Решение по делу № 08р-19/2011 о нарушении законодательства о рекламе
«09» февраля 2012 г. г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2012
Решение изготовлено в полном объеме 09.02.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г.– заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Сергиенко А.С. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Лотарева Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 08р-19/2011 по признакам нарушения пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившихся в размещении ненадлежащей рекламы пива и напитков на основе пива
в присутствии:
- <…> – представителя ООО «Натали» по доверенности от 01.01.2012 г. б/н;
- <…> - представителя ООО «Амбирс» по доверенности от 27.01.2012 г. б/н;
- в качестве слушателя <…>
УСТАНОВИЛА:
В адрес Сахалинского УФАС России 25.11.2011 поступило заявление, в котором заявитель указал, что в оконных проемах магазина «MERSI», расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 2, размещена реклама продукции (напитка на основе пива «ESSA», пива «Золотая бочка») с нарушением требований п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 35.1 ФЗ «О рекламе», в целях проверки названного закона, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «НАТАЛИ» на основании приказа от 06.12.2011 № 226.
07.12.2011 был проведен осмотр рекламы, согласно замерам, которые были произведены измерительной рулеткой, плакаты с указанной рекламой пива и напитка на основе пива с предупреждением о вреде чрезмерного употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, располагаются в 19 (девятнадцати) и 20 (двадцати) метрах от вечерней образовательной школы № 1, расположенной по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 4. На одном из плакатов с рекламой напитка на основе пива «ESSA», предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива составляет менее 10 % рекламной площади, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
06.12.2011 Сахалинским УФАС России в адрес ООО «НАТАЛИ» был направлен запрос о предоставлении мотивированных пояснений по факту размещения данной рекламы (исх. 08-5176).
В своем письме от 16.12.2011 вх. № 6334 генеральный директор ООО «НАТАЛИ» <…> пояснил, что агент ООО «Амбирс» самовольно разместил рекламу пива «Золотая бочка» и напитка на основе пива «ESSA» в оконных проемах магазина «MERSI», расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 2. Договор на размещения рекламы между Обществами не заключался.
19.12.2011 Сахалинским УФАС России в адрес ООО «Амбирс» был направлен запрос о предоставлении мотивированных пояснений по факту размещения данной рекламы (исх. 08-5370).
В своем письме от 22.12.2011 № вх. 6414 директор ООО «Амбирс» пояснил, что ООО «Амбирс» передало ООО «НАТАЛИ» рекламные материалы (плакаты с изображением пивоваренной продукции под товарными знаками «ESSA» и «Золотая бочка») для размещения на территории магазина. ООО «НАТАЛИ» самостоятельно определяло место размещения и осуществляло размещение рекламных материалов на своей территории магазина.
По итогам проверки ООО «НАТАЛИ» был составлен акт от 26.12.2011г. № 16, в котором установлено нарушение п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 10.01.2012 исх. 08-07 в отношении ООО «НАТАЛИ» и ООО «Амбирс» по признакам нарушения п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 08р-19/2011, которое назначено к рассмотрению на 27.01.2012г.
На заседании Комиссии 27.01.2012 представитель ООО «НАТАЛИ» <…> подтвердила ранее высказанную позицию Общества о том, что рекламу разместил агент ООО «Амбирс».
На том же заседании представитель ООО «Амбирс» <…> факт нарушения законодательства о рекламе признала и пояснила, что Общество не учло расположение магазина относительно образовательного учреждения. Касаемо несогласованности размещения рекламы с представителем торговой точки пояснила, что ни один из торговых представителей не может самовольно разместить рекламу.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 22 ФЗ «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Таким образом, постеры с рекламой пива "Золотая бочка" (реклама № 1) и напитка на основе пива "ESSA" (реклама № 2) с предупреждением о вреде чрезмерного употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, размещенные в оконных проемах магазина "MERSI", расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 2, находятся на расстоянии 19-20 м от вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 1.
В результате произведенного расчета с фотоизображений установлено: общая площадь рекламы №1 равна 56,4 см2, а площадь предупреждения о вреде чрезмерного употребления пива составляет - 6,6 см2; общая площадь рекламы № 2 равна 84,7 см2, а площадь предупреждения о вреде чрезмерного употребления составляет - 5,6 см2.
Из этого следует, что предупреждение о вреде чрезмерного употребления в рекламе № 1 составляет 11,7 %, а в рекламе № 2 лишь 6,6 % рекламной площади. Следовательно, реклама № 2 не соответствует требованиям ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушения требования, установленного п. 6 ч. 2 ст. 22 ФЗ «О рекламе», согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.
Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае рекламораспространителем является ООО «НАТАЛИ».
Ответственность за нарушение требования, установленного ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе», согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является ООО «Амбирс».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива «Золотая бочка» и напитка на основе пива «ESSA», распространяемую на широкомасштабных плакатах в оконных проемах магазина «MERSI» (г. Южно-Сахалинск, Чехова, 2), поскольку в ней нарушены требования п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
«09» февраля 2012 г. г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Сергиенко А.С. – начальник отдела
контроля монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Лотарева Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 09.02.2012 по делу № 08р-19/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «НАТАЛИ» и обществом с ограниченной ответственностью «Амбирс» п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы пива и напитков на основе пива, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «НАТАЛИ» (693000, г. Южно-Сахалинск, Анкудинова б-р, 17 В) и ООО «Амбирс» (693000, г. Южно-Сахалинск, Холмское шоссе, 2) в пятидневный срок с момента получения предписания, прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, распространение ненадлежащей рекламы пива и напитков на основе пива в оконных проемах магазина «MERSI», расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, д. 2, не соответствующей требованиям п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
2. ООО «НАТАЛИ» и ООО «Амбирс» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 7647
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 08р-19/2011, возбужденному в отношении ООО «Натали» и ООО «Амбирс»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7647
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1328853634
[changed] => 1368706295
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368706295
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение по делу № 08р-19/2011 о нарушении законодательства о рекламе
«09» февраля 2012 г. г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2012
Решение изготовлено в полном объеме 09.02.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г.– заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Сергиенко А.С. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Лотарева Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 08р-19/2011 по признакам нарушения пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившихся в размещении ненадлежащей рекламы пива и напитков на основе пива
в присутствии:
- <…> – представителя ООО «Натали» по доверенности от 01.01.2012 г. б/н;
- <…> - представителя ООО «Амбирс» по доверенности от 27.01.2012 г. б/н;
- в качестве слушателя <…>
УСТАНОВИЛА:
В адрес Сахалинского УФАС России 25.11.2011 поступило заявление, в котором заявитель указал, что в оконных проемах магазина «MERSI», расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 2, размещена реклама продукции (напитка на основе пива «ESSA», пива «Золотая бочка») с нарушением требований п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 35.1 ФЗ «О рекламе», в целях проверки названного закона, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «НАТАЛИ» на основании приказа от 06.12.2011 № 226.
07.12.2011 был проведен осмотр рекламы, согласно замерам, которые были произведены измерительной рулеткой, плакаты с указанной рекламой пива и напитка на основе пива с предупреждением о вреде чрезмерного употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, располагаются в 19 (девятнадцати) и 20 (двадцати) метрах от вечерней образовательной школы № 1, расположенной по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 4. На одном из плакатов с рекламой напитка на основе пива «ESSA», предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива составляет менее 10 % рекламной площади, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
06.12.2011 Сахалинским УФАС России в адрес ООО «НАТАЛИ» был направлен запрос о предоставлении мотивированных пояснений по факту размещения данной рекламы (исх. 08-5176).
В своем письме от 16.12.2011 вх. № 6334 генеральный директор ООО «НАТАЛИ» <…> пояснил, что агент ООО «Амбирс» самовольно разместил рекламу пива «Золотая бочка» и напитка на основе пива «ESSA» в оконных проемах магазина «MERSI», расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 2. Договор на размещения рекламы между Обществами не заключался.
19.12.2011 Сахалинским УФАС России в адрес ООО «Амбирс» был направлен запрос о предоставлении мотивированных пояснений по факту размещения данной рекламы (исх. 08-5370).
В своем письме от 22.12.2011 № вх. 6414 директор ООО «Амбирс» пояснил, что ООО «Амбирс» передало ООО «НАТАЛИ» рекламные материалы (плакаты с изображением пивоваренной продукции под товарными знаками «ESSA» и «Золотая бочка») для размещения на территории магазина. ООО «НАТАЛИ» самостоятельно определяло место размещения и осуществляло размещение рекламных материалов на своей территории магазина.
По итогам проверки ООО «НАТАЛИ» был составлен акт от 26.12.2011г. № 16, в котором установлено нарушение п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 10.01.2012 исх. 08-07 в отношении ООО «НАТАЛИ» и ООО «Амбирс» по признакам нарушения п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 08р-19/2011, которое назначено к рассмотрению на 27.01.2012г.
На заседании Комиссии 27.01.2012 представитель ООО «НАТАЛИ» <…> подтвердила ранее высказанную позицию Общества о том, что рекламу разместил агент ООО «Амбирс».
На том же заседании представитель ООО «Амбирс» <…> факт нарушения законодательства о рекламе признала и пояснила, что Общество не учло расположение магазина относительно образовательного учреждения. Касаемо несогласованности размещения рекламы с представителем торговой точки пояснила, что ни один из торговых представителей не может самовольно разместить рекламу.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 22 ФЗ «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Таким образом, постеры с рекламой пива "Золотая бочка" (реклама № 1) и напитка на основе пива "ESSA" (реклама № 2) с предупреждением о вреде чрезмерного употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, размещенные в оконных проемах магазина "MERSI", расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 2, находятся на расстоянии 19-20 м от вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 1.
В результате произведенного расчета с фотоизображений установлено: общая площадь рекламы №1 равна 56,4 см2, а площадь предупреждения о вреде чрезмерного употребления пива составляет - 6,6 см2; общая площадь рекламы № 2 равна 84,7 см2, а площадь предупреждения о вреде чрезмерного употребления составляет - 5,6 см2.
Из этого следует, что предупреждение о вреде чрезмерного употребления в рекламе № 1 составляет 11,7 %, а в рекламе № 2 лишь 6,6 % рекламной площади. Следовательно, реклама № 2 не соответствует требованиям ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушения требования, установленного п. 6 ч. 2 ст. 22 ФЗ «О рекламе», согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.
Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае рекламораспространителем является ООО «НАТАЛИ».
Ответственность за нарушение требования, установленного ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе», согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является ООО «Амбирс».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива «Золотая бочка» и напитка на основе пива «ESSA», распространяемую на широкомасштабных плакатах в оконных проемах магазина «MERSI» (г. Южно-Сахалинск, Чехова, 2), поскольку в ней нарушены требования п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
«09» февраля 2012 г. г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Сергиенко А.С. – начальник отдела
контроля монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Лотарева Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 09.02.2012 по делу № 08р-19/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «НАТАЛИ» и обществом с ограниченной ответственностью «Амбирс» п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы пива и напитков на основе пива, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «НАТАЛИ» (693000, г. Южно-Сахалинск, Анкудинова б-р, 17 В) и ООО «Амбирс» (693000, г. Южно-Сахалинск, Холмское шоссе, 2) в пятидневный срок с момента получения предписания, прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, распространение ненадлежащей рекламы пива и напитков на основе пива в оконных проемах магазина «MERSI», расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, д. 2, не соответствующей требованиям п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
2. ООО «НАТАЛИ» и ООО «Амбирс» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение по делу № 08р-19/2011 о нарушении законодательства о рекламе
«09» февраля 2012 г. г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2012
Решение изготовлено в полном объеме 09.02.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г.– заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Сергиенко А.С. – начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Лотарева Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 08р-19/2011 по признакам нарушения пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившихся в размещении ненадлежащей рекламы пива и напитков на основе пива
в присутствии:
- <…> – представителя ООО «Натали» по доверенности от 01.01.2012 г. б/н;
- <…> - представителя ООО «Амбирс» по доверенности от 27.01.2012 г. б/н;
- в качестве слушателя <…>
УСТАНОВИЛА:
В адрес Сахалинского УФАС России 25.11.2011 поступило заявление, в котором заявитель указал, что в оконных проемах магазина «MERSI», расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 2, размещена реклама продукции (напитка на основе пива «ESSA», пива «Золотая бочка») с нарушением требований п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 35.1 ФЗ «О рекламе», в целях проверки названного закона, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «НАТАЛИ» на основании приказа от 06.12.2011 № 226.
07.12.2011 был проведен осмотр рекламы, согласно замерам, которые были произведены измерительной рулеткой, плакаты с указанной рекламой пива и напитка на основе пива с предупреждением о вреде чрезмерного употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, располагаются в 19 (девятнадцати) и 20 (двадцати) метрах от вечерней образовательной школы № 1, расположенной по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 4. На одном из плакатов с рекламой напитка на основе пива «ESSA», предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива составляет менее 10 % рекламной площади, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
06.12.2011 Сахалинским УФАС России в адрес ООО «НАТАЛИ» был направлен запрос о предоставлении мотивированных пояснений по факту размещения данной рекламы (исх. 08-5176).
В своем письме от 16.12.2011 вх. № 6334 генеральный директор ООО «НАТАЛИ» <…> пояснил, что агент ООО «Амбирс» самовольно разместил рекламу пива «Золотая бочка» и напитка на основе пива «ESSA» в оконных проемах магазина «MERSI», расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 2. Договор на размещения рекламы между Обществами не заключался.
19.12.2011 Сахалинским УФАС России в адрес ООО «Амбирс» был направлен запрос о предоставлении мотивированных пояснений по факту размещения данной рекламы (исх. 08-5370).
В своем письме от 22.12.2011 № вх. 6414 директор ООО «Амбирс» пояснил, что ООО «Амбирс» передало ООО «НАТАЛИ» рекламные материалы (плакаты с изображением пивоваренной продукции под товарными знаками «ESSA» и «Золотая бочка») для размещения на территории магазина. ООО «НАТАЛИ» самостоятельно определяло место размещения и осуществляло размещение рекламных материалов на своей территории магазина.
По итогам проверки ООО «НАТАЛИ» был составлен акт от 26.12.2011г. № 16, в котором установлено нарушение п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 10.01.2012 исх. 08-07 в отношении ООО «НАТАЛИ» и ООО «Амбирс» по признакам нарушения п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 08р-19/2011, которое назначено к рассмотрению на 27.01.2012г.
На заседании Комиссии 27.01.2012 представитель ООО «НАТАЛИ» <…> подтвердила ранее высказанную позицию Общества о том, что рекламу разместил агент ООО «Амбирс».
На том же заседании представитель ООО «Амбирс» <…> факт нарушения законодательства о рекламе признала и пояснила, что Общество не учло расположение магазина относительно образовательного учреждения. Касаемо несогласованности размещения рекламы с представителем торговой точки пояснила, что ни один из торговых представителей не может самовольно разместить рекламу.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 22 ФЗ «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Таким образом, постеры с рекламой пива "Золотая бочка" (реклама № 1) и напитка на основе пива "ESSA" (реклама № 2) с предупреждением о вреде чрезмерного употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, размещенные в оконных проемах магазина "MERSI", расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 2, находятся на расстоянии 19-20 м от вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 1.
В результате произведенного расчета с фотоизображений установлено: общая площадь рекламы №1 равна 56,4 см2, а площадь предупреждения о вреде чрезмерного употребления пива составляет - 6,6 см2; общая площадь рекламы № 2 равна 84,7 см2, а площадь предупреждения о вреде чрезмерного употребления составляет - 5,6 см2.
Из этого следует, что предупреждение о вреде чрезмерного употребления в рекламе № 1 составляет 11,7 %, а в рекламе № 2 лишь 6,6 % рекламной площади. Следовательно, реклама № 2 не соответствует требованиям ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушения требования, установленного п. 6 ч. 2 ст. 22 ФЗ «О рекламе», согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.
Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае рекламораспространителем является ООО «НАТАЛИ».
Ответственность за нарушение требования, установленного ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе», согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является ООО «Амбирс».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива «Золотая бочка» и напитка на основе пива «ESSA», распространяемую на широкомасштабных плакатах в оконных проемах магазина «MERSI» (г. Южно-Сахалинск, Чехова, 2), поскольку в ней нарушены требования п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
«09» февраля 2012 г. г. Южно-Сахалинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Сергиенко А.С. – начальник отдела
контроля монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Лотарева Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 09.02.2012 по делу № 08р-19/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «НАТАЛИ» и обществом с ограниченной ответственностью «Амбирс» п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы пива и напитков на основе пива, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «НАТАЛИ» (693000, г. Южно-Сахалинск, Анкудинова б-р, 17 В) и ООО «Амбирс» (693000, г. Южно-Сахалинск, Холмское шоссе, 2) в пятидневный срок с момента получения предписания, прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, распространение ненадлежащей рекламы пива и напитков на основе пива в оконных проемах магазина «MERSI», расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, д. 2, не соответствующей требованиям п. 6 ч. 2 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе».
2. ООО «НАТАЛИ» и ООО «Амбирс» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 08р-19/2011
[format] =>
[safe_value] => № 08р-19/2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:
осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-02-10 05:59:00
[timezone] => Asia/Magadan
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-02-10 05:59:00
[timezone] => Asia/Magadan
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1328853634
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Сахалинское УФАС России
)