Результаты антимонопольного контроля на товарном рынке розничной реализации моторного топлива

 

Сахалинское УФАС России в рамках своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Закон «О защите конкуренции»)   осуществляет организационные и правовые основы защиты конкуренции и понуждает, занимающих доминирующее положение   хозяйствующие субъекты в случае нарушения антимонопольного законодательства к выполнению требований законодательства.

В целях недопущения злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарном рынке и развития конкурентной среды, Сахалинское УФАС России осуществляет антимонопольный контроль  за поведением хозяйствующих субъектов, в части выявления и пресечения  ими ограничивающих конкуренцию по заключенным соглашениям и согласованным действиям, недобросовестной конкуренции, запрещенных Законом «О защите конкуренции».

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

Доминирующим  продавцом моторного топлива  на товарном рынке розничной реализации   автомобильных бензинов и дизельного топлива в Сахалинской области является ООО «РН-Востокнефтепродукт»  в долей более 50 % и включенным в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

В силу нормы ст.6  «Закона О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

По результатам рассмотрения антимонопольным управлением  фактических материалов, представленных хозяйствующим субъектом, в совокупности критериев статьи 6  «Закона О защите конкуренции» нельзя сделать вывод о том, что  цены на мелкооптовую и  розничную реализацию с сентября по декабрь 2012 г., январь 2013 г. превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. При этом уровень цен ООО «РН-Востокнефтепродукт», сложившийся к этим периодам был таков, что не обеспечивает покрытие расходов и получение дохода, необходимых для производства и мелкооптовой реализации дизельного топлива.

В производстве Сахалинского УФАС России в любой момент времени находятся дела либо рассматриваются заявления, связанные с нарушениями на рынке нефтепродуктов, либо отстаиваются в судах решения и постановления антимонопольного управления.

Контроль за ценовой ситуацией на рынке нефтепродуктов — одно из приоритетных направлений работы антимонопольного органа. Любое увеличение цен на данном рынке неминуемо влечет повышение цен практически на всех товарных рынках, а учитывая островное положение региона, при котором закупочные цены и транспортная составляющая оказывает решающее значение на цену товара, работа антимонопольного органа  по данному направлению носит постоянный характер.