Решение № 05-3/12 в отношении администрации МО ГО «Долинский» по жалобе ООО «Управление городским хозяйством»

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 05-3/12
Дата публикации: 5 марта 2013, 12:52

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-3/12 о нарушении антимонопольного законодательства

 

27 апреля 2012 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                        г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2012 года

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

при участии:

от заявителя – Дудорова В.В. по доверенности,

от ответчика – Жирова А.Н., Шумейко А.В. по доверенности.

рассмотрев дело № 05-3/12 по признакам нарушения администрацией МО ГО «Долинский» и ООО «Управление городским хозяйством» положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Сахалинское УФАС России поступило заявление ООО «Управление городским хозяйством» от 16.02.2012 № 42 на действия администрации муниципального образования городской округ «Долинский», которая, по мнению заявителя, неправомерно отменила отрытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и нарушила пункт 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, в соответствии с которым в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Заявитель просил опротестовать Постановление мэра МО ГО «Долинский» от 01.02.2012 № 102-п «Об отмене открытого конкурса» и обязать администрацию возобновить процедуру проведения открытого конкурса.

Представитель Общества на заседании Комиссии свои требования поддержал.

Представитель администрации МО ГО «Долинский» указал, что публикация извещения о проведении конкурса в газете «Долинская правда» от 13.01.2012 была осуществлена на основании несанкционированного обращения в редакцию газеты сотрудника администрации. В связи с этим, было принято Постановление мэра МО ГО «Долинский» от 07.06.2012 № 102-п «Об отмене открытого конкурса».

Также, представитель администрации сослался на часть 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

При этом, представитель пояснил, что так как до дня проведения конкурса не истек один год, в течение которого собственники должны выбрать способ управления, конкурс администрацией проводиться не может. В связи с этим, на период, пока собственники не определятся со способом управления, для управления многоквартирными домами во 2-м и 3-м микрорайонах города Долинска было выбрано ООО «Управление городским хозяйством» на основании Постановления мэра МО ГО «Долинский» от 31.08.2011 № 1007-п «О временной передаче в ООО «Управление городским хозяйством» функций по управлению многоквартирными домами и предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям 2, 3 и 5 микрорайонов в городе Долинске».

  На основании Определения об отложении рассмотрения дела № 05-3/12 от 29.03.2012, в связи с тем, что в действиях администрации и ООО «Управление городским хозяйством» усматривались признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, ООО «Управление городским хозяйством» было привлечено в качестве ответчика по делу.

На заседании Комиссии объявлялся перерыв с 17 по 19 апреля 2012 года.

Комиссия, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирован выбор способа управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Исходя из анализа вышеназванных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу, что орган местного самоуправления не может навязывать собственникам помещений какую-либо управляющую организацию. Если в течение установленного срока жители дома самостоятельно не решили вопрос управления своим домом, орган местного самоуправления, выполняя организационные функции, проводит конкурс по отбору управляющей организации. При этом собственники помещений в многоквартирном доме имеют право выбрать и реализовать способ управления домом на общем собрании вплоть до дня проведения конкурса.

Комиссией установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов был заключен Договор управления многоквартирными домами 2-го и 3-го микрорайонов от 01.06.2007 с ООО «Жилфонд».

В соответствии с письмом от 01.08.2011 № 145 ООО «Жилфонд» уведомило администрацию городского округа «Долинский» о прекращении обслуживания многоквартирных домов с 01 сентября 2011 года.

На основании Постановления мэра от 31.08.2011 № 1007-п «О временной передаче в ООО «Управление городским хозяйством» функций по управлению многоквартирными домами и предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям 2, 3 и 5 микрорайонов в городе Долинске» управляющей организацией было выбрано ООО «Управление городским хозяйством». Как пояснили представители администрации данная организация была выбрана без проведения открытого конкурса.

13.01.2012 года в газете «Долинская правда» было размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций многоквартирными домами в МО ГО «Долинский».

10.02.2012 года в газете «Долинская правда» было опубликовано Постановление мэра МО ГО «Долинский» от 07.02.2012 № 102-п «Об отмене открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании городской округ «Долинский».

В соответствии  с письмом администрации от 06.03.2012 № 12-635/12-0 причиной отмены конкурса послужило преждевременное опубликование извещения до подписания конкурсной документации организатором конкурса.

Также, в материалах дела имеется объяснительная специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Долинский»        Зюзиной В.Н., в которой она указала, что разместила объявление в газете Долинская правда» и на официальном сайте администрации без утверждения конкурсной документации.

Учитывая довод администрации и имеющиеся в деле доказательства о том, что конкурс был отменен по основаниям опубликования конкурсной документации без ее утверждения заказчиком, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности возобновления процедуры конкурса с этапа рассмотрения заявок, как этого требует ООО «Управление городским хозяйством» в своем заявлении от 16.02.2012 № 42.

В соответствии с пунктом 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Так как в материалы дела не были представлены доказательства о том, что на дату проведения конкурса – 13.02.2012, собственники многоквартирных домов выбрали и реализовали решение о способе управления многоквартирными домами, Комиссия признает нарушение администрацией МО ГО «Долинский» пункта 39 вышеназванных Правил.

Однако, данное нарушение не повлекло за собой ограничение, недопущение или устранение конкуренции на рынке управления многоквартирными домами, в частности, и для ООО «Управление городским хозяйством». Напротив, данный хозяйствующий субъект незаконно получил преференцию от администрации в виде передачи функций по управлению многоквартирными домами на основании Постановления от 31.08.2011 № 1007.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Передача в управление жилищного фонда конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия и препятствует доступу на рынок управления многоквартирными домами неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение оказывать данного вида услуги. Проведение торгов обеспечит равный доступ всех заинтересованных лиц в приобретении прав на управление многоквартирными домами и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, передача функций по управлению многоквартирными домами администрацией МО ГО «Долинский» ООО «Управление городским хозяйством» без проведения открытого конкурса является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссией не установлено и в материалах дела отсутствуют доказательства об ограничении ООО «Управление городским хозяйством» конкуренции на рынке многоквартирных домов. Более того, общество добровольно обратилось в Сахалинское УФАС России с заявлением о необходимости проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании.

Таким образом, в отношении ООО «Управление городским хозяйством» Комиссия не усматривает признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции и по данному основанию дело прекращает.

В связи с тем, что за нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции ответственность несут все стороны соглашений или согласованных действий, то в действиях администрации также не усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-3/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Управление городским хозяйством», дело в отношении данного хозяйствующего субъекта прекратить.

2. Признать администрацию муниципального образования городской округ «Долинский» нарушившей  пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании Постановления мэра МО ГО «Долинский» от 21.08.2011     № 1007-п и передаче функций по управлению многоквартирными домами ООО «Управление городским хозяйством» без проведения конкурса.

3. Выдать администрации МО ГО «Долинский» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

 

stdClass Object ( [vid] => 7893 [uid] => 5 [title] => Решение № 05-3/12 в отношении администрации МО ГО «Долинский» по жалобе ООО «Управление городским хозяйством» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7893 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362444795 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-3/12 о нарушении антимонопольного законодательства

 

27 апреля 2012 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                        г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2012 года

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

при участии:

от заявителя – Дудорова В.В. по доверенности,

от ответчика – Жирова А.Н., Шумейко А.В. по доверенности.

рассмотрев дело № 05-3/12 по признакам нарушения администрацией МО ГО «Долинский» и ООО «Управление городским хозяйством» положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Сахалинское УФАС России поступило заявление ООО «Управление городским хозяйством» от 16.02.2012 № 42 на действия администрации муниципального образования городской округ «Долинский», которая, по мнению заявителя, неправомерно отменила отрытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и нарушила пункт 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, в соответствии с которым в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Заявитель просил опротестовать Постановление мэра МО ГО «Долинский» от 01.02.2012 № 102-п «Об отмене открытого конкурса» и обязать администрацию возобновить процедуру проведения открытого конкурса.

Представитель Общества на заседании Комиссии свои требования поддержал.

Представитель администрации МО ГО «Долинский» указал, что публикация извещения о проведении конкурса в газете «Долинская правда» от 13.01.2012 была осуществлена на основании несанкционированного обращения в редакцию газеты сотрудника администрации. В связи с этим, было принято Постановление мэра МО ГО «Долинский» от 07.06.2012 № 102-п «Об отмене открытого конкурса».

Также, представитель администрации сослался на часть 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

При этом, представитель пояснил, что так как до дня проведения конкурса не истек один год, в течение которого собственники должны выбрать способ управления, конкурс администрацией проводиться не может. В связи с этим, на период, пока собственники не определятся со способом управления, для управления многоквартирными домами во 2-м и 3-м микрорайонах города Долинска было выбрано ООО «Управление городским хозяйством» на основании Постановления мэра МО ГО «Долинский» от 31.08.2011 № 1007-п «О временной передаче в ООО «Управление городским хозяйством» функций по управлению многоквартирными домами и предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям 2, 3 и 5 микрорайонов в городе Долинске».

  На основании Определения об отложении рассмотрения дела № 05-3/12 от 29.03.2012, в связи с тем, что в действиях администрации и ООО «Управление городским хозяйством» усматривались признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, ООО «Управление городским хозяйством» было привлечено в качестве ответчика по делу.

На заседании Комиссии объявлялся перерыв с 17 по 19 апреля 2012 года.

Комиссия, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирован выбор способа управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Исходя из анализа вышеназванных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу, что орган местного самоуправления не может навязывать собственникам помещений какую-либо управляющую организацию. Если в течение установленного срока жители дома самостоятельно не решили вопрос управления своим домом, орган местного самоуправления, выполняя организационные функции, проводит конкурс по отбору управляющей организации. При этом собственники помещений в многоквартирном доме имеют право выбрать и реализовать способ управления домом на общем собрании вплоть до дня проведения конкурса.

Комиссией установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов был заключен Договор управления многоквартирными домами 2-го и 3-го микрорайонов от 01.06.2007 с ООО «Жилфонд».

В соответствии с письмом от 01.08.2011 № 145 ООО «Жилфонд» уведомило администрацию городского округа «Долинский» о прекращении обслуживания многоквартирных домов с 01 сентября 2011 года.

На основании Постановления мэра от 31.08.2011 № 1007-п «О временной передаче в ООО «Управление городским хозяйством» функций по управлению многоквартирными домами и предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям 2, 3 и 5 микрорайонов в городе Долинске» управляющей организацией было выбрано ООО «Управление городским хозяйством». Как пояснили представители администрации данная организация была выбрана без проведения открытого конкурса.

13.01.2012 года в газете «Долинская правда» было размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций многоквартирными домами в МО ГО «Долинский».

10.02.2012 года в газете «Долинская правда» было опубликовано Постановление мэра МО ГО «Долинский» от 07.02.2012 № 102-п «Об отмене открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании городской округ «Долинский».

В соответствии  с письмом администрации от 06.03.2012 № 12-635/12-0 причиной отмены конкурса послужило преждевременное опубликование извещения до подписания конкурсной документации организатором конкурса.

Также, в материалах дела имеется объяснительная специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Долинский»        Зюзиной В.Н., в которой она указала, что разместила объявление в газете Долинская правда» и на официальном сайте администрации без утверждения конкурсной документации.

Учитывая довод администрации и имеющиеся в деле доказательства о том, что конкурс был отменен по основаниям опубликования конкурсной документации без ее утверждения заказчиком, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности возобновления процедуры конкурса с этапа рассмотрения заявок, как этого требует ООО «Управление городским хозяйством» в своем заявлении от 16.02.2012 № 42.

В соответствии с пунктом 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Так как в материалы дела не были представлены доказательства о том, что на дату проведения конкурса – 13.02.2012, собственники многоквартирных домов выбрали и реализовали решение о способе управления многоквартирными домами, Комиссия признает нарушение администрацией МО ГО «Долинский» пункта 39 вышеназванных Правил.

Однако, данное нарушение не повлекло за собой ограничение, недопущение или устранение конкуренции на рынке управления многоквартирными домами, в частности, и для ООО «Управление городским хозяйством». Напротив, данный хозяйствующий субъект незаконно получил преференцию от администрации в виде передачи функций по управлению многоквартирными домами на основании Постановления от 31.08.2011 № 1007.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Передача в управление жилищного фонда конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия и препятствует доступу на рынок управления многоквартирными домами неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение оказывать данного вида услуги. Проведение торгов обеспечит равный доступ всех заинтересованных лиц в приобретении прав на управление многоквартирными домами и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, передача функций по управлению многоквартирными домами администрацией МО ГО «Долинский» ООО «Управление городским хозяйством» без проведения открытого конкурса является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссией не установлено и в материалах дела отсутствуют доказательства об ограничении ООО «Управление городским хозяйством» конкуренции на рынке многоквартирных домов. Более того, общество добровольно обратилось в Сахалинское УФАС России с заявлением о необходимости проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании.

Таким образом, в отношении ООО «Управление городским хозяйством» Комиссия не усматривает признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции и по данному основанию дело прекращает.

В связи с тем, что за нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции ответственность несут все стороны соглашений или согласованных действий, то в действиях администрации также не усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-3/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Управление городским хозяйством», дело в отношении данного хозяйствующего субъекта прекратить.

2. Признать администрацию муниципального образования городской округ «Долинский» нарушившей  пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании Постановления мэра МО ГО «Долинский» от 21.08.2011     № 1007-п и передаче функций по управлению многоквартирными домами ООО «Управление городским хозяйством» без проведения конкурса.

3. Выдать администрации МО ГО «Долинский» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-3/12 о нарушении антимонопольного законодательства

 

27 апреля 2012 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                        г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2012 года

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: 

Тыченок Г.Н. – руководитель Сахалинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;

Кочергина Ю.В. – заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

при участии:

от заявителя – Дудорова В.В. по доверенности,

от ответчика – Жирова А.Н., Шумейко А.В. по доверенности.

рассмотрев дело № 05-3/12 по признакам нарушения администрацией МО ГО «Долинский» и ООО «Управление городским хозяйством» положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Сахалинское УФАС России поступило заявление ООО «Управление городским хозяйством» от 16.02.2012 № 42 на действия администрации муниципального образования городской округ «Долинский», которая, по мнению заявителя, неправомерно отменила отрытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и нарушила пункт 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, в соответствии с которым в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Заявитель просил опротестовать Постановление мэра МО ГО «Долинский» от 01.02.2012 № 102-п «Об отмене открытого конкурса» и обязать администрацию возобновить процедуру проведения открытого конкурса.

Представитель Общества на заседании Комиссии свои требования поддержал.

Представитель администрации МО ГО «Долинский» указал, что публикация извещения о проведении конкурса в газете «Долинская правда» от 13.01.2012 была осуществлена на основании несанкционированного обращения в редакцию газеты сотрудника администрации. В связи с этим, было принято Постановление мэра МО ГО «Долинский» от 07.06.2012 № 102-п «Об отмене открытого конкурса».

Также, представитель администрации сослался на часть 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

При этом, представитель пояснил, что так как до дня проведения конкурса не истек один год, в течение которого собственники должны выбрать способ управления, конкурс администрацией проводиться не может. В связи с этим, на период, пока собственники не определятся со способом управления, для управления многоквартирными домами во 2-м и 3-м микрорайонах города Долинска было выбрано ООО «Управление городским хозяйством» на основании Постановления мэра МО ГО «Долинский» от 31.08.2011 № 1007-п «О временной передаче в ООО «Управление городским хозяйством» функций по управлению многоквартирными домами и предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям 2, 3 и 5 микрорайонов в городе Долинске».

  На основании Определения об отложении рассмотрения дела № 05-3/12 от 29.03.2012, в связи с тем, что в действиях администрации и ООО «Управление городским хозяйством» усматривались признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, ООО «Управление городским хозяйством» было привлечено в качестве ответчика по делу.

На заседании Комиссии объявлялся перерыв с 17 по 19 апреля 2012 года.

Комиссия, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирован выбор способа управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Исходя из анализа вышеназванных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу, что орган местного самоуправления не может навязывать собственникам помещений какую-либо управляющую организацию. Если в течение установленного срока жители дома самостоятельно не решили вопрос управления своим домом, орган местного самоуправления, выполняя организационные функции, проводит конкурс по отбору управляющей организации. При этом собственники помещений в многоквартирном доме имеют право выбрать и реализовать способ управления домом на общем собрании вплоть до дня проведения конкурса.

Комиссией установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов был заключен Договор управления многоквартирными домами 2-го и 3-го микрорайонов от 01.06.2007 с ООО «Жилфонд».

В соответствии с письмом от 01.08.2011 № 145 ООО «Жилфонд» уведомило администрацию городского округа «Долинский» о прекращении обслуживания многоквартирных домов с 01 сентября 2011 года.

На основании Постановления мэра от 31.08.2011 № 1007-п «О временной передаче в ООО «Управление городским хозяйством» функций по управлению многоквартирными домами и предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям 2, 3 и 5 микрорайонов в городе Долинске» управляющей организацией было выбрано ООО «Управление городским хозяйством». Как пояснили представители администрации данная организация была выбрана без проведения открытого конкурса.

13.01.2012 года в газете «Долинская правда» было размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций многоквартирными домами в МО ГО «Долинский».

10.02.2012 года в газете «Долинская правда» было опубликовано Постановление мэра МО ГО «Долинский» от 07.02.2012 № 102-п «Об отмене открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании городской округ «Долинский».

В соответствии  с письмом администрации от 06.03.2012 № 12-635/12-0 причиной отмены конкурса послужило преждевременное опубликование извещения до подписания конкурсной документации организатором конкурса.

Также, в материалах дела имеется объяснительная специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Долинский»        Зюзиной В.Н., в которой она указала, что разместила объявление в газете Долинская правда» и на официальном сайте администрации без утверждения конкурсной документации.

Учитывая довод администрации и имеющиеся в деле доказательства о том, что конкурс был отменен по основаниям опубликования конкурсной документации без ее утверждения заказчиком, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности возобновления процедуры конкурса с этапа рассмотрения заявок, как этого требует ООО «Управление городским хозяйством» в своем заявлении от 16.02.2012 № 42.

В соответствии с пунктом 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Так как в материалы дела не были представлены доказательства о том, что на дату проведения конкурса – 13.02.2012, собственники многоквартирных домов выбрали и реализовали решение о способе управления многоквартирными домами, Комиссия признает нарушение администрацией МО ГО «Долинский» пункта 39 вышеназванных Правил.

Однако, данное нарушение не повлекло за собой ограничение, недопущение или устранение конкуренции на рынке управления многоквартирными домами, в частности, и для ООО «Управление городским хозяйством». Напротив, данный хозяйствующий субъект незаконно получил преференцию от администрации в виде передачи функций по управлению многоквартирными домами на основании Постановления от 31.08.2011 № 1007.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Передача в управление жилищного фонда конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия и препятствует доступу на рынок управления многоквартирными домами неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение оказывать данного вида услуги. Проведение торгов обеспечит равный доступ всех заинтересованных лиц в приобретении прав на управление многоквартирными домами и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, передача функций по управлению многоквартирными домами администрацией МО ГО «Долинский» ООО «Управление городским хозяйством» без проведения открытого конкурса является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссией не установлено и в материалах дела отсутствуют доказательства об ограничении ООО «Управление городским хозяйством» конкуренции на рынке многоквартирных домов. Более того, общество добровольно обратилось в Сахалинское УФАС России с заявлением о необходимости проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании.

Таким образом, в отношении ООО «Управление городским хозяйством» Комиссия не усматривает признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции и по данному основанию дело прекращает.

В связи с тем, что за нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции ответственность несут все стороны соглашений или согласованных действий, то в действиях администрации также не усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-3/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Управление городским хозяйством», дело в отношении данного хозяйствующего субъекта прекратить.

2. Признать администрацию муниципального образования городской округ «Долинский» нарушившей  пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании Постановления мэра МО ГО «Долинский» от 21.08.2011     № 1007-п и передаче функций по управлению многоквартирными домами ООО «Управление городским хозяйством» без проведения конкурса.

3. Выдать администрации МО ГО «Долинский» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-3/12 [format] => [safe_value] => 05-3/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 00:52:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 00:52:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362444795 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )