• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Врио руководителя Сахалинского УФАС России Максим Силичев принял участие в заседании координационного совета

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

21 сентября 2018 года врио руководителя Сахалинского УФАС России Максим Силичев принял участие в заседании координационного совета по обеспечению правопорядка в Сахалинской области под председательством губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко.

На заседании прозвучала информация о снижении на 20 процентов числа нарушений в сфере государственных закупок. Благодаря контрольным мероприятиям, которые проводятся ведомствами по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области.

Максим Силичев на заседании озвучил меры по оптимизации закупок в субъекте.

1. Повышение уровня эффективности при проведение централизованных закупок и совместных закупок.

 

Законом о контрактной системе предусмотрена возможность осуществления централизованных закупок. Суть централизованных закупок заключается в том, что закупки для нужд отдельных заказчиков (органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов местных администраций, государственных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений) осуществляются не самими этими заказчиками, а одним уполномоченным государственным или муниципальным органом (уполномоченным казенным учреждением).

Основное преимущество централизованных закупок состоит в экономии бюджетных средств за счет оптимального формирования лотов (например, при централизованной закупке могут закупаться продукты питания для нужд сразу нескольких детских садов муниципального района, что обеспечивает более низкие цены, предлагаемые поставщиками, чем если бы проводилось много более мелких закупок самими детскими садами), а также в сокращении издержек самого закупочного процесса.

Кроме того, с помощью данной практики значительно снижается административная нагрузка на заказчиков за счет исключения дублирующих закупок, а также высокая квалификация специалистов уполномоченного органа позволяет избежать ошибок в закупочном процессе.

Главным преимуществом централизованных закупок для участников является содействие предотвращению нарушений законодательства, коррупционных проявлений за счет установления единых правил осуществления закупок, единых требований к участникам таких закупок и требований к закупаемой продукции в документации о закупке, инструкции по заполнению заявки, техническом задании, проекте контракта.

Установление единой формы документации о закупке для всех закупок, осуществляемых уполномоченным органом, также способствует упрощению участия в закупках.

В 2016 году в целях совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Сахалинской области Правительство Сахалинской области определило Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области, а также Государственное казенное учреждение «Центр государственных закупок Сахалинской области» уполномоченным учреждением осуществлять полномочия по определению поставщиков для нужд субъекта.

Вместе с тем, на сегодняшний день взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом и уполномоченным учреждением требует доработок, в частности при оценке заявки заказчика на закупку на соответствия требованиям действующего законодательства при описании объекта закупки.

Действующее Положение о порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом и уполномоченным учреждением по определению поставщиков утвержденное Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 №111 не возлагает на уполномоченный орган и учреждение функции по проверке описания объекта закупки на соответствие требованиям Закона о контрактной системе.

При этом Сахалинское УФАС России считает, что установление в положении о взаимодействии механизма который позволял уполномоченному органу и уполномоченному учреждению проверять описание объектов закупки, однозначно приведет к повышению качества документации о закупки, снижению нарушений законодательства при описании объекта закупки допускаемые заказчиками.

 

2. Либо альтернативный вариант, установление типовых технических заданий универсальных для всех заказчиков, в том числе  типовых контрактов.

Одной из основных проблем в контрактной системе для заказчиков является правильное описание объекта закупки. Зачастую им приходится изучать большой объем информации, начиная с ГОСТов и технических характеристик приобретаемого товара и заканчивая требованиями технических регламентов. Но даже несмотря на это установленные требования не всегда являются правомерными.

Как правило, заказчиком в документацию о закупке включаются показатели, позволяющие определить соответствие товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

Зачастую у участников закупок возникают ошибки технического характера при заполнении и формировании заявок, в том числе в отношении конкретных показателей объекта закупки. В свою очередь, впоследствии такие заявки признаются несоответствующими требованиям документации.

Установление типовых технических заданий универсальных для всех заказчиков содержащих технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации позволит исключить вольную трактовку ГОСТов и разное описания одной и той же продукции, установление избыточных требований и ограничение количества участников закупки путем формирования технического задания под конкретного поставщика, а также будет способствовать снижению коррупционных рисков.

Кроме того, типовые технические задания позволят снизить число ошибок при формировании заявок участниками закупки за счет унификации требований к объекту закупки, количество отклоненных заявок на участие в закупке, а также количество жалоб при проведении конкурентных процедур.

 

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик самостоятельно разрабатывает и утверждает проект контракта с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и положений гражданского законодательства Российской Федерации.

Недостаточно проработанные условия контракта с точки зрения рисков его неисполнения со стороны поставщика в результате приводят к ненадлежащему исполнению контракта, не достижению целей осуществления закупок.

 

Утверждение типовых контрактов сократит количество нарушений в закупках, позволит унифицировать условия по исполнению контракта, а также будет способствовать обеспечению надлежащего качества исполнения контракта. Установление единых условий по исполнению контракта, особенно в части претензионного порядка, порядка удержания обеспечения исполнения контракта и взыскания неустойки упрощает ведение претензионно-исковой работы и борьбу с недобросовестными поставщиками.

Кроме того, установление унифицированного порядка приемки закупаемых товаров, работ, услуг, а также пошагового порядка (рекомендации) по одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта исключит возможность злоупотреблений со стороны поставщика, оптимизирует работу заказчиков.

Для снижения числа нарушений в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в регионе продолжается развитие региональной информационной системы.