Выявлено ограничение конкуренции на рынке выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети

 

06.12.2012 Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области приняла решение о признании департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска нарушившим пп. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

Поводом для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило объявление Департаментом конкурсного  отбора на получение субсидии из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных сооружений. Сумма субсидии составила 91 551 321 руб.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

То есть, субсидия предоставляется на безвозмездной основе за уже понесенные затраты или недополученные доходы в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Между тем, предметом проведенного Департаментом отбора фактически являлся поиск лица (подрядчика) на выполнение работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, элементов их обустройства, защитных и искусственных сооружений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» вышеуказанные работы относятся к вопросам местного значения, то есть являются муниципальными нуждами.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определен порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Таким образом, для определения подрядчика на выполнение работ Департамент должен был провести торги в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, а не конкурсный отбор на получение субсидии.

Помимо этого, в извещении о проведении конкурсного отбора Департаментом были установлены требования к претендентам о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования и другие требований, которые прямо запрещены Законом о размещении заказов.

Подобная схема ухода от процедур по размещению заказов, предусмотренных федеральным законодательством, а также требования Департамента к претенденту значительно ограничивает количество хозяйствующих субъектов, которые могли бы конкурировать за получение бюджетных средств в случае проведения торгов в соответствии с законодательством о размещении заказов.

В связи с выявленными нарушениями антимонопольного законодательства Сахалинское УФАС России выдало Департаменту предписание об устранении нарушений.

Предписание исполнено не было в связи с обжалованием в суде.

Решением арбитражного суда Сахалинской области от 19.03.2013 в удовлетворении требований Департамента о признании недействительными решения и предписания отказано.