• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Вступила в силу норма, устанавливающая особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Федеральным законом от 30 июня 2008 года № 108-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава четвертая ФЗ «О защите конкуренции» дополнена статьей 17.1, устанавливающей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

В соответствии с данной статьей, начиная с 2 июля 2008 года договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено (далее - договоры передачи имущества), могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:

1) актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации;
2) решения суда, вступившего в законную силу;
3) федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом.

Следует отметить, что указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах.

Правительство Российской Федерации должно установить порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса.

До принятия Правительством Российской Федерации соответствующих постановлений конкурсы на право заключения договоров передачи имущества проводятся в порядке, установленном ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров - в порядке, установленном ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в соответствии с частью 3 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции».

При применении статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган руководствуется тем, что аукцион на право заключения договоров передачи имущества проводится в соответствии с порядком, установленном статьей 18 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» для продажи государственного или муниципального имущества на аукционе до установления Правительством Российской Федерации соответствующего порядка.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что согласно пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, заключение после 2 июля 2008 года договоров передачи имущества без проведения конкурса или аукциона, а также продление после вышеуказанной даты ранее заключенных договоров, заключение дополнительных соглашений, расширяющих предмет договоров является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 и главой V ФЗ «О защите конкуренции». Последствия указанных нарушений предусмотрены статьей 21 ФЗ «О защите конкуренции» и заключаются в возврате имущества, права на которое переданы без проведения торгов.