Решение и предписание по делу 08-05/2013, возбужденному в отношении МУП «Тепловик» по факту нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции

Номер дела: 08-05/2013
Дата публикации: 9 апреля 2013, 15:23

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-05/2013

 

05 апреля  2013 года                                                                                      г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2013

Решение изготовлено в полном объеме 05.04.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)<…>,

 

рассмотрев дело № 08-05/2012, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия «Тепловик» (694400, Сахалинская область, пгт. Тымовское, ул. Торговая, 8) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем взимания с владельцев жилых помещений благоустроенных домов пгт. Тымовское платы за введение в эксплуатацию и установку пломбы на прибор учета потребления холодной воды, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции»,

 

в присутствии:

<…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 18.02.2013 (вх. № <…>) поступило заявление на действия муниципального унитарного предприятия «Тепловик» (далее – МУП «Тепловик»), выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, взимании с владельцев жилых помещений благоустроенных домов пгт. Тымовское платы за введение в эксплуатацию и установку пломбы на прибор учета потребления холодной воды.

Ответчик указал, что МУП «Тепловик» не является исполнителем коммунальной услуги. МУП «Тепловик» оказывал услугу по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета на возмездной основе в соответствии с Прейскурантом цен, утвержденным мэром МО «Тымовский городской округ».

22.03.2013 на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России <…> пояснила, что предприятие действовало на основании прейскуранта цен, утвержденного мэром муниципального образования. Кроме того, законом не было запрещено взимание платы за такие действия.

Комиссия, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

МУП «Тепловик» зарегистрировано в качестве юридического лица <…>.

16.05.2012 заявителем уплачено <…> за допуск к прибору учета холодной воды, что подтверждается копией квитанции к приходному кассовому ордеру <…>.

МУП «Тепловик» оказывало услугу по допуску в эксплуатацию приборов учета холодной воды в пгт. Тымовское на основании Прейскуранта на оказание услуг, выполняемых организацией за счет юридических и физических лиц с 01.09.2009, утвержденного мэром МО «Тымовский городской округ».

Перечень видов деятельности, осуществляемых предприятием, определен п. 2.2 Устава МУП «Тепловик», утвержденного распоряжением КУМС МО «Тымовский городской округ» 01.07.2009, в частности, предприятие осуществляет водоснабжение, пропуск сточных вод, теплоснабжение.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

Таким образом, МУП «Тепловик» является ресурсоснабжающей организацией, что также подтверждается договором ресурсоснабжения (энергоснабжения) от 28.10.2011, заключенного между МУП «Тепловик» и обществом с ограниченной ответственностью «Сервис».

ООО «Сервис» является управляющей организацией, на обслуживании которой, в частности, находятся жилые дома по ул. Кировской, 62.

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон об энергосбережении) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Частью 5 ст. 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды и электрической энергии.

Обязанности потребителя определены п. 34 Правил, в частности, потребитель обязан при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация (п. «в»); в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (п. «г»); обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета (п. «д»).

Согласно п. 35 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила № 167) ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент.

В перечисленные обязанности потребителя не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и ст. 13 Закона об энергосбережении.

Вместе с тем, в соответствии с п. 41 Правил № 167, приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.

Таким образом, ввод в эксплуатацию приборов учета холодной воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату в размере 620 руб. 31 коп.

Согласно представленным МУП «Тепловик» сведениям за период 2009 - 2012 гг. доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, составил <…>.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, МУП «Тепловик» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Так, в норме ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что МУП «Тепловик» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем взимания с владельцев жилых помещений благоустроенных домов пгт. Тымовское платы за введение в эксплуатацию и установку пломбы на прибор учета потребления холодной воды.

Поскольку МУП «Тепловик» получило доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства, то Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи  МУП «Тепловик» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства на рынке водоснабжения.

С учетом изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 08-05/2013, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

                                                                                                                        

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «Тепловик» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать МУП «Тепловик» предписание о прекращении нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08-05/2013

 

«05» апреля 2013 года                                                                            г. Южно-Сахалинск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, частью 3 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 05.04.2013  по делу № 08-05/2013 о нарушении МУП «Тепловик» (694400, Сахалинская область, пгт. Тымовское, ул. Торговая, 8) части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «Тепловик» (694400, Сахалинская область, пгт. Тымовское, ул. Торговая, 8) в срок до 07.06.2013 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере <…>, полученный в результате взимания с граждан платы за работы по приему в эксплуатацию (опломбирование и допуск в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды.

Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, должен быть перечислен в федеральный бюджет в соответствии с банковскими реквизитами: р/с 40101810900000010000, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ИНН получателя 6501026378, КПП 650101001, УФК по Сахалинской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области), код ОКАТО 64401000000, код дохода 16111602010016000140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства.

2. МУП «Тепловик» в срок до 22.04.2013 довести до сведения владельцев жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании МУП «Тепловик», содержание решения Сахалинского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 08-05/2013, в частности, сообщить о неправомерности действий предприятия по взиманию платы в период с 01.09.2009 по 01.01.2013 за работы по допуску к индивидуальному прибору учета холодной воды (опломбирование).

3. МУП «Тепловик» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения предписания.

В соответствии с частью 2.6. статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 статьи 19.5, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

stdClass Object ( [vid] => 7950 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу 08-05/2013, возбужденному в отношении МУП «Тепловик» по факту нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7950 [type] => solution [language] => ru [created] => 1365477883 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-05/2013

 

05 апреля  2013 года                                                                                      г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2013

Решение изготовлено в полном объеме 05.04.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)<…>,

 

рассмотрев дело № 08-05/2012, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия «Тепловик» (694400, Сахалинская область, пгт. Тымовское, ул. Торговая, 8) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем взимания с владельцев жилых помещений благоустроенных домов пгт. Тымовское платы за введение в эксплуатацию и установку пломбы на прибор учета потребления холодной воды, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции»,

 

в присутствии:

<…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 18.02.2013 (вх. № <…>) поступило заявление на действия муниципального унитарного предприятия «Тепловик» (далее – МУП «Тепловик»), выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, взимании с владельцев жилых помещений благоустроенных домов пгт. Тымовское платы за введение в эксплуатацию и установку пломбы на прибор учета потребления холодной воды.

Ответчик указал, что МУП «Тепловик» не является исполнителем коммунальной услуги. МУП «Тепловик» оказывал услугу по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета на возмездной основе в соответствии с Прейскурантом цен, утвержденным мэром МО «Тымовский городской округ».

22.03.2013 на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России <…> пояснила, что предприятие действовало на основании прейскуранта цен, утвержденного мэром муниципального образования. Кроме того, законом не было запрещено взимание платы за такие действия.

Комиссия, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

МУП «Тепловик» зарегистрировано в качестве юридического лица <…>.

16.05.2012 заявителем уплачено <…> за допуск к прибору учета холодной воды, что подтверждается копией квитанции к приходному кассовому ордеру <…>.

МУП «Тепловик» оказывало услугу по допуску в эксплуатацию приборов учета холодной воды в пгт. Тымовское на основании Прейскуранта на оказание услуг, выполняемых организацией за счет юридических и физических лиц с 01.09.2009, утвержденного мэром МО «Тымовский городской округ».

Перечень видов деятельности, осуществляемых предприятием, определен п. 2.2 Устава МУП «Тепловик», утвержденного распоряжением КУМС МО «Тымовский городской округ» 01.07.2009, в частности, предприятие осуществляет водоснабжение, пропуск сточных вод, теплоснабжение.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

Таким образом, МУП «Тепловик» является ресурсоснабжающей организацией, что также подтверждается договором ресурсоснабжения (энергоснабжения) от 28.10.2011, заключенного между МУП «Тепловик» и обществом с ограниченной ответственностью «Сервис».

ООО «Сервис» является управляющей организацией, на обслуживании которой, в частности, находятся жилые дома по ул. Кировской, 62.

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон об энергосбережении) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Частью 5 ст. 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды и электрической энергии.

Обязанности потребителя определены п. 34 Правил, в частности, потребитель обязан при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация (п. «в»); в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (п. «г»); обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета (п. «д»).

Согласно п. 35 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила № 167) ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент.

В перечисленные обязанности потребителя не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и ст. 13 Закона об энергосбережении.

Вместе с тем, в соответствии с п. 41 Правил № 167, приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.

Таким образом, ввод в эксплуатацию приборов учета холодной воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату в размере 620 руб. 31 коп.

Согласно представленным МУП «Тепловик» сведениям за период 2009 - 2012 гг. доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, составил <…>.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, МУП «Тепловик» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Так, в норме ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что МУП «Тепловик» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем взимания с владельцев жилых помещений благоустроенных домов пгт. Тымовское платы за введение в эксплуатацию и установку пломбы на прибор учета потребления холодной воды.

Поскольку МУП «Тепловик» получило доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства, то Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи  МУП «Тепловик» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства на рынке водоснабжения.

С учетом изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 08-05/2013, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

                                                                                                                        

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «Тепловик» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать МУП «Тепловик» предписание о прекращении нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08-05/2013

 

«05» апреля 2013 года                                                                            г. Южно-Сахалинск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, частью 3 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 05.04.2013  по делу № 08-05/2013 о нарушении МУП «Тепловик» (694400, Сахалинская область, пгт. Тымовское, ул. Торговая, 8) части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «Тепловик» (694400, Сахалинская область, пгт. Тымовское, ул. Торговая, 8) в срок до 07.06.2013 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере <…>, полученный в результате взимания с граждан платы за работы по приему в эксплуатацию (опломбирование и допуск в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды.

Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, должен быть перечислен в федеральный бюджет в соответствии с банковскими реквизитами: р/с 40101810900000010000, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ИНН получателя 6501026378, КПП 650101001, УФК по Сахалинской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области), код ОКАТО 64401000000, код дохода 16111602010016000140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства.

2. МУП «Тепловик» в срок до 22.04.2013 довести до сведения владельцев жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании МУП «Тепловик», содержание решения Сахалинского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 08-05/2013, в частности, сообщить о неправомерности действий предприятия по взиманию платы в период с 01.09.2009 по 01.01.2013 за работы по допуску к индивидуальному прибору учета холодной воды (опломбирование).

3. МУП «Тепловик» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения предписания.

В соответствии с частью 2.6. статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 статьи 19.5, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 08-05/2013

 

05 апреля  2013 года                                                                                      г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2013

Решение изготовлено в полном объеме 05.04.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)<…>,

 

рассмотрев дело № 08-05/2012, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия «Тепловик» (694400, Сахалинская область, пгт. Тымовское, ул. Торговая, 8) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем взимания с владельцев жилых помещений благоустроенных домов пгт. Тымовское платы за введение в эксплуатацию и установку пломбы на прибор учета потребления холодной воды, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции»,

 

в присутствии:

<…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) 18.02.2013 (вх. № <…>) поступило заявление на действия муниципального унитарного предприятия «Тепловик» (далее – МУП «Тепловик»), выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, взимании с владельцев жилых помещений благоустроенных домов пгт. Тымовское платы за введение в эксплуатацию и установку пломбы на прибор учета потребления холодной воды.

Ответчик указал, что МУП «Тепловик» не является исполнителем коммунальной услуги. МУП «Тепловик» оказывал услугу по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета на возмездной основе в соответствии с Прейскурантом цен, утвержденным мэром МО «Тымовский городской округ».

22.03.2013 на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России <…> пояснила, что предприятие действовало на основании прейскуранта цен, утвержденного мэром муниципального образования. Кроме того, законом не было запрещено взимание платы за такие действия.

Комиссия, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

МУП «Тепловик» зарегистрировано в качестве юридического лица <…>.

16.05.2012 заявителем уплачено <…> за допуск к прибору учета холодной воды, что подтверждается копией квитанции к приходному кассовому ордеру <…>.

МУП «Тепловик» оказывало услугу по допуску в эксплуатацию приборов учета холодной воды в пгт. Тымовское на основании Прейскуранта на оказание услуг, выполняемых организацией за счет юридических и физических лиц с 01.09.2009, утвержденного мэром МО «Тымовский городской округ».

Перечень видов деятельности, осуществляемых предприятием, определен п. 2.2 Устава МУП «Тепловик», утвержденного распоряжением КУМС МО «Тымовский городской округ» 01.07.2009, в частности, предприятие осуществляет водоснабжение, пропуск сточных вод, теплоснабжение.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

Таким образом, МУП «Тепловик» является ресурсоснабжающей организацией, что также подтверждается договором ресурсоснабжения (энергоснабжения) от 28.10.2011, заключенного между МУП «Тепловик» и обществом с ограниченной ответственностью «Сервис».

ООО «Сервис» является управляющей организацией, на обслуживании которой, в частности, находятся жилые дома по ул. Кировской, 62.

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон об энергосбережении) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Частью 5 ст. 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды и электрической энергии.

Обязанности потребителя определены п. 34 Правил, в частности, потребитель обязан при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация (п. «в»); в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (п. «г»); обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета (п. «д»).

Согласно п. 35 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила № 167) ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент.

В перечисленные обязанности потребителя не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и ст. 13 Закона об энергосбережении.

Вместе с тем, в соответствии с п. 41 Правил № 167, приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.

Таким образом, ввод в эксплуатацию приборов учета холодной воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату в размере 620 руб. 31 коп.

Согласно представленным МУП «Тепловик» сведениям за период 2009 - 2012 гг. доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, составил <…>.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, МУП «Тепловик» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Так, в норме ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

На основании изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу о том, что МУП «Тепловик» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем взимания с владельцев жилых помещений благоустроенных домов пгт. Тымовское платы за введение в эксплуатацию и установку пломбы на прибор учета потребления холодной воды.

Поскольку МУП «Тепловик» получило доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства, то Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи  МУП «Тепловик» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства на рынке водоснабжения.

С учетом изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 08-05/2013, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 3 статьи 51 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

                                                                                                                        

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «Тепловик» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

2. Выдать МУП «Тепловик» предписание о прекращении нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08-05/2013

 

«05» апреля 2013 года                                                                            г. Южно-Сахалинск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, частью 3 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 05.04.2013  по делу № 08-05/2013 о нарушении МУП «Тепловик» (694400, Сахалинская область, пгт. Тымовское, ул. Торговая, 8) части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «Тепловик» (694400, Сахалинская область, пгт. Тымовское, ул. Торговая, 8) в срок до 07.06.2013 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере <…>, полученный в результате взимания с граждан платы за работы по приему в эксплуатацию (опломбирование и допуск в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды.

Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, должен быть перечислен в федеральный бюджет в соответствии с банковскими реквизитами: р/с 40101810900000010000, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ИНН получателя 6501026378, КПП 650101001, УФК по Сахалинской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области), код ОКАТО 64401000000, код дохода 16111602010016000140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства.

2. МУП «Тепловик» в срок до 22.04.2013 довести до сведения владельцев жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании МУП «Тепловик», содержание решения Сахалинского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 08-05/2013, в частности, сообщить о неправомерности действий предприятия по взиманию платы в период с 01.09.2009 по 01.01.2013 за работы по допуску к индивидуальному прибору учета холодной воды (опломбирование).

3. МУП «Тепловик» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения предписания.

В соответствии с частью 2.6. статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 статьи 19.5, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 08-05/2013 [format] => [safe_value] => 08-05/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-09 03:23:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-09 03:23:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1365477883 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )