Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 5 в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт»

Номер дела: 5
Дата публикации: 4 марта 2014, 18:46

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
 
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 5 от 12.02.2014, в отношении открытого акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» (далее - ОАО «Корсаковский морской торговый порт») и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Согласно ч. 1, 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) определено, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Согласно ст. 4 Закона № 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

В соответствии с приложением к Приказу ФСТ России от 05.06.2012 № 137-т/3 "Об утверждении Перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России" ОАО «Корсаковский морской торговый порт»  включено в перечень  субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых  осуществляется ФСТ России, Приложение 1 под регистрационным номером № 124.

Таким образом, ОАО «Корсаковский морской торговый порт» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг в  порту и, как следствие, субъектом, занимающим доминирующее положение.

Согласно Перечню услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от 23.04.2008 № 293, поименованы, в том числе услуги по погрузке-выгрузке грузов.

В соответствии с Приказом ФСТ России «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Корсаковский морской торговый порт» от 19.02.2013 № 30-т/1 установлены  тарифы на услуги погрузки-выгрузки. 

Таким образом, ОАО «Корсаковский морской торговый порт» осуществляет услуги погрузки-выгрузки грузов в порту Корсаков.     

Между ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (далее – арендодатель) и ООО «Корсаковский стивидорный сервис» (далее - арендатор) заключен договор аренды от 01.01.2012 № 11/к-12(далее – договор).

В соответствии с данным договором арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование, а арендатор принять открытую площадку общей площадью 5480 кв.м. по адресу: г. Корсаков, ул. Вокзальная, 19 а.

Согласно п. 1.5 договора площадка может быть использована арендатором для осуществления деятельности по переработке крупнотоннажных контейнеров, для чего имеется все необходимое оборудование.

Согласно письму ООО «КСС» исх. от 15.11.2013 № 778 ООО Корсаковский стивидорный сервис» фактически оказывает следующие услуги: размещение и мониторинг груженных рефрижераторных контейнеров на специализированном терминале, подключение их к электроэнергии; размещение сухих и рефрижераторных порожних контейнеров на терминале для порожних контейнеров; выставление рефрижераторных контейнеров по заявке клиента(если выставление не связано с погрузкой контейнера на автомобильный транспорт); доставка грузов по заявке клиента. 

Тарифы, согласно которым производится переработка рефрижераторных контейнеров ООО «Корсаковский стивидорный сервис» следующие:

- переработка 20–футовых реф. контейнеров - 6 600 рублей/контейнер (без НДС);

- переработка 40-футовых реф. контейнеров - 8250 рублей/контейнер(без НДС).

Между ООО «Морская агентская компания Транфес Сахалин» (экспедитор) и ООО «МС-Остров» (клиент) заключен договор на предоставление комплекса работ и услуг от 01.04.2013 № 01/042013 (далее – договор № 01/042013), в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с контейнерной перевозкой груза клиента, а именно организация перевозки груза клиента автомобильным, морским и железнодорожным транспортом по маршруту, избранному клиентом, включая поиск автомобильного и морского перевозчика, способного перевезти груз по маршруту, избранному клиентом; заключение с автомобильным и морским перевозчиком договоров перевозки от своего имени, но за счет клиента; организация финансовых расчетов клиента с автомобильным и морским перевозчиком по договорам перевозки грузов, в том числе и через банковские счета экспедитора; организация погрузки груза клиента на судно в порту отправления и разгрузки в порту назначения; подключение к электроэнергии в порту Корсаков рефрижераторных контейнеров по тарифам, согласованными сторонами в Приложении № 2; организация хранения груза клиента в порту Корсаков по тарифам, согласованными сторонами в Приложении № 2; заключение со стивидорными компаниями договоров на погрузо-разгрузочные работы, подключение рефрижераторных контейнеров и хранение груза от своего имени, но за счет клиента; организация  финансовых расчетов клиента со стивидорными компаниями, в том числе и через банковские счета экспедитора; заключение со страховым обществом договора страхования грузов клиента на основе Правил транспортного страхования грузов страхового общества в пользу клиента от имени и за счет клиента; организация финансовых расчетов клиента со страховым обществом, в том числе и через банковские счета экспедитора.

Согласно п. 3.1 договора №01/043013 за оказание экспедитором услуг в соответствии с п. 1 настоящего договора, клиент оплачивает экспедитору пломбирование контейнеров (в случае отправки груза в контейнерах) и возмещает расходы, понесенные экспедитором, связанные с перевозкой груза, подключением рефрижираторных контейнеров и хранением грузов в порту Корсаков.

Согласно Приложению № 2 договора №01/043013 стоимость переработки исходящих рефрижераторных контейнеров (выгрузка а/м на терминал; подключение и хранение на 2-е суток; мониторинг; погрузка с терминала на а/м, перемещение до борта судна) : 20 фут – 6000 руб. (с учетом НДС 18%-6216, 24 руб.), 40 фут. 7500 руб. (с учетом НДС 18%-7876, 50 руб.).

Представленные в материалах дела счет на оплату № 3 от 16.04.2013,  платежное поручение № 6 от 18.04.2013,  счет-фактура № 00002076 от 16.09.2013, счет-фактура № К-В00003687/01 от 02.09.2013, счет на оплату № 201308065 от 12.08.2013, акт № 201308068 от 15.08.2013, счет на оплату № 201309129 от 13.09.2013, акт  № 201309073 от 18.09.2013, счет на оплату № 201309001 от 02.09.2013, счет-фактура № 201309004 от 04.09.2013, акт № 201309004 от 04 сентября 2013 подтверждают факт оплаты  Заявителем услуг ООО «Корсаковский стивидорный сервис».

С целью  выяснения факта навязывания со стороны ОАО «Корсаковский морской торговый порт» при отправке грузов дополнительной услуги по обработке груженного рефрижераторного контейнера на терминале ООО «КСС», антимонопольным органом был направлен запрос исх. от 21.11.2013 № 08-5943 контрагентам ООО «Корсаковский стивидорный сервис».

Как следует из письма ОО «КонТЭК-ДВ» от 26.11.2013 № 113 с момента образования ООО «КСС»  при доставке крупнотоннажных контейнеров на о. Сахалин в обязательном (принудительном) порядке выгружаются на терминале ООО «Корсаковский стивидорный сервис». В настоящее время оправка груза минуя  ООО «Корсаковский стивидорный сервис» невозможна, поскольку фактически все подъезды к причалам проходят по территории ООО «Корсаковский стивидорный сервис», который установил  шлагбаумы, проехать через которые без разрешения ООО «Корсаковский стивидорный сервис». При подходе судна груз в обязательном порядке выгружается на терминале ОО «КСС»,  которое со своей стороны выставляет счет за комплексный тариф  (за услуги которые не оказывали и не будут оказывать) и до тех пор, пока счет не будет оплачен, груз не выдается.

Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России считает, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» препятствовал  доступу заявителя к услугам по погрузке – выгрузке грузов, путем требования отметки ООО «Корсаковский стивидорный сервис», которая подтверждала бы факт оказания услуг по обработке рефрижераторных контейнеров на специализированной площадке  последним.

Такие действия Порта  повлекли за собой дополнительные расходы заявителя за услугу по обработке рефрижераторных контейнеров, которая является навязанной.

С учетом пояснений сторон и имеющимся доказательствам в материалах дела, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что  при  оказании услуг погрузки-выгрузки в порту Корсаков услуга по переработке рефрижераторного контейнера ООО «Корсаковский стивидорный сервис» является навязанной со стороны ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

Данные действия ОАО «Корсаковский морской торговый порт» ущемляют права заявителя и иных хозяйствующих субъектов, участвующих в данных отношениях,  поскольку ставит перед ними необоснованные условия реализации своих прав при погрузке и отправке грузов в морском порту, по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.

Согласно ч. 1, 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», установлен запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося  в навязывании дополнительной услуги переработки рефрижераторных контейнеров на специализированной площадке ООО «Корсаковский стивидорный сервис» при оказании услуг погрузки-выгрузки грузов, что препятствовало доступу заявителя к услугам погрузки-выгрузки  грузов, оказываемым в порту.

На основании вышеизложенного и с учетом материалов  дела № 08-40/2013 было вынесено решение, которым ОАО «Корсаковский морской торговый порт» было признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Часть 2 ст. 14.31 Кодекса предусматривает ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ОАО «Корсаковский морской торговый порт» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 Кодекса.

27 декабря  2013 года Сахалинским УФАС России принято решение по делу № 08-40/2013, в соответствии с которым ОАО «Корсаковский морской торговый порт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, нарушение в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» выявлено в 2013 году, следовательно, для расчета штрафа используется выручка за 2012 год, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации согласно представленным хозяйствующим субъектом документированным сведениям копии бухгалтерского баланса (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2),  справке о совокупной выручке за 2012 год – 387998000 рублей, справке о сумме выручки на товарном рынке, которого установлено правонарушение в географических границах г. Корсаков – 261472370  рублей.

1. Базовый штраф (БШ)

Расчет штрафа осуществляется в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекса с учетом установленного примечанием 4 к данной статье порядка определения размера штрафа.

Рассчитывается максимальный штраф (МаксШ), составляющий:

15 процентов суммы выручки от реализации товара (15%*261472370= 39220856 рублей), если сумма выручки от реализации товара составляет 75 и менее процентов совокупной суммы выручки (75%*387998000 рублей = 290998500 рублей)

2. Рассчитывается минимальный размер административного штрафа (МинШ), составляющий: 1процент 2614724 рублей (261472370*1%) суммы выручки от реализации товара, на рынке которого произошло нарушение, если эта сумма составляет 75 и менее процентов совокупной суммы выручки.

3. Базовый штраф определяется как сумма минимального размера административного штрафа (МинШ) и половина разности максимального размера административного штрафа (МаксШ) и минимального размера административного штрафа (МинШ) рассчитывается по следующей формуле:

БШ=(МаксШ-МинШ)/2БШ=а

 (39220856 – 2614724)/2 +2614724=  18303066 +2614724= 20917790 рублей.

Согласно примечанию 4 статьи 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административной штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство за одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При расчете административного штрафа, налагаемого на ОАО «Корсаковский морской торговый порт», определено одно обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ОАО «Корсаковский морской торговый порт» является то, что совершение правонарушение впервые.

Таким образом, ОС = (МаксШ-МинШ)/8, где

ОС – обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

ОС= (39220856 – 2614724)/8 = 4575767 руб.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.

Размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ (ПШ), является суммой базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

В данном случае, учитывая наличие одного обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность,

ПШ=БШ-ОС

ПШ= 20917790 - 4575767=  16342023 рублей.

Таким образом, административный штраф, подлежащий применению в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» составляет 16342023 рублей.

26.02.2014 в адрес Сахалинского УФАС России от ОАО «Корсаковский морской торговый порт» поступили возражения на протокол об административном правонарушении № 5 от 26.02.2014 № 01/132-к, в которых указано, что протокол от 12.02.2014, составленный по результатам рассмотрения материалов дела 08-40/2013 является незаконным, поскольку отсутствует состав и событие правонарушение административного правонарушения.  В связи с чем, Общество просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела, которыми установлено, что совершено административное правонарушение в области предпринимательской деятельности.

«Лицо, совершившее административное правонарушение» – ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

«Событие административного правонарушения в области предпринимательской деятельности» – совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

 «Дата совершения правонарушения» –  апрель-сентябрь 2013 года.

            «Место совершения правонарушения» - г. Корсаков, Сахалинская область.

В ходе рассмотрения дела в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» в соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне и полно исследованы материалы дела о совершении административного правонарушения: протокол об административном правонарушении, материалы дела.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьёй  24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не установлено.

Учитывая обстоятельства дела, и руководствуясь ст. ст. 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, 29.11, 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Применить к  ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (юридический адрес: 694023, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10, ИНН: 6504020625; ОГРН: 1026500781922) меру административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

2. Наложить на ОАО «Корсаковский морской торговый порт» административное взыскание в виде штрафа в размере 16342023 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

3. Сумму штрафа надлежит оплатить путём перечисления средств в соответствии с банковскими реквизитами р/с 40101810900000010000, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ИНН получателя 6501026378, КПП 650101001, УФК по Сахалинской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области), код ОКАТО 64401000000, код дохода 16111602010016000140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства.

4. В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ОАО «Корсаковский морской торговый порт» надлежит представить в Сахалинское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

Настоящее постановление вручить нарушителю и разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Согласно части 3 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

В соответствии с частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

stdClass Object ( [vid] => 8323 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 5 в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 1 [sticky] => 0 [nid] => 8322 [type] => solution [language] => ru [created] => 1393915923 [changed] => 1393915923 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1393915923 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
 
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 5 от 12.02.2014, в отношении открытого акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» (далее - ОАО «Корсаковский морской торговый порт») и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Согласно ч. 1, 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) определено, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Согласно ст. 4 Закона № 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

В соответствии с приложением к Приказу ФСТ России от 05.06.2012 № 137-т/3 "Об утверждении Перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России" ОАО «Корсаковский морской торговый порт»  включено в перечень  субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых  осуществляется ФСТ России, Приложение 1 под регистрационным номером № 124.

Таким образом, ОАО «Корсаковский морской торговый порт» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг в  порту и, как следствие, субъектом, занимающим доминирующее положение.

Согласно Перечню услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от 23.04.2008 № 293, поименованы, в том числе услуги по погрузке-выгрузке грузов.

В соответствии с Приказом ФСТ России «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Корсаковский морской торговый порт» от 19.02.2013 № 30-т/1 установлены  тарифы на услуги погрузки-выгрузки. 

Таким образом, ОАО «Корсаковский морской торговый порт» осуществляет услуги погрузки-выгрузки грузов в порту Корсаков.     

Между ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (далее – арендодатель) и ООО «Корсаковский стивидорный сервис» (далее - арендатор) заключен договор аренды от 01.01.2012 № 11/к-12(далее – договор).

В соответствии с данным договором арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование, а арендатор принять открытую площадку общей площадью 5480 кв.м. по адресу: г. Корсаков, ул. Вокзальная, 19 а.

Согласно п. 1.5 договора площадка может быть использована арендатором для осуществления деятельности по переработке крупнотоннажных контейнеров, для чего имеется все необходимое оборудование.

Согласно письму ООО «КСС» исх. от 15.11.2013 № 778 ООО Корсаковский стивидорный сервис» фактически оказывает следующие услуги: размещение и мониторинг груженных рефрижераторных контейнеров на специализированном терминале, подключение их к электроэнергии; размещение сухих и рефрижераторных порожних контейнеров на терминале для порожних контейнеров; выставление рефрижераторных контейнеров по заявке клиента(если выставление не связано с погрузкой контейнера на автомобильный транспорт); доставка грузов по заявке клиента. 

Тарифы, согласно которым производится переработка рефрижераторных контейнеров ООО «Корсаковский стивидорный сервис» следующие:

- переработка 20–футовых реф. контейнеров - 6 600 рублей/контейнер (без НДС);

- переработка 40-футовых реф. контейнеров - 8250 рублей/контейнер(без НДС).

Между ООО «Морская агентская компания Транфес Сахалин» (экспедитор) и ООО «МС-Остров» (клиент) заключен договор на предоставление комплекса работ и услуг от 01.04.2013 № 01/042013 (далее – договор № 01/042013), в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с контейнерной перевозкой груза клиента, а именно организация перевозки груза клиента автомобильным, морским и железнодорожным транспортом по маршруту, избранному клиентом, включая поиск автомобильного и морского перевозчика, способного перевезти груз по маршруту, избранному клиентом; заключение с автомобильным и морским перевозчиком договоров перевозки от своего имени, но за счет клиента; организация финансовых расчетов клиента с автомобильным и морским перевозчиком по договорам перевозки грузов, в том числе и через банковские счета экспедитора; организация погрузки груза клиента на судно в порту отправления и разгрузки в порту назначения; подключение к электроэнергии в порту Корсаков рефрижераторных контейнеров по тарифам, согласованными сторонами в Приложении № 2; организация хранения груза клиента в порту Корсаков по тарифам, согласованными сторонами в Приложении № 2; заключение со стивидорными компаниями договоров на погрузо-разгрузочные работы, подключение рефрижераторных контейнеров и хранение груза от своего имени, но за счет клиента; организация  финансовых расчетов клиента со стивидорными компаниями, в том числе и через банковские счета экспедитора; заключение со страховым обществом договора страхования грузов клиента на основе Правил транспортного страхования грузов страхового общества в пользу клиента от имени и за счет клиента; организация финансовых расчетов клиента со страховым обществом, в том числе и через банковские счета экспедитора.

Согласно п. 3.1 договора №01/043013 за оказание экспедитором услуг в соответствии с п. 1 настоящего договора, клиент оплачивает экспедитору пломбирование контейнеров (в случае отправки груза в контейнерах) и возмещает расходы, понесенные экспедитором, связанные с перевозкой груза, подключением рефрижираторных контейнеров и хранением грузов в порту Корсаков.

Согласно Приложению № 2 договора №01/043013 стоимость переработки исходящих рефрижераторных контейнеров (выгрузка а/м на терминал; подключение и хранение на 2-е суток; мониторинг; погрузка с терминала на а/м, перемещение до борта судна) : 20 фут – 6000 руб. (с учетом НДС 18%-6216, 24 руб.), 40 фут. 7500 руб. (с учетом НДС 18%-7876, 50 руб.).

Представленные в материалах дела счет на оплату № 3 от 16.04.2013,  платежное поручение № 6 от 18.04.2013,  счет-фактура № 00002076 от 16.09.2013, счет-фактура № К-В00003687/01 от 02.09.2013, счет на оплату № 201308065 от 12.08.2013, акт № 201308068 от 15.08.2013, счет на оплату № 201309129 от 13.09.2013, акт  № 201309073 от 18.09.2013, счет на оплату № 201309001 от 02.09.2013, счет-фактура № 201309004 от 04.09.2013, акт № 201309004 от 04 сентября 2013 подтверждают факт оплаты  Заявителем услуг ООО «Корсаковский стивидорный сервис».

С целью  выяснения факта навязывания со стороны ОАО «Корсаковский морской торговый порт» при отправке грузов дополнительной услуги по обработке груженного рефрижераторного контейнера на терминале ООО «КСС», антимонопольным органом был направлен запрос исх. от 21.11.2013 № 08-5943 контрагентам ООО «Корсаковский стивидорный сервис».

Как следует из письма ОО «КонТЭК-ДВ» от 26.11.2013 № 113 с момента образования ООО «КСС»  при доставке крупнотоннажных контейнеров на о. Сахалин в обязательном (принудительном) порядке выгружаются на терминале ООО «Корсаковский стивидорный сервис». В настоящее время оправка груза минуя  ООО «Корсаковский стивидорный сервис» невозможна, поскольку фактически все подъезды к причалам проходят по территории ООО «Корсаковский стивидорный сервис», который установил  шлагбаумы, проехать через которые без разрешения ООО «Корсаковский стивидорный сервис». При подходе судна груз в обязательном порядке выгружается на терминале ОО «КСС»,  которое со своей стороны выставляет счет за комплексный тариф  (за услуги которые не оказывали и не будут оказывать) и до тех пор, пока счет не будет оплачен, груз не выдается.

Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России считает, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» препятствовал  доступу заявителя к услугам по погрузке – выгрузке грузов, путем требования отметки ООО «Корсаковский стивидорный сервис», которая подтверждала бы факт оказания услуг по обработке рефрижераторных контейнеров на специализированной площадке  последним.

Такие действия Порта  повлекли за собой дополнительные расходы заявителя за услугу по обработке рефрижераторных контейнеров, которая является навязанной.

С учетом пояснений сторон и имеющимся доказательствам в материалах дела, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что  при  оказании услуг погрузки-выгрузки в порту Корсаков услуга по переработке рефрижераторного контейнера ООО «Корсаковский стивидорный сервис» является навязанной со стороны ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

Данные действия ОАО «Корсаковский морской торговый порт» ущемляют права заявителя и иных хозяйствующих субъектов, участвующих в данных отношениях,  поскольку ставит перед ними необоснованные условия реализации своих прав при погрузке и отправке грузов в морском порту, по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.

Согласно ч. 1, 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», установлен запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося  в навязывании дополнительной услуги переработки рефрижераторных контейнеров на специализированной площадке ООО «Корсаковский стивидорный сервис» при оказании услуг погрузки-выгрузки грузов, что препятствовало доступу заявителя к услугам погрузки-выгрузки  грузов, оказываемым в порту.

На основании вышеизложенного и с учетом материалов  дела № 08-40/2013 было вынесено решение, которым ОАО «Корсаковский морской торговый порт» было признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Часть 2 ст. 14.31 Кодекса предусматривает ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ОАО «Корсаковский морской торговый порт» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 Кодекса.

27 декабря  2013 года Сахалинским УФАС России принято решение по делу № 08-40/2013, в соответствии с которым ОАО «Корсаковский морской торговый порт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, нарушение в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» выявлено в 2013 году, следовательно, для расчета штрафа используется выручка за 2012 год, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации согласно представленным хозяйствующим субъектом документированным сведениям копии бухгалтерского баланса (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2),  справке о совокупной выручке за 2012 год – 387998000 рублей, справке о сумме выручки на товарном рынке, которого установлено правонарушение в географических границах г. Корсаков – 261472370  рублей.

1. Базовый штраф (БШ)

Расчет штрафа осуществляется в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекса с учетом установленного примечанием 4 к данной статье порядка определения размера штрафа.

Рассчитывается максимальный штраф (МаксШ), составляющий:

15 процентов суммы выручки от реализации товара (15%*261472370= 39220856 рублей), если сумма выручки от реализации товара составляет 75 и менее процентов совокупной суммы выручки (75%*387998000 рублей = 290998500 рублей)

2. Рассчитывается минимальный размер административного штрафа (МинШ), составляющий: 1процент 2614724 рублей (261472370*1%) суммы выручки от реализации товара, на рынке которого произошло нарушение, если эта сумма составляет 75 и менее процентов совокупной суммы выручки.

3. Базовый штраф определяется как сумма минимального размера административного штрафа (МинШ) и половина разности максимального размера административного штрафа (МаксШ) и минимального размера административного штрафа (МинШ) рассчитывается по следующей формуле:

БШ=(МаксШ-МинШ)/2БШ=а

 (39220856 – 2614724)/2 +2614724=  18303066 +2614724= 20917790 рублей.

Согласно примечанию 4 статьи 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административной штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство за одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При расчете административного штрафа, налагаемого на ОАО «Корсаковский морской торговый порт», определено одно обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ОАО «Корсаковский морской торговый порт» является то, что совершение правонарушение впервые.

Таким образом, ОС = (МаксШ-МинШ)/8, где

ОС – обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

ОС= (39220856 – 2614724)/8 = 4575767 руб.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.

Размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ (ПШ), является суммой базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

В данном случае, учитывая наличие одного обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность,

ПШ=БШ-ОС

ПШ= 20917790 - 4575767=  16342023 рублей.

Таким образом, административный штраф, подлежащий применению в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» составляет 16342023 рублей.

26.02.2014 в адрес Сахалинского УФАС России от ОАО «Корсаковский морской торговый порт» поступили возражения на протокол об административном правонарушении № 5 от 26.02.2014 № 01/132-к, в которых указано, что протокол от 12.02.2014, составленный по результатам рассмотрения материалов дела 08-40/2013 является незаконным, поскольку отсутствует состав и событие правонарушение административного правонарушения.  В связи с чем, Общество просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела, которыми установлено, что совершено административное правонарушение в области предпринимательской деятельности.

«Лицо, совершившее административное правонарушение» – ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

«Событие административного правонарушения в области предпринимательской деятельности» – совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

 «Дата совершения правонарушения» –  апрель-сентябрь 2013 года.

            «Место совершения правонарушения» - г. Корсаков, Сахалинская область.

В ходе рассмотрения дела в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» в соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне и полно исследованы материалы дела о совершении административного правонарушения: протокол об административном правонарушении, материалы дела.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьёй  24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не установлено.

Учитывая обстоятельства дела, и руководствуясь ст. ст. 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, 29.11, 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Применить к  ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (юридический адрес: 694023, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10, ИНН: 6504020625; ОГРН: 1026500781922) меру административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

2. Наложить на ОАО «Корсаковский морской торговый порт» административное взыскание в виде штрафа в размере 16342023 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

3. Сумму штрафа надлежит оплатить путём перечисления средств в соответствии с банковскими реквизитами р/с 40101810900000010000, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ИНН получателя 6501026378, КПП 650101001, УФК по Сахалинской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области), код ОКАТО 64401000000, код дохода 16111602010016000140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства.

4. В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ОАО «Корсаковский морской торговый порт» надлежит представить в Сахалинское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

Настоящее постановление вручить нарушителю и разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Согласно части 3 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

В соответствии с частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
 
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 5 от 12.02.2014, в отношении открытого акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» (далее - ОАО «Корсаковский морской торговый порт») и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Согласно ч. 1, 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) определено, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Согласно ст. 4 Закона № 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

В соответствии с приложением к Приказу ФСТ России от 05.06.2012 № 137-т/3 "Об утверждении Перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России" ОАО «Корсаковский морской торговый порт»  включено в перечень  субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых  осуществляется ФСТ России, Приложение 1 под регистрационным номером № 124.

Таким образом, ОАО «Корсаковский морской торговый порт» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг в  порту и, как следствие, субъектом, занимающим доминирующее положение.

Согласно Перечню услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от 23.04.2008 № 293, поименованы, в том числе услуги по погрузке-выгрузке грузов.

В соответствии с Приказом ФСТ России «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «Корсаковский морской торговый порт» от 19.02.2013 № 30-т/1 установлены  тарифы на услуги погрузки-выгрузки. 

Таким образом, ОАО «Корсаковский морской торговый порт» осуществляет услуги погрузки-выгрузки грузов в порту Корсаков.     

Между ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (далее – арендодатель) и ООО «Корсаковский стивидорный сервис» (далее - арендатор) заключен договор аренды от 01.01.2012 № 11/к-12(далее – договор).

В соответствии с данным договором арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование, а арендатор принять открытую площадку общей площадью 5480 кв.м. по адресу: г. Корсаков, ул. Вокзальная, 19 а.

Согласно п. 1.5 договора площадка может быть использована арендатором для осуществления деятельности по переработке крупнотоннажных контейнеров, для чего имеется все необходимое оборудование.

Согласно письму ООО «КСС» исх. от 15.11.2013 № 778 ООО Корсаковский стивидорный сервис» фактически оказывает следующие услуги: размещение и мониторинг груженных рефрижераторных контейнеров на специализированном терминале, подключение их к электроэнергии; размещение сухих и рефрижераторных порожних контейнеров на терминале для порожних контейнеров; выставление рефрижераторных контейнеров по заявке клиента(если выставление не связано с погрузкой контейнера на автомобильный транспорт); доставка грузов по заявке клиента. 

Тарифы, согласно которым производится переработка рефрижераторных контейнеров ООО «Корсаковский стивидорный сервис» следующие:

- переработка 20–футовых реф. контейнеров - 6 600 рублей/контейнер (без НДС);

- переработка 40-футовых реф. контейнеров - 8250 рублей/контейнер(без НДС).

Между ООО «Морская агентская компания Транфес Сахалин» (экспедитор) и ООО «МС-Остров» (клиент) заключен договор на предоставление комплекса работ и услуг от 01.04.2013 № 01/042013 (далее – договор № 01/042013), в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с контейнерной перевозкой груза клиента, а именно организация перевозки груза клиента автомобильным, морским и железнодорожным транспортом по маршруту, избранному клиентом, включая поиск автомобильного и морского перевозчика, способного перевезти груз по маршруту, избранному клиентом; заключение с автомобильным и морским перевозчиком договоров перевозки от своего имени, но за счет клиента; организация финансовых расчетов клиента с автомобильным и морским перевозчиком по договорам перевозки грузов, в том числе и через банковские счета экспедитора; организация погрузки груза клиента на судно в порту отправления и разгрузки в порту назначения; подключение к электроэнергии в порту Корсаков рефрижераторных контейнеров по тарифам, согласованными сторонами в Приложении № 2; организация хранения груза клиента в порту Корсаков по тарифам, согласованными сторонами в Приложении № 2; заключение со стивидорными компаниями договоров на погрузо-разгрузочные работы, подключение рефрижераторных контейнеров и хранение груза от своего имени, но за счет клиента; организация  финансовых расчетов клиента со стивидорными компаниями, в том числе и через банковские счета экспедитора; заключение со страховым обществом договора страхования грузов клиента на основе Правил транспортного страхования грузов страхового общества в пользу клиента от имени и за счет клиента; организация финансовых расчетов клиента со страховым обществом, в том числе и через банковские счета экспедитора.

Согласно п. 3.1 договора №01/043013 за оказание экспедитором услуг в соответствии с п. 1 настоящего договора, клиент оплачивает экспедитору пломбирование контейнеров (в случае отправки груза в контейнерах) и возмещает расходы, понесенные экспедитором, связанные с перевозкой груза, подключением рефрижираторных контейнеров и хранением грузов в порту Корсаков.

Согласно Приложению № 2 договора №01/043013 стоимость переработки исходящих рефрижераторных контейнеров (выгрузка а/м на терминал; подключение и хранение на 2-е суток; мониторинг; погрузка с терминала на а/м, перемещение до борта судна) : 20 фут – 6000 руб. (с учетом НДС 18%-6216, 24 руб.), 40 фут. 7500 руб. (с учетом НДС 18%-7876, 50 руб.).

Представленные в материалах дела счет на оплату № 3 от 16.04.2013,  платежное поручение № 6 от 18.04.2013,  счет-фактура № 00002076 от 16.09.2013, счет-фактура № К-В00003687/01 от 02.09.2013, счет на оплату № 201308065 от 12.08.2013, акт № 201308068 от 15.08.2013, счет на оплату № 201309129 от 13.09.2013, акт  № 201309073 от 18.09.2013, счет на оплату № 201309001 от 02.09.2013, счет-фактура № 201309004 от 04.09.2013, акт № 201309004 от 04 сентября 2013 подтверждают факт оплаты  Заявителем услуг ООО «Корсаковский стивидорный сервис».

С целью  выяснения факта навязывания со стороны ОАО «Корсаковский морской торговый порт» при отправке грузов дополнительной услуги по обработке груженного рефрижераторного контейнера на терминале ООО «КСС», антимонопольным органом был направлен запрос исх. от 21.11.2013 № 08-5943 контрагентам ООО «Корсаковский стивидорный сервис».

Как следует из письма ОО «КонТЭК-ДВ» от 26.11.2013 № 113 с момента образования ООО «КСС»  при доставке крупнотоннажных контейнеров на о. Сахалин в обязательном (принудительном) порядке выгружаются на терминале ООО «Корсаковский стивидорный сервис». В настоящее время оправка груза минуя  ООО «Корсаковский стивидорный сервис» невозможна, поскольку фактически все подъезды к причалам проходят по территории ООО «Корсаковский стивидорный сервис», который установил  шлагбаумы, проехать через которые без разрешения ООО «Корсаковский стивидорный сервис». При подходе судна груз в обязательном порядке выгружается на терминале ОО «КСС»,  которое со своей стороны выставляет счет за комплексный тариф  (за услуги которые не оказывали и не будут оказывать) и до тех пор, пока счет не будет оплачен, груз не выдается.

Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России считает, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» препятствовал  доступу заявителя к услугам по погрузке – выгрузке грузов, путем требования отметки ООО «Корсаковский стивидорный сервис», которая подтверждала бы факт оказания услуг по обработке рефрижераторных контейнеров на специализированной площадке  последним.

Такие действия Порта  повлекли за собой дополнительные расходы заявителя за услугу по обработке рефрижераторных контейнеров, которая является навязанной.

С учетом пояснений сторон и имеющимся доказательствам в материалах дела, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что  при  оказании услуг погрузки-выгрузки в порту Корсаков услуга по переработке рефрижераторного контейнера ООО «Корсаковский стивидорный сервис» является навязанной со стороны ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

Данные действия ОАО «Корсаковский морской торговый порт» ущемляют права заявителя и иных хозяйствующих субъектов, участвующих в данных отношениях,  поскольку ставит перед ними необоснованные условия реализации своих прав при погрузке и отправке грузов в морском порту, по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.

Согласно ч. 1, 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», установлен запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Корсаковский морской торговый порт» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося  в навязывании дополнительной услуги переработки рефрижераторных контейнеров на специализированной площадке ООО «Корсаковский стивидорный сервис» при оказании услуг погрузки-выгрузки грузов, что препятствовало доступу заявителя к услугам погрузки-выгрузки  грузов, оказываемым в порту.

На основании вышеизложенного и с учетом материалов  дела № 08-40/2013 было вынесено решение, которым ОАО «Корсаковский морской торговый порт» было признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Часть 2 ст. 14.31 Кодекса предусматривает ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ОАО «Корсаковский морской торговый порт» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 Кодекса.

27 декабря  2013 года Сахалинским УФАС России принято решение по делу № 08-40/2013, в соответствии с которым ОАО «Корсаковский морской торговый порт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, нарушение в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» выявлено в 2013 году, следовательно, для расчета штрафа используется выручка за 2012 год, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации согласно представленным хозяйствующим субъектом документированным сведениям копии бухгалтерского баланса (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2),  справке о совокупной выручке за 2012 год – 387998000 рублей, справке о сумме выручки на товарном рынке, которого установлено правонарушение в географических границах г. Корсаков – 261472370  рублей.

1. Базовый штраф (БШ)

Расчет штрафа осуществляется в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекса с учетом установленного примечанием 4 к данной статье порядка определения размера штрафа.

Рассчитывается максимальный штраф (МаксШ), составляющий:

15 процентов суммы выручки от реализации товара (15%*261472370= 39220856 рублей), если сумма выручки от реализации товара составляет 75 и менее процентов совокупной суммы выручки (75%*387998000 рублей = 290998500 рублей)

2. Рассчитывается минимальный размер административного штрафа (МинШ), составляющий: 1процент 2614724 рублей (261472370*1%) суммы выручки от реализации товара, на рынке которого произошло нарушение, если эта сумма составляет 75 и менее процентов совокупной суммы выручки.

3. Базовый штраф определяется как сумма минимального размера административного штрафа (МинШ) и половина разности максимального размера административного штрафа (МаксШ) и минимального размера административного штрафа (МинШ) рассчитывается по следующей формуле:

БШ=(МаксШ-МинШ)/2БШ=а

 (39220856 – 2614724)/2 +2614724=  18303066 +2614724= 20917790 рублей.

Согласно примечанию 4 статьи 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административной штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство за одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При расчете административного штрафа, налагаемого на ОАО «Корсаковский морской торговый порт», определено одно обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ОАО «Корсаковский морской торговый порт» является то, что совершение правонарушение впервые.

Таким образом, ОС = (МаксШ-МинШ)/8, где

ОС – обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

ОС= (39220856 – 2614724)/8 = 4575767 руб.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.

Размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ (ПШ), является суммой базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

В данном случае, учитывая наличие одного обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность,

ПШ=БШ-ОС

ПШ= 20917790 - 4575767=  16342023 рублей.

Таким образом, административный штраф, подлежащий применению в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» составляет 16342023 рублей.

26.02.2014 в адрес Сахалинского УФАС России от ОАО «Корсаковский морской торговый порт» поступили возражения на протокол об административном правонарушении № 5 от 26.02.2014 № 01/132-к, в которых указано, что протокол от 12.02.2014, составленный по результатам рассмотрения материалов дела 08-40/2013 является незаконным, поскольку отсутствует состав и событие правонарушение административного правонарушения.  В связи с чем, Общество просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела, которыми установлено, что совершено административное правонарушение в области предпринимательской деятельности.

«Лицо, совершившее административное правонарушение» – ОАО «Корсаковский морской торговый порт».

«Событие административного правонарушения в области предпринимательской деятельности» – совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

 «Дата совершения правонарушения» –  апрель-сентябрь 2013 года.

            «Место совершения правонарушения» - г. Корсаков, Сахалинская область.

В ходе рассмотрения дела в отношении ОАО «Корсаковский морской торговый порт» в соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне и полно исследованы материалы дела о совершении административного правонарушения: протокол об административном правонарушении, материалы дела.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьёй  24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не установлено.

Учитывая обстоятельства дела, и руководствуясь ст. ст. 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, 29.11, 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Применить к  ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (юридический адрес: 694023, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10, ИНН: 6504020625; ОГРН: 1026500781922) меру административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

2. Наложить на ОАО «Корсаковский морской торговый порт» административное взыскание в виде штрафа в размере 16342023 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

3. Сумму штрафа надлежит оплатить путём перечисления средств в соответствии с банковскими реквизитами р/с 40101810900000010000, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ИНН получателя 6501026378, КПП 650101001, УФК по Сахалинской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области), код ОКАТО 64401000000, код дохода 16111602010016000140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства.

4. В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ОАО «Корсаковский морской торговый порт» надлежит представить в Сахалинское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

Настоящее постановление вручить нарушителю и разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Согласно части 3 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

В соответствии с частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 5 [format] => [safe_value] => 5 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-04 06:46:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-04 06:46:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1393915923 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )