решение по делу № 05-10/11

Номер дела: № 05-10/11
Дата публикации: 31 августа 2011, 11:25

31 августа 2011 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 августа 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело № 05-10/11 по признакам нарушения Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям, ОАО «Холмский морской торговый порт», ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» статей 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 05-10/11 послужили обращения ИП Попова А.С и иных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки грузов по Сахалинской области и Дальневосточному региону.

Заявители указали, что Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее – Управление Россельхознадзора) издано письмо от 17.05.2011 № 02-24/800 «О перевозке грузов», в котором указано, что для перевозки подконтрольных госветнадзору грузов должны использоваться транспортные средства, специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей, имеющие оформленные в установленным порядке документы, подтверждающие проведение помывки, а при необходимости – дезинфекции. Также, в письме Управления Россельхознадзора указан адрес ООО «ЖелДорЭкспедитор-А», который осуществляет ветеринарно-санитарную обработку транспортных средств. Отсутствие подтверждающих документов о помывке и дезинфекции транспортного средства от ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» является основанием для отказа сотрудниками Россельхознадзора в дальнейшем оформлении грузов, что влечет невозможность его транспортировки за пределы Сахалинской области.

Также заявители указали на то, что сотрудники Россельхознадзора обязывают предоставлять транспортные средства для досмотра только на арендуемую у Холмского морского торгового порта территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», въезд на которую осуществляется за плату. По мнению заявителей, такие действия Россельхознадзора влекут непредусмотренные законодательством и необоснованные дополнительные расходы.

На заседании Комиссии представитель заявителей пояснил, что на момент рассмотрения дела в антимонопольном органе Управление Россельхознадзора не требует обязательной помывки транспортного средства в «ЖелДорЭкспедитор-А», такие процедуры можно проводить в любой точке Сахалинской области.

Представитель Управления Россельхознадзора с заявленными требованиями не согласился, просил прекратить производство по делу, указав на то, что управлением проводятся надзорные мероприятия не на территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», а на территории ОАО «Холмский морской торговый порт». При этом, представитель Управления Россельхознадзора ссылался на Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706 «Об утверждении положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации». Для реализации названного постановления Управление Россельхознадзора обращалось в ОАО «Холмский морской торговый порт» для решения вопроса о выделении территории, на которой будут проводиться надзорные мероприятия.

Генеральный директор ОАО «Холмский морской торговый порт» пояснил, что проведение контрольно-надзорных мероприятий на территории порта невозможно, поскольку порт является технологической территорией, в связи с чем Управлению Россельхознадзора было отказано в предоставлении территории. Также, в ОАО «Холмский морской торговый порт» обращался ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» с просьбой выделить территорию для ведения хозяйственной деятельности. Территория была предоставлена в аренду, где в настоящее время данное общество ведет свою хозяйственную деятельность.

Представитель ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» с заявленными требованиями не согласился и просил прекратить производство по делу. При этом пояснил, что услуги, оказываемые ответчиком, основываются на добровольном волеизъявлении сторон на основе достигнутых соглашений.

Сахалинский транспортный прокурор пояснил, что прокуратурой была проведена выездная проверка на предмет законности осуществления надзорных мероприятий Управлением Россельхознадзора в отношении перевозчиков грузов. Прокурором на заседании Комиссии был подтвержден тот факт, что должностные лица Управления Россельхознадзора отказывались проводить надзорные мероприятия вне платной парковки ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Россельхознадзора было заявлено ходатайство об исключении из состава заинтересованных лиц Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области, Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области, Сахалинского транспортного прокурора, а также ходатайство об ознакомлении с протоколами заседания Комиссии.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 45 Закона о защите конкуренции решения Комиссии по данным ходатайствам отражены в протоколе заседания.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993         № 4979-1 «О ветеринарии» задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляет в том числе федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, таким органом исполнительной власти является Россельхознадзор и его территориальные органы.

Россельхознадзор как специально уполномоченный орган осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.

Комиссией установлено, и это не отрицается представителями Управления Россельхознадзора и ОАО «Холмский морской торговый порт», что в соответствии с письмом Управления Росельхознадзора от 26.05.2011 № 02-24/850 в ООО «Холмский морской торговый порт» последнему предписывалось решить вопрос об отведении и оборудовании на территории порта места по досмотру подконтрольных управлению грузов.

Также, в ОАО «Холмский морской торговый порт» обращалось ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (письмо от 26.01.2011 № 02/11) о предоставлении в аренду территории порта для организации специализированной площадки временного отстоя груженого автомобильного транспорта и оказания прочих сопутствующих услуг, имеющих своей целью обеспечение сохранности автомашин с грузом во время проведения уполномоченными органами контрольно-досмотровых мероприятий.

ОАО «Холмский морской торговый порт» была отведена такая территория и передана в аренду ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (Договор аренды от 01.06.2011       № 525/06/11). В соответствии с договором аренды сдаваемый объект предназначен для использования в качестве производственной площадки для обработки, временного хранения транспортных средств.

В свою очередь, Управление Россельхознадзора, используя свой административный ресурс, обязывало перевозчиков грузов предоставлять транспортные средства для досмотра подконтрольных грузов исключительно на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто». Это подтверждается заявлениями предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, их пояснениями на заседании Комиссии, а также пояснениями Сахалинского транспортного прокурора, который лично присутствовал при данных обстоятельствах.

Как пояснили заявители, в случае, если бы Управление Россельхознадзора не обязывало перевозчиков предоставлять транспортные средства на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», то перевозчики в услугах данной организации вообще не нуждались бы.

В материалах дела имеется договор от 30.06.2011 № 06/11-02-Х, заключенный между ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ИП Семеняк С.И. об оказании услуг, а также счета за оказанные ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» услуги, которые подтверждают, что предприниматели вынуждены пользоваться услугами данной организации, поскольку вне территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» Управление Россельхознадзора отказывается проводить надзорные мероприятия. Также имеется прейскурант на услуги терминала, утвержденный генеральным директором ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», в соответствии с которым стоимость комплекса услуг терминала, в том числе въезд на территорию, составляет 930 рублей за одно транспортное средство.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей является недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2008 № 10-П государственный контроль в сфере экономической деятельности, в том числе контроль за соответствием реализуемой индивидуальными предпринимателями продукции обязательным требованиям, должен, по общему правилу, обеспечиваться бюджетными средствами, формируемыми за счет налогов и сборов либо доходов, получаемых посредством оказания публичных услуг подконтрольным лицам.

Из смысла указанного постановления следует, что лица, в отношении которых осуществляются надзорные мероприятия, не должны нести никаких затрат – ни прямо, ни косвенно.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Управления Россельхознадзора, связанные с требованиями прохождения контрольно-надзорных мероприятий на территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», влекут для перевозчиков грузов дополнительные и ничем не предусмотренные расходы.  Предприниматели, осуществляющие перевозку подконтрольных грузов, фактически оплачивают возможность доступа к месту проведения осмотра грузов.

Устанавливая необоснованные требования к хозяйствующим субъектам, Управление Россельхознадзора нарушило пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещаются необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Ответственность за нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая пояснения ОАО «Холмский морской торговый порт» и ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», Комиссия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В материалах дела имеются  письма ОАО «Холмский морской торговый порт» от 24.06.2011 № 39-П и ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» от 26.01.2011 № 02/11.

Проанализировав указанные письма, Комиссия пришла к выводу, что ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», обращаясь в ОАО «Холмский морской торговый порт» о предоставлении в аренду территории, знало, что на данной территории Управлением Россельхознадзора будут осуществляться надзорные мероприятия. ОАО «Холмский морской торговый порт» также было известно о целях получения в аренду земельного участка ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В то же время, Комиссией не установлено и в материалах дела отсутствуют доказательства о навязывании ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ОАО «Холмский морской торговый порт» своих услуг перевозчикам грузов, а также признаки ограничения конкуренции со стороны данных хозяйствующих субъектов.

Кроме этого, нашел подтверждение тот факт, что в настоящее время Управление Россельхознадзора не обязывает предпринимателей-перевозчиков проводить обязательную санитарную обработку и дезинфекцию в ООО «ЖелДорЭкспедитор-А». В связи с этим, проверка по данному факту прекращена.

Таким образом, в отношении ОАО «Холмский морской торговый порт», ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» Комиссия не усматривает признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-10/11, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Холмский морской торговый порт», ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», ООО «ЖелДорЭкспедитор-А», производство по делу № 05-10/11 в данной части прекратить.

2. Признать Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающий федеральным органам исполнительной власти устанавливать не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам, а именно – предоставлять транспортные средства для проведения контрольно-надзорных мероприятий на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание Управлению Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства.

 

stdClass Object ( [vid] => 7584 [uid] => 5 [title] => решение по делу № 05-10/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7584 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324513647 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

31 августа 2011 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 августа 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело № 05-10/11 по признакам нарушения Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям, ОАО «Холмский морской торговый порт», ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» статей 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 05-10/11 послужили обращения ИП Попова А.С и иных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки грузов по Сахалинской области и Дальневосточному региону.

Заявители указали, что Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее – Управление Россельхознадзора) издано письмо от 17.05.2011 № 02-24/800 «О перевозке грузов», в котором указано, что для перевозки подконтрольных госветнадзору грузов должны использоваться транспортные средства, специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей, имеющие оформленные в установленным порядке документы, подтверждающие проведение помывки, а при необходимости – дезинфекции. Также, в письме Управления Россельхознадзора указан адрес ООО «ЖелДорЭкспедитор-А», который осуществляет ветеринарно-санитарную обработку транспортных средств. Отсутствие подтверждающих документов о помывке и дезинфекции транспортного средства от ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» является основанием для отказа сотрудниками Россельхознадзора в дальнейшем оформлении грузов, что влечет невозможность его транспортировки за пределы Сахалинской области.

Также заявители указали на то, что сотрудники Россельхознадзора обязывают предоставлять транспортные средства для досмотра только на арендуемую у Холмского морского торгового порта территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», въезд на которую осуществляется за плату. По мнению заявителей, такие действия Россельхознадзора влекут непредусмотренные законодательством и необоснованные дополнительные расходы.

На заседании Комиссии представитель заявителей пояснил, что на момент рассмотрения дела в антимонопольном органе Управление Россельхознадзора не требует обязательной помывки транспортного средства в «ЖелДорЭкспедитор-А», такие процедуры можно проводить в любой точке Сахалинской области.

Представитель Управления Россельхознадзора с заявленными требованиями не согласился, просил прекратить производство по делу, указав на то, что управлением проводятся надзорные мероприятия не на территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», а на территории ОАО «Холмский морской торговый порт». При этом, представитель Управления Россельхознадзора ссылался на Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706 «Об утверждении положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации». Для реализации названного постановления Управление Россельхознадзора обращалось в ОАО «Холмский морской торговый порт» для решения вопроса о выделении территории, на которой будут проводиться надзорные мероприятия.

Генеральный директор ОАО «Холмский морской торговый порт» пояснил, что проведение контрольно-надзорных мероприятий на территории порта невозможно, поскольку порт является технологической территорией, в связи с чем Управлению Россельхознадзора было отказано в предоставлении территории. Также, в ОАО «Холмский морской торговый порт» обращался ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» с просьбой выделить территорию для ведения хозяйственной деятельности. Территория была предоставлена в аренду, где в настоящее время данное общество ведет свою хозяйственную деятельность.

Представитель ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» с заявленными требованиями не согласился и просил прекратить производство по делу. При этом пояснил, что услуги, оказываемые ответчиком, основываются на добровольном волеизъявлении сторон на основе достигнутых соглашений.

Сахалинский транспортный прокурор пояснил, что прокуратурой была проведена выездная проверка на предмет законности осуществления надзорных мероприятий Управлением Россельхознадзора в отношении перевозчиков грузов. Прокурором на заседании Комиссии был подтвержден тот факт, что должностные лица Управления Россельхознадзора отказывались проводить надзорные мероприятия вне платной парковки ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Россельхознадзора было заявлено ходатайство об исключении из состава заинтересованных лиц Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области, Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области, Сахалинского транспортного прокурора, а также ходатайство об ознакомлении с протоколами заседания Комиссии.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 45 Закона о защите конкуренции решения Комиссии по данным ходатайствам отражены в протоколе заседания.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993         № 4979-1 «О ветеринарии» задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляет в том числе федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, таким органом исполнительной власти является Россельхознадзор и его территориальные органы.

Россельхознадзор как специально уполномоченный орган осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.

Комиссией установлено, и это не отрицается представителями Управления Россельхознадзора и ОАО «Холмский морской торговый порт», что в соответствии с письмом Управления Росельхознадзора от 26.05.2011 № 02-24/850 в ООО «Холмский морской торговый порт» последнему предписывалось решить вопрос об отведении и оборудовании на территории порта места по досмотру подконтрольных управлению грузов.

Также, в ОАО «Холмский морской торговый порт» обращалось ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (письмо от 26.01.2011 № 02/11) о предоставлении в аренду территории порта для организации специализированной площадки временного отстоя груженого автомобильного транспорта и оказания прочих сопутствующих услуг, имеющих своей целью обеспечение сохранности автомашин с грузом во время проведения уполномоченными органами контрольно-досмотровых мероприятий.

ОАО «Холмский морской торговый порт» была отведена такая территория и передана в аренду ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (Договор аренды от 01.06.2011       № 525/06/11). В соответствии с договором аренды сдаваемый объект предназначен для использования в качестве производственной площадки для обработки, временного хранения транспортных средств.

В свою очередь, Управление Россельхознадзора, используя свой административный ресурс, обязывало перевозчиков грузов предоставлять транспортные средства для досмотра подконтрольных грузов исключительно на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто». Это подтверждается заявлениями предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, их пояснениями на заседании Комиссии, а также пояснениями Сахалинского транспортного прокурора, который лично присутствовал при данных обстоятельствах.

Как пояснили заявители, в случае, если бы Управление Россельхознадзора не обязывало перевозчиков предоставлять транспортные средства на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», то перевозчики в услугах данной организации вообще не нуждались бы.

В материалах дела имеется договор от 30.06.2011 № 06/11-02-Х, заключенный между ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ИП Семеняк С.И. об оказании услуг, а также счета за оказанные ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» услуги, которые подтверждают, что предприниматели вынуждены пользоваться услугами данной организации, поскольку вне территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» Управление Россельхознадзора отказывается проводить надзорные мероприятия. Также имеется прейскурант на услуги терминала, утвержденный генеральным директором ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», в соответствии с которым стоимость комплекса услуг терминала, в том числе въезд на территорию, составляет 930 рублей за одно транспортное средство.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей является недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2008 № 10-П государственный контроль в сфере экономической деятельности, в том числе контроль за соответствием реализуемой индивидуальными предпринимателями продукции обязательным требованиям, должен, по общему правилу, обеспечиваться бюджетными средствами, формируемыми за счет налогов и сборов либо доходов, получаемых посредством оказания публичных услуг подконтрольным лицам.

Из смысла указанного постановления следует, что лица, в отношении которых осуществляются надзорные мероприятия, не должны нести никаких затрат – ни прямо, ни косвенно.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Управления Россельхознадзора, связанные с требованиями прохождения контрольно-надзорных мероприятий на территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», влекут для перевозчиков грузов дополнительные и ничем не предусмотренные расходы.  Предприниматели, осуществляющие перевозку подконтрольных грузов, фактически оплачивают возможность доступа к месту проведения осмотра грузов.

Устанавливая необоснованные требования к хозяйствующим субъектам, Управление Россельхознадзора нарушило пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещаются необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Ответственность за нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая пояснения ОАО «Холмский морской торговый порт» и ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», Комиссия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В материалах дела имеются  письма ОАО «Холмский морской торговый порт» от 24.06.2011 № 39-П и ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» от 26.01.2011 № 02/11.

Проанализировав указанные письма, Комиссия пришла к выводу, что ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», обращаясь в ОАО «Холмский морской торговый порт» о предоставлении в аренду территории, знало, что на данной территории Управлением Россельхознадзора будут осуществляться надзорные мероприятия. ОАО «Холмский морской торговый порт» также было известно о целях получения в аренду земельного участка ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В то же время, Комиссией не установлено и в материалах дела отсутствуют доказательства о навязывании ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ОАО «Холмский морской торговый порт» своих услуг перевозчикам грузов, а также признаки ограничения конкуренции со стороны данных хозяйствующих субъектов.

Кроме этого, нашел подтверждение тот факт, что в настоящее время Управление Россельхознадзора не обязывает предпринимателей-перевозчиков проводить обязательную санитарную обработку и дезинфекцию в ООО «ЖелДорЭкспедитор-А». В связи с этим, проверка по данному факту прекращена.

Таким образом, в отношении ОАО «Холмский морской торговый порт», ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» Комиссия не усматривает признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-10/11, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Холмский морской торговый порт», ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», ООО «ЖелДорЭкспедитор-А», производство по делу № 05-10/11 в данной части прекратить.

2. Признать Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающий федеральным органам исполнительной власти устанавливать не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам, а именно – предоставлять транспортные средства для проведения контрольно-надзорных мероприятий на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание Управлению Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

31 августа 2011 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 августа 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) рассмотрев дело № 05-10/11 по признакам нарушения Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям, ОАО «Холмский морской торговый порт», ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» статей 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 05-10/11 послужили обращения ИП Попова А.С и иных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки грузов по Сахалинской области и Дальневосточному региону.

Заявители указали, что Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее – Управление Россельхознадзора) издано письмо от 17.05.2011 № 02-24/800 «О перевозке грузов», в котором указано, что для перевозки подконтрольных госветнадзору грузов должны использоваться транспортные средства, специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей, имеющие оформленные в установленным порядке документы, подтверждающие проведение помывки, а при необходимости – дезинфекции. Также, в письме Управления Россельхознадзора указан адрес ООО «ЖелДорЭкспедитор-А», который осуществляет ветеринарно-санитарную обработку транспортных средств. Отсутствие подтверждающих документов о помывке и дезинфекции транспортного средства от ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» является основанием для отказа сотрудниками Россельхознадзора в дальнейшем оформлении грузов, что влечет невозможность его транспортировки за пределы Сахалинской области.

Также заявители указали на то, что сотрудники Россельхознадзора обязывают предоставлять транспортные средства для досмотра только на арендуемую у Холмского морского торгового порта территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», въезд на которую осуществляется за плату. По мнению заявителей, такие действия Россельхознадзора влекут непредусмотренные законодательством и необоснованные дополнительные расходы.

На заседании Комиссии представитель заявителей пояснил, что на момент рассмотрения дела в антимонопольном органе Управление Россельхознадзора не требует обязательной помывки транспортного средства в «ЖелДорЭкспедитор-А», такие процедуры можно проводить в любой точке Сахалинской области.

Представитель Управления Россельхознадзора с заявленными требованиями не согласился, просил прекратить производство по делу, указав на то, что управлением проводятся надзорные мероприятия не на территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», а на территории ОАО «Холмский морской торговый порт». При этом, представитель Управления Россельхознадзора ссылался на Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706 «Об утверждении положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации». Для реализации названного постановления Управление Россельхознадзора обращалось в ОАО «Холмский морской торговый порт» для решения вопроса о выделении территории, на которой будут проводиться надзорные мероприятия.

Генеральный директор ОАО «Холмский морской торговый порт» пояснил, что проведение контрольно-надзорных мероприятий на территории порта невозможно, поскольку порт является технологической территорией, в связи с чем Управлению Россельхознадзора было отказано в предоставлении территории. Также, в ОАО «Холмский морской торговый порт» обращался ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» с просьбой выделить территорию для ведения хозяйственной деятельности. Территория была предоставлена в аренду, где в настоящее время данное общество ведет свою хозяйственную деятельность.

Представитель ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» с заявленными требованиями не согласился и просил прекратить производство по делу. При этом пояснил, что услуги, оказываемые ответчиком, основываются на добровольном волеизъявлении сторон на основе достигнутых соглашений.

Сахалинский транспортный прокурор пояснил, что прокуратурой была проведена выездная проверка на предмет законности осуществления надзорных мероприятий Управлением Россельхознадзора в отношении перевозчиков грузов. Прокурором на заседании Комиссии был подтвержден тот факт, что должностные лица Управления Россельхознадзора отказывались проводить надзорные мероприятия вне платной парковки ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Россельхознадзора было заявлено ходатайство об исключении из состава заинтересованных лиц Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области, Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области, Сахалинского транспортного прокурора, а также ходатайство об ознакомлении с протоколами заседания Комиссии.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 45 Закона о защите конкуренции решения Комиссии по данным ходатайствам отражены в протоколе заседания.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993         № 4979-1 «О ветеринарии» задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляет в том числе федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, таким органом исполнительной власти является Россельхознадзор и его территориальные органы.

Россельхознадзор как специально уполномоченный орган осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.

Комиссией установлено, и это не отрицается представителями Управления Россельхознадзора и ОАО «Холмский морской торговый порт», что в соответствии с письмом Управления Росельхознадзора от 26.05.2011 № 02-24/850 в ООО «Холмский морской торговый порт» последнему предписывалось решить вопрос об отведении и оборудовании на территории порта места по досмотру подконтрольных управлению грузов.

Также, в ОАО «Холмский морской торговый порт» обращалось ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (письмо от 26.01.2011 № 02/11) о предоставлении в аренду территории порта для организации специализированной площадки временного отстоя груженого автомобильного транспорта и оказания прочих сопутствующих услуг, имеющих своей целью обеспечение сохранности автомашин с грузом во время проведения уполномоченными органами контрольно-досмотровых мероприятий.

ОАО «Холмский морской торговый порт» была отведена такая территория и передана в аренду ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» (Договор аренды от 01.06.2011       № 525/06/11). В соответствии с договором аренды сдаваемый объект предназначен для использования в качестве производственной площадки для обработки, временного хранения транспортных средств.

В свою очередь, Управление Россельхознадзора, используя свой административный ресурс, обязывало перевозчиков грузов предоставлять транспортные средства для досмотра подконтрольных грузов исключительно на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто». Это подтверждается заявлениями предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов, их пояснениями на заседании Комиссии, а также пояснениями Сахалинского транспортного прокурора, который лично присутствовал при данных обстоятельствах.

Как пояснили заявители, в случае, если бы Управление Россельхознадзора не обязывало перевозчиков предоставлять транспортные средства на территорию ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», то перевозчики в услугах данной организации вообще не нуждались бы.

В материалах дела имеется договор от 30.06.2011 № 06/11-02-Х, заключенный между ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ИП Семеняк С.И. об оказании услуг, а также счета за оказанные ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» услуги, которые подтверждают, что предприниматели вынуждены пользоваться услугами данной организации, поскольку вне территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» Управление Россельхознадзора отказывается проводить надзорные мероприятия. Также имеется прейскурант на услуги терминала, утвержденный генеральным директором ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», в соответствии с которым стоимость комплекса услуг терминала, в том числе въезд на территорию, составляет 930 рублей за одно транспортное средство.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей является недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2008 № 10-П государственный контроль в сфере экономической деятельности, в том числе контроль за соответствием реализуемой индивидуальными предпринимателями продукции обязательным требованиям, должен, по общему правилу, обеспечиваться бюджетными средствами, формируемыми за счет налогов и сборов либо доходов, получаемых посредством оказания публичных услуг подконтрольным лицам.

Из смысла указанного постановления следует, что лица, в отношении которых осуществляются надзорные мероприятия, не должны нести никаких затрат – ни прямо, ни косвенно.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Управления Россельхознадзора, связанные с требованиями прохождения контрольно-надзорных мероприятий на территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», влекут для перевозчиков грузов дополнительные и ничем не предусмотренные расходы.  Предприниматели, осуществляющие перевозку подконтрольных грузов, фактически оплачивают возможность доступа к месту проведения осмотра грузов.

Устанавливая необоснованные требования к хозяйствующим субъектам, Управление Россельхознадзора нарушило пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти запрещаются необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Ответственность за нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая пояснения ОАО «Холмский морской торговый порт» и ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», Комиссия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В материалах дела имеются  письма ОАО «Холмский морской торговый порт» от 24.06.2011 № 39-П и ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» от 26.01.2011 № 02/11.

Проанализировав указанные письма, Комиссия пришла к выводу, что ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», обращаясь в ОАО «Холмский морской торговый порт» о предоставлении в аренду территории, знало, что на данной территории Управлением Россельхознадзора будут осуществляться надзорные мероприятия. ОАО «Холмский морской торговый порт» также было известно о целях получения в аренду земельного участка ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

В то же время, Комиссией не установлено и в материалах дела отсутствуют доказательства о навязывании ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ОАО «Холмский морской торговый порт» своих услуг перевозчикам грузов, а также признаки ограничения конкуренции со стороны данных хозяйствующих субъектов.

Кроме этого, нашел подтверждение тот факт, что в настоящее время Управление Россельхознадзора не обязывает предпринимателей-перевозчиков проводить обязательную санитарную обработку и дезинфекцию в ООО «ЖелДорЭкспедитор-А». В связи с этим, проверка по данному факту прекращена.

Таким образом, в отношении ОАО «Холмский морской торговый порт», ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» Комиссия не усматривает признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 05-10/11, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Холмский морской торговый порт», ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», ООО «ЖелДорЭкспедитор-А», производство по делу № 05-10/11 в данной части прекратить.

2. Признать Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающий федеральным органам исполнительной власти устанавливать не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам, а именно – предоставлять транспортные средства для проведения контрольно-надзорных мероприятий на платной территории ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание Управлению Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 05-10/11 [format] => [safe_value] => № 05-10/11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Заявители указали, что Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее – Управление Россельхознадзора) издано письмо от 17.05.2011 № 02-24/800 «О перевозке грузов», в котором указано, что для перевозки подконтрольных госветнадзору грузов должны использоваться транспортные средства, специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей, имеющие оформленные в установленным порядке документы, подтверждающие проведение помывки, а при необходимости – дезинфекции. Также, в письме Управления Россельхознадзора указан адрес ООО «ЖелДорЭкспедитор-А», который осуществляет ветеринарно-санитарную обработку транспортных средств. Отсутствие подтверждающих документов о помывке и дезинфекции транспортного средства от ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» является основанием для отказа сотрудниками Россельхознадзора в дальнейшем оформлении грузов, что влечет невозможность его транспортировки за пределы Сахалинской области.

 

[format] => full_html [safe_value] =>

Заявители указали, что Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее – Управление Россельхознадзора) издано письмо от 17.05.2011 № 02-24/800 «О перевозке грузов», в котором указано, что для перевозки подконтрольных госветнадзору грузов должны использоваться транспортные средства, специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей, имеющие оформленные в установленным порядке документы, подтверждающие проведение помывки, а при необходимости – дезинфекции. Также, в письме Управления Россельхознадзора указан адрес ООО «ЖелДорЭкспедитор-А», который осуществляет ветеринарно-санитарную обработку транспортных средств. Отсутствие подтверждающих документов о помывке и дезинфекции транспортного средства от ООО «ЖелДорЭкспедитор-А» является основанием для отказа сотрудниками Россельхознадзора в дальнейшем оформлении грузов, что влечет невозможность его транспортировки за пределы Сахалинской области.

 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-30 23:25:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-18 23:25:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324513647 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )