Решение по делу № 08р-16/2011, возбужденному в отношении ООО «Руан» и ИП

Номер дела: № 08р-16/2011
Дата публикации: 10 февраля 2012, 17:56

Решение по делу № 08р-16/2011 о нарушении законодательства о рекламе

 «20» декабря 2011 г.                                           г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 13.12.2011
Решение изготовлено в полном объеме 20.12.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

    Председатель Комиссии:              - Могилевкин А.Г.–  заместитель руководителя управления;
 
Члены Комиссии:    - Сергиенко А.С. –  и.о. начальника отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

                                               - Лотарева Е.В. – специалист-эксперт
                                               отдела контроля монополистической
                                               деятельности, недобросовестной конкуренции
                                               и рекламы,

рассмотрев дело № 08р-16/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Руан» (далее - ООО «Руан») и индивидуальным предпринимателем <…> (далее - ИП <…>) части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в размещении на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск пл. Ленина, вблизи  д.  220 по ул. Ленина,  и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин» рекламы медицинских услуг, предоставляемых обществом с ограниченной ответственностью «Руан» без предупреждения о наличии противопоказаний

в присутствии:
- <…>– директора ООО «Руан»;
- <…>- представителя ООО «Руан» по доверенности от 14.04.2010г. б/н;
- <…>- индивидуального предпринимателя

в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

Осуществляя в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы установлено следующее.
19.09.2011 на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск пл. Ленина, вблизи  д.  220 по ул. Ленина,  и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин» был установлен  факт распространения рекламы следующего содержания «БОТОКС на Есенина. Тел. 55-16-75».  
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 35.1 ФЗ «О рекламе», в целях проверки названного закона,  была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Руан»  на основании приказа от 03.11.2011 № 204 и в отношении ООО «СИТИ ТВ» на основании приказа от 03.11.2011 № 205.
В результате проверки было установлено, что в  рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультации специалистов, что является нарушением требований ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
Сахалинским УФАС России (исх.08-4693 от 07.11.2011) в адрес ООО «Руан» и (исх.08-4692 от 07.11.2011) в адрес ООО «СИТИ ТВ» были направлены запросы о предоставлении мотивированных пояснений по факту распространения данной рекламы.
Директор ООО «Руан» <…> в своем письме пояснил, что ролик, предоставленный для проката на светодиодных рекламных экранах, был изготовлен ООО « Телекомпания АСТВ». В первую очередь, прокат этого ролика осуществляется по телевидению на канале АСТВ, при этом в рекламе содержится необходимая информация о необходимости консультации специалиста. ООО «Руан» представило ИП <…>. черновой макет видеоматериала перед использованием на светодиодных экранах для предварительного просмотра и согласования технических параметров, который незначительно отличается от последующего рабочего варианта прокатного ролика, который также был предоставлен, но в отличие от первого содержал в себе предупредительную надпись, соответствующую требованиям закона.
Индивидуальный предприниматель  <…> пояснил, что ООО «Руан» согласно договору от 03.02.2011г. № Д - 0003/15 были представлены два видеоролика: первый - без указания предупредительной надписи для тестирования качества изображения, второй - с нанесением надписи. В связи с ремонтными работами в городских электросетях происходили частые отключения электричества без оповещения, в результате чего, в блоке памяти выводящего модуля экрана произошел компьютерный сбой оборудования. Данные компьютера были обнулены и входящий сервер при запуске вывел из архива тестовый ролик, который не содержал  необходимой предупредительной надписи.
В результате проверки было установлено, что рекламораспространителем является ИП <…>.
По итогам проверки ООО «Руан» был составлен акт от 25.11.2011г. № 12 , в котором установлено нарушение ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
По итогам проверки ООО «СИТИ ТВ» был составлен акт от 25.11.2011 г. № 13, в котором нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе не установлено.
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 08.12.2011 в отношении ООО «Руан» и  ИП <…> по признакам нарушения ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 08р-16/2011, которое назначено к рассмотрению на 13.12.2011г.
На заседании Комиссии 13.12.2011 директор ООО «Руан» <...>  и  ИП <...> подтвердили ранее данные пояснения.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно пунктам 1, 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
На рассматриваемых светодиодных экранах, указанная реклама представлена без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультации специалистов, что является нарушением требований ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой, в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе, относятся работы (услуги) по косметологии (терапевтической и хирургической).
Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 № 323 (далее – Порядок), регулируются вопросы организации работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности, в которую включены работы и услуги по косметологии (терапевтической и хирургической).
Работы (услуги) по косметологии (терапевтической и хирургической) предусмотрены подп. «в» п. 2 Перечня (Приложение к Порядку).
В силу п. 3 названного Порядка указанные работы (услуги) выполняются на основании лицензии.
Таким образом, для оказания услуг косметологии (терапевтической и хирургической), необходимо специальное разрешение (лицензия) на осуществление медицинской деятельности.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населения ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163 к медицинским услугам относятся проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами, постановка диагноза.
Общероссийский классификатор услуг населению содержит также и медицинские услуги (код 081000), в состав которых входят услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (код 081500) и услуги косметические (код 081501).
Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утверждённая приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.07.2004 г., содержит такие услуги, как введение искусственных наполнителей в мягкие ткани с целью коррекции формы (код ПМУ  11.01.012), которые входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.
Как видно из содержания рекламного ролика ООО «Руан», в нем содержится информация о медицинской услуге, оказываемой Обществом.
ФЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований по включению в рекламу различных предупреждений при рекламировании определенных товаров (услуг), в частности, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, поскольку данные товары (услуги) являются специфическими и связаны с жизнью и здоровьем граждан. При этом рекламное законодательство обязывает указывать предупредительную надпись непосредственно в тексте рекламного сообщения. Цель данного предупреждения, в частности при рекламировании медицинских услуг, - довести до потребителей рекламы информацию о том, что рекламируемые медицинские услуги, имеют противопоказания, и что при их применении и использовании необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалистов.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что информация, содержащаяся на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск пл. Ленина, вблизи  д.  220 по ул. Ленина,  и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин», является рекламой медицинских услуг и содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемых косметологией (ООО «Руан»), формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
При этом, в нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама медицинских услуг ООО «Руан» не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Ответственность за нарушение требования, установленного ч. 7 ст. 24, согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из представленного договора от 03.02.2011 г. №Д-0003/15 на оказание маркетинговых услуг, рекламодателем в данном случае является ООО «Руан», а рекламораспространителем является ИП <…>, который осуществил распространение данной рекламы.
В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что ООО «Руан» представило ИП <…> макет ролика с предупредительной надписью «Требуется консультация специалиста», таким образом наличия фактов нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе ООО «Руан» не подтвердилось.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона  «О рекламе»  и  в  соответствии  с  пунктами   37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:

1.    Признать ненадлежащей рекламу  медицинских услуг общества с ограниченной ответственностью «Руан», размещенную на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск, пл. Ленина, вблизи д. 220 по ул. Ленина, и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин», поскольку  в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2.    Рассмотрение дела 08р-16/2011 в отношении ООО «Руан» прекратить, в связи с отсутствием в действиях указанных лиц признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.    Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
4.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

stdClass Object ( [vid] => 7644 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 08р-16/2011, возбужденному в отношении ООО «Руан» и ИП [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7644 [type] => solution [language] => ru [created] => 1328853440 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 08р-16/2011 о нарушении законодательства о рекламе

 «20» декабря 2011 г.                                           г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 13.12.2011
Решение изготовлено в полном объеме 20.12.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

    Председатель Комиссии:              - Могилевкин А.Г.–  заместитель руководителя управления;
 
Члены Комиссии:    - Сергиенко А.С. –  и.о. начальника отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

                                               - Лотарева Е.В. – специалист-эксперт
                                               отдела контроля монополистической
                                               деятельности, недобросовестной конкуренции
                                               и рекламы,

рассмотрев дело № 08р-16/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Руан» (далее - ООО «Руан») и индивидуальным предпринимателем <…> (далее - ИП <…>) части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в размещении на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск пл. Ленина, вблизи  д.  220 по ул. Ленина,  и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин» рекламы медицинских услуг, предоставляемых обществом с ограниченной ответственностью «Руан» без предупреждения о наличии противопоказаний

в присутствии:
- <…>– директора ООО «Руан»;
- <…>- представителя ООО «Руан» по доверенности от 14.04.2010г. б/н;
- <…>- индивидуального предпринимателя

в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

Осуществляя в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы установлено следующее.
19.09.2011 на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск пл. Ленина, вблизи  д.  220 по ул. Ленина,  и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин» был установлен  факт распространения рекламы следующего содержания «БОТОКС на Есенина. Тел. 55-16-75».  
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 35.1 ФЗ «О рекламе», в целях проверки названного закона,  была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Руан»  на основании приказа от 03.11.2011 № 204 и в отношении ООО «СИТИ ТВ» на основании приказа от 03.11.2011 № 205.
В результате проверки было установлено, что в  рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультации специалистов, что является нарушением требований ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
Сахалинским УФАС России (исх.08-4693 от 07.11.2011) в адрес ООО «Руан» и (исх.08-4692 от 07.11.2011) в адрес ООО «СИТИ ТВ» были направлены запросы о предоставлении мотивированных пояснений по факту распространения данной рекламы.
Директор ООО «Руан» <…> в своем письме пояснил, что ролик, предоставленный для проката на светодиодных рекламных экранах, был изготовлен ООО « Телекомпания АСТВ». В первую очередь, прокат этого ролика осуществляется по телевидению на канале АСТВ, при этом в рекламе содержится необходимая информация о необходимости консультации специалиста. ООО «Руан» представило ИП <…>. черновой макет видеоматериала перед использованием на светодиодных экранах для предварительного просмотра и согласования технических параметров, который незначительно отличается от последующего рабочего варианта прокатного ролика, который также был предоставлен, но в отличие от первого содержал в себе предупредительную надпись, соответствующую требованиям закона.
Индивидуальный предприниматель  <…> пояснил, что ООО «Руан» согласно договору от 03.02.2011г. № Д - 0003/15 были представлены два видеоролика: первый - без указания предупредительной надписи для тестирования качества изображения, второй - с нанесением надписи. В связи с ремонтными работами в городских электросетях происходили частые отключения электричества без оповещения, в результате чего, в блоке памяти выводящего модуля экрана произошел компьютерный сбой оборудования. Данные компьютера были обнулены и входящий сервер при запуске вывел из архива тестовый ролик, который не содержал  необходимой предупредительной надписи.
В результате проверки было установлено, что рекламораспространителем является ИП <…>.
По итогам проверки ООО «Руан» был составлен акт от 25.11.2011г. № 12 , в котором установлено нарушение ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
По итогам проверки ООО «СИТИ ТВ» был составлен акт от 25.11.2011 г. № 13, в котором нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе не установлено.
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 08.12.2011 в отношении ООО «Руан» и  ИП <…> по признакам нарушения ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 08р-16/2011, которое назначено к рассмотрению на 13.12.2011г.
На заседании Комиссии 13.12.2011 директор ООО «Руан» <...>  и  ИП <...> подтвердили ранее данные пояснения.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно пунктам 1, 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
На рассматриваемых светодиодных экранах, указанная реклама представлена без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультации специалистов, что является нарушением требований ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой, в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе, относятся работы (услуги) по косметологии (терапевтической и хирургической).
Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 № 323 (далее – Порядок), регулируются вопросы организации работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности, в которую включены работы и услуги по косметологии (терапевтической и хирургической).
Работы (услуги) по косметологии (терапевтической и хирургической) предусмотрены подп. «в» п. 2 Перечня (Приложение к Порядку).
В силу п. 3 названного Порядка указанные работы (услуги) выполняются на основании лицензии.
Таким образом, для оказания услуг косметологии (терапевтической и хирургической), необходимо специальное разрешение (лицензия) на осуществление медицинской деятельности.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населения ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163 к медицинским услугам относятся проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами, постановка диагноза.
Общероссийский классификатор услуг населению содержит также и медицинские услуги (код 081000), в состав которых входят услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (код 081500) и услуги косметические (код 081501).
Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утверждённая приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.07.2004 г., содержит такие услуги, как введение искусственных наполнителей в мягкие ткани с целью коррекции формы (код ПМУ  11.01.012), которые входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.
Как видно из содержания рекламного ролика ООО «Руан», в нем содержится информация о медицинской услуге, оказываемой Обществом.
ФЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований по включению в рекламу различных предупреждений при рекламировании определенных товаров (услуг), в частности, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, поскольку данные товары (услуги) являются специфическими и связаны с жизнью и здоровьем граждан. При этом рекламное законодательство обязывает указывать предупредительную надпись непосредственно в тексте рекламного сообщения. Цель данного предупреждения, в частности при рекламировании медицинских услуг, - довести до потребителей рекламы информацию о том, что рекламируемые медицинские услуги, имеют противопоказания, и что при их применении и использовании необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалистов.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что информация, содержащаяся на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск пл. Ленина, вблизи  д.  220 по ул. Ленина,  и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин», является рекламой медицинских услуг и содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемых косметологией (ООО «Руан»), формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
При этом, в нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама медицинских услуг ООО «Руан» не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Ответственность за нарушение требования, установленного ч. 7 ст. 24, согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из представленного договора от 03.02.2011 г. №Д-0003/15 на оказание маркетинговых услуг, рекламодателем в данном случае является ООО «Руан», а рекламораспространителем является ИП <…>, который осуществил распространение данной рекламы.
В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что ООО «Руан» представило ИП <…> макет ролика с предупредительной надписью «Требуется консультация специалиста», таким образом наличия фактов нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе ООО «Руан» не подтвердилось.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона  «О рекламе»  и  в  соответствии  с  пунктами   37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:

1.    Признать ненадлежащей рекламу  медицинских услуг общества с ограниченной ответственностью «Руан», размещенную на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск, пл. Ленина, вблизи д. 220 по ул. Ленина, и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин», поскольку  в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2.    Рассмотрение дела 08р-16/2011 в отношении ООО «Руан» прекратить, в связи с отсутствием в действиях указанных лиц признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.    Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
4.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 08р-16/2011 о нарушении законодательства о рекламе

 «20» декабря 2011 г.                                           г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена 13.12.2011
Решение изготовлено в полном объеме 20.12.2011

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

    Председатель Комиссии:              - Могилевкин А.Г.–  заместитель руководителя управления;
 
Члены Комиссии:    - Сергиенко А.С. –  и.о. начальника отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

                                               - Лотарева Е.В. – специалист-эксперт
                                               отдела контроля монополистической
                                               деятельности, недобросовестной конкуренции
                                               и рекламы,

рассмотрев дело № 08р-16/2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Руан» (далее - ООО «Руан») и индивидуальным предпринимателем <…> (далее - ИП <…>) части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в размещении на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск пл. Ленина, вблизи  д.  220 по ул. Ленина,  и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин» рекламы медицинских услуг, предоставляемых обществом с ограниченной ответственностью «Руан» без предупреждения о наличии противопоказаний

в присутствии:
- <…>– директора ООО «Руан»;
- <…>- представителя ООО «Руан» по доверенности от 14.04.2010г. б/н;
- <…>- индивидуального предпринимателя

в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

Осуществляя в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы установлено следующее.
19.09.2011 на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск пл. Ленина, вблизи  д.  220 по ул. Ленина,  и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин» был установлен  факт распространения рекламы следующего содержания «БОТОКС на Есенина. Тел. 55-16-75».  
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 35.1 ФЗ «О рекламе», в целях проверки названного закона,  была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Руан»  на основании приказа от 03.11.2011 № 204 и в отношении ООО «СИТИ ТВ» на основании приказа от 03.11.2011 № 205.
В результате проверки было установлено, что в  рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультации специалистов, что является нарушением требований ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
Сахалинским УФАС России (исх.08-4693 от 07.11.2011) в адрес ООО «Руан» и (исх.08-4692 от 07.11.2011) в адрес ООО «СИТИ ТВ» были направлены запросы о предоставлении мотивированных пояснений по факту распространения данной рекламы.
Директор ООО «Руан» <…> в своем письме пояснил, что ролик, предоставленный для проката на светодиодных рекламных экранах, был изготовлен ООО « Телекомпания АСТВ». В первую очередь, прокат этого ролика осуществляется по телевидению на канале АСТВ, при этом в рекламе содержится необходимая информация о необходимости консультации специалиста. ООО «Руан» представило ИП <…>. черновой макет видеоматериала перед использованием на светодиодных экранах для предварительного просмотра и согласования технических параметров, который незначительно отличается от последующего рабочего варианта прокатного ролика, который также был предоставлен, но в отличие от первого содержал в себе предупредительную надпись, соответствующую требованиям закона.
Индивидуальный предприниматель  <…> пояснил, что ООО «Руан» согласно договору от 03.02.2011г. № Д - 0003/15 были представлены два видеоролика: первый - без указания предупредительной надписи для тестирования качества изображения, второй - с нанесением надписи. В связи с ремонтными работами в городских электросетях происходили частые отключения электричества без оповещения, в результате чего, в блоке памяти выводящего модуля экрана произошел компьютерный сбой оборудования. Данные компьютера были обнулены и входящий сервер при запуске вывел из архива тестовый ролик, который не содержал  необходимой предупредительной надписи.
В результате проверки было установлено, что рекламораспространителем является ИП <…>.
По итогам проверки ООО «Руан» был составлен акт от 25.11.2011г. № 12 , в котором установлено нарушение ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
По итогам проверки ООО «СИТИ ТВ» был составлен акт от 25.11.2011 г. № 13, в котором нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе не установлено.
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 08.12.2011 в отношении ООО «Руан» и  ИП <…> по признакам нарушения ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» возбуждено дело № 08р-16/2011, которое назначено к рассмотрению на 13.12.2011г.
На заседании Комиссии 13.12.2011 директор ООО «Руан» <...>  и  ИП <...> подтвердили ранее данные пояснения.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, а также объяснения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ «О рекламе».
Согласно пунктам 1, 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
На рассматриваемых светодиодных экранах, указанная реклама представлена без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультации специалистов, что является нарушением требований ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой, в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе, относятся работы (услуги) по косметологии (терапевтической и хирургической).
Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 № 323 (далее – Порядок), регулируются вопросы организации работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности, в которую включены работы и услуги по косметологии (терапевтической и хирургической).
Работы (услуги) по косметологии (терапевтической и хирургической) предусмотрены подп. «в» п. 2 Перечня (Приложение к Порядку).
В силу п. 3 названного Порядка указанные работы (услуги) выполняются на основании лицензии.
Таким образом, для оказания услуг косметологии (терапевтической и хирургической), необходимо специальное разрешение (лицензия) на осуществление медицинской деятельности.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населения ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163 к медицинским услугам относятся проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами, постановка диагноза.
Общероссийский классификатор услуг населению содержит также и медицинские услуги (код 081000), в состав которых входят услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (код 081500) и услуги косметические (код 081501).
Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утверждённая приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.07.2004 г., содержит такие услуги, как введение искусственных наполнителей в мягкие ткани с целью коррекции формы (код ПМУ  11.01.012), которые входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.
Как видно из содержания рекламного ролика ООО «Руан», в нем содержится информация о медицинской услуге, оказываемой Обществом.
ФЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований по включению в рекламу различных предупреждений при рекламировании определенных товаров (услуг), в частности, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, поскольку данные товары (услуги) являются специфическими и связаны с жизнью и здоровьем граждан. При этом рекламное законодательство обязывает указывать предупредительную надпись непосредственно в тексте рекламного сообщения. Цель данного предупреждения, в частности при рекламировании медицинских услуг, - довести до потребителей рекламы информацию о том, что рекламируемые медицинские услуги, имеют противопоказания, и что при их применении и использовании необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалистов.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что информация, содержащаяся на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск пл. Ленина, вблизи  д.  220 по ул. Ленина,  и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин», является рекламой медицинских услуг и содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемых косметологией (ООО «Руан»), формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
При этом, в нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама медицинских услуг ООО «Руан» не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Ответственность за нарушение требования, установленного ч. 7 ст. 24, согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»,  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из представленного договора от 03.02.2011 г. №Д-0003/15 на оказание маркетинговых услуг, рекламодателем в данном случае является ООО «Руан», а рекламораспространителем является ИП <…>, который осуществил распространение данной рекламы.
В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что ООО «Руан» представило ИП <…> макет ролика с предупредительной надписью «Требуется консультация специалиста», таким образом наличия фактов нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе ООО «Руан» не подтвердилось.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона  «О рекламе»  и  в  соответствии  с  пунктами   37 - 42 Правил   рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:

1.    Признать ненадлежащей рекламу  медицинских услуг общества с ограниченной ответственностью «Руан», размещенную на светодиодных экранах, расположенных по адресам: г. Южно-Сахалинск, пл. Ленина, вблизи д. 220 по ул. Ленина, и по ул. Ленина, д.123 над центральным входом в универмаг «Сахалин», поскольку  в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2.    Рассмотрение дела 08р-16/2011 в отношении ООО «Руан» прекратить, в связи с отсутствием в действиях указанных лиц признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.    Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
4.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08р-16/2011 [format] => [safe_value] => № 08р-16/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:
осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 05:56:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-10 05:56:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1328853440 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )