• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

касационный арбитражный суд потвердил правильность решения Сахалинского УФАС России в отношении администрации города Южно-Сахалинска и МАУ "транспортная компания"

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июня 2009 года по делу № Ф03-2249/2009 администрации города Южно-Сахалинска в удовлетворении требований о признании недействительными решения управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Сахалинское УФАС России) от 12.11.2008 и предписания № 05-12/08 по делу № 35 о нарушении администрацией города Южно-Сахалинска антимонопольного законодательства отказано.

Напомним, 12.11.2008 в результате рассмотрения материалов дела № 35, возбужденного по обращению прокуратуры города Южно-Сахалинска, администрация города Южно-Сахалинска признана нарушившей чч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), издав постановление мэра города Южно-Сахалинска от 18.07.2008 № 1686 «Об организации в городском округе «Город Южно-Сахалинск» пассажирских перевозок по городским и пригородным автобусным маршрутам». Также было принято решение выдать предписание № 05-12/08 о прекращении нарушения путем отмены указанного Постановления.

Однако, администрацией г. Южно-Сахалинска указанные решение и предписание были обжалованы в Арбитражный суд Сахалинской области, которым вынесено решение признать их недействительными.

Сахалинское УФАС России, полагая, что решение суда является незаконным и необоснованным, обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в результате рассмотрения которой и исследования материалов дела, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции не соответствует закону и противоречит материалам дела. Суд счел необходимым отменить решение Арбитражный суд Сахалинской области и принять новое решение.

При этом суд исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

На основании пункта 6 статьи 72 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 (в ред. от 14.07.2008) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города, обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе.

Таким образом, организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания возложены на органы местного самоуправления.

Однако, как следует из пункта 1 постановления мэра города Южно-Сахалинска от 18.07.2008 № 1686 право на организацию перевозок пассажиров на маршрутной сети городского округа «Город Южно-Сахалинск» предоставляется транспортной организации, назначенной «Генеральным оператором» на основании результатов конкурса путем заключения договора с администрацией города Южно-Сахалинска.

Согласно пункту 2.2 названного постановления транспортной организации («Генеральному оператору») разрешено привлекать на договорной основе транспорт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей («Операторов», «Субподрядчиков») для перевозки пассажиров по автобусным маршрутам городского округа «Город Южно-Сахалинск», за исключением социально значимых.

Пунктом 4.1 постановления «Генеральному оператору» рекомендовано привлекать на договорной основе транспорт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для перевозки пассажиров по маршрутной сети на основании результатов конкурса.

Таким образом, из содержания указанных пунктов постановления мэра города Южно-Сахалинска от 18.07.2008 № 1686 следует, что администрация наделяет хозяйствующий субъект (транспортную организацию) функциями и правами органа местного самоуправления, поэтому действия по изданию указанного постановления нарушают требования частей 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, и не соответствуют положениям подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 6 статьи 72 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления администрации города Южно-Сахалинска и для признания недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.

Одновременно Сахалинское УФАС России сообщает, что в настоящее время возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства администрацией города Южно-Сахалинска, департаментом городского хозяйства, муниципальным автономным учреждением «Транспортная компания» по заявлениям индивидуальных предпринимателей и предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».