Решение по делу № 6

Дата публикации: 4 октября 2010, 12:00

 

 
РЕШЕНИЕ
по делу №  6
 

 
г. Южно-Сахалинск

 
 
Резолютивная часть решения оглашена «09» августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено «23» августа 2010 года.
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
 
Председатель:                     -    Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя
управления;
Члены комиссии:                  -  Шмачук А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации;
 
                                                     -    Ильченко Л.А. – старший государственный 
                                                инспектор отдела контроля
                                                монополистической деятельности,
                                                недобросовестной конкуренции и рекламы;
 
рассмотрев дело № 6, возбужденное в отношении  ООО «Альтаир» по признакам нарушения п.п.6,10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в тексте – Закон «О защите конкуренции»), запрещающего злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением,
 
в присутствии:
представителя ООО «Сахалинское управление технологического транспорта» по доверенности, представителя ООО «Охинский механический завод» по доверенности, представителя ООО «Сахалинский подземный ремонт скважин» по доверенности ;
директора ООО «Альтаир»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Сахалинское Управление Федеральной антимонопольной службы России поступили заявления от ООО «Охинский механический завод» (далее – ООО «ОМЗ») от 18.03.2010 исх. №08-01/0469, ООО «Сахалинское Управление технологического транспорта» (далее – ООО «Сахалинское УТТ») от 09.04.2010 исх. №ПВ-01/0474, ООО «Сахалинский подземный ремонт скважин» (далее – ООО «СПРС») от 07.05.2010 исх. №ТД-01/0569.
Поводом для обращения послужили неправомерные, по мнению заявителей, действия ООО «Альтаир» по уклонению от заключения договора с ними, установление ООО «Альтаир» необоснованно высокой цены финансовой услуги, нарушение ООО «Альтаир» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов заявлений, ООО «СПРС», ООО «Сахалинское УТТ» и ООО «ОМЗ» был получен от ООО «Альтаир» договор на оказание услуг по приемке и захоронению ТБО в 2010 году. В указанном договоре ООО «Альтаир» установлен тариф на оказание услуг по приемке и захоронению ТБО в 2010 году в размере 210 рублей 20 копеек.
Протоколы разногласий к договору на оказание услуг по приемке и захоронению ТБО, в которых заявителями был указан действующий тариф – 42 рубля 17 копеек за 1 куб.м., направленные заявителями в ООО «Альтаир», были оставлены последним без подписания и возвращены заявителям с протоколом согласования разногласий, в котором тариф за услуги был оставлен в редакции ООО «Альтаир».
В сопроводительном письме к протоколу согласования разногласий директор ООО «Альтаир» так же предложил согласовать спорные вопросы по договору явочным порядком.
Сахалинским УФАС России в связи с поступившими заявлениями от хозяйствующих субъектов на предмет наличия возможного нарушения антимонопольного законодательства ООО «Альтаир», проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (далее – ТБО)в географических границах муниципального образования городской округ «Охинский» за 2009 год и I квартал 2010 года, в рамках которого установлено следующее.
В 2009 году и I квартале 2010 года в МО городской округ «Охинский» деятельность на товарном рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО осуществляло ООО «Альтаир», имеющее лицензию на оказание данных услуг. Доминирующее положение на исследуемом товарном рынке на территории МО городской округ «Охинский» в 2009 году и I квартале 2010 года занимает ООО «Альтаир», с долей на рынке 100,00 процентов. Товарный рынок является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.
В рамках проведенного анализа установлено доминирующее положение ООО «Альтаир», также установлено наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (осуществление деятельности по утилизации (захоронению) ТБО с применением различных тарифов: утвержденных и неутвержденных уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления).
На основании изложенного 31 мая 2010 года Сахалинским УФАС России было возбуждено дело №6 в отношении ООО «Альтаир» по признакам нарушения пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 закон «О защите конкуренции», о чем был издан приказ №109.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
В 2009 году – Iквартале 2010 года для ООО «Альтаир» были утверждены следующие тарифы:
 
                              (руб./куб.м., без учета НДС)

 
Наименование услуги
 
2009 год
I квартал 2010 года
 
до 18.04.2009г.
 
Постановление от 25.04.2007г. № 106 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
с 18.04.2009г. 
 
Постановление от 17.03.2009 № 82 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
до 18.04.2010г.
 
Постановление от 17.03.2009 № 82 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
с 18.04.2010г.
 
Постановление от 12.03.2010г. № 67 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов
41,22
42,17
42,17
100,53

 В тоже время, по сведениям, представленным ООО «Альтаир» за анализируемый период применялись следующие тарифы:
 (руб./куб.м., без учета НДС)

 
Наименование услуги
 
2009 год
I квартал 2010 года
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Для населения и предприятий ЖКХ
41,22
42,17
42,17
42,17
42,17
Прочим хозяйствующим субъектам
88,17
88,17
88,17
88,17

 
Как следует из письма ООО «Альтаир» от 18.05.2010 №46 и пояснений директора ООО «Альтаир» в ходе заседания комиссии от 24.06.2010 тариф в размере 210 рублей 20 копеек за услуги ООО «Альтаир» муниципалитетом г. Охи не принимался, а ООО «Альтаир» не применялся в расчетах с покупателями.
По мнению ООО «Альтаир», тарифы, установленные Постановлениями №82 и №76 главы муниципального образования ГО «Охинский» распространяются только на население и предприятия муниципального комплекса, иным контрагентам услуги оказывались по «экономически обоснованному тарифу».
В подтверждение своей позиции директором ООО «Альтаир» были представлены заключение Комитета по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО на 2009 год для ООО «Альтаир» от 10.02.2009 №03-06/265л и заключение Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО на 2010 год для ООО «Альтаир» от 11.03.2010 №03-06/611-А.
Согласно представленным заключениям «экономически обоснованный тариф» на услуги по утилизации ТБО для ООО «Альтаир» составляет в 2009 году 88,17 рублей за 1 куб.м. в 2010 году – 154,92  рублей за 1куб.м.
Кроме того, директором ООО «Альтаир» представлено решение Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» №4.6-7 от 29.04.2010, которым предусматривается субсидирование на возмещение понесенных затрат (убытков) по утилизации (захоронению) ТБО, образовавшихся из-за разницы между установленным и экономически обоснованным тарифом.
Так же, как следует из письма ООО «Альтаир» от 18.05.2010 №46  и пояснений директора ООО «Альтаир» в ходе заседания комиссии от 24.06.2010, Приказ №7-И Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 14.10.2009г., которым установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) ТБО, в размере 238,4%,. был расценен им как возможность самостоятельно изменять тариф на услуги в сфере утилизации (захоронения) ТБО в пределах установленного индекса, что и было сделано ООО «Альтаир» при расчете тарифа для заявителей.
В соответствии с п. 1 и п. 5 ч.2 ст.1  Федерального Закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а так же надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, подлежат регулированию. Органами, наделенными полномочиями устанавливать тарифы на услугу по размещению (утилизации) ТБО, являются органы местного самоуправления (п. 7 ч.2 ст. 5 Закона № 210-ФЗ, п. 4.1 ч.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Пунктом 4.1. части 1 статьи 12 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования городской округ "Охинский" обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с ч.8 статьи 34 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области глава МО городской округ "Охинский" - глава администрации МО городской округ "Охинский" в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Сахалинской области, настоящим Уставом, издает постановления по вопросам местного значения муниципального образования городской округ "Охинский" и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации городского округа "Охинский".
Комитет по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» в соответствии с п.2 ч.2 ст.30 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области не наделен полномочиями по утверждению тарифов организаций коммунального комплекса.
Кроме того, по правилам пункта 8 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу с момента их подписания, если иное не оговорено самим нормативным правовым актом, за исключением нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые вступают в силу на следующий день после его официального обнародования (опубликования).
Заключения Комитета по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО опубликованы не были.
Следовательно, заключение Комитета по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО не является актом, которым устанавливаются тарифы на захоронение (утилизацию), и который подлежит применению организациями коммунального комплекса.
Кроме того, согласно письму Администрации МО городской округ «Охинский» от 06.04.2010 №03-06/904 правовые акты органов местного самоуправления, в соответствии с которыми установлен тариф для хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по утилизации (захоронению) ТБО, действующие на период 2008,2009 и 20101 годы: постановление и.о. главы МО городской округ «Охинский» от 25.04.2007 №106, постановление главы МО городской округ «Охинский» от 17.03.2009 №82, постановление главы МО городской округ «Охинский» от 12.03.2010 №67.
 Согласно пункту 20 статьи 2 Закона №210-ФЗ предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона №210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса.
Таким образом, предельные индексы устанавливаются для расчета и утверждения тарифов муниципальными образованиями, а не для организаций коммунального комплекса, поэтому применение их ООО «Альтаир» самостоятельно не законно.
 Согласно п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ООО «Альтаир», применяя в расчетах с хозяйствующими субъектами неутвержденный в установленном порядке органом местного самоуправления тариф на утилизацию (захоронение) ТБО, нарушил установленный законом №210-ФЗ порядок ценообразования на указанные услуги, и тем самым допустил нарушение п.10.ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».
 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» с 1 января 2004г. отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Комиссией Сахалинского УФАС России так же были изучены договоры, заключенные ООО «Альтаир» с иными хозяйствующими субъектами на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО (договор от 01.07.2009 №219 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «Восток», договор от 01.01.2009 №106 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ИП Павленко И.Ю., договор от 01.01.2009 №187 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный С ООО «Охинское пассажирское авторанспопртное предприятие», договор от 01.01.2009 №58 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ИП Черных О.А., договор от 01.01.2009 №165 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «автозаправочная станция», договор от 01.01.2009 №211/1 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «Управление домами №1», договор от 01.02.2009 №159 на оказание услуг про приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «Товарищество собственников жилья №1», договор от 01.02.2009 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с Администрацией городского округа «Охинский», договор от 01.01.2009 №18 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Охинская детская школа искусств №2» г Охи, договор от 01.01.2009 №26 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с МУ «Охинская центральная районная больница»), а так же счета-фактуры и акты выполненных работ по вышеуказанным договорам.
Представленными ООО «Альтаир» документами подтверждается, что организацией на протяжении 2009 года и I квартала 2010 года необоснованно применялись различные тарифы в зависимости от групп потребителей: для населения и предприятий ЖКХ – 42,17 рублей за 1куб.м., для прочих организаций – 88, 17 рублей за 1 куб.м.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, в действиях ООО «Альтаир» имеются признаки нарушения п. 6 и п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», которыми запрещается субъекту, занимающему доминирующее положение злоупотребление путем экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а так же нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком продолжается совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ООО «Альтаир» нарушившим пункты 6 и 10  части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» посредством экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а так же нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. На основании решения выдать ООО «Альтаир» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО в географических границах МО  городской округ «Охинский» путем прекращения экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на услуги по утилизации ТБО, а так же нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем применения тарифов на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, утвержденных в установленном порядке органом местного самоуправления.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

stdClass Object ( [vid] => 6681 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 6 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6681 [type] => solution [language] => ru [created] => 1286136000 [changed] => 1368706295 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368706295 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 
РЕШЕНИЕ
по делу №  6
 

 
г. Южно-Сахалинск

 
 
Резолютивная часть решения оглашена «09» августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено «23» августа 2010 года.
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
 
Председатель:                     -    Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя
управления;
Члены комиссии:                  -  Шмачук А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации;
 
                                                     -    Ильченко Л.А. – старший государственный 
                                                инспектор отдела контроля
                                                монополистической деятельности,
                                                недобросовестной конкуренции и рекламы;
 
рассмотрев дело № 6, возбужденное в отношении  ООО «Альтаир» по признакам нарушения п.п.6,10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в тексте – Закон «О защите конкуренции»), запрещающего злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением,
 
в присутствии:
представителя ООО «Сахалинское управление технологического транспорта» по доверенности, представителя ООО «Охинский механический завод» по доверенности, представителя ООО «Сахалинский подземный ремонт скважин» по доверенности ;
директора ООО «Альтаир»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Сахалинское Управление Федеральной антимонопольной службы России поступили заявления от ООО «Охинский механический завод» (далее – ООО «ОМЗ») от 18.03.2010 исх. №08-01/0469, ООО «Сахалинское Управление технологического транспорта» (далее – ООО «Сахалинское УТТ») от 09.04.2010 исх. №ПВ-01/0474, ООО «Сахалинский подземный ремонт скважин» (далее – ООО «СПРС») от 07.05.2010 исх. №ТД-01/0569.
Поводом для обращения послужили неправомерные, по мнению заявителей, действия ООО «Альтаир» по уклонению от заключения договора с ними, установление ООО «Альтаир» необоснованно высокой цены финансовой услуги, нарушение ООО «Альтаир» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов заявлений, ООО «СПРС», ООО «Сахалинское УТТ» и ООО «ОМЗ» был получен от ООО «Альтаир» договор на оказание услуг по приемке и захоронению ТБО в 2010 году. В указанном договоре ООО «Альтаир» установлен тариф на оказание услуг по приемке и захоронению ТБО в 2010 году в размере 210 рублей 20 копеек.
Протоколы разногласий к договору на оказание услуг по приемке и захоронению ТБО, в которых заявителями был указан действующий тариф – 42 рубля 17 копеек за 1 куб.м., направленные заявителями в ООО «Альтаир», были оставлены последним без подписания и возвращены заявителям с протоколом согласования разногласий, в котором тариф за услуги был оставлен в редакции ООО «Альтаир».
В сопроводительном письме к протоколу согласования разногласий директор ООО «Альтаир» так же предложил согласовать спорные вопросы по договору явочным порядком.
Сахалинским УФАС России в связи с поступившими заявлениями от хозяйствующих субъектов на предмет наличия возможного нарушения антимонопольного законодательства ООО «Альтаир», проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (далее – ТБО)в географических границах муниципального образования городской округ «Охинский» за 2009 год и I квартал 2010 года, в рамках которого установлено следующее.
В 2009 году и I квартале 2010 года в МО городской округ «Охинский» деятельность на товарном рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО осуществляло ООО «Альтаир», имеющее лицензию на оказание данных услуг. Доминирующее положение на исследуемом товарном рынке на территории МО городской округ «Охинский» в 2009 году и I квартале 2010 года занимает ООО «Альтаир», с долей на рынке 100,00 процентов. Товарный рынок является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.
В рамках проведенного анализа установлено доминирующее положение ООО «Альтаир», также установлено наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (осуществление деятельности по утилизации (захоронению) ТБО с применением различных тарифов: утвержденных и неутвержденных уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления).
На основании изложенного 31 мая 2010 года Сахалинским УФАС России было возбуждено дело №6 в отношении ООО «Альтаир» по признакам нарушения пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 закон «О защите конкуренции», о чем был издан приказ №109.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
В 2009 году – Iквартале 2010 года для ООО «Альтаир» были утверждены следующие тарифы:
 
                              (руб./куб.м., без учета НДС)

 
Наименование услуги
 
2009 год
I квартал 2010 года
 
до 18.04.2009г.
 
Постановление от 25.04.2007г. № 106 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
с 18.04.2009г. 
 
Постановление от 17.03.2009 № 82 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
до 18.04.2010г.
 
Постановление от 17.03.2009 № 82 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
с 18.04.2010г.
 
Постановление от 12.03.2010г. № 67 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов
41,22
42,17
42,17
100,53

 В тоже время, по сведениям, представленным ООО «Альтаир» за анализируемый период применялись следующие тарифы:
 (руб./куб.м., без учета НДС)

 
Наименование услуги
 
2009 год
I квартал 2010 года
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Для населения и предприятий ЖКХ
41,22
42,17
42,17
42,17
42,17
Прочим хозяйствующим субъектам
88,17
88,17
88,17
88,17

 
Как следует из письма ООО «Альтаир» от 18.05.2010 №46 и пояснений директора ООО «Альтаир» в ходе заседания комиссии от 24.06.2010 тариф в размере 210 рублей 20 копеек за услуги ООО «Альтаир» муниципалитетом г. Охи не принимался, а ООО «Альтаир» не применялся в расчетах с покупателями.
По мнению ООО «Альтаир», тарифы, установленные Постановлениями №82 и №76 главы муниципального образования ГО «Охинский» распространяются только на население и предприятия муниципального комплекса, иным контрагентам услуги оказывались по «экономически обоснованному тарифу».
В подтверждение своей позиции директором ООО «Альтаир» были представлены заключение Комитета по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО на 2009 год для ООО «Альтаир» от 10.02.2009 №03-06/265л и заключение Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО на 2010 год для ООО «Альтаир» от 11.03.2010 №03-06/611-А.
Согласно представленным заключениям «экономически обоснованный тариф» на услуги по утилизации ТБО для ООО «Альтаир» составляет в 2009 году 88,17 рублей за 1 куб.м. в 2010 году – 154,92  рублей за 1куб.м.
Кроме того, директором ООО «Альтаир» представлено решение Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» №4.6-7 от 29.04.2010, которым предусматривается субсидирование на возмещение понесенных затрат (убытков) по утилизации (захоронению) ТБО, образовавшихся из-за разницы между установленным и экономически обоснованным тарифом.
Так же, как следует из письма ООО «Альтаир» от 18.05.2010 №46  и пояснений директора ООО «Альтаир» в ходе заседания комиссии от 24.06.2010, Приказ №7-И Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 14.10.2009г., которым установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) ТБО, в размере 238,4%,. был расценен им как возможность самостоятельно изменять тариф на услуги в сфере утилизации (захоронения) ТБО в пределах установленного индекса, что и было сделано ООО «Альтаир» при расчете тарифа для заявителей.
В соответствии с п. 1 и п. 5 ч.2 ст.1  Федерального Закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а так же надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, подлежат регулированию. Органами, наделенными полномочиями устанавливать тарифы на услугу по размещению (утилизации) ТБО, являются органы местного самоуправления (п. 7 ч.2 ст. 5 Закона № 210-ФЗ, п. 4.1 ч.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Пунктом 4.1. части 1 статьи 12 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования городской округ "Охинский" обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с ч.8 статьи 34 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области глава МО городской округ "Охинский" - глава администрации МО городской округ "Охинский" в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Сахалинской области, настоящим Уставом, издает постановления по вопросам местного значения муниципального образования городской округ "Охинский" и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации городского округа "Охинский".
Комитет по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» в соответствии с п.2 ч.2 ст.30 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области не наделен полномочиями по утверждению тарифов организаций коммунального комплекса.
Кроме того, по правилам пункта 8 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу с момента их подписания, если иное не оговорено самим нормативным правовым актом, за исключением нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые вступают в силу на следующий день после его официального обнародования (опубликования).
Заключения Комитета по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО опубликованы не были.
Следовательно, заключение Комитета по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО не является актом, которым устанавливаются тарифы на захоронение (утилизацию), и который подлежит применению организациями коммунального комплекса.
Кроме того, согласно письму Администрации МО городской округ «Охинский» от 06.04.2010 №03-06/904 правовые акты органов местного самоуправления, в соответствии с которыми установлен тариф для хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по утилизации (захоронению) ТБО, действующие на период 2008,2009 и 20101 годы: постановление и.о. главы МО городской округ «Охинский» от 25.04.2007 №106, постановление главы МО городской округ «Охинский» от 17.03.2009 №82, постановление главы МО городской округ «Охинский» от 12.03.2010 №67.
 Согласно пункту 20 статьи 2 Закона №210-ФЗ предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона №210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса.
Таким образом, предельные индексы устанавливаются для расчета и утверждения тарифов муниципальными образованиями, а не для организаций коммунального комплекса, поэтому применение их ООО «Альтаир» самостоятельно не законно.
 Согласно п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ООО «Альтаир», применяя в расчетах с хозяйствующими субъектами неутвержденный в установленном порядке органом местного самоуправления тариф на утилизацию (захоронение) ТБО, нарушил установленный законом №210-ФЗ порядок ценообразования на указанные услуги, и тем самым допустил нарушение п.10.ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».
 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» с 1 января 2004г. отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Комиссией Сахалинского УФАС России так же были изучены договоры, заключенные ООО «Альтаир» с иными хозяйствующими субъектами на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО (договор от 01.07.2009 №219 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «Восток», договор от 01.01.2009 №106 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ИП Павленко И.Ю., договор от 01.01.2009 №187 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный С ООО «Охинское пассажирское авторанспопртное предприятие», договор от 01.01.2009 №58 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ИП Черных О.А., договор от 01.01.2009 №165 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «автозаправочная станция», договор от 01.01.2009 №211/1 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «Управление домами №1», договор от 01.02.2009 №159 на оказание услуг про приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «Товарищество собственников жилья №1», договор от 01.02.2009 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с Администрацией городского округа «Охинский», договор от 01.01.2009 №18 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Охинская детская школа искусств №2» г Охи, договор от 01.01.2009 №26 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с МУ «Охинская центральная районная больница»), а так же счета-фактуры и акты выполненных работ по вышеуказанным договорам.
Представленными ООО «Альтаир» документами подтверждается, что организацией на протяжении 2009 года и I квартала 2010 года необоснованно применялись различные тарифы в зависимости от групп потребителей: для населения и предприятий ЖКХ – 42,17 рублей за 1куб.м., для прочих организаций – 88, 17 рублей за 1 куб.м.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, в действиях ООО «Альтаир» имеются признаки нарушения п. 6 и п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», которыми запрещается субъекту, занимающему доминирующее положение злоупотребление путем экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а так же нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком продолжается совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ООО «Альтаир» нарушившим пункты 6 и 10  части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» посредством экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а так же нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. На основании решения выдать ООО «Альтаир» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО в географических границах МО  городской округ «Охинский» путем прекращения экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на услуги по утилизации ТБО, а так же нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем применения тарифов на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, утвержденных в установленном порядке органом местного самоуправления.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 
РЕШЕНИЕ
по делу №  6
 

 
г. Южно-Сахалинск
 
 
Резолютивная часть решения оглашена «09» августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено «23» августа 2010 года.
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
 
Председатель:                     -    Могилевкин А.Г. – заместитель руководителя
управления;
Члены комиссии:                  -  Шмачук А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации;
 
                                                     -    Ильченко Л.А. – старший государственный 
                                                инспектор отдела контроля
                                                монополистической деятельности,
                                                недобросовестной конкуренции и рекламы;
 
рассмотрев дело № 6, возбужденное в отношении  ООО «Альтаир» по признакам нарушения п.п.6,10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее в тексте – Закон «О защите конкуренции»), запрещающего злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением,
 
в присутствии:
представителя ООО «Сахалинское управление технологического транспорта» по доверенности, представителя ООО «Охинский механический завод» по доверенности, представителя ООО «Сахалинский подземный ремонт скважин» по доверенности ;
директора ООО «Альтаир»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Сахалинское Управление Федеральной антимонопольной службы России поступили заявления от ООО «Охинский механический завод» (далее – ООО «ОМЗ») от 18.03.2010 исх. №08-01/0469, ООО «Сахалинское Управление технологического транспорта» (далее – ООО «Сахалинское УТТ») от 09.04.2010 исх. №ПВ-01/0474, ООО «Сахалинский подземный ремонт скважин» (далее – ООО «СПРС») от 07.05.2010 исх. №ТД-01/0569.
Поводом для обращения послужили неправомерные, по мнению заявителей, действия ООО «Альтаир» по уклонению от заключения договора с ними, установление ООО «Альтаир» необоснованно высокой цены финансовой услуги, нарушение ООО «Альтаир» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов заявлений, ООО «СПРС», ООО «Сахалинское УТТ» и ООО «ОМЗ» был получен от ООО «Альтаир» договор на оказание услуг по приемке и захоронению ТБО в 2010 году. В указанном договоре ООО «Альтаир» установлен тариф на оказание услуг по приемке и захоронению ТБО в 2010 году в размере 210 рублей 20 копеек.
Протоколы разногласий к договору на оказание услуг по приемке и захоронению ТБО, в которых заявителями был указан действующий тариф – 42 рубля 17 копеек за 1 куб.м., направленные заявителями в ООО «Альтаир», были оставлены последним без подписания и возвращены заявителям с протоколом согласования разногласий, в котором тариф за услуги был оставлен в редакции ООО «Альтаир».
В сопроводительном письме к протоколу согласования разногласий директор ООО «Альтаир» так же предложил согласовать спорные вопросы по договору явочным порядком.
Сахалинским УФАС России в связи с поступившими заявлениями от хозяйствующих субъектов на предмет наличия возможного нарушения антимонопольного законодательства ООО «Альтаир», проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (далее – ТБО)в географических границах муниципального образования городской округ «Охинский» за 2009 год и I квартал 2010 года, в рамках которого установлено следующее.
В 2009 году и I квартале 2010 года в МО городской округ «Охинский» деятельность на товарном рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО осуществляло ООО «Альтаир», имеющее лицензию на оказание данных услуг. Доминирующее положение на исследуемом товарном рынке на территории МО городской округ «Охинский» в 2009 году и I квартале 2010 года занимает ООО «Альтаир», с долей на рынке 100,00 процентов. Товарный рынок является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.
В рамках проведенного анализа установлено доминирующее положение ООО «Альтаир», также установлено наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (осуществление деятельности по утилизации (захоронению) ТБО с применением различных тарифов: утвержденных и неутвержденных уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления).
На основании изложенного 31 мая 2010 года Сахалинским УФАС России было возбуждено дело №6 в отношении ООО «Альтаир» по признакам нарушения пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 закон «О защите конкуренции», о чем был издан приказ №109.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
В 2009 году – Iквартале 2010 года для ООО «Альтаир» были утверждены следующие тарифы:
 
                              (руб./куб.м., без учета НДС)

 
Наименование услуги
 
2009 год
I квартал 2010 года
 
до 18.04.2009г.
 
Постановление от 25.04.2007г. № 106 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
с 18.04.2009г. 
 
Постановление от 17.03.2009 № 82 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
до 18.04.2010г.
 
Постановление от 17.03.2009 № 82 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
с 18.04.2010г.
 
Постановление от 12.03.2010г. № 67 «О тарифе на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Альтаир»
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов
41,22
42,17
42,17
100,53
 В тоже время, по сведениям, представленным ООО «Альтаир» за анализируемый период применялись следующие тарифы:
 (руб./куб.м., без учета НДС)

 
Наименование услуги
 
2009 год
I квартал 2010 года
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Для населения и предприятий ЖКХ
41,22
42,17
42,17
42,17
42,17
Прочим хозяйствующим субъектам
88,17
88,17
88,17
88,17
 
Как следует из письма ООО «Альтаир» от 18.05.2010 №46 и пояснений директора ООО «Альтаир» в ходе заседания комиссии от 24.06.2010 тариф в размере 210 рублей 20 копеек за услуги ООО «Альтаир» муниципалитетом г. Охи не принимался, а ООО «Альтаир» не применялся в расчетах с покупателями.
По мнению ООО «Альтаир», тарифы, установленные Постановлениями №82 и №76 главы муниципального образования ГО «Охинский» распространяются только на население и предприятия муниципального комплекса, иным контрагентам услуги оказывались по «экономически обоснованному тарифу».
В подтверждение своей позиции директором ООО «Альтаир» были представлены заключение Комитета по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО на 2009 год для ООО «Альтаир» от 10.02.2009 №03-06/265л и заключение Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО на 2010 год для ООО «Альтаир» от 11.03.2010 №03-06/611-А.
Согласно представленным заключениям «экономически обоснованный тариф» на услуги по утилизации ТБО для ООО «Альтаир» составляет в 2009 году 88,17 рублей за 1 куб.м. в 2010 году – 154,92  рублей за 1куб.м.
Кроме того, директором ООО «Альтаир» представлено решение Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» №4.6-7 от 29.04.2010, которым предусматривается субсидирование на возмещение понесенных затрат (убытков) по утилизации (захоронению) ТБО, образовавшихся из-за разницы между установленным и экономически обоснованным тарифом.
Так же, как следует из письма ООО «Альтаир» от 18.05.2010 №46  и пояснений директора ООО «Альтаир» в ходе заседания комиссии от 24.06.2010, Приказ №7-И Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 14.10.2009г., которым установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) ТБО, в размере 238,4%,. был расценен им как возможность самостоятельно изменять тариф на услуги в сфере утилизации (захоронения) ТБО в пределах установленного индекса, что и было сделано ООО «Альтаир» при расчете тарифа для заявителей.
В соответствии с п. 1 и п. 5 ч.2 ст.1  Федерального Закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а так же надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, подлежат регулированию. Органами, наделенными полномочиями устанавливать тарифы на услугу по размещению (утилизации) ТБО, являются органы местного самоуправления (п. 7 ч.2 ст. 5 Закона № 210-ФЗ, п. 4.1 ч.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Пунктом 4.1. части 1 статьи 12 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования городской округ "Охинский" обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с ч.8 статьи 34 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области глава МО городской округ "Охинский" - глава администрации МО городской округ "Охинский" в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Сахалинской области, настоящим Уставом, издает постановления по вопросам местного значения муниципального образования городской округ "Охинский" и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации городского округа "Охинский".
Комитет по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» в соответствии с п.2 ч.2 ст.30 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области не наделен полномочиями по утверждению тарифов организаций коммунального комплекса.
Кроме того, по правилам пункта 8 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу с момента их подписания, если иное не оговорено самим нормативным правовым актом, за исключением нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые вступают в силу на следующий день после его официального обнародования (опубликования).
Заключения Комитета по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО опубликованы не были.
Следовательно, заключение Комитета по управлению муниципальными имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» к расчетам тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО не является актом, которым устанавливаются тарифы на захоронение (утилизацию), и который подлежит применению организациями коммунального комплекса.
Кроме того, согласно письму Администрации МО городской округ «Охинский» от 06.04.2010 №03-06/904 правовые акты органов местного самоуправления, в соответствии с которыми установлен тариф для хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по утилизации (захоронению) ТБО, действующие на период 2008,2009 и 20101 годы: постановление и.о. главы МО городской округ «Охинский» от 25.04.2007 №106, постановление главы МО городской округ «Охинский» от 17.03.2009 №82, постановление главы МО городской округ «Охинский» от 12.03.2010 №67.
 Согласно пункту 20 статьи 2 Закона №210-ФЗ предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона №210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса.
Таким образом, предельные индексы устанавливаются для расчета и утверждения тарифов муниципальными образованиями, а не для организаций коммунального комплекса, поэтому применение их ООО «Альтаир» самостоятельно не законно.
 Согласно п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ООО «Альтаир», применяя в расчетах с хозяйствующими субъектами неутвержденный в установленном порядке органом местного самоуправления тариф на утилизацию (захоронение) ТБО, нарушил установленный законом №210-ФЗ порядок ценообразования на указанные услуги, и тем самым допустил нарушение п.10.ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».
 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» с 1 января 2004г. отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Комиссией Сахалинского УФАС России так же были изучены договоры, заключенные ООО «Альтаир» с иными хозяйствующими субъектами на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО (договор от 01.07.2009 №219 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «Восток», договор от 01.01.2009 №106 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ИП Павленко И.Ю., договор от 01.01.2009 №187 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный С ООО «Охинское пассажирское авторанспопртное предприятие», договор от 01.01.2009 №58 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ИП Черных О.А., договор от 01.01.2009 №165 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «автозаправочная станция», договор от 01.01.2009 №211/1 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «Управление домами №1», договор от 01.02.2009 №159 на оказание услуг про приемке и временному хранению ТБО, заключенный с ООО «Товарищество собственников жилья №1», договор от 01.02.2009 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с Администрацией городского округа «Охинский», договор от 01.01.2009 №18 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Охинская детская школа искусств №2» г Охи, договор от 01.01.2009 №26 на оказание услуг по приемке и временному хранению ТБО, заключенный с МУ «Охинская центральная районная больница»), а так же счета-фактуры и акты выполненных работ по вышеуказанным договорам.
Представленными ООО «Альтаир» документами подтверждается, что организацией на протяжении 2009 года и I квартала 2010 года необоснованно применялись различные тарифы в зависимости от групп потребителей: для населения и предприятий ЖКХ – 42,17 рублей за 1куб.м., для прочих организаций – 88, 17 рублей за 1 куб.м.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, в действиях ООО «Альтаир» имеются признаки нарушения п. 6 и п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», которыми запрещается субъекту, занимающему доминирующее положение злоупотребление путем экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а так же нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком продолжается совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ООО «Альтаир» нарушившим пункты 6 и 10  части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» посредством экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а так же нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. На основании решения выдать ООО «Альтаир» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО в географических границах МО  городской округ «Охинский» путем прекращения экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на услуги по утилизации ТБО, а так же нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем применения тарифов на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, утвержденных в установленном порядке органом местного самоуправления.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-04 00:00:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-04 00:00:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321541521 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Сахалинское УФАС России )