Решение по делу № 29 по признакам нарушения законодательства о рекламе

Дата публикации: 17 февраля 2009, 19:57

РЕШЕНИЕ

по делу № 29 по признакам нарушения

законодательства о рекламе

 13.01.2009                                                                                       Южно-Сахалинск

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:                  -  Могилевкин  А.Г. – заместитель

                                                         руководителя управления;

Члены Комиссии:                                      - Силина О.М. – старший государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

- Пчелкина В.И. – государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

 рассмотрев дело № 29 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту  несоответствия  законодательству  Российской Федерации о рекламе Постановления Мэра г. Южно-Сахалинска от 11.11.2008 № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город «Южно-Сахалинск»,

 в присутствии представителей

заявителя:

– Маракова  Олега Владимировича, генерального директора ООО РА «Ирида-Сервис» (приказ о назначении № 2 от 21.05.2001);

- Дубелева Антона Александровича, представитель ООО РА «Ирида-Сервис»  (доверенность от 12.01.2009);

 лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 - Лазовской Маргариты Владимировны, главного специалиста отдела градостроительного проектирования управления градостроительства ДАГУН г. Южно-Сахалинска (доверенность № 014-31 от 13.01.2009);

- Балаевой Натальи Анатольевны, главного специалиста контрольно-правового управления ДАГУН г. Южно-Сахалинска (доверенность № 014-30 от 13.01.2009),

 УСТАНОВИЛА:

 В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило заявление ООО РА «Ирида-Сервис» (вх. № 5111 от 20.11.2008).

Поводом для обращения послужило, по мнению заявителя, содержание в Постановлении Мэра г. Южно-Сахалинска от 11.11.2008 № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город «Южно-Сахалинск» (далее – Постановление) положений и норм, противоречащих и прямо нарушающих нормы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В ходе проведения проверки по данному заявлению, Сахалинским УФАС России в адрес Администрации г. Южно-Сахалинска был направлен запрос (исх. № 08-6337 от 01.12.2008) о представлении мотивированных пояснения со ссылками на соответствующие нормативные акты по  фактам, указанным в заявлении ООО РА «Ирида-Сервис».

Согласно пояснений ДАГУН г. Южно-Сахалинска (вх. № 6428 от 12.12.2008), данное Постановление принято в соответствии с ФЗ «О рекламе»,  ГОСТом Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования с средствам наружной рекламы. Правила размещения»,  Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 01.11.2004 № 2024 «О временных архитектурных требованиях, предъявляемых к внешнему  виду зданий и сооружений, расположенных на территории  городского округа «город Южно-Сахалинск», и к благоустройству территорий, прилегающих к этим зданиям и сооружениям».

Исследовав  документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

Пункт 1.4 данного Постановления предусматривает, что  размещение и замена средств наружной рекламы и информации на рекламных носителях  осуществляется только после согласования в Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска. 

Данный пункт нарушает законодательство Российской Федерации о рекламе, так как ФЗ «О рекламе» установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она осуществляет свою деятельность под руководством Правительства РФ на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 331. ФАС реализует возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, общественными объединениями и иными организациями.

 Пунктом 1.6 Постановления предусмотрено, что  средства наружной рекламы при их размещении на зданиях, сооружениях и иных объектах, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», не должны нарушать единого архитектурно-художественного облика прилегающих улиц, площадей, зданий и сооружений. Должны гармонично вписываться в элементы архитектуры, внешнего благоустройства территории, а также элементы озеленения и особенности ранее согласованной и установленной рекламы.

Согласно пункту 1.7 Постановления, конструкции объектов наружной рекламы не должны мешать восприятию архитектуры фасадов зданий, в том числе памятников архитектуры и градостроительных комплексов, памятников истории, культуры, городских, сельских и природных ландшафтов.

Данные  пункты 1.6 и 1.7 Постановления не противоречат федеральному законодательству, так как в архитектурном облике поселения отражаются эстетические нормы и обычаи общества. Отдельные объекты (здания, сооружения, улицы) в современных городах сохраняют стили времен, в которые они были построены. В связи с этим они обладают особенной ценностью. Чтобы не допустить утраты веками складывавшегося культурно-исторического наследия, соответствие рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки анализируется с учетом архитектурных и градостроительных особенностей зданий, территорий отдельно в каждом конкретном месте установки рекламной конструкции на основе проекта. За основу берется местное законодательство, которое может устанавливать зоны повышенного рекламного контроля, ограничения, касающиеся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.

 Пунктом 1.8 Постановления установлено, что тексты объектов наружной рекламы должны выполняться на русском языке с использованием общепринятого написания слов. Недопустимо использование в текстах иностранных слов, выполненных кириллицей, а при обозначении профиля предприятия - сокращений и аббревиатур.

Данный пункт противоречит положениям ФЗ «О рекламе» в силу следующего. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

Таким образом, ФЗ «О рекламе» напрямую использование иностранных слов не запрещает. Ограничение касается лишь таких ситуаций, в которых нерусские слова и выражения меняют восприятие смысла и могут ввести в заблуждение.

 Пятым абзацем  пункта 2.2.1  раздела 2 Постановления  установлено, что фундаменты не должны выступать над уровнем земли. Тем не менее, пункт 6.12 ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» предусматривает, что  фундаменты опор не должны выступать над уровнем земли более чем на 5 см.

Двенадцатым абзацем  пункта 2.2.1 раздела 2 Постановления предусмотрено, что стендовые конструкции должны иметь неоновый подсвет информационного поля, а фундаменты не должны выступать над  уровнем земли. Кроме того, пятый абзац пункта 2.2.4 Раздела 2 Постановления устанавливает, что в центральной части города конструкции транспаранты-перетяжки должны быть световыми,  а в четвертом абзаце пункта 2.3.3 Раздела 2 Постановления установлено, что текстовая и знаковая информация должна быть размещена по вертикали. Данные абзацы Постановления не соответствуют рекламному законодательству Российской Федерации о рекламе в силу следующего.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в п. 3, 6 Постановления от 04.03.1997 N 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка.

Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности, и в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя.

Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.

Вместе с тем, рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее ст. 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

К вопросам установления правовых основ единого рынка распространения наружной рекламы относится правовое регулирование использования рекламных конструкций. Между тем ни ФЗ "О рекламе", ни другими нормативными актами общефедерального законодательства не определены виды приоритетных рекламных конструкций.

Таким образом, установление Администрацией г. Южно-Сахалинска  обязательности размещения определенных видов рекламных конструкций в центральной части города и определенного написания информации противоречит требованиям вышеуказанных норм и разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации.

 Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального  закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 РЕШИЛА:

 1. Признать не соответствующими законодательству Российской Федерации о рекламе пункт 1.4,  пункт 1.8, пункт 1.10, пятый и двенадцатый абзацы пункта 2.2.1, пятый абзац пункта 2.2.4 и четвертый абзац пункта 2.3.3 раздела 2 Постановления Мэра города Южно-Сахалинска от 11 ноября 2008 года № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город Южно-Сахалинск» поскольку отдельные статьи данного акта противоречат статье 4, пункту 1 части 5 статьи 5, статье 33 Федерального закона «О рекламе».

        2. Выдать Администрации города Южно-Сахалинска предписание об изменении Постановления Мэра города Южно-Сахалинска от 11 ноября 2008 года № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город Южно-Сахалинск», частично противоречащего законодательству РФ о рекламе.

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 Председатель Комиссии                                                            А.Г. Могилевкин

 

Члены Комиссии                                                                        О.М. Силина

                                                                                                                                  В.И. Пчелкина 

 

stdClass Object ( [vid] => 7432 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 29 по признакам нарушения законодательства о рекламе [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7432 [type] => solution [language] => ru [created] => 1234850242 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 29 по признакам нарушения

законодательства о рекламе

 13.01.2009                                                                                       Южно-Сахалинск

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:                  -  Могилевкин  А.Г. – заместитель

                                                         руководителя управления;

Члены Комиссии:                                      - Силина О.М. – старший государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

- Пчелкина В.И. – государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

 рассмотрев дело № 29 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту  несоответствия  законодательству  Российской Федерации о рекламе Постановления Мэра г. Южно-Сахалинска от 11.11.2008 № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город «Южно-Сахалинск»,

 в присутствии представителей

заявителя:

– Маракова  Олега Владимировича, генерального директора ООО РА «Ирида-Сервис» (приказ о назначении № 2 от 21.05.2001);

- Дубелева Антона Александровича, представитель ООО РА «Ирида-Сервис»  (доверенность от 12.01.2009);

 лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 - Лазовской Маргариты Владимировны, главного специалиста отдела градостроительного проектирования управления градостроительства ДАГУН г. Южно-Сахалинска (доверенность № 014-31 от 13.01.2009);

- Балаевой Натальи Анатольевны, главного специалиста контрольно-правового управления ДАГУН г. Южно-Сахалинска (доверенность № 014-30 от 13.01.2009),

 УСТАНОВИЛА:

 В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило заявление ООО РА «Ирида-Сервис» (вх. № 5111 от 20.11.2008).

Поводом для обращения послужило, по мнению заявителя, содержание в Постановлении Мэра г. Южно-Сахалинска от 11.11.2008 № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город «Южно-Сахалинск» (далее – Постановление) положений и норм, противоречащих и прямо нарушающих нормы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В ходе проведения проверки по данному заявлению, Сахалинским УФАС России в адрес Администрации г. Южно-Сахалинска был направлен запрос (исх. № 08-6337 от 01.12.2008) о представлении мотивированных пояснения со ссылками на соответствующие нормативные акты по  фактам, указанным в заявлении ООО РА «Ирида-Сервис».

Согласно пояснений ДАГУН г. Южно-Сахалинска (вх. № 6428 от 12.12.2008), данное Постановление принято в соответствии с ФЗ «О рекламе»,  ГОСТом Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования с средствам наружной рекламы. Правила размещения»,  Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 01.11.2004 № 2024 «О временных архитектурных требованиях, предъявляемых к внешнему  виду зданий и сооружений, расположенных на территории  городского округа «город Южно-Сахалинск», и к благоустройству территорий, прилегающих к этим зданиям и сооружениям».

Исследовав  документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

Пункт 1.4 данного Постановления предусматривает, что  размещение и замена средств наружной рекламы и информации на рекламных носителях  осуществляется только после согласования в Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска. 

Данный пункт нарушает законодательство Российской Федерации о рекламе, так как ФЗ «О рекламе» установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она осуществляет свою деятельность под руководством Правительства РФ на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 331. ФАС реализует возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, общественными объединениями и иными организациями.

 Пунктом 1.6 Постановления предусмотрено, что  средства наружной рекламы при их размещении на зданиях, сооружениях и иных объектах, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», не должны нарушать единого архитектурно-художественного облика прилегающих улиц, площадей, зданий и сооружений. Должны гармонично вписываться в элементы архитектуры, внешнего благоустройства территории, а также элементы озеленения и особенности ранее согласованной и установленной рекламы.

Согласно пункту 1.7 Постановления, конструкции объектов наружной рекламы не должны мешать восприятию архитектуры фасадов зданий, в том числе памятников архитектуры и градостроительных комплексов, памятников истории, культуры, городских, сельских и природных ландшафтов.

Данные  пункты 1.6 и 1.7 Постановления не противоречат федеральному законодательству, так как в архитектурном облике поселения отражаются эстетические нормы и обычаи общества. Отдельные объекты (здания, сооружения, улицы) в современных городах сохраняют стили времен, в которые они были построены. В связи с этим они обладают особенной ценностью. Чтобы не допустить утраты веками складывавшегося культурно-исторического наследия, соответствие рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки анализируется с учетом архитектурных и градостроительных особенностей зданий, территорий отдельно в каждом конкретном месте установки рекламной конструкции на основе проекта. За основу берется местное законодательство, которое может устанавливать зоны повышенного рекламного контроля, ограничения, касающиеся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.

 Пунктом 1.8 Постановления установлено, что тексты объектов наружной рекламы должны выполняться на русском языке с использованием общепринятого написания слов. Недопустимо использование в текстах иностранных слов, выполненных кириллицей, а при обозначении профиля предприятия - сокращений и аббревиатур.

Данный пункт противоречит положениям ФЗ «О рекламе» в силу следующего. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

Таким образом, ФЗ «О рекламе» напрямую использование иностранных слов не запрещает. Ограничение касается лишь таких ситуаций, в которых нерусские слова и выражения меняют восприятие смысла и могут ввести в заблуждение.

 Пятым абзацем  пункта 2.2.1  раздела 2 Постановления  установлено, что фундаменты не должны выступать над уровнем земли. Тем не менее, пункт 6.12 ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» предусматривает, что  фундаменты опор не должны выступать над уровнем земли более чем на 5 см.

Двенадцатым абзацем  пункта 2.2.1 раздела 2 Постановления предусмотрено, что стендовые конструкции должны иметь неоновый подсвет информационного поля, а фундаменты не должны выступать над  уровнем земли. Кроме того, пятый абзац пункта 2.2.4 Раздела 2 Постановления устанавливает, что в центральной части города конструкции транспаранты-перетяжки должны быть световыми,  а в четвертом абзаце пункта 2.3.3 Раздела 2 Постановления установлено, что текстовая и знаковая информация должна быть размещена по вертикали. Данные абзацы Постановления не соответствуют рекламному законодательству Российской Федерации о рекламе в силу следующего.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в п. 3, 6 Постановления от 04.03.1997 N 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка.

Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности, и в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя.

Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.

Вместе с тем, рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее ст. 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

К вопросам установления правовых основ единого рынка распространения наружной рекламы относится правовое регулирование использования рекламных конструкций. Между тем ни ФЗ "О рекламе", ни другими нормативными актами общефедерального законодательства не определены виды приоритетных рекламных конструкций.

Таким образом, установление Администрацией г. Южно-Сахалинска  обязательности размещения определенных видов рекламных конструкций в центральной части города и определенного написания информации противоречит требованиям вышеуказанных норм и разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации.

 Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального  закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 РЕШИЛА:

 1. Признать не соответствующими законодательству Российской Федерации о рекламе пункт 1.4,  пункт 1.8, пункт 1.10, пятый и двенадцатый абзацы пункта 2.2.1, пятый абзац пункта 2.2.4 и четвертый абзац пункта 2.3.3 раздела 2 Постановления Мэра города Южно-Сахалинска от 11 ноября 2008 года № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город Южно-Сахалинск» поскольку отдельные статьи данного акта противоречат статье 4, пункту 1 части 5 статьи 5, статье 33 Федерального закона «О рекламе».

        2. Выдать Администрации города Южно-Сахалинска предписание об изменении Постановления Мэра города Южно-Сахалинска от 11 ноября 2008 года № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город Южно-Сахалинск», частично противоречащего законодательству РФ о рекламе.

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 Председатель Комиссии                                                            А.Г. Могилевкин

 

Члены Комиссии                                                                        О.М. Силина

                                                                                                                                  В.И. Пчелкина 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 29 по признакам нарушения

законодательства о рекламе

 

13.01.2009                                                                                       Южно-Сахалинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:                  -  Могилевкин  А.Г. – заместитель

                                                         руководителя управления;

Члены Комиссии:                                      - Силина О.М. – старший государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

- Пчелкина В.И. – государственный инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;

 

рассмотрев дело № 29 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту  несоответствия  законодательству  Российской Федерации о рекламе Постановления Мэра г. Южно-Сахалинска от 11.11.2008 № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город «Южно-Сахалинск»,

 

в присутствии представителей

заявителя:

– Маракова  Олега Владимировича, генерального директора ООО РА «Ирида-Сервис» (приказ о назначении № 2 от 21.05.2001);

- Дубелева Антона Александровича, представитель ООО РА «Ирида-Сервис»  (доверенность от 12.01.2009);

 

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 - Лазовской Маргариты Владимировны, главного специалиста отдела градостроительного проектирования управления градостроительства ДАГУН г. Южно-Сахалинска (доверенность № 014-31 от 13.01.2009);

- Балаевой Натальи Анатольевны, главного специалиста контрольно-правового управления ДАГУН г. Южно-Сахалинска (доверенность № 014-30 от 13.01.2009),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило заявление ООО РА «Ирида-Сервис» (вх. № 5111 от 20.11.2008).

Поводом для обращения послужило, по мнению заявителя, содержание в Постановлении Мэра г. Южно-Сахалинска от 11.11.2008 № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город «Южно-Сахалинск» (далее – Постановление) положений и норм, противоречащих и прямо нарушающих нормы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В ходе проведения проверки по данному заявлению, Сахалинским УФАС России в адрес Администрации г. Южно-Сахалинска был направлен запрос (исх. № 08-6337 от 01.12.2008) о представлении мотивированных пояснения со ссылками на соответствующие нормативные акты по  фактам, указанным в заявлении ООО РА «Ирида-Сервис».

Согласно пояснений ДАГУН г. Южно-Сахалинска (вх. № 6428 от 12.12.2008), данное Постановление принято в соответствии с ФЗ «О рекламе»,  ГОСТом Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования с средствам наружной рекламы. Правила размещения»,  Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 01.11.2004 № 2024 «О временных архитектурных требованиях, предъявляемых к внешнему  виду зданий и сооружений, расположенных на территории  городского округа «город Южно-Сахалинск», и к благоустройству территорий, прилегающих к этим зданиям и сооружениям».

Исследовав  документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

Пункт 1.4 данного Постановления предусматривает, что  размещение и замена средств наружной рекламы и информации на рекламных носителях  осуществляется только после согласования в Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска. 

Данный пункт нарушает законодательство Российской Федерации о рекламе, так как ФЗ «О рекламе» установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она осуществляет свою деятельность под руководством Правительства РФ на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 331. ФАС реализует возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, общественными объединениями и иными организациями.

 

Пунктом 1.6 Постановления предусмотрено, что  средства наружной рекламы при их размещении на зданиях, сооружениях и иных объектах, расположенных на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», не должны нарушать единого архитектурно-художественного облика прилегающих улиц, площадей, зданий и сооружений. Должны гармонично вписываться в элементы архитектуры, внешнего благоустройства территории, а также элементы озеленения и особенности ранее согласованной и установленной рекламы.

Согласно пункту 1.7 Постановления, конструкции объектов наружной рекламы не должны мешать восприятию архитектуры фасадов зданий, в том числе памятников архитектуры и градостроительных комплексов, памятников истории, культуры, городских, сельских и природных ландшафтов.

Данные  пункты 1.6 и 1.7 Постановления не противоречат федеральному законодательству, так как в архитектурном облике поселения отражаются эстетические нормы и обычаи общества. Отдельные объекты (здания, сооружения, улицы) в современных городах сохраняют стили времен, в которые они были построены. В связи с этим они обладают особенной ценностью. Чтобы не допустить утраты веками складывавшегося культурно-исторического наследия, соответствие рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки анализируется с учетом архитектурных и градостроительных особенностей зданий, территорий отдельно в каждом конкретном месте установки рекламной конструкции на основе проекта. За основу берется местное законодательство, которое может устанавливать зоны повышенного рекламного контроля, ограничения, касающиеся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.

 

Пунктом 1.8 Постановления установлено, что тексты объектов наружной рекламы должны выполняться на русском языке с использованием общепринятого написания слов. Недопустимо использование в текстах иностранных слов, выполненных кириллицей, а при обозначении профиля предприятия - сокращений и аббревиатур.

Данный пункт противоречит положениям ФЗ «О рекламе» в силу следующего. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

Таким образом, ФЗ «О рекламе» напрямую использование иностранных слов не запрещает. Ограничение касается лишь таких ситуаций, в которых нерусские слова и выражения меняют восприятие смысла и могут ввести в заблуждение.

 

Пятым абзацем  пункта 2.2.1  раздела 2 Постановления  установлено, что фундаменты не должны выступать над уровнем земли. Тем не менее, пункт 6.12 ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» предусматривает, что  фундаменты опор не должны выступать над уровнем земли более чем на 5 см.

Двенадцатым абзацем  пункта 2.2.1 раздела 2 Постановления предусмотрено, что стендовые конструкции должны иметь неоновый подсвет информационного поля, а фундаменты не должны выступать над  уровнем земли. Кроме того, пятый абзац пункта 2.2.4 Раздела 2 Постановления устанавливает, что в центральной части города конструкции транспаранты-перетяжки должны быть световыми,  а в четвертом абзаце пункта 2.3.3 Раздела 2 Постановления установлено, что текстовая и знаковая информация должна быть размещена по вертикали. Данные абзацы Постановления не соответствуют рекламному законодательству Российской Федерации о рекламе в силу следующего.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в п. 3, 6 Постановления от 04.03.1997 N 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка.

Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности, и в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя.

Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.

Вместе с тем, рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее ст. 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

К вопросам установления правовых основ единого рынка распространения наружной рекламы относится правовое регулирование использования рекламных конструкций. Между тем ни ФЗ "О рекламе", ни другими нормативными актами общефедерального законодательства не определены виды приоритетных рекламных конструкций.

Таким образом, установление Администрацией г. Южно-Сахалинска  обязательности размещения определенных видов рекламных конструкций в центральной части города и определенного написания информации противоречит требованиям вышеуказанных норм и разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального  закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать не соответствующими законодательству Российской Федерации о рекламе пункт 1.4,  пункт 1.8, пункт 1.10, пятый и двенадцатый абзацы пункта 2.2.1, пятый абзац пункта 2.2.4 и четвертый абзац пункта 2.3.3 раздела 2 Постановления Мэра города Южно-Сахалинска от 11 ноября 2008 года № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город Южно-Сахалинск» поскольку отдельные статьи данного акта противоречат статье 4, пункту 1 части 5 статьи 5, статье 33 Федерального закона «О рекламе».

        2. Выдать Администрации города Южно-Сахалинска предписание об изменении Постановления Мэра города Южно-Сахалинска от 11 ноября 2008 года № 2593 «Об утверждении нормативных требований к размещению средств наружной рекламы на территории городского округа «город Южно-Сахалинск», частично противоречащего законодательству РФ о рекламе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                            А.Г. Могилевкин

 

Члены Комиссии                                                                        О.М. Силина

 

                                                                                                                                 В.И. Пчелкина 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:
осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

 

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-17 08:57:22 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-17 08:57:22 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321541521 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )