Решение по делу № 05-7/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 05-7/12
Дата публикации: 16 июля 2012, 18:50

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-7/12 о нарушении антимонопольного законодательства

 

31 мая 2012 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                г. Южно-Сахалинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

рассмотрев дело № 05-7/12 по признакам нарушения Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В июле 2011 года Сахалинским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-10/11 в отношении Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям. Основанием для возбуждения дела послужили обращения предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки грузов по Сахалинской области и Дальневосточному региону.

Заявители указали, что сотрудники Россельхознадзора обязывают предоставлять транспортные средства для досмотра только на арендуемую у Холмского морского торгового порта территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», въезд на которую осуществляется за плату. По мнению заявителей, такие действия Россельхознадзора влекут непредусмотренные законодательством и необоснованные дополнительные расходы.

Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям было признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещаются необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Управлением Россельхознадзора решение и предписание антимонопольного органа в судебном порядке не обжаловались, но и не были исполнены.

12 декабря 2011 года в Сахалинское УФАС России поступило обращение предпринимателей о том, что несмотря на принятое решение и предписание Управление Россельхознадзора продолжает нарушать антимонопольное законодательство.

В связи с неисполнением предписания, Сахалинское УФАС России приняло решение об обращении в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о понуждении Управления Россельхознадзора к исполнению предписания.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 10.11.2011 № 557 «О Схеме размещения территориальных управлений Россельхознадзора», в связи с изменением сферы деятельности, Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям было переименовано в Управление Росельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Управление Россельхознадзора по Приморскому краю было переименовано в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области.

В связи с этим, Арбитражный суд Хабаровского края по делу № А73-1313/2012 отказал в удовлетворении требований антимонопольного органа о понуждении к исполнению предписания по основаниям отсутствия надлежащего ответчика.

При таких обстоятельствах, Сахалинским УФАС России было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства         № 05-7/12 в отношении Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области по тем же основаниям, которые были предметом при рассмотрении дела № 05-10/11, а именно: установление Управлением Россельхознадзора необоснованных требований к предпринимателям о прохождении контрольно-надзорных мероприятий на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», ОАО «Холмский морской торговый порт», ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис», Сахалинский транспортный прокурор.

Представитель предпринимателей подтвердил все обращения в антимонопольный орган и указал, что на момент рассмотрения настоящего дела ситуация не изменилась. Инспекторы Россельхознадзора продолжают заставлять грузоперевозчиков заезжать на платную стоянку. Если бы платной стоянки на территории порта не существовало, то грузоперевозчики не несли бы финансовых потерь в этой части.

Представители Управления Россельхознадзора просили прекратить производство по делу, указав на то, что администрацией ОАО «Холмский морской торговый порт» определен участок для проведения контрольно-надзорных мероприятий. В случае отведения администрацией порта другой или дополнительной площадки, осмотр подконтрольных грузов будет осуществляться на данной территории. При проведении контрольно-надзорных мероприятий управлением не взимаются денежные средства с предпринимателей.

Генеральный директор ОАО «Холмский морской торговый порт» пояснил, что поскольку порт является технологической территорией, проведение контрольно-надзорных мероприятий на территории порта невозможно и запрещено правилами внутреннего распорядка. Также отметил, что оформление документов к перевозке транспорта осуществляет ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис». Прежде чем транспорт заходит на территорию порта, ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис» представляет порту реестр транспорта, представленного к паромной переправе, к которому в коносаменте указано, с каким грузом будет отправлен транспорт. Соответственно, если транспорт следует с продуктами животного происхождения, данный транспорт подлежит досмотру Россельхознадзором.

Генеральный директор ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» пояснил, что компанией заключен договор с Холмским морским портом на аренду земельного участка на территории порта, который представляет собой бетонную площадку. Машины могут оставаться на ночь под охраной. Имеется смотровая площадка. На данной площадке имеется рефрижераторный контейнер.

Генеральный директор ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис» пояснил, что согласно заключенному с ОАО «Холмский морской торговый порт» договору, компания собирает по действующим ставкам порта тарифы за проезд по территории порта, а затем перечисляет их порту. Клиент обращается с заявкой о согласовании перевозки на паромной переправе Холмск-Ванино на определенную дату. По этой заявке ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис» согласовывает предварительную дату. К указанной дате клиент оплачивает морскую перевозку, билет, услуги порта. Все это прописывается в коносаменте. Также пояснил, что прежде чем заехать в порт, владельцы автомобилей должны получить разрешение в Россельхознадзоре на проезд по территории порта. Указал, что в июле 2011 года обществу было выдано предписание от Управления Россельхознадзора о запрете вывоза, выезда и погрузке подконтрольной Россельхознадзору продукции, не прошедшей ветеринарный контроль.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993         № 4979-1 «О ветеринарии» задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляет в том числе федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, таким органом исполнительной власти является Россельхознадзор и его территориальные органы.

Россельхознадзор как специально уполномоченный орган осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.

Комиссией установлено, что в соответствии с письмом Управления Росельхознадзора от 26.05.2011 № 02-24/850 в ООО «Холмский морской торговый порт» последнему предписывалось решить вопрос об отведении и оборудовании на территории порта места по досмотру подконтрольных управлению грузов.

ОАО «Холмский морской торговый порт» был передан в аренду земельный участок ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (Договор аренды от 01.06.2011 № 525/06/11). В соответствии с договором аренды сдаваемый объект предназначен для использования в качестве производственной площадки для обработки, временного хранения транспортных средств.

В свою очередь, Управление Россельхознадзора, используя административный ресурс, обязывало перевозчиков грузов предоставлять транспортные средства для досмотра подконтрольных грузов исключительно на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто». Это подтверждается заявлениями предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, их пояснениями на заседании Комиссии, актом от 16.07.2011 об отказе проводить надзорные мероприятия вне территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В материалах дела имеются счета за оказанные ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» услуги, которые подтверждают, что предприниматели вынуждены пользоваться услугами данной организации, поскольку вне территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» Управление Россельхознадзора отказывается проводить надзорные мероприятия. Так, согласно Расчету стоимости № 653 от 26.10.2011 стоимость услуг, предоставленных ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», составила 2234 рубля, из них услуги терминала – 930 рублей, услуги грузчиков – 1304 рубля. Согласно расчету стоимости № 529 от 26.10.2011 стоимость услуг составила 3538 рублей, из них услуги терминала – 930 рублей, услуги грузчиков – 2608 рублей. Согласно расчету стоимости № 83 от 19.01.2012 стоимость услуг составила 2886 рублей, из них услуги терминала – 930 рублей, услуги грузчиков – 1956 рублей.

Как пояснили заявители, в случае, если бы Управление Россельхознадзора не обязывало перевозчиков предоставлять транспортные средства на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», то перевозчики в услугах данной организации вообще не нуждались бы.

Также, в материалах дела имеются предписания от 21.07.2011, выданные Управлением Россельхознадзора ОАО «Холмский морской торговый порт» (исх. № 02-1131), ЗАО ТЭК «Дальтранссервис» (исх. № 02-1132), ОАО «Сахалинское морское пароходство» (исх. № 02-1133), согласно которым указанным хозяйствующим субъектам предписывалось запретить въезд и выезд на территорию Холмского морского порта, осуществление погрузки, перевозку продукции, подконтрольной Россельхознадзору и не прошедшей контрольно надзорные мероприятия.

Проанализировав указанные предписания, Комиссия приходит к выводу, что Управление Россельхознадзора не только обязывает предпринимателей проходить контрольно-надзорные мероприятия на платной территории, но и запрещает порту и перевозчикам осуществлять какие-либо операции с грузом (пропуск груза на территорию порта, погрузка, выгрузка, перевозка), что не предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом, очевиден тот факт, что действия Управления Россельхознадзора по выдаче предписаний ОАО «ХМТП», ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис», ОАО «СМП» направлены на обязывание предпринимателей – перевозчиков грузов проходить контрольно-надзорные мероприятия только на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей является недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2008 № 10-П государственный контроль в сфере экономической деятельности, в том числе контроль за соответствием реализуемой индивидуальными предпринимателями продукции обязательным требованиям, должен, по общему правилу, обеспечиваться бюджетными средствами, формируемыми за счет налогов и сборов либо доходов, получаемых посредством оказания публичных услуг подконтрольным лицам.

Из смысла указанного постановления следует, что лица, в отношении которых осуществляются надзорные мероприятия, не должны нести никаких затрат – ни прямо, ни косвенно.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Управления Россельхознадзора, связанные с требованиями прохождения контрольно-надзорных мероприятий на территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», влекут для перевозчиков грузов дополнительные и ничем не предусмотренные расходы.  Предприниматели, осуществляющие перевозку подконтрольных грузов, фактически оплачивают возможность доступа к месту проведения осмотра грузов.

Устанавливая необоснованные требования к хозяйствующим субъектам, Управление Россельхознадзора нарушило пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещаются необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Ответственность за нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-7/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающий федеральным органам исполнительной власти устанавливать не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам, а именно – предоставлять транспортные средства для проведения контрольно-надзорных мероприятий на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

2. Выдать Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ:

Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области предпринять действия, направленные на обеспечение бесплатности процедуры прохождения ветеринарного контроля, в частности, прекратить навязывание подконтрольным хозяйствующим субъектам пользование платными услугами третьих лиц при осуществлении Управлением Россельхознадзора контрольно-надзорных функций в отношении данных хозяйствующих субъектов.

stdClass Object ( [vid] => 7755 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 05-7/12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7755 [type] => solution [language] => ru [created] => 1342421445 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-7/12 о нарушении антимонопольного законодательства

 

31 мая 2012 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                г. Южно-Сахалинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

рассмотрев дело № 05-7/12 по признакам нарушения Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В июле 2011 года Сахалинским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-10/11 в отношении Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям. Основанием для возбуждения дела послужили обращения предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки грузов по Сахалинской области и Дальневосточному региону.

Заявители указали, что сотрудники Россельхознадзора обязывают предоставлять транспортные средства для досмотра только на арендуемую у Холмского морского торгового порта территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», въезд на которую осуществляется за плату. По мнению заявителей, такие действия Россельхознадзора влекут непредусмотренные законодательством и необоснованные дополнительные расходы.

Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям было признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещаются необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Управлением Россельхознадзора решение и предписание антимонопольного органа в судебном порядке не обжаловались, но и не были исполнены.

12 декабря 2011 года в Сахалинское УФАС России поступило обращение предпринимателей о том, что несмотря на принятое решение и предписание Управление Россельхознадзора продолжает нарушать антимонопольное законодательство.

В связи с неисполнением предписания, Сахалинское УФАС России приняло решение об обращении в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о понуждении Управления Россельхознадзора к исполнению предписания.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 10.11.2011 № 557 «О Схеме размещения территориальных управлений Россельхознадзора», в связи с изменением сферы деятельности, Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям было переименовано в Управление Росельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Управление Россельхознадзора по Приморскому краю было переименовано в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области.

В связи с этим, Арбитражный суд Хабаровского края по делу № А73-1313/2012 отказал в удовлетворении требований антимонопольного органа о понуждении к исполнению предписания по основаниям отсутствия надлежащего ответчика.

При таких обстоятельствах, Сахалинским УФАС России было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства         № 05-7/12 в отношении Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области по тем же основаниям, которые были предметом при рассмотрении дела № 05-10/11, а именно: установление Управлением Россельхознадзора необоснованных требований к предпринимателям о прохождении контрольно-надзорных мероприятий на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», ОАО «Холмский морской торговый порт», ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис», Сахалинский транспортный прокурор.

Представитель предпринимателей подтвердил все обращения в антимонопольный орган и указал, что на момент рассмотрения настоящего дела ситуация не изменилась. Инспекторы Россельхознадзора продолжают заставлять грузоперевозчиков заезжать на платную стоянку. Если бы платной стоянки на территории порта не существовало, то грузоперевозчики не несли бы финансовых потерь в этой части.

Представители Управления Россельхознадзора просили прекратить производство по делу, указав на то, что администрацией ОАО «Холмский морской торговый порт» определен участок для проведения контрольно-надзорных мероприятий. В случае отведения администрацией порта другой или дополнительной площадки, осмотр подконтрольных грузов будет осуществляться на данной территории. При проведении контрольно-надзорных мероприятий управлением не взимаются денежные средства с предпринимателей.

Генеральный директор ОАО «Холмский морской торговый порт» пояснил, что поскольку порт является технологической территорией, проведение контрольно-надзорных мероприятий на территории порта невозможно и запрещено правилами внутреннего распорядка. Также отметил, что оформление документов к перевозке транспорта осуществляет ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис». Прежде чем транспорт заходит на территорию порта, ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис» представляет порту реестр транспорта, представленного к паромной переправе, к которому в коносаменте указано, с каким грузом будет отправлен транспорт. Соответственно, если транспорт следует с продуктами животного происхождения, данный транспорт подлежит досмотру Россельхознадзором.

Генеральный директор ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» пояснил, что компанией заключен договор с Холмским морским портом на аренду земельного участка на территории порта, который представляет собой бетонную площадку. Машины могут оставаться на ночь под охраной. Имеется смотровая площадка. На данной площадке имеется рефрижераторный контейнер.

Генеральный директор ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис» пояснил, что согласно заключенному с ОАО «Холмский морской торговый порт» договору, компания собирает по действующим ставкам порта тарифы за проезд по территории порта, а затем перечисляет их порту. Клиент обращается с заявкой о согласовании перевозки на паромной переправе Холмск-Ванино на определенную дату. По этой заявке ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис» согласовывает предварительную дату. К указанной дате клиент оплачивает морскую перевозку, билет, услуги порта. Все это прописывается в коносаменте. Также пояснил, что прежде чем заехать в порт, владельцы автомобилей должны получить разрешение в Россельхознадзоре на проезд по территории порта. Указал, что в июле 2011 года обществу было выдано предписание от Управления Россельхознадзора о запрете вывоза, выезда и погрузке подконтрольной Россельхознадзору продукции, не прошедшей ветеринарный контроль.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993         № 4979-1 «О ветеринарии» задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляет в том числе федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, таким органом исполнительной власти является Россельхознадзор и его территориальные органы.

Россельхознадзор как специально уполномоченный орган осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.

Комиссией установлено, что в соответствии с письмом Управления Росельхознадзора от 26.05.2011 № 02-24/850 в ООО «Холмский морской торговый порт» последнему предписывалось решить вопрос об отведении и оборудовании на территории порта места по досмотру подконтрольных управлению грузов.

ОАО «Холмский морской торговый порт» был передан в аренду земельный участок ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (Договор аренды от 01.06.2011 № 525/06/11). В соответствии с договором аренды сдаваемый объект предназначен для использования в качестве производственной площадки для обработки, временного хранения транспортных средств.

В свою очередь, Управление Россельхознадзора, используя административный ресурс, обязывало перевозчиков грузов предоставлять транспортные средства для досмотра подконтрольных грузов исключительно на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто». Это подтверждается заявлениями предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, их пояснениями на заседании Комиссии, актом от 16.07.2011 об отказе проводить надзорные мероприятия вне территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В материалах дела имеются счета за оказанные ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» услуги, которые подтверждают, что предприниматели вынуждены пользоваться услугами данной организации, поскольку вне территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» Управление Россельхознадзора отказывается проводить надзорные мероприятия. Так, согласно Расчету стоимости № 653 от 26.10.2011 стоимость услуг, предоставленных ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», составила 2234 рубля, из них услуги терминала – 930 рублей, услуги грузчиков – 1304 рубля. Согласно расчету стоимости № 529 от 26.10.2011 стоимость услуг составила 3538 рублей, из них услуги терминала – 930 рублей, услуги грузчиков – 2608 рублей. Согласно расчету стоимости № 83 от 19.01.2012 стоимость услуг составила 2886 рублей, из них услуги терминала – 930 рублей, услуги грузчиков – 1956 рублей.

Как пояснили заявители, в случае, если бы Управление Россельхознадзора не обязывало перевозчиков предоставлять транспортные средства на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», то перевозчики в услугах данной организации вообще не нуждались бы.

Также, в материалах дела имеются предписания от 21.07.2011, выданные Управлением Россельхознадзора ОАО «Холмский морской торговый порт» (исх. № 02-1131), ЗАО ТЭК «Дальтранссервис» (исх. № 02-1132), ОАО «Сахалинское морское пароходство» (исх. № 02-1133), согласно которым указанным хозяйствующим субъектам предписывалось запретить въезд и выезд на территорию Холмского морского порта, осуществление погрузки, перевозку продукции, подконтрольной Россельхознадзору и не прошедшей контрольно надзорные мероприятия.

Проанализировав указанные предписания, Комиссия приходит к выводу, что Управление Россельхознадзора не только обязывает предпринимателей проходить контрольно-надзорные мероприятия на платной территории, но и запрещает порту и перевозчикам осуществлять какие-либо операции с грузом (пропуск груза на территорию порта, погрузка, выгрузка, перевозка), что не предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом, очевиден тот факт, что действия Управления Россельхознадзора по выдаче предписаний ОАО «ХМТП», ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис», ОАО «СМП» направлены на обязывание предпринимателей – перевозчиков грузов проходить контрольно-надзорные мероприятия только на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей является недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2008 № 10-П государственный контроль в сфере экономической деятельности, в том числе контроль за соответствием реализуемой индивидуальными предпринимателями продукции обязательным требованиям, должен, по общему правилу, обеспечиваться бюджетными средствами, формируемыми за счет налогов и сборов либо доходов, получаемых посредством оказания публичных услуг подконтрольным лицам.

Из смысла указанного постановления следует, что лица, в отношении которых осуществляются надзорные мероприятия, не должны нести никаких затрат – ни прямо, ни косвенно.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Управления Россельхознадзора, связанные с требованиями прохождения контрольно-надзорных мероприятий на территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», влекут для перевозчиков грузов дополнительные и ничем не предусмотренные расходы.  Предприниматели, осуществляющие перевозку подконтрольных грузов, фактически оплачивают возможность доступа к месту проведения осмотра грузов.

Устанавливая необоснованные требования к хозяйствующим субъектам, Управление Россельхознадзора нарушило пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещаются необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Ответственность за нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-7/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающий федеральным органам исполнительной власти устанавливать не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам, а именно – предоставлять транспортные средства для проведения контрольно-надзорных мероприятий на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

2. Выдать Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ:

Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области предпринять действия, направленные на обеспечение бесплатности процедуры прохождения ветеринарного контроля, в частности, прекратить навязывание подконтрольным хозяйствующим субъектам пользование платными услугами третьих лиц при осуществлении Управлением Россельхознадзора контрольно-надзорных функций в отношении данных хозяйствующих субъектов.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-7/12 о нарушении антимонопольного законодательства

 

31 мая 2012 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                г. Южно-Сахалинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

рассмотрев дело № 05-7/12 по признакам нарушения Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В июле 2011 года Сахалинским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-10/11 в отношении Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям. Основанием для возбуждения дела послужили обращения предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки грузов по Сахалинской области и Дальневосточному региону.

Заявители указали, что сотрудники Россельхознадзора обязывают предоставлять транспортные средства для досмотра только на арендуемую у Холмского морского торгового порта территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», въезд на которую осуществляется за плату. По мнению заявителей, такие действия Россельхознадзора влекут непредусмотренные законодательством и необоснованные дополнительные расходы.

Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям было признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещаются необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Управлением Россельхознадзора решение и предписание антимонопольного органа в судебном порядке не обжаловались, но и не были исполнены.

12 декабря 2011 года в Сахалинское УФАС России поступило обращение предпринимателей о том, что несмотря на принятое решение и предписание Управление Россельхознадзора продолжает нарушать антимонопольное законодательство.

В связи с неисполнением предписания, Сахалинское УФАС России приняло решение об обращении в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о понуждении Управления Россельхознадзора к исполнению предписания.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 10.11.2011 № 557 «О Схеме размещения территориальных управлений Россельхознадзора», в связи с изменением сферы деятельности, Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям было переименовано в Управление Росельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Управление Россельхознадзора по Приморскому краю было переименовано в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области.

В связи с этим, Арбитражный суд Хабаровского края по делу № А73-1313/2012 отказал в удовлетворении требований антимонопольного органа о понуждении к исполнению предписания по основаниям отсутствия надлежащего ответчика.

При таких обстоятельствах, Сахалинским УФАС России было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства         № 05-7/12 в отношении Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области по тем же основаниям, которые были предметом при рассмотрении дела № 05-10/11, а именно: установление Управлением Россельхознадзора необоснованных требований к предпринимателям о прохождении контрольно-надзорных мероприятий на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», ОАО «Холмский морской торговый порт», ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис», Сахалинский транспортный прокурор.

Представитель предпринимателей подтвердил все обращения в антимонопольный орган и указал, что на момент рассмотрения настоящего дела ситуация не изменилась. Инспекторы Россельхознадзора продолжают заставлять грузоперевозчиков заезжать на платную стоянку. Если бы платной стоянки на территории порта не существовало, то грузоперевозчики не несли бы финансовых потерь в этой части.

Представители Управления Россельхознадзора просили прекратить производство по делу, указав на то, что администрацией ОАО «Холмский морской торговый порт» определен участок для проведения контрольно-надзорных мероприятий. В случае отведения администрацией порта другой или дополнительной площадки, осмотр подконтрольных грузов будет осуществляться на данной территории. При проведении контрольно-надзорных мероприятий управлением не взимаются денежные средства с предпринимателей.

Генеральный директор ОАО «Холмский морской торговый порт» пояснил, что поскольку порт является технологической территорией, проведение контрольно-надзорных мероприятий на территории порта невозможно и запрещено правилами внутреннего распорядка. Также отметил, что оформление документов к перевозке транспорта осуществляет ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис». Прежде чем транспорт заходит на территорию порта, ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис» представляет порту реестр транспорта, представленного к паромной переправе, к которому в коносаменте указано, с каким грузом будет отправлен транспорт. Соответственно, если транспорт следует с продуктами животного происхождения, данный транспорт подлежит досмотру Россельхознадзором.

Генеральный директор ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» пояснил, что компанией заключен договор с Холмским морским портом на аренду земельного участка на территории порта, который представляет собой бетонную площадку. Машины могут оставаться на ночь под охраной. Имеется смотровая площадка. На данной площадке имеется рефрижераторный контейнер.

Генеральный директор ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис» пояснил, что согласно заключенному с ОАО «Холмский морской торговый порт» договору, компания собирает по действующим ставкам порта тарифы за проезд по территории порта, а затем перечисляет их порту. Клиент обращается с заявкой о согласовании перевозки на паромной переправе Холмск-Ванино на определенную дату. По этой заявке ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис» согласовывает предварительную дату. К указанной дате клиент оплачивает морскую перевозку, билет, услуги порта. Все это прописывается в коносаменте. Также пояснил, что прежде чем заехать в порт, владельцы автомобилей должны получить разрешение в Россельхознадзоре на проезд по территории порта. Указал, что в июле 2011 года обществу было выдано предписание от Управления Россельхознадзора о запрете вывоза, выезда и погрузке подконтрольной Россельхознадзору продукции, не прошедшей ветеринарный контроль.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993         № 4979-1 «О ветеринарии» задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляет в том числе федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, таким органом исполнительной власти является Россельхознадзор и его территориальные органы.

Россельхознадзор как специально уполномоченный орган осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.

Комиссией установлено, что в соответствии с письмом Управления Росельхознадзора от 26.05.2011 № 02-24/850 в ООО «Холмский морской торговый порт» последнему предписывалось решить вопрос об отведении и оборудовании на территории порта места по досмотру подконтрольных управлению грузов.

ОАО «Холмский морской торговый порт» был передан в аренду земельный участок ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (Договор аренды от 01.06.2011 № 525/06/11). В соответствии с договором аренды сдаваемый объект предназначен для использования в качестве производственной площадки для обработки, временного хранения транспортных средств.

В свою очередь, Управление Россельхознадзора, используя административный ресурс, обязывало перевозчиков грузов предоставлять транспортные средства для досмотра подконтрольных грузов исключительно на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто». Это подтверждается заявлениями предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, их пояснениями на заседании Комиссии, актом от 16.07.2011 об отказе проводить надзорные мероприятия вне территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В материалах дела имеются счета за оказанные ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» услуги, которые подтверждают, что предприниматели вынуждены пользоваться услугами данной организации, поскольку вне территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» Управление Россельхознадзора отказывается проводить надзорные мероприятия. Так, согласно Расчету стоимости № 653 от 26.10.2011 стоимость услуг, предоставленных ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», составила 2234 рубля, из них услуги терминала – 930 рублей, услуги грузчиков – 1304 рубля. Согласно расчету стоимости № 529 от 26.10.2011 стоимость услуг составила 3538 рублей, из них услуги терминала – 930 рублей, услуги грузчиков – 2608 рублей. Согласно расчету стоимости № 83 от 19.01.2012 стоимость услуг составила 2886 рублей, из них услуги терминала – 930 рублей, услуги грузчиков – 1956 рублей.

Как пояснили заявители, в случае, если бы Управление Россельхознадзора не обязывало перевозчиков предоставлять транспортные средства на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», то перевозчики в услугах данной организации вообще не нуждались бы.

Также, в материалах дела имеются предписания от 21.07.2011, выданные Управлением Россельхознадзора ОАО «Холмский морской торговый порт» (исх. № 02-1131), ЗАО ТЭК «Дальтранссервис» (исх. № 02-1132), ОАО «Сахалинское морское пароходство» (исх. № 02-1133), согласно которым указанным хозяйствующим субъектам предписывалось запретить въезд и выезд на территорию Холмского морского порта, осуществление погрузки, перевозку продукции, подконтрольной Россельхознадзору и не прошедшей контрольно надзорные мероприятия.

Проанализировав указанные предписания, Комиссия приходит к выводу, что Управление Россельхознадзора не только обязывает предпринимателей проходить контрольно-надзорные мероприятия на платной территории, но и запрещает порту и перевозчикам осуществлять какие-либо операции с грузом (пропуск груза на территорию порта, погрузка, выгрузка, перевозка), что не предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом, очевиден тот факт, что действия Управления Россельхознадзора по выдаче предписаний ОАО «ХМТП», ЗАО «ТЭК «Дальтранссервис», ОАО «СМП» направлены на обязывание предпринимателей – перевозчиков грузов проходить контрольно-надзорные мероприятия только на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей является недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2008 № 10-П государственный контроль в сфере экономической деятельности, в том числе контроль за соответствием реализуемой индивидуальными предпринимателями продукции обязательным требованиям, должен, по общему правилу, обеспечиваться бюджетными средствами, формируемыми за счет налогов и сборов либо доходов, получаемых посредством оказания публичных услуг подконтрольным лицам.

Из смысла указанного постановления следует, что лица, в отношении которых осуществляются надзорные мероприятия, не должны нести никаких затрат – ни прямо, ни косвенно.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Управления Россельхознадзора, связанные с требованиями прохождения контрольно-надзорных мероприятий на территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», влекут для перевозчиков грузов дополнительные и ничем не предусмотренные расходы.  Предприниматели, осуществляющие перевозку подконтрольных грузов, фактически оплачивают возможность доступа к месту проведения осмотра грузов.

Устанавливая необоснованные требования к хозяйствующим субъектам, Управление Россельхознадзора нарушило пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещаются необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Ответственность за нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-7/12, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающий федеральным органам исполнительной власти устанавливать не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам, а именно – предоставлять транспортные средства для проведения контрольно-надзорных мероприятий на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

2. Выдать Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ:

Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области предпринять действия, направленные на обеспечение бесплатности процедуры прохождения ветеринарного контроля, в частности, прекратить навязывание подконтрольным хозяйствующим субъектам пользование платными услугами третьих лиц при осуществлении Управлением Россельхознадзора контрольно-надзорных функций в отношении данных хозяйствующих субъектов.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-7/12 [format] => [safe_value] => 05-7/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

Постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов.

Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-16 06:50:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-16 06:50:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1342421445 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )