Администрацией Сахалинской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» заключено соглашение, условия которого нарушают антимонопольное законодательство

25 декабря 2008 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области признало администрацию Сахалинской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»  нарушившими ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении Соглашения о взаимодействии по реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы от 01.09.2008 (далее – Соглашение), условия которого приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке банковских услуг, который связан с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства от 14.07.2007 № 446 (далее – Государственная программа).
В ходе рассмотрения дела представитель администрации Сахалинской области Ю.В. Болдов пояснил, что Соглашение заключено администрацией Сахалинской области в целях реализации Государственной программы, в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий, и которое не содержит условий, устанавливающих доминирующее положение ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» по отношению к другим финансовым организациям.
Сахалинское УФАС России установила, что согласно пункту 2.2 Соглашения администрация Сахалинской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» в целях расширения доступности современных банковских услуг для жителей Сахалинской области стороны объединяют свои усилия и обеспечивают:
- доведение всего спектра банковских услуг до жителей Сахалинской области путем расширения присутствия Банка через организацию с учетом экономической целесообразности дополнительных офисов, кредитно-кассовых, операционных офисов, а также уполномоченных представителей в районах Сахалинской области;
- внедрение банковских карт в сельской местности.
Также в подп. 12 п. 3.1 Соглашения установлена обязанность администрации Сахалинской области информировать муниципальные образования, предприятия АПК, сельских жителей, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке, о размерах и направлениях соответствующей финансовой помощи из средств регионального бюджета.
Однако в соответствии с действующим законодательством РФ ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» самостоятельно, без участия и поддержки органов государственной власти и иных третьих лиц осуществляет свою деятельность на основании Закона о банках в рамках лицензии, а также за свой счет обеспечивает наличие указанных структурных подразделений.
Кроме того, администрация Сахалинской области в соответствии с подп. 9, 11, 12, 17, 18 п. 3.1. приняла на себя обязательства, в случае выполнения которых будет создана возможность для ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения финансовой услуги на том сегменте рынка банковских услуг, который связан с реализацией Государственной программы.
Из вышеизложенного следует, что действия администрации Сахалинской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», выразившиеся в заключении Соглашения, условия которого могут повлечь ограничение конкуренции на рынке банковских услуг Сахалинской области в рамках реализации Государственной программы, нарушают требования статьи 16 Закона о конкуренции.
По итогам рассмотрения дела Сахалинское УФАС России вынесло решение о расторжении нарушающего антимонопольное законодательство соглашение и выдало соответствующее предписание для исполнения.