих собраний собственников, в повестку дня которых включаются вопросы о расторжении договора управления с ООО «Север» и избрания в качестве управляющей компании ООО «УправДом».

В своем заявлении ООО «Север» просило антимонопольный орган признать действия органа местного самоуправления по выбору Управляющей компании ООО «УправДом» незаконными, противоречащими требованиям Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Приказом Сахалинского УФАС России от 23.10.2012 № 209 было возбуждено дело № 05-33/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации города Южно-Сахалинска в лице Управления жилищной политики и ООО УК «УправДом».

Определением от 03.12.2012 Комиссией было привлечено к участию в деле в качестве ответчика Управление жилищной политики Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

Основанием для замены ответчика администрации города Южно-Сахалинска в лице Управления жилищной политики на Управление жилищной политики Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска послужили изменения в структуре администрации города Южно-Сахалинска.

 В соответствии с частью 2 постановления администрации города Южно-Сахалинска от 30.07.2012 № 1615 «О внесении изменений в постановление администрации города от 25.10.2011 № 1974 «О структуре администрации города Южно-Сахалинска и штатном расписании аппарата администрации» правопреемником по всем обязательствам Управления жилищной политики определен Департамент городского хозяйства, обладающий правами юридического лица.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя свои требования поддержал, просил признать Управление нарушившим антимонопольное законодательство.

Представители ответчиков с доводами заявителя не согласились по следующим основаниям.

В 2011 году в адрес структурных подразделений администрации города: Управления жилищной политики, Департамента городского хозяйства, Отдела по управлению территорий «Новоалександровск» поступали многочисленные обращения собственников и нанимателей по вопросам неисполнения управляющей компанией ООО «Север» условий управления и, как следствие, неудовлетворительной работы по текущему содержанию общего имущества многоквартирного дома.

           В связи с этим, Управлением было принято решение инициировать общие собрания собственников по вопросу смены управляющей компании.

По поводу выбора управляющей компании ООО УК «Управдом» ответчик пояснил, что Управлением 10.02.2012 были направлены в управляющие организации, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Южно-Сахалинске, предложения об участии в общих собраниях собственников с предложением своих услуг. В связи с территориальной отдаленностью многоквартирных домов, которые расположены в пл. р-н Новоалександровск, ни одна управляющая компания, находящаяся на территории г. Южно-Сахалинска, не проявила интереса к управлению указанными домами, кроме управляющей компании ООО УК «УправДом», которая располагается на территории пл/р Новоалександровск.

Кроме того, Управление считает, что администрация города как собственник части жилых помещений в доме № 10-А по ул. Горького имела основания для выбора новой управляющей организации, в связи с чем Департаментом не допущены нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Из письменных пояснений ООО Управляющая компания «УправДом» по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств следует, что 10.02.2012 в адрес общества поступило предложение от Управления о принятии участия в общих собраниях собственников многоквартирных домов в пл/р Новоалександровск для оказания услуг по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

По итогам проведенных собраний собственники многоквартирных домов, расположенных по адресам: пл/р Ново-Александровск, ул. 2-я Красносельская, 4, 8, 12, 18, 22, 22-а, 28-а, 32; пер. Горького 10, 22; пер. Железнодорожный, 13; ул. 2-я Институтская, 15; ул. 30 лет Победы, 14, выбрали управляющую компанию ООО УК «УправДом».

К управлению многоквартирным домом № 10-А по пер. Горького общество не приступало.

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу, изучив материалы дела, установила следующее.

10.02.2012 Управлением были направлены письма в управляющие компании, а именно: ООО «ЖЭУ-3», ООО «ЖЭУ-10», ООО УК «ЖЭУ-1», ООО «ЖЭУ-7», ООО «ЖЭУ-14», ООО «ЖЭУ-2», МУП «ЖЭУ-10», ООО УК «УправДом» по вопросу участия в общих собраниях собственников помещений с предложением своих услуг по управлению многоквартирными домами, расположенными в пл/р «Новоалександровск.

20.02.2012, 24.02.2012, 27.02.2012, 11.03.2012 состоялись собрания представителей собственников помещений в многоквартирных домах, на повестку дня которого были поставлены, в том числе, вопросы о расторжении договора управления с управляющей компанией ООО «Север», о выборе способа управления многоквартирным домом, выбор управляющей компании. Инициатором проведения внеочередного общего собрания собственников помещений являлось Управление, как собственник жилых помещений в многоквартирных домах. На собрании присутствовали представители Управления (по доверенности), а также другие жители, являющиеся собственниками квартир.     

Как следует из протокола от 11.03.2012 № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очного голосования в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 2-я Институтская, д. 15, Управление является собственником кв. № 2, общая площадь помещения 46 кв.м. (50 % - доля в общем имуществе); протокола от 27.02.2012 № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме   очного   голосования    в  многоквартирном доме,  расположенном   по   адресу:  г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 30-лет Победы, д. 14, Управление является собственником  кв. № № 1, 3, 5, 8, 9, 11, 13, 18, общая площадь помещения 326,5 кв.м. (37, 45 % - доля в общем имуществе); протокола от 24.02.2012  № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме  очного     голосования      в    многоквартирном    доме,  расположенном   по   адресу: г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 2-я Красносельская, д. 32, Управление является собственником кв. №№ 8, 9, общая площадь помещения 68,7 кв.м. (10,6 % - доля в общем имуществе); протокола от 20.02.2012  № 1 проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очного голосования в многоквартирном доме, расположенном   по   адресу: г. Южно-Сахалинск, пл\р Новоалександровск, ул. 2-я Красносельская, д. 4, Управление является собственником кв. №№ 4, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 16, 21, 30, 35, общая площадь помещения 514,10 кв.м. (34,3 % - доля в общем имуществе).

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.   

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

   В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (часть 2 статьи 45 ЖК РФ).

По смыслу части 1 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, поставленным на голосование, принимаются решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (часть 1 статьи 48 ЖК РФ).

Согласно частям 4 и 5 статьи 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Таким образом, Комиссией установлено и подтверждается материалами дела, что часть помещений, расположенных в многоквартирных домах в пл. р-н Новоалександровск, являются муниципальной собственностью. При проведении указанных собраний собственников помещений Управление выступало равно как и иные лица, обладающие правом собственности на помещения в многоквартирных домах. Действия Управления, как и действия иных собственников по проведению собраний и выбору управляющей организации, были направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования своим имуществом, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, на решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких домах.

Сложившиеся в рассматриваемом случае правоотношения регламентированы нормами жилищного законодательства и вытекают из гражданско-правовой основы регулирования. При этом Управление реализацию своих публично-правовых полномочий как орган власти не осуществляла, административные методы воздействия на участников правовых отношений (иных собственников помещений в многоквартирных домах) в своих действиях не использовала. Голосование Управления в пользу одной управляющей организации не противоречит действующему законодательству, которым установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

Кроме того, основанием для проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах и выбора новой управляющей организации послужило неисполнение ООО «Север» принятых на себя обязательств по договору управления многоквартирным домом. Это обстоятельство подтверждается также жалобами граждан, проживающими в многоквартирных домах по ул. 2-я Красносельская, д. 22, 28-А, 30, 32, ул. 30 лет Победы, д. 14, 16, 17, 18, направленные в различные государственные контролирующие органы.    

В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

На основании части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами или договором (статья 450).

   Кроме того, часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

   Таким образом, односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора управления с ООО «Север» ни Жилищному кодексу, ни Гражданскому кодексу не противоречит.

В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Комиссией установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: пл/р Новоалександровск, ул. Горького, 10-А осуществляет ООО «Север».

Таким образом, в действиях Управления отсутствуют признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Довод ООО «Север» о том, что не все собственники помещений были уведомлены о дате, времени и месте проведения собрания Комиссия считает необоснованным.

На основании части 6 статьи 46 ЖК РФ решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Кодекса, вправе обжаловать в суд собственник помещения в многоквартирном доме в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование этого собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Таким образом, законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, может быть проверена исключительно в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу,  что в действиях Управления и ООО УК «УправДом» отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-33/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управления жилищной политики Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска и ООО УК «УправДом» рассмотрение дела прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-33-12 [format] => [safe_value] => 05-33-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 03:46:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 03:46:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362455207 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )