Решение по делу № 05-23/13 в отношении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ОАУ «Центральное лесное хозяйство»

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 05-23/13
Дата публикации: 4 декабря 2013, 15:21

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: 

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ли Я.Х. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

при участии: от Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области – Тищенко Т.Н., Ким Чун Ха, Борисенко М.В., от ГКУ «Сахалинские лесничества» Белицкого В.Н, Носоревой А.А., от ОАУ «Центральное лесное хозяйство» - Раковского А.П., от УЭБиПК УМВД по Сахалинской области – Лещинского В.В.,

рассмотрев дело № 05-23/13 по признакам нарушения Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ОАУ «Центральное лесное хозяйство» и ГКУ «Сахалинские лесничества» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Сахалинское УФАС России поступили материалы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Сахалинской области на действия Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, которое, по мнению заявителя, неправомерно заключило государственный контракт на выполнение работ по воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках Смирныховского лесничества ОГУ «Сахалинские лесничества», с одновременной продажей лесных насаждений от 10.01.2012 № 3/2012. Контракт был заключен с ОАУ «Центральное лесное хозяйство». Цена контракта составила 81 450 рублей.

Представители Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области пояснили, что государственный контракт и договор были заключены в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005     № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), так как сумма государственного контракта составляла 81 450 рублей.

Комиссия, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (часть 2 ЛК РФ).

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (часть 3 ЛК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития от 05.07.2010 № 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее – Приказ № 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).

Согласно пункту 2 Приказа № 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.

Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Законом о размещении заказов должны быть указаны положения, определяющие:

а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.

Исходя из толкований положений статьи 19 ЛК РФ и Приказа № 270 следует, что федеральным законодательством определена возможность заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19 ЛК РФ, только на основе одного способа размещения заказов – путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона независимо от цены контракта. Иными словами, законом применительно к вышеназванным правоотношениям не предусмотрено проведение запроса котировок или размещение заказа у единственного поставщика.

Следовательно, размещение заказов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений должно осуществляться в соответствии с Законом о размещении заказов путем проведения торгов (конкурса или аукциона), по результатам которых должен заключаться смешанный договор с элементами государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству работ и договора купли-продажи лесных насаждений.       

Заключение смешанных договоров допускается пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в предмете такого договора указывается, что одновременно с выполнением работ по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины, в связи с чем заказчик передает, а исполнитель покупает лесные насаждения.

Таким образом, Приказ № 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ, и являющийся специальным нормативным правовым актом по отношению к нормам Закона о размещении заказов, не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур.

Кроме этого, требование об определении цены работ по охране, защите, воспроизводству лесов по итогам конкурса (аукциона) императивно установлено подпунктом «б» пункта 2 Приказа № 240, поэтому способом заключения смешанного договора является конкурс (аукцион).

Вместе с тем, в нарушение вышеназванного порядка между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ОАУ «Центральное лесное хозяйство» и ГКУ «Сахалинские лесничества» был заключен государственный контракт № 3/2012 от 10.01.2012 на выполнение работ по воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках Смирныховского лесничества ОГУ «Сахалинские лесничества» с единовременной продажей лесных насаждений (далее – государственный контракт).

В Приложении № 1 государственного контракта имеется протокол соглашения о контрактной цене, в соответствии с которым между министерством и ОАУ «Центральное лесное хозяйство» было достигнуто соглашение о величине контрактной цены на выполнение комплекса работ по воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках Сминыховского лесничества, в сумме 81 450 рублей.

Договор купли-продажи лесных насаждений от 10.01.2012 № 3/2012-1 заключен между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ОАУ «Центральное лесное хозяйство» (Приложение № 4 к государственному контракту). Согласно пункту 14 Договора плата по договору составляет  <…> рублей.

Комиссия Сахалинского УФАС России не принимает довод ответчиков о том, что поскольку цена контракта составляла сумму менее 100 000 рублей, государственный контракт был заключен с единственным поставщиком.

Как было указано выше, государственный контракт по охране, защите и воспроизводству лесов заключается одновременно с договором купли продажи лесных насаждений. Заключение данного договора дает хозяйствующему субъекту возможность распоряжаться имуществом (лесными насаждениями) по своему усмотрению, в том числе получать доходы от такой деятельности.

ОАУ «Центральное лесное хозяйство» представило в материалы дела сведения (исх. № 57 от 10.07.2013) о полученном доходе от продажи древесины, который составил <…> рублей.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что именно заключение договора купли-продажи лесных насаждений, который неразрывно связан с государственным контрактом по охране, защите и воспроизводству лесов (независимо цены госконтракта) дает преимущественное право не только исполнить условия государственного контракта, но и в дальнейшем получить доход от продажи лесных насаждений. Проведение конкурса или аукциона обеспечит равный доступ всех заинтересованных лиц в приобретении прав на осуществление данной деятельности.

Следовательно, действия Министерства, выразившиеся в размещении государственного заказа у единственного подрядчика – ОАУ «Центральное лесное хозяйство», могут привести к недопущению, ограничению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в размещении указанных заказов одним хозяйствующим субъектам и ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов. Это лишает последних возможности принять участие в торгах и реализовать право на заключение государственного контракта с целью осуществления дальнейшей основной деятельности.

В действиях Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ОАУ «Центральное лесное хозяйство» усматриваются нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещающей соглашения между органам государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующим субъектам либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Поскольку согласно условиям государственного контракта ГКУ «Сахалинские лесничества» (часть 5 государственного контракта) осуществляют лишь приемку работ, и такой порядок приемки работ был бы предусмотрен в любом случае, независимо от способа заключения государственного контракта и подрядчика, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ГКУ «Сахалинские лесничества» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Также, в связи с тем, что государственный контракт был исполнен в полном объеме, Комиссия приняла решение не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-23/13, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело в отношении Государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Признать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и Областное автономное учреждение «Центральное лесное хозяйство» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

 

stdClass Object ( [vid] => 8119 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 05-23/13 в отношении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ОАУ «Центральное лесное хозяйство» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8119 [type] => solution [language] => ru [created] => 1386127401 [changed] => 1386127401 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1386127401 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: 

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ли Я.Х. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

при участии: от Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области – Тищенко Т.Н., Ким Чун Ха, Борисенко М.В., от ГКУ «Сахалинские лесничества» Белицкого В.Н, Носоревой А.А., от ОАУ «Центральное лесное хозяйство» - Раковского А.П., от УЭБиПК УМВД по Сахалинской области – Лещинского В.В.,

рассмотрев дело № 05-23/13 по признакам нарушения Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ОАУ «Центральное лесное хозяйство» и ГКУ «Сахалинские лесничества» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Сахалинское УФАС России поступили материалы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Сахалинской области на действия Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, которое, по мнению заявителя, неправомерно заключило государственный контракт на выполнение работ по воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках Смирныховского лесничества ОГУ «Сахалинские лесничества», с одновременной продажей лесных насаждений от 10.01.2012 № 3/2012. Контракт был заключен с ОАУ «Центральное лесное хозяйство». Цена контракта составила 81 450 рублей.

Представители Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области пояснили, что государственный контракт и договор были заключены в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005     № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), так как сумма государственного контракта составляла 81 450 рублей.

Комиссия, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (часть 2 ЛК РФ).

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (часть 3 ЛК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития от 05.07.2010 № 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее – Приказ № 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).

Согласно пункту 2 Приказа № 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.

Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Законом о размещении заказов должны быть указаны положения, определяющие:

а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.

Исходя из толкований положений статьи 19 ЛК РФ и Приказа № 270 следует, что федеральным законодательством определена возможность заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19 ЛК РФ, только на основе одного способа размещения заказов – путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона независимо от цены контракта. Иными словами, законом применительно к вышеназванным правоотношениям не предусмотрено проведение запроса котировок или размещение заказа у единственного поставщика.

Следовательно, размещение заказов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений должно осуществляться в соответствии с Законом о размещении заказов путем проведения торгов (конкурса или аукциона), по результатам которых должен заключаться смешанный договор с элементами государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству работ и договора купли-продажи лесных насаждений.       

Заключение смешанных договоров допускается пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в предмете такого договора указывается, что одновременно с выполнением работ по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины, в связи с чем заказчик передает, а исполнитель покупает лесные насаждения.

Таким образом, Приказ № 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ, и являющийся специальным нормативным правовым актом по отношению к нормам Закона о размещении заказов, не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур.

Кроме этого, требование об определении цены работ по охране, защите, воспроизводству лесов по итогам конкурса (аукциона) императивно установлено подпунктом «б» пункта 2 Приказа № 240, поэтому способом заключения смешанного договора является конкурс (аукцион).

Вместе с тем, в нарушение вышеназванного порядка между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ОАУ «Центральное лесное хозяйство» и ГКУ «Сахалинские лесничества» был заключен государственный контракт № 3/2012 от 10.01.2012 на выполнение работ по воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках Смирныховского лесничества ОГУ «Сахалинские лесничества» с единовременной продажей лесных насаждений (далее – государственный контракт).

В Приложении № 1 государственного контракта имеется протокол соглашения о контрактной цене, в соответствии с которым между министерством и ОАУ «Центральное лесное хозяйство» было достигнуто соглашение о величине контрактной цены на выполнение комплекса работ по воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках Сминыховского лесничества, в сумме 81 450 рублей.

Договор купли-продажи лесных насаждений от 10.01.2012 № 3/2012-1 заключен между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ОАУ «Центральное лесное хозяйство» (Приложение № 4 к государственному контракту). Согласно пункту 14 Договора плата по договору составляет  <…> рублей.

Комиссия Сахалинского УФАС России не принимает довод ответчиков о том, что поскольку цена контракта составляла сумму менее 100 000 рублей, государственный контракт был заключен с единственным поставщиком.

Как было указано выше, государственный контракт по охране, защите и воспроизводству лесов заключается одновременно с договором купли продажи лесных насаждений. Заключение данного договора дает хозяйствующему субъекту возможность распоряжаться имуществом (лесными насаждениями) по своему усмотрению, в том числе получать доходы от такой деятельности.

ОАУ «Центральное лесное хозяйство» представило в материалы дела сведения (исх. № 57 от 10.07.2013) о полученном доходе от продажи древесины, который составил <…> рублей.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что именно заключение договора купли-продажи лесных насаждений, который неразрывно связан с государственным контрактом по охране, защите и воспроизводству лесов (независимо цены госконтракта) дает преимущественное право не только исполнить условия государственного контракта, но и в дальнейшем получить доход от продажи лесных насаждений. Проведение конкурса или аукциона обеспечит равный доступ всех заинтересованных лиц в приобретении прав на осуществление данной деятельности.

Следовательно, действия Министерства, выразившиеся в размещении государственного заказа у единственного подрядчика – ОАУ «Центральное лесное хозяйство», могут привести к недопущению, ограничению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в размещении указанных заказов одним хозяйствующим субъектам и ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов. Это лишает последних возможности принять участие в торгах и реализовать право на заключение государственного контракта с целью осуществления дальнейшей основной деятельности.

В действиях Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ОАУ «Центральное лесное хозяйство» усматриваются нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещающей соглашения между органам государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующим субъектам либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Поскольку согласно условиям государственного контракта ГКУ «Сахалинские лесничества» (часть 5 государственного контракта) осуществляют лишь приемку работ, и такой порядок приемки работ был бы предусмотрен в любом случае, независимо от способа заключения государственного контракта и подрядчика, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ГКУ «Сахалинские лесничества» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Также, в связи с тем, что государственный контракт был исполнен в полном объеме, Комиссия приняла решение не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-23/13, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело в отношении Государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Признать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и Областное автономное учреждение «Центральное лесное хозяйство» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: 

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ли Я.Х. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

при участии: от Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области – Тищенко Т.Н., Ким Чун Ха, Борисенко М.В., от ГКУ «Сахалинские лесничества» Белицкого В.Н, Носоревой А.А., от ОАУ «Центральное лесное хозяйство» - Раковского А.П., от УЭБиПК УМВД по Сахалинской области – Лещинского В.В.,

рассмотрев дело № 05-23/13 по признакам нарушения Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ОАУ «Центральное лесное хозяйство» и ГКУ «Сахалинские лесничества» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Сахалинское УФАС России поступили материалы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Сахалинской области на действия Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, которое, по мнению заявителя, неправомерно заключило государственный контракт на выполнение работ по воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках Смирныховского лесничества ОГУ «Сахалинские лесничества», с одновременной продажей лесных насаждений от 10.01.2012 № 3/2012. Контракт был заключен с ОАУ «Центральное лесное хозяйство». Цена контракта составила 81 450 рублей.

Представители Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области пояснили, что государственный контракт и договор были заключены в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005     № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), так как сумма государственного контракта составляла 81 450 рублей.

Комиссия, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (часть 2 ЛК РФ).

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (часть 3 ЛК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития от 05.07.2010 № 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее – Приказ № 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).

Согласно пункту 2 Приказа № 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.

Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Законом о размещении заказов должны быть указаны положения, определяющие:

а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.

Исходя из толкований положений статьи 19 ЛК РФ и Приказа № 270 следует, что федеральным законодательством определена возможность заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19 ЛК РФ, только на основе одного способа размещения заказов – путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона независимо от цены контракта. Иными словами, законом применительно к вышеназванным правоотношениям не предусмотрено проведение запроса котировок или размещение заказа у единственного поставщика.

Следовательно, размещение заказов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений должно осуществляться в соответствии с Законом о размещении заказов путем проведения торгов (конкурса или аукциона), по результатам которых должен заключаться смешанный договор с элементами государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству работ и договора купли-продажи лесных насаждений.       

Заключение смешанных договоров допускается пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в предмете такого договора указывается, что одновременно с выполнением работ по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины, в связи с чем заказчик передает, а исполнитель покупает лесные насаждения.

Таким образом, Приказ № 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ, и являющийся специальным нормативным правовым актом по отношению к нормам Закона о размещении заказов, не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур.

Кроме этого, требование об определении цены работ по охране, защите, воспроизводству лесов по итогам конкурса (аукциона) императивно установлено подпунктом «б» пункта 2 Приказа № 240, поэтому способом заключения смешанного договора является конкурс (аукцион).

Вместе с тем, в нарушение вышеназванного порядка между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ОАУ «Центральное лесное хозяйство» и ГКУ «Сахалинские лесничества» был заключен государственный контракт № 3/2012 от 10.01.2012 на выполнение работ по воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках Смирныховского лесничества ОГУ «Сахалинские лесничества» с единовременной продажей лесных насаждений (далее – государственный контракт).

В Приложении № 1 государственного контракта имеется протокол соглашения о контрактной цене, в соответствии с которым между министерством и ОАУ «Центральное лесное хозяйство» было достигнуто соглашение о величине контрактной цены на выполнение комплекса работ по воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках Сминыховского лесничества, в сумме 81 450 рублей.

Договор купли-продажи лесных насаждений от 10.01.2012 № 3/2012-1 заключен между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ОАУ «Центральное лесное хозяйство» (Приложение № 4 к государственному контракту). Согласно пункту 14 Договора плата по договору составляет  <…> рублей.

Комиссия Сахалинского УФАС России не принимает довод ответчиков о том, что поскольку цена контракта составляла сумму менее 100 000 рублей, государственный контракт был заключен с единственным поставщиком.

Как было указано выше, государственный контракт по охране, защите и воспроизводству лесов заключается одновременно с договором купли продажи лесных насаждений. Заключение данного договора дает хозяйствующему субъекту возможность распоряжаться имуществом (лесными насаждениями) по своему усмотрению, в том числе получать доходы от такой деятельности.

ОАУ «Центральное лесное хозяйство» представило в материалы дела сведения (исх. № 57 от 10.07.2013) о полученном доходе от продажи древесины, который составил <…> рублей.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что именно заключение договора купли-продажи лесных насаждений, который неразрывно связан с государственным контрактом по охране, защите и воспроизводству лесов (независимо цены госконтракта) дает преимущественное право не только исполнить условия государственного контракта, но и в дальнейшем получить доход от продажи лесных насаждений. Проведение конкурса или аукциона обеспечит равный доступ всех заинтересованных лиц в приобретении прав на осуществление данной деятельности.

Следовательно, действия Министерства, выразившиеся в размещении государственного заказа у единственного подрядчика – ОАУ «Центральное лесное хозяйство», могут привести к недопущению, ограничению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в размещении указанных заказов одним хозяйствующим субъектам и ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов. Это лишает последних возможности принять участие в торгах и реализовать право на заключение государственного контракта с целью осуществления дальнейшей основной деятельности.

В действиях Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ОАУ «Центральное лесное хозяйство» усматриваются нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещающей соглашения между органам государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующим субъектам либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Поскольку согласно условиям государственного контракта ГКУ «Сахалинские лесничества» (часть 5 государственного контракта) осуществляют лишь приемку работ, и такой порядок приемки работ был бы предусмотрен в любом случае, независимо от способа заключения государственного контракта и подрядчика, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ГКУ «Сахалинские лесничества» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Также, в связи с тем, что государственный контракт был исполнен в полном объеме, Комиссия приняла решение не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-23/13, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело в отношении Государственного казенного учреждения «Сахалинские лесничества» прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Признать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и Областное автономное учреждение «Центральное лесное хозяйство» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-23/13 [format] => [safe_value] => 05-23/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-04 03:21:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-04 03:21:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1386127401 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )