• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Сахалинское УФАС России в целях информирования граждан размещает информацию о часто задаваемых вопросах, содержащихся в поступающих обращениях (типовой ответ).

Сахалинское УФАС России  в целях информирования граждан размещает информацию о часто задаваемых вопросах, содержащихся в поступающих обращениях (типовой ответ).

 

1. Относительно роста цен на продукты питания в Сахалинской области.

 

В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995     № 239 (ред. от 04.09.2015) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление № 239) государственное регулирование  не распространяется  на торговые надбавки  к ценам на  продукты питания (за исключением детского питания). Цены на продукты питания должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

Сахалинское УФАС России в рамках своих полномочий в соответствии с Федеральным Законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»   (далее – Закон «О защите конкуренции») осуществляет организационные и правовые основы защиты конкуренции и понуждает занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов в случае нарушения антимонопольного законодательства к выполнению его требований.

В целях недопущения злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарном рынке и развития конкурентной среды, Сахалинское УФАС России осуществляет антимонопольный контроль  за поведением хозяйствующих субъектов, в части выявления и пресечения  действий, ограничивающих конкуренцию по заключенным соглашениям и согласованным действиям, недобросовестной конкуренции, запрещенных Законом «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2  статьи 22 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В настоящее время  Управление Федеральной Антимонопольной службы по Сахалинской области в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее – Постановление № 778) на основании поручения ФАС России проводит еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на следующие виды социально-значимых продовольственных товаров:

- говядина (кроме бескостного мяса);

- свинина (кроме бескостного мяса);

- куры (кроме куриных окорочков);

- рыба мороженая неразделанная;

- масло сливочное;

- крупа гречневая;

- молоко питьевое;

- картофель;

- капуста белокочанная свежая;

- лук репчатый;

- морковь;

- яблоки.

Согласно определению, данному в статье 4 Закона «О защите конкуренции», товарный рынок  - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Следовательно, нормы антимонопольного законодательства, в части нарушений на товарных рынках, распространяются на рынки только тех товаров, которые не являются взаимозаменяемыми.

Кроме того, исходя из определения товарного рынка, данного в Законе «О защите конкуренции», географические границы товарного рынка не могут быть определены территорией какого-либо торгового центра, продуктового рынка или магазина какого-либо населенного пункта Сахалинской области.

В связи с тем, что рынки розничной торговли продовольственными товарами  являются низкоконцентрированными, с развитой конкурентной средой, на которых отсутствуют доминирующие хозяйствующие субъекты, мониторинг осуществляется в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию социально-значимых продуктов питания  из приведенного выше списка.

Следует отметить, что в Реестре хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), ведение которого осуществляется Сахалинским УФАС России в соответствии с п./п. «а» п. 8 ст. 23 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию продовольственных товаров из приведенного списка, не состоят.

Ввиду большого количества хозяйствующих субъектов, действующих на рынках оптовой торговли продовольственными товарами, а также отсутствием доминирующих хозяйствующих субъектов, состоящих в Реестре, мониторинг осуществляется выборочным методом.

В соответствии с поручением ФАС России в случае повышения цен более чем на 5%, незамедлительно выясняются причины такого повышения.

При проведении мониторинга оптово-отпускных цен на товары из приведенного выше списка, признаки нарушения антимонопольного законодательства не выявлялись.        

                          Сообщаем, что в Сахалинском УФАС России действует «горячая линия» по телефону (4242) 46-55-69 для получения оперативной информации о фактах повышения оптовых цен на указанные выше продовольственные товары. Кроме того, «горячие линии» действуют в администрациях всех муниципальных образований Сахалинской области.

                        В рамках исполнения Постановления № 778 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Сахалинской области (далее – Министерство) совместно с администрациями муниципальных образований Сахалинской области, осуществляют мониторинг розничных цен по сорока наименованиям продуктов питания.

           В настоящее время Правительство Российской Федерации принимает все возможные меры для стабилизации ситуации на продовольственных рынках.

                        

                   

2. Относительно роста цен на нефтепродукты в Сахалинской области.

 

         Согласно Постановлению № 239 государственное регулирование не  распространяется на торговые надбавки к ценам на нефтепродукты.

          В силу норм Закона «О защите конкуренции» антимонопольный контроль осуществляется в отношении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке розничной реализации нефтепродуктов.

 Доминирующим  продавцом  моторного топлива  на товарном рынке розничной реализации   автомобильных бензинов и дизельного топлива в границах Сахалинской области является ООО «РН-Востокнефтепродукт»  с долей более 50%, которое включено в Реестр.

           ООО «РН-Востокнефтепродукт» является дочерним обществом и сбытовым звеном ОАО «НК «Роснефть»  в географических границах Сахалинской области, входящим в одну вертикально интегрированную нефтяную компанию и группу лиц с ОАО «НК «Роснефть».

В силу вышеизложенного, действия (бездействие) иных хозяйствующих субъектов – продавцов моторного топлива  не являются объектом антимонопольного контроля.

Цены на автомобильное топливо должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, принимают меры по стабилизации сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

В соответствии со своими полномочиями на основании норм Закона «О защите конкуренции» при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

В рамках обеспечения справедливого ценообразования в Сахалинской области  управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области  принимаются меры  антимонопольного реагирования.

В соответствии  с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственных функций по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства  Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, проводится сбор фактических материалов-доказательств,  указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 Следует отметить, что антимонопольное расследование отличается определенными специфическими особенностями - необходимо собрать и обработать большой массив информации по соответствующему товарному рынку, на котором предполагается правонарушение. Необходимо подготовить квалификацию этого нарушения, что является результатом всеобъемлющего экономического и правового анализа ситуации.

Как правило, все Решения антимонопольного органа нарушители антимонопольного законодательства стараются оспорить   в арбитражных судах, так как за совершение административного  правонарушения, предусмотренных статьями 14.31 и 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на юридическое лицо и должностное лицо накладывается административный штраф.

Так,  за   период  2010-2013 гг. Сахалинским УФАС России рассмотрены и приняты меры реагирования по  пяти  делам в отношении ВИНК - ООО «РН-Востокнефтепродукт».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в соответствии с поручением ФАС России  и  указанием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина № ИС-205в от 29.04.2011 года проводит еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты.

При каждом повышении ООО «РН-Востокнефтепродукт» оптовых и розничных цен на автомобильное топливо, Сахалинским УФАС России проводится антимонопольное расследование по выявлению причин такого повышения.

Так, по результатам еженедельного мониторинга последнее повышение розничных цен на автомобильное топливо имело место 12 октября 2015 года.

В частности, повышение розничных цен на автомобильное топливо, реализуемое на АЗС, принадлежащих ООО «РН-Востокнефтепродукт» и расположенных в г. Южно-Сахалинске, составило:

           АИ-95 – абсолютное изменение цены в октябре по отношению к сентябрю составило 0,50 р. или 1,2% (в сентябре 2015 г. рост цены составил 0,30 руб. или 0,73%);

           АИ-92 – абсолютное изменение цены в октябре к сентябрю составило 0,50 р. или 1,27% (в сентябре 2015 г. рост цены составил 0,30 руб. или 0,77%);

           АИ-98 – цена осталась на уровне 16.09.2015 г. (с 16.09.2015 г. цена возросла на 0,30 руб. или на 0,68%);

           АИ-80  –  абсолютное изменение цены в октябре к сентябрю составило 0,50 р. или 1,41% (в сентябре 2015 г. рост цены составил 0,30 руб. или 0,85%);

           ДТ – абсолютное изменение цены в октябре к сентябрю составило 0,50 р. или 1,23% (в сентябре цена не повышалась).

           При анализе закупочных цен на бензин, приобретаемый ООО «РН-Востокнефтепродукт», установлено, что с начала 2015 года (январь-октябрь) рост закупочных цен по бензиновой группе составил 4-12%, в то время как розничные цены увеличились за аналогичный период на 3-5%.

Соответственно, рост закупочных цен повлек за собой рост розничных цен на АЗС области, принадлежащих как ООО «РН-Востокнефтепродукт», так и независимым продавцам. Это связано с тем, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» является оптовым поставщиком автомобильного топлива для большинства независимых продавцов Сахалинской области.

 В силу нормы ст. 6  Закона  «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

  2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

  а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

  б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

  в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

           По результатам рассмотрения  ежемесячно предоставляемых ООО «РН-Востокнефтепродукт» оперативных фактических материалов в совокупности критериев статьи 6  Закона «О защите конкуренции», нельзя сделать вывод о том, что  цены розничной реализации автомобильного топлива превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

           Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области  в целях обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на постоянной основе осуществляет антимонопольный контроль  за действиями доминирующего хозяйствующего субъекта  по фактам повышения цен мелкооптовой и розничной реализации  моторного топлива.

          Исходя из вышеизложенного, Сахалинским УФАС России  в соответствии с нормами законодательства будет даваться оценка в совокупности  фактических условий, указанных в статье  6 Закона «О защите конкуренции»  по фактам повышения цен на автомобильное топливо доминирующим хозяйствующим субъектом, и при выявлении нарушения  антимонопольного законодательства будут применены меры антимонопольного реагирования: в отношении  хозяйствующего субъекта и генерального директора будут вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной 14.31 КоАП РФ, и наложены административные штрафы.

Контроль за ценовой ситуацией на рынке нефтепродуктов - одно из приоритетных направлений работы антимонопольного органа. Любое увеличение цен на данном рынке неминуемо влечет повышение цен практически на всех товарных рынках, а учитывая островное положение региона, при котором закупочные цены и транспортная составляющая оказывает решающее значение на цену товара, работа антимонопольного органа  по данному направлению носит постоянный характер.

            В связи с этим, Сахалинским УФАС России проводится ежемесячный и еженедельный  мониторинг цен на нефтепродукты, в части соотношения оптовых и розничных цен, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

В начале октября 2014 года ФАС России вынесла предупреждение ООО «РН-Востокнефтепродукт», которое было основано на материалах, представленных управлением по Сахалинской области по проверке роста цен на АЗС «Роснефти».

5 ноября 2014 года по результатам проведенного антимонопольного расследования Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» по признакам манипулирования на бирже (часть 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции»).

Информацию по вопросам разъяснения ФАС России ситуации на топливном рынке Российской Федерации можно получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru.

 

 

  

Руководитель управления                                                                            О.Л. Тихенький